Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

"Жемчужины Беларуси 2011" или в одиночку по Terra Incognita

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Maksim93



Зарегистрирован: 20.01.2011
Сообщения: 21
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 05 Aug 2011, Fri, 17:03    Заголовок сообщения: "Жемчужины Беларуси 2011" или в одиночку по Terra Incognita Ответить с цитатой

Всем форумчанам доброго времени суток!
Разрешите внести свои "пять копеек". Фотографии будут позже, когда буду монтировать фильм.
----------------------------------
Ну вот, наконец, выдалось свободное время, чтобы приступить к отчёту о моём очередном летнем путешествии. На этот раз целью была Республика Беларусь. И не потому, что мне хотелось «отделить зёрна от плевел», читая, смотря и слушая то, что выкладывают наши СМИ, а просто потому, что за свои почти полвека жизни, я ни разу там не был. Итак, я начинаю….


«…И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "правду", - теряли в весе…»
Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце»


День первый.

Глава о том, что интересное путешествие всегда начинается в дождь. 917 километров. Здравствуй Беларусь! Первый «сюрприз» навигатора. Хатынь, курган Славы, Раубичи.

Путешествие моё началось ранним московским воскресным утром 17 июля. Почему, спросите вы, мой дорогой читатель? Да просто потому, что эта традиция, которая началась ещё в 2003 году, когда мы с моим другом Владом и двумя моими, тогда ещё маленькими сыновьями, совершили наш первый « дальнобойчик », посетив Пушкинские места на Псковщине, место Ледового побоища на Чудском озере, заехав в ночной Санкт-Петербург, отмечавший в те дни своё 300-летие и посетив Господин Великий Новгород. Дело в том, решили мы тогда, что в воскресный день мы будем идти «против потока» возвращающихся в Москву дачников.
Сборы мои были недолгими: всё необходимое было закуплено заранее и осталось только компактно разместить это в багажнике моего верного Друга «Добрыни», моего УАЗ Патриота. Человек я неприхотливый, поэтому много вещей я не брал – только самое необходимое. А поскольку путешествие предполагалось на «полном автономе», в багажник были уложены 4 канистры с бензином (поскольку ходили слухи о том, что в Беларуси на заправках огромные очереди и заливают только по 20 литров топлива), 20 литровая канистра с питьевой водой (неизвестно, где застанет тебя в дороге ночь), надувной матрац и пара летних спальников, примус, купленный ещё для первой поездки в 2003 году. В КПК, который для меня был в те дни своеобразной «нитью Ариадны» (поскольку я ехал в абсолютную для меня неизвестность), были загружены разного рода и вида навигационные программы и карты, включая «километровки» Генерального штаба СССР. Не была забыта и специально купленная для этой поездки видеокамера.
Список предполагаемых мест, которые я хотел посетить, был весьма обширен, да и выбранный маршрут был основан на этом списке, но об этом немного ниже…
И вот в 4 часа утра началась наша «Одиссея». Подъехав к Серебрянноборскому тоннелю, связывающий район «высотки» на Красной Пресне и трассу «М9 Москва-Рига» была сделана небольшая остановка, для того, чтобы сделать первые видеокадры этой поездки. Полагалось в этом случае разбить тарелку о треногу камеры, как это делают в начале съёмки своих картин именитые режиссёры, но ваш покорный слуга не причисляет себя к их обществу, да и пластиковые одноразовые тарелки, взятые с собой, вряд ли дали нужные осколки. Снимать пришлось совсем недолго, поскольку с запада надвигалась солидная грозовая туча и на землю упали первые капли дождя. Я еле-еле успел закрепить штатив камеры за ручку-скобу на штурманском месте и запрыгнуть в машину, как «разверзлись хляби небесные» и ливанул хороший дождь, сопровождавший меня почти до самого Волоколамска. Трасса М9, по которой я начал своё путешествие, считается автомагистралью, но только до Волоколамска. Там она превращается в обыкновенную двухполоску, ну а после Ржева и до Нелидово шел ремонт дороги. В принципе никакой дороги на тот момент там не было. Было, как сказал Уинстон Черчилль, направление. Асфальт был снят так, как это, наверное, умеют только у нас – кусками. Так что ехавшие «пузотерки» старательно объезжали все выбоины и колдобины. Вот тут то и чувствуешь всю прелесть нашего российского внедорожника. 80 километров в час и не меньше. Добрыня шел, вернее не шел, а летел, по этой «дороге», ловя на себе завистливые взгляды иномарочников, которых он обгонял. После Нелидово и до самой границы с Республикой Беларусь, дорога стала дорОгой в её настоящем понимании. Да и погода порадовала – выглянуло солнышко и настроение поднялось. Подъезжая к границе, на обочинах было много «тонаров», в которых можно было купить так называемую Green Card – автостраховку (своеобразное ОСАГО, действующую на территории Украины, Молдовы и Беларуси), но и об этом я тоже позаботился заранее. В районе полудня я был уже на границе. Заправившись «под пробочку» на крайней перед границей заправке и немного размявшись, двинулись дальше. На российской границе в сторону Беларуси из пограничников никого не было, поэтому, соблюдая скоростной режим (ограничение 20 км/час ), мы с Добрыней покинули пределы России и медленно поехали по «нейтральной полосе» (порядка километра), до пограничного поста Беларуси. И там тоже не увидели в «коридоре для легковушек» ни одного пограничника: они стояли и проверяли документы у дальнобойщиков.
Здравствуй Беларусь! Здравствуй страна, доселе мною не виденная! Что ты покажешь мне? К каким тайнам дашь прикоснуться? Здравствуй!
Проехав с десяток километров по дороге, я поймал себя на том, что мне абсолютно не хочется «притапливать», нажимая на педаль газа. Во первых не позволяли знаки, потому что было достаточное количество населённых пунктов (а в некоторых ограничение скорости было вообще 40 км/час), а во вторых я осознавал, что отпуск только начался и впереди уйма времени. Выбрав в навигаторе первую точку посещения – Хатынь, я с превеликим удивлением заметил, что я туда прибуду через каких то 3 часа. Прикинув в уме задачку про путь и скорость (арифметику с математикой и я ещё не забыл) у меня выходило ну никак не меньше четырёх часов «с хвостиком». И тут до меня дошло – что за фортель выкинул навигатор. Оказывается он взял и пересчитал время исходя из местного часового пояса, а в Беларуси время отстаёт от Московского ровно на один час. Я успокоился. Хвала Создателю.

Практически в рассчитанное время мы с Добрыней подъехали к повороту, ведущему к Мемориальному комплексу Хатынь и медленно поехали по этой «дороге скорби». Комплекс расположен на расстоянии 5 километров от трассы и через каждый километр на обочине стоит бетонный куб с цифрами на гранях от нуля до пяти.
Хатынь. Это название известно во всём мире, как Герника , Сталинград или Брестская крепость… Деревня, в которой проживали лишь женщины, дети и немощные старики, была дотла сожжена гитлеровцами, вместе с её жителями, которых они согнали в один сарай.
Выйдя из машины я сразу почувствовал некую гнетущую тишину, и в этой тишине - перезвон колоколов, который повторяется каждые 30 секунд круглосуточно, 365 дней в году, начиная с 5 июля 1969 года. Этот звон колоколов я запомню до последних дней, как и музыку, играющую на Пискаревском мемориальном кладбище, которое я впервые в жизни увидел морозной зимой 1977 года.
Описывать Хатынь – бессмысленно, да и не буду я этого делать. Это надо видеть своими глазами, чувствовать каждым нервом собственного тела. Весьма сложно было и снимать на камеру. Если б не штатив, то и не было и кадров об этом памятнике. Необычно было видеть, как изменилась группа молодых людей, парней и девушек, приехавшая туда. Смеявшиеся и шутившие на стоянке перед Мемориалом, и плачущих и кусающих губы, проходя мимо стилизованных фундаментов домов и читая на табличках имена и возраст живших там людей: 12 лет, 8 лет, 3 годика… 7 дней…….
С тяжелым чувством я покидал это место. Жизнь – продолжается…

Следующим пунктом моего маршрута был ещё один памятник, напоминающий о Великой Отечественной войне, рукотворный курган Славы неподалёку от столицы Беларуси – Минска. Холм, высотой около 35 метров, опоясывают две лестницы, поднимающиеся от подножия кургана к его вершине и насчитывающие 241 ступень каждая. Венчает курган смотровая площадка в виде мозаично-барельефного кольца и четырёх символических штыков, смотрящих в небо (Беларусь освобождали 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский фронты ). Существует примета, если жених на свадьбе донесёт невесту от подножия до вершины кургана, то эта семья никогда не распадётся. Подняться от подножия кургана к его вершине достаточно тяжело. Это проверено на личном опыте. А какой вид открывается на окрестности – дух захватывает. Но день неуклонно приближался к вечеру, а у меня был запланирован ещё один пункт: Международный спортивный центр Раубичи. Тем более, что до него было не так уж и далеко.

И снова дорога, бесконечной лентой уходящая вдаль. Кстати о дорогах и культуре вождения в Беларуси. Дороги – в ИДЕАЛЬНОМ состоянии. Как это удаётся белорусским дорожникам для меня так и осталось неразгаданной загадкой. Даже самая незначительная дорога местного значения, имеющая индекс, например, Н2356, по качеству не уступает Рублёво-Успенскому шоссе в Москве, особенно его части от МКАД и до мест обитания российской «элиты общества». Езда по белорусским дорогам мне, после российских, просто доставляла колоссальное удовольствие. Все едут не спеша, несмотря на то, что это вечер воскресного дня и жители из пригородов добираются домой, нет традиционных российских многокилометровых «пробок», которые «умные» водители объезжают по встречке или по обочине. Нет и привычной грунтовой обочины, к которой мы все привыкли: за сплошной линией, определяющей границу правой полосы, существует ещё полоса около полутора-двух метров, такого же асфальта. Это мне очень напомнило трассу «Скандинавия» от Санкт-Петербурга в сторону границы с Финляндией. Никто друг друга не подрезает, не вклинивается, не «играет в шашки» и т.п. вещи, которые мы ежедневно привыкли наблюдать у себя дома. Очень много видел женщин-водителей. Расскажу то, что видел сам. По дороге в Раубичи идут три машины: BMW X5, за ней ваш покорный слуга, за мною Audi. В зеркала заднего вида вижу, что нас догоняют обыкновенные Жигули «семёрка» . Мы идём около 80 км/час, жигули - под соточку. Ну, думаю, сейчас начнётся: бибиканье, мигание фарами, обгон по встречке или по обочине с последующим "подрезанием" и резким томожением. Ничего подобного. Audi , не снижая скорости, смещается вправо, на обочину за ней я, за мной BMW. «Семёрка», без выезда на встречную полосу, пролетает по освободившемуся «коридору», мигает нам всем «аварийкой» в знак благодарности и уносится дальше. ( Кстати это у беларусов негласное правило: сказать «спасибо» уступившему дорогу.) Мы возвращаемся в свою полосу. Водитель BMW, решив, что я тоже спешу, ещё раз сдвинулся на обочину, моргнув «поворотником», что, мол, «обгоняй», но увидев мою отмашку рукой, понял, то что я не спешу, и вновь вернулся в свою полосу.

Слово за слово, а мы уже и приехали в Раубичи, известный спортивный центр. Известен он не только своими лыжными и биатлонными трассами, но, также, и трамплинами, и специальными искусственными склонами, на которых проводятся соревнования по фристайлу, могулу, сноуборду. А в летнее время это спортивно-оздоровительный лагерь, где отдыхают беларусские дети. Мне несколько непривычно было видеть, что в это время (солнце уже садилось) дети спокойно и без пристального внимания взрослых играли в хоккей на траве, футбол, волейбол, а не сидели с пивком и сигареткой в леске. Я попросился пропустить меня проехать до биатлонного стрельбища, потому что от въезда в комплекс до стрельбища было достаточно далеко. Пропустили. Но предупредили: Скорость по территории НЕ БОЛЬШЕ 10 км/час – очень много детей. Проехал, немного поснимал, насколько позволяло освещение, и поехал к выезду. Там разговорился с охранником, который мне и объяснил почему нет такого пристального внимания со стороны взрослых к детям. Их приучают не только к самостоятельности, но и к порядку.

Солнце зашло за горизонт, наступили сумерки, а путь мой лежал в городок Гервяты, который называют ещё «Беларусским Версалем». Но это будет уже завтра, а сейчас надо подыскивать место для ночлега. И я его очень быстро нашёл. Недалеко от дороги, в небольшой рощице. Остановился и стал готовиться к первой ночёвке на беларусской земле. Поставил кипятиться воду на примус для готовки ужина, накачал матрац. Добрыня тоже отдыхал, после долгого пробега в 917 километров. Незаметно опустилась темнота. Всё. Спать……


День второй.

298 километров. «Беларусский Версаль» в Гервятах. «Чёрный замок Ольшанский». Меловые карьеры у Волковыска. Отдых в интересной компании.

Меня разбудило солнце, пробившее свои лучи сквозь листву рощи, в которой я заночевал. Я посмотрел на часы – было 7 часов утра. Значит в Москве уже 8, подумал я. Пора вставать, завтракать и продолжать путь. Завтрак и сборы заняли непродолжительное время и снова Добрыня отсчитывает новые километры по земле Беларуси. Решение посетить Гервяты было принято мною не случайно. Увидев фотографии костёла, который там стоит и парка вокруг него, я принял решение – это место надо обязательно посетить.
В навигационной программе я забыл снять «галочку» в пункте «Избегать грунтовые дороги при прокладке маршрута», поэтому перед Гервятами мне пришлось «поднять пыль» порядка 7 километров по грунтовке. Навигатор исправно вывел меня в назначенную точку. Надо сказать, что шпиль Собора Святой Троицы виден издалека, а увидев это здание уже наяву, а не на фотографии, я вообще обомлел. Прекрасная готическая архитектура. С костёла как будто бы вчера только-только сняли строительные леса. Красота неописуемая. Мне очень хотелось поснимать интерьер этого костёла, но…. Внутри шёл ремонт. Выйдя на улицу я поговорил с одним из помощников ксёндза Леонида, который работал по благоустройству территории вокруг самого костёла и прилегающего к нему парка. Сам костёл огорожен невысоким , символическим, кирпичным заборчиком не более метра в высоту. Внутри настоящий сад Эдема: множество туй, кипарисов, елей. Есть несколько католических деревянных крестов. Необычна композиция Божьей Матери с младенцем, вырезанная из единого ствола дерева. Необычно меня поразили «плакучие» берёзки. Деревца, не больше метра высотой, имеют очень длинные тоненькие веточки, свисающие до самой земли. Необычайно красиво! Говорят, что ксёндз Леонид посещал курсы по ландшафтному дизайну. И самое небывалое чудо то, что здесь по весне расцветают магнолии и прижились южные кипарисы. С благоустройством костёла и прилегающей территории ксёндзу Леониду помогали местные жители. И, честно скажу, всё сделано там с такой любовью, что захватывает дыхание и приятный комок подступает к горлу. В небольшом парке необычайно ухоженные газоны, стоят статуи Библейских двенадцати апостолов. Удобные скамеечки, по краям выложенных белоснежной плиткой дорожек, располагают к тому, чтобы присесть и насладиться красотой. И если отвлечься, то можно подумать, что ты находишься не в Беларуси, а в каком нибудь тихом, провинциальном городке в Европе.
Однако время летит незаметно, снимаю заключительную панораму этого Беларусского Чуда и отправляюсь к очередной точке путешествия – развалинам замка в Гольшанах.

На месте этого некогда одного из красивейших замков, стоят не менее живописные развалины. Замок постепенно врастает в землю. От былого величия осталось только две стены, угловая шестигранная башня и местные легенды о привидениях, которых можно тут встретить. Поверье гласит, что когда наступает полнолуние и свет от Луны освещает стены замка, они кажутся чёрными, словно покрытые сажей, несмотря на то, что при дневном свете они серо-коричневого цвета. Туристов и экскурсантов здесь практически не видно. Во первых потому, что развалины замка стоят в отдалении от самого городка Гольшаны, а во вторых потому, наверное, что в Гольшанах стоит действующий и отреставрированный монастырь францискацев со своими легендами о замурованных в стены людях. Кстати эти легенды нашли своё подтверждение, когда при реставрации здания монастыря, в наше время, был обнаружен замурованный в стене человеческий скелет. Но моей целью был именно этот замок. Включив камеру, я начал неспешный обход того, что осталось от некогда величественного сооружения. Стены замка сделаны не только из кирпича, но и из плоских камней, а в некоторых местах (особенно ближе к основанию здания) были обнаружены и довольно крупные камни-валуны. Пространство между стенами заросло крапивой, бузиной и бурьяном, поэтому приходилось продираться сквозь них, как через заросли джунглей. Каким то образом я попал туда, что, может быть, было в те времена главным залом замка. Судя по сохранившимся на стенах остаткам кладки, включив воображение, можно было «дорисовать» то, что разрушило время. Зал со сводчатыми арочными потолками, высотой метров 5-6, широкая лестница, идущая как вверх, так и вниз. Остатки камина… Казалось, закрой глаза и ты очутишься на 300 лет в прошлом. Увидишь зал, со стенами, увешанными, картинами, головами убитых на охоте животных. Оружием, развешанном на стенах. Увидишь огромный стол, за которым сидят хозяева замка и их гости. Пылающий камин… Но всё это остаётся только в твоём воображении. На деле же слышно только стрекотание кузнечиков и щебетание птиц вокруг.
Кстати я открыл для себя интересную вещь. Я понял как обогревались такие большие помещения. Снимая на камеру одну из стен, я увидел в ней интересную выемку , напоминавшую латинскую букву «Y». Подойдя ближе обнаружилось, что это обыкновенный дымоход, проходящий в стене. Вот значит каким способом грелись жители замка. Но всё равно это не спасало от холода зимой. Поэтому и стояли в залах дополнительные печи и камины. Ещё одной из особенностей этих замков являются обширные подвалы-подземелья, также со сводчатыми потолками. Я обнаружил один из входов в такой подвал, но ход туда был засыпан землёй, а в оставшееся пространство я бы не пролез. Да и, честно говоря, побоялся это делать. Обследовав угловую башню, я также нашёл там остатки дымохода. Широкие проёмы никак не были похожи на узкие щели бойниц. Удалось побывать только на первом и втором этажах башни. Чтобы попасть на третий этаж, надо было обладать неплохой подготовкой и гибкостью, которой я, увы, уже не обладаю. Эти руины, если дождутся реставраторов и будут восстановлены, то могут превратиться в ещё одну достопримечательность Беларуси. Посему, мысленно пожелав этого и окинув взглядом замок, я двинулся в дальнейший путь.

Финальной точкой дня было посещение меловых карьеров в районе посёлка Красносельский. Добрыня неспешно накручивал на колёса очередные километры, а я наслаждался окружающими видами. В этих карьерах добывается меловая структура для местного цементного завода. Разработки ведутся с давних пор. Подъезжая к Красносельскому, уже с расстояния в несколько километров были видны этакие терриконы из отвальных пород. Подъехав ближе, я своими глазами увидел процесс добычи. Представьте себе овраг. Только не обычный овраг, который мы привыкли видеть на поле или в лесу. Это так себе – овражки. А это – настоящий «овражище» глубиной метров 150 – 200 и длиной около трёхсот метров. Дно его заполнено водой, как грунтовой, так и от проходивших дождей. На берегу стоят две насосные станции, откачивающие эту воду. На «небольшом возвышении» ,метров, эдак, 30 над водой, стоит шагающий экскаватор, вычерпывающий меловую массу и высыпающий её рядом горкой (для того, чтобы стекла влага), для дальнейшей погрузки другим экскаватором на самосвалы, которые отвозят всё это на близлежащий завод для дальнейшей переработки. А теперь немного о размерах «действующих лиц». Если учесть, что грузовики это карьерные самосвалы БелАЗ, и принять их размер за спичечный коробок, то размер экскаватора №2, который их загружает, будет, приблизительно равен размеру четырёх ПАЧЕК СИГАРЕТ, а размер шагающего экскаватора №1 приближается к ШЕСТИ ПАЧКАМ СИГАРЕТ. Не мудрено, что карьерный самосвал загружается всего ЗА ТРИ (!!!) КОВША.
Поразительное зрелище! Если смотреть на это действо с верхнего края карьера, как это делал я, то, вроде бы, и не впечатляет, но когда мимо тебя проезжает эта громада карьерного самосвала, диаметр колёс которого составляет полторы высоты «Патриота», то, как говорится, комментарии излишни.

Полюбовавшись на это зрелище и засняв процесс на камеру мы двинулись дальше, тем более, что до точки назначения оставалось немногим более трёх километров. Надо сказать, что оставшиеся километры пришлось ехать с плотно закрытыми окнами, иначе весь салон машины, да и я сам превратились бы в некое подобие мучной мельницы: такая была вокруг «меловая завеса» из пыли. И вот они долгожданные карьеры. В Москве я сделал несколько распечаток этих мест из программы Google Планета Земля. Поэтому примерно знал, как выглядят эти места. Поэтому я стал искать место для остановки на запланированную днёвку. Единственное, что я не учёл – это рельеф местности. Подъехать к воде было просто нереально. Берега заросли лесом. И чтобы добраться до воды пришлось бы бросать машину и спускаться вниз по крутому склону метров 30 – 50. Этот вариант меня не устраивал. Пришлось вернуться назад. Возвращаясь, я увидел небольшое ответвление, заросшее травой, с отчётливо видимыми следами, что тут проезжали машины. Недолго думая я включил полный привод и медленно поехал по этой заросшей дорожке. Оказалось, что заросшей она была на протяжении всего десяти метров. А дальше… Дальше я увидел прекрасное место для отдыха, которое, чувствуется, и до меня активно использовалось. И не единожды. Поразила чистота этого места. Да было костровище, аккуратно обложенное камнями, но ни пустых бутылок, банок, разорванных полиэтиленовых пакетов и прочих «прелестей», которые мы можем встретить у себя, приехав на какое-нибудь место для отдыха, не было. Рядом с костровищем были уложены дрова, заботливо укутанные в полиэтиленовую плёнку, а сверху – рулон мешков для мусора, прилепленные к плёнке скотчем. Остановившись и осмотревшись я решил искупаться. Цвет воды меня насторожил. Она была светло-изумрудного цвета. Но, подойдя ближе, я увидел совершенно прозрачную воду. Оттенок воде придавали меловые донные отложения. С превеликим удовольствием я окунулся в эту воду. Это было истинно райское блаженство. Примерно через час-полтора подъезжает Фольксваген-транспортер с ребятами (4-5 человек) моего возраста.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Мы Вам не помешаем отдыхать?
- Да нет. Пожалуйста. Я думал, что это ваши заготовки (Показываю на дрова, укутанные полиэтиленом).
- Да нет. Просто негоже оставлять после себя свинарник, не правда ли?
- Совершенно согласен.
Это оказались друзья-одноклассники, которых судьба после школы разбросала по всей Беларуси. Слово-за-слово. Они пригласили меня к столу (пригодилась и бутылочка коньячка «на всякий случай» захваченная мною из Москвы). Началось пиршество. Меня угощали и домашним квасом, и малосольными огурчиками, и салом и всем тем, чем богаты беларусские семьи. Угостили, также, и местной водкой, которая называлось «Хлебное вино» или что то вроде этого, с рисунком пшеничного колоса на этикетке. Я поразился мягкому вкусу и приятному послевкусию. И мне было сказано, что в отличие от остальных, эта водка готовится на фруктозе, а не на сахаре. Часть ребят, накачав лодку, которую они привезли с собой, отправились рыбачить. Заодно поставили и несколько раколовок. Итог. Через час, когда они вернулись, в добытых «трофеях» значились три щучки грамм по 300, пара карпов с ладонь величиной, и штук 30 раков. А ведь наличие раков – это показатель чистоты воды. Часть раков была отправлена в котел, поставленный на привезённый ребятами мангал, часть нанизана на шампуры и сделан «шашлык», а часть была закатана в шарики из глины, и тоже положены в угли мангала. Никогда такой вкуснотищи не пробовал. За разговорами незаметно пролетело время. Ребятам надо было уезжать. Оставив мне ещё кучу еды ( «…ну не везти ж собой обратно, а тебе пригодится – всё ж домашнее, а не концентраты…» говорили они). Мы распрощались. Они уехали, а я стал готовиться к очередному ночлегу. Хорошо отдохнули. Спасибо этим ребятам за кумпанство. Ведь недаром говорится, что на свете много людей, а хороших – ещё больше.


День третий.

411 километров.Ночная гроза. Ружанский замок. Не следует всегда доверять навигатору. Беловежская пуща. В гостях у Деда Мороза. Брестская крепость.

Ночью я проснулся от вспышки молнии и удара грома. Ночная гроза. Что может быть страшнее, но и интереснее? Но в дождь я всегда хорошо сплю, поэтому повернувшись на другой бок я продолжил это увлекательное занятие. Утро встретило меня пасмурным небом и прохладной погодой. Всего +17 супротив вчерашних +25. Но это даже взбодрило. Бултыхнувшись в воду я ощутил, что вода была такой же тёплой, как и вчера. Не успела остыть за ночь. Сборы были недолгими. Лёгкий завтрак и – в путь. Ночной дождь смыл с Добрыни «меловой загар» и он снова приобрёл свой естественный вид. После небольшого перерыва, который мне предоставила природа для завтрака и сборов, снова пошёл дождь, который шёл всё время, пока я ехал к Ружанскому замку. Я уже начал сомневаться в том, что мне удастся снять этот памятник и пожалел, что не взял с собой зонтик, чтобы укрыть камеру от дождя. Но видимо природа была благосклонна ко мне, потому что посидев минут 15 в машине, на стоянке перед реставрирующимися воротами, я увидел, что дождь закончился, а ещё через 10 минут выглянуло солнце.

Ружанский замок Сапег. Кто же это были такие Сапеги? И почему много замков Беларуси носят в своём названии это слово?
Вот что говорят исторические источники
Цитата:
Сапеги (белор. Сапегі, лит. Sapiegos, польск. Sapiehowie, в актах и хрониках — Sopieha, Sopiha, Sopiezycz) — шляхетский род герба Лис в Великом Княжестве Литовском, который, унаследовав в середине XVI века владения Ольшанских, стал пользоваться огромным влиянием. С XVIII века — князья.
Родоначальником Сапег большинство польских геральдистов старого времени называли Пунигайла, каштеляна Трокского, сына Наримунта Гедиминовича; сын его, Сунигайло, крестился с именем Семёна. Недостоверность этой генеалогии, основанной на панегирическом сочинении Миштольта (Misztolt, лит. Antanas Aloyzas Miš-tautas) «Historia Illustris domus Sapiehianae» (Vilnae 1724) , доказана Казимиром Стадницким, который выяснил, что Сунигайло умер бездетным. В новейшей генеалогической литературе считается установленным, что род Сапеги происходит из Смоленской земли, где Сапеги уже в XV веке владели значительными поместьями. Родоначальником Сапег считается Семён Сопига, писарь Казимира Ягеллончика; имя его встречается в актах и хрониках 40-х годов XV века. От его сыновей — Богдана и Ивана (Ивашка) — пошли две ветви рода Сапег: черейская (или северская) и коденская. Путем браков и пожалований род Сапег приобрёл громадное богатство, давшее ему возможность занять первенствующее, после Радзивиллов, положение в Литве.
В XVII веке Сапеги представляли собой грозную силу, пред которой иногда должен был смиряться даже король. Сапеги самовластно хозяйничали в Литве, распоряжаясь по своему произволу на сеймиках и трибуналах, преследуя и устраняя неугодных им лиц. Выведенная из терпения высокомерием и притеснениями Сапег, шляхта составила конфедерацию под предводительством каштеляна витебского Коцеллы, который объявил даже посполитое рушенье против Сапеги. Вмешательство короля в это дело не предотвратило столкновения; началась (в феврале 1700 года) Домашняя война, закончившаяся поражением Сапег под Олькениками (18 ноября 1700 года), после чего все Сапеги присуждены были к лишению должностей и имений и осуждены на вечное изгнание из государства. Сапеги обратились к посредничеству Августа II, который примирил их со шляхтой. Богатство Сапег сильно пошатнулось во время этой войны, требовавшей больших расходов. Тем не менее до последних дней существования Речи Посполитой Сапеги играли выдающуюся роль. 16 лиц из рода Сапеги занимали так называемые «дигнитарские» должности, трое были главными начальниками литовской артиллерии, 25 занимали должность воевод, четверо — каштелянов, трое были гетманами великими литовскими, один — гетманом польским, двое — епископами. Первоначально Сапеги исповедовали православие; первым перешёл в католицизм Иван Семёнович Сапега (ок. 1430 — 1517), посланный в 1514 году в Рим и принявший там католичество; сыновья его остались православными, но в течение XVI и начала XVII века католичество окончательно утвердилось в семье Сапег.
В 1572 году Николай Сапега, воевода минский и витебский, ещё возведён был императором Рудольфом II в графское Римской империи достоинство, и от него пошла графская ветвь рода Сапега. В 1633 году Ян Станислав Сапега, великий маршалок литовский, возведён был императором Фердинандом III в княжеское Римской империи достоинство, но отказался принять этот титул и умер бездетным. В 1700 году Михал Францишек, конюший литовский, генерал артиллерии литовской, был возведён Леопольдом I в княжеское Римской империи достоинство, но погиб в том же году, будучи неженат. Не имея никаких формальных прав на княжеский титул, Сапеги уже в то время употребляли его, претендуя на происхождение от владетелей Литвы. В 1768 году Польский сейм, признав эту легендарную родословную, официально утвердил за фамилией Сапег герба Лис княжеский титул. Северская линия состояла в русском, а Коденская — в русском и австрийском подданстве. В России княжеское достоинство утверждено за Сапегами Высочайшим указом 26 июля 1874 года.

Иными словами род Сапег в те времена был хозяином обширной территории нынешней Беларуси, Литвы и части Польши.
Сам замок находится на стадии активной реставрации. Для себя я подметил, что среди рабочих не было ни «равшанов», ни «джумшутов». Слышна только беларусская и польская речь. ( Подобную картину я наблюдал на абсолютно любой строительной площадке и наблюдая за дорожными рабочими в местах, которые я проезжал.)
Войдя под своды ворот, или как их ещё называют, брамы, главного входа, я в очередной раз восхитился увиденным. От входных ворот и до главного здания было примерно метров 100-150. В центре замкового ансамбля находится главное здание. Справа и слева от него находились ещё два корпуса, одно из них не сохранилось до наших дней. Расстояние между корпусами порядка 100 метров. Для сравнения размеры современного футбольного поля составляют 110 х 70 метров. Т.е. практически площадь двух футбольных полей имеет размер пространства перед замком. Эти два корпуса соединяются с главным зданием замка двумя дугообразными красивейшими колоннадами. Как я уже сказал ранее замковый ансамбль находится в стадии реставрации. Но пока отреставрированы только центральные ворота, на фронтоне которых красуется герб рода Сапег и небольшой корпус, пристроенный справа от ворот. И снова, включив камеру , я отправился в путешествие по развалинам этого замка, отличающегося от замка Ольшанских не только размерами, но и большей сохранностью. Архитектура замка очень похожа на замок в Гольшанах: те же массивные колонны, поддерживавшие высокие сводчатые потолки, огромные оконные проёмы в человеческий рост, оставшиеся в стенах камни, по которым можно было определить, что здесь было – лестница, потолочное перекрытие или стена, ну и знакомые уже, по путешествию по предыдущему замку, знаменитые замковские дымоходы в толстых стенах . Вот что мне удалось в этом замке, так это проникнуть в его подземелья, вернее только в их малую часть. И вот почему. Само здание поднимается над землёй на три этажа. Каждый этаж примерно по 4-5 метров высотой (ну почти как современные «дачи» представителей нашей «элиты общества»). И под землю этот замок уходит своими подвалами также на три таких же 4-5 метровых яруса. На первый подвальный этаж можно легко попасть, немного сложнее на второй ярус. Третий же ярус завален землёй и также, как в Гольшанах – доступен исключительно худеньким любителям экстрима или диггерам. Сложно передать то ощущение, попадая в эти казематы. Начинает пробирать какая то дрожь: не то от сырости, не то от страха. На видео удалось снять только «минус первый этаж» и совсем невозможно «минус второй», поскольку у модели данной камеры любая подсветка отсутствовала, а взять с собой фонарик я не удосужился, хотя о наличии доступных подземелий в Ружанском замке мне говорили ребята, с которыми я отдыхал на меловых карьерах. Но всё равно – удовольствий и впечатлений «воз и маленькая тележка».
Выбравшись из подвала я долго привыкал к дневному свету и солнцу, полностью разогнавшему тучи и сиявшему в чистом синем небе. Подумалось – я пробыл в подземелье минут 15-20 и так щурюсь от света. А каково было тем, кто длительное время находился там (не знаю были там помещения для провинившихся или нет, но в то время могло быть всякое).
Знакомство с Ружанским замком Сапег закончено, в навигатор заложена очередная точка – Беловежская пуща. Поехали…

И снова Добрыня бежит, наматывая на свои колёса, новые километры прекрасных беларусских дорог, проложенных через городки и посёлки, через леса и поля. Всюду видно, что у этой земли есть хозяин: практически каждый клочок земли засеян рожью, пшеницей, овсом или ячменём. Даже небольшие полоски земли между дорогой и защитной лесополосой засеяны этими культурами. Проезжая через сёла видишь ухоженные домики и участки, также засаженные разного рода и вида домашними культурами. В открытое окно врываются запахи то недавно скошенного сена, то запах речных растений, то просто чистого не загазованного воздуха.
Второй раз за эту поездку навигатор, которому я полностью доверял, выкинул очередной «финт ушами». Да, он вывел меня ко въезду в Беловежскую пущу, но СОВЕРШЕННО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ. Естественно, проехав к сторожке, за которой стоял закрытый шлагбаум и узнав, что здесь мне не проехать, пришлось разворачиваться и ехать в обратном направлении около 30 километров. Зато я увидел строящуюся объездную дорогу вокруг заповедника. Наверное для таких же «туристов», которые, доверившись навигатору, приехали совсем не туда, куда хотели.

И вот она ,одна из главных достопримечательностей и символов Беларуси – Беловежская пуща. Национальный заповедник, раскинувшийся на огромной территории на только Беларуси, но и соседней Польши. Запарковавшись на стоянке, я двинулся на разведку, дабы узнать во сколько мне обойдётся удовольствие посещения этого заповедника. Оказалось, что совершенно в смешную по российским меркам сумму – 270 рублей. Я взял три билета: на осмотр вольеров с животными, на посещение музея природы и на 2-х часовую автобусную экскурсию в Резиденцию беларусского Деда Мороза. Видео и фотосъёмка – БЕСПЛАТНО. У меня было полтора часа до автобусной экскурсии и я отправился снимать животных. В заповедник приезжают много семей с детьми со всей Беларуси и не только. Интересно наблюдать за реакцией детишек, когда им удаётся покормить того же оленёнка или косулю, брошенным за ограждение кусочком хлеба. Это просто буря восторга. Ну а если его кусочек подобрал и съел сам "хозяин пущи" зубр, то такой радостный визг стоит, хоть уши закрывай. Видел я там и местных «джиперов» - кабанов. Для них специально создали грязевые «окопы», в которых они с удовольствием барахтаются. Вольер представляет собой прямоугольную площадку размерами примерно 150 х 200 метров. Для каждого вида животных свой вариант. Для зубров – это открытое пространство с одинокими деревьями, для оленей и косуль – вольер с высокой травой, для кабанов – болотистая местность Т.е. созданы практически те природные условия, в которых они живут в мире дикой природы. А напротив, через дорогу, стоит заповедный лес в своей первозданной красоте. Я решил зайти в него и поснимать там немного, но вскоре мне пришлось об этом пожалеть. Комары. Эти проклятые кровососущие, почуяв «новенького», не сговариваясь, набросились на меня. Минуты 3 я терпел, потом мне это надоело и я быстрой рысью помчался назад к дороге. Комариный рой с радостным жужжанием не отставал. Выйдя на дорогу я обернулся и обомлел, не поверив своим глазам: за мной тянулся хорошо различимый «шлейф» из не знаю какого количества комаров. Я бегом по дороге – они за мной. Проезжавший на квадроцикле егерь на ходу крикнул мне: «Пробеги сквозь ельник – отстанут!» Помогло. А он едет и смеётся:»У наших комаров чутьё на новеньких – отменное!»
Я направился к Главному входу, поскольку скоро должен был подойти автобус, который отвезёт меня на свидание с детством – в гости к Дедушке Морозу. Подошёл автобус NEOPLAN внутри была приятная прохлада: работал кондиционер. Водитель произнёс замечательную фразу: «Те, кто опаздывают у нас на 3 минуты – поют, кто на 5 минут – пляшут, а кто на 7 минут – поют и пляшут… Только уже без нас!». У нас был замечательный экскурсовод Оксана, которая не умолкая ни на минуту, пока мы ехали к Резиденции (а расстояние до неё целых 16 километров), рассказывала и рассказывала об истории заповедника, заставляя ежесекундно поворачивать голову то налево, то направо. Увидели мы и сосну-долгожительницу, возраст которой почти 250 лет (средняя продолжительность жизни сосны 100-150 лет), и небольшой посёлок, в котором живут работники заповедника: егеря, ветеринары с семьями. И вот перед нами Резиденция Деда Мороза. Оксана предупредила всех, что «…сейчас дяди и тёти, забудьте, что вы все взрослые! Вам придётся окунуться в мир своего детства…»
Для того, чтобы войти на территорию, где живёт Дед Мороз, надо открыть тяжёлые резные дубовые ворота, которые охраняют два лесных сторожа: Дуб ДубОвич и Вяз ВязОвич. Для этого надо всем вместе их попросить – Дуб Дуб0вич! Вяз ВязОвич! Пропустите нас пожалуйста! Вы не поверите! ВСЯ ГРУППА, а это человек 40, включая детей, старательно хором произнесла эту фразу. И ворота отворились…
Мы попали во владения Деда Мороза. Как сказала наш экскурсовод Оксана, место для строительства Резиденции было выбрано не случайно, потому что нельзя было наносить урон заповедной природе вырубкой деревьев, а именно на этом месте была естественная поляна. Как сказала Оксана, те, кто попадает в гости к Деду Морозу, могут загадывать желания (нематериальные естественно), которые обязательно исполнятся. Здесь есть и волшебная мельница, подойдя к которой, прикоснувшись к которой и произнеся «Мели-мели, мельница!», перемелет все ваши невзгоды и печали, есть поляна 12 месяцев, с деревянными резными скульптурами, на которой, подойдя к скульптуре месяца, в котором вы родились, можно загадать желание, есть скульптуры лесных гномов, которые также исполнят ваши самые сокровенные желания. И прочие, прочие, прочие чудесно-сказочные персонажи. И вот мы подошли к самому главному домику – Резиденции Деда Мороза. Всем пришлось снова постараться, чтобы Дед Мороз вышел к нам. Мы трижды хором кричали «Дедушка Мороз! Выйди к нам, пожалуйста!», прежде чем отворилась дверь домика и на крыльце появился тот, о ком мы знали с самого раннего детства, тот, который (как говорили нам родители) в новогоднюю ночь клал нам под ёлку подарки, но которого мы НИКОГДА В ЖИЗНИ НЕ ВИДЕЛИ. На крылечко вышел сам Дед Мороз в летнем одеянии со своим неизменным волшебным посохом. Приятно было слушать то, о чём он с нами говорил. Ведь приехавшие к нему в гости были не только из разных городов Беларуси. Но и, как автор этих строк, из Москвы, и даже из самого восточного города России – Владивостока. В заключении он позволил всем желающим сфотографироваться с ним на память, и, держась за его волшебный посох, загадать своё желание… Нелегко, конечно, было Деду Морозу, привыкшему к холоду и снегу, находиться на летнем воздухе, но не мог он отказать людям, приехавшим за много километров к нему в гости. Особенно детям, увидевшим его наяву, и поверившим в то, что Дед Мороз действительно существует. Да и взрослым, которым эта поездка позволила вновь вернуться в свой мир детства. Попрощавшись с Дедом Морозом, мы пошли в гости к «виновнице новогодних торжеств» - к гигантской 40-метровой ели, вокруг которой, всей группой, взявшись за руки, стали водить хоровод, напевая всем знакомую с детства песенку «В лесу родилась ёлочка…» Далее прошли к домику, где живёт Снегурочка, которая в данный момент отсутствовала, поскольку гостила на Севере. Оксана разрешила заглянуть в окошко домика и предупредила, что «…если кто увидит своё отражение в зеркале, висящем на стене в комнате Снегурочки, то также может загадать желание». Как видим чудеса – продолжаются. Есть там и замечательный волшебный мостик, на котором можно было загадать аж целых 83 желания, потому что состоял он из 83 бревнышек. Только условие было такое – загадывая желание, надо было наступать только на одно брёвнышко. Все, естественно, не смогли загадать столько желаний, но я видел, как одна маленькая девочка очень старательно, держась за перила мостика, переступала с брёвнышка на брёвнышко. Смогла ли она загадать все 83 желания я не увидел, поскольку пошёл смотреть дом, специально построенный для писем и подарков, которые в огромном количестве поступают в адрес Деда Мороза. Как нам сказала экскурсовод Оксана, были случаи, когда приезжавшие на экскурсию дети, а в иных случаях и взрослые люди, находили среди развешанных на стенах рисунках и письмах, свои, которые они присылали Деду Морозу. Писем столько много, что они развешаны не только на стенах этого домика, но и хранятся в двух огромных кованных сундуках, заполняя всё внутреннее пространство практически до крышки. Стоит там и стол, за которым Дед Мороз читает письма, адресованные ему. Можно также сфотографироваться за этим столом… Маленьким посетителям, неподалёку от домика Снегурочки, на память вручают небольшие сувениры. Это как на новогодней «ёлке», взамен детского билета, маленькому посетителю вручают небольшой подарок в память о посещении им места, где живёт беларусский Дед Мороз.
Два часа, отведённые на экскурсию быстро и незаметно пролетели. Наверное потому, что когда мы прошли через ворота, охраняемые Дуб Дубочичем и Вяз Вязовичем, время остановилось. На всей территории Резиденции время ВСЕГДА без трёх минут двенадцать.
Жаль было покидать это место, где воздух был настоен на сосново-травяных ароматах. Где так хорошо и легко дышалось. Однако пора и в обратный путь. Двигаясь обратно, мы увидели, буквально в 70 метрах, контрольно-следовую полосу Государственной границы Республики Беларусь и Польши. Мы все помахали стоявшему там пограничнику, а Оксана рассказала, что пограничникам, несущим там слубжу, иногда бывает очень «весело». «Веселуха» наступает тогда, когда зубры из Беловежской пущи захотят навестить своих родственников, проживающих в Польше. Они идут прямо через границу, срабатывает сигнализация на заставе, пограничники по тревоге выдвигаются в место, откуда пришёл сигнал, и, видя, что «нарушители» это «хозяева пущи», начинают восстанавливать порванные провода сигнализации. Через пару-тройку дней, когда, «нагостившись», зубры возвращаются домой – история повторяется…
До свидания, Беловежская пуща! И спасибо экскурсоводу Оксане за эту интереснейшую экскурсию!
От Беловежской пущи до Бреста около восьмидесяти, с небольшим , километров. Добрыня преодолел это расстояние, не спеша, за час, а навигатор, на этот раз справившийся «на отлично», вывел нас точно на стоянку перед Мемориалом «Брестская крепость». Проходя по территории крепости, я мысленно представил себе такой же солнечный субботний вечер 21 июня 1941 года. Также несла свои воды пограничная река , также пели птицы и зеленели деревья и трава. Точно такая же была тишина. Наступала самая короткая в году ночь, после которой, ранним утром 22 июня всё это осталось в прошлом. Великая Отечественная война. Она изменила жизнь и судьбы миллионов людей. И среди этих людей были пограничники Брестской крепости: солдаты и офицеры, их жёны и дети. На мемориальных плитах у Вечного огня написаны фамилии героев-защитников крепости, первыми вставшими на защиту великой страны: Союза Советских Социалистических Республик. И очень среди этих фамилий немало тех, кто похоронен там неизвестным. Здесь также можно сказать: «Имена ваши – неизвестны, но подвиг ваш – бессмертен».Склоните головы и отдайте дань памяти тем, кто там погиб, когда вам удастся посетить это место ПОДВИГА.
Завершается ещё один день моего путешествия по Беларуси. Мы покидаем с Добрыней Брест и направляемся в город Туров. На выезде из города заправляемся и выезжаем на трассу М1, по которой нам надо доехать до Кобрина и уйти на восток, вдоль южной границы Беларуси с Украиной. В Беларуси трасса М1 – платная. После выезда из Бреста я заплатил 20 российских рублей за проезд по первому участку этой трассы. Честно говоря не жалко было отдавать эту сумму, поскольку дорога… Однако я повторяюсь. О дорогах я писал выше.
О чём же я ещё хотелось написать? А! О бензине, заправках и ценах на бензин. Скажу то, что я видел сам. Перед каждой заправкой, на информационных табло высвечивалась цена на топливо. Ну это есть и в России, но в Беларуси на этих табло цены были в беларусских рублях, российских рублях, долларах и евро. На всех заправках в Беларуси, и на которых я заправлялся, и которые проезжал, 92-й бензин стоил одинаково – 4 200 беларусских рублей за 1 литр. Операторы принимали любую из вышеперечисленных валют. Я заправлялся обычно на 1 000 рублей. Выходило порядка 42 литров. Из этого делаем вывод, что в переводе на российские рубли 1 литр 92-го в Беларуси стоил примерно 24 рубля (а теперь сравним с российскими ценами, с учётом того, что мы ЭКСПОРТИРУЕМ нефть в Беларусь). Меня всегда спрашивали: «А войдёт ли это количество к вам в бак?», на что я их успокаивал, отвечая, что у меня ДВА бака, в которые входит 40 литров, если заливать «под пробочку». Так что те 4 канистры с бензином, которые я погрузил, «на всякий пожарный», в Добрыню перед поездкой, благополучно вернулись домой. Порадовало то, что «в недолив» на беларусских АЗС НЕ ИГРАЮТ, также отсутствуют и «химики», «разбодяживая» бензин или поднимая его октановое число при помощи китайской «химии». Добрыня бы сразу это «почувствовал».
День завершился. Быстро наступила ночь. Ехать по-темноте абсолютно не было никакого желания. Посему сворачиваю с трассы в ближайшую лесополосу и становлюсь на ночёвку. Ещё 411 километров пройдено….

День четвёртый.
792 километра. Туров. Зона отчуждения. Успеть до заката. Буйничское поле. Город мастеров. До новой встречи, Беларусь! Граница.
Очередное солнечное утро разбудило меня. На сегодня намечено посетить два места: город Туров и зона отчуждения южнее Хойников. Подъём. Завтрак. Сборы. Старт.
Город Туров — основан дреговичами, народом, чьё название , скорее всего, происходило от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото», также может быть связано с белорусским словом "дрыгва" - "трясина". Впервые город упомянут в 980 году в «Повести временных лет»: «бе бо Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, от него же Туровици прозвашаяся». Город был основан на месте слияния рек Язды и Струмени, притоков Припяти, которая, в свою очередь, впадает в Днепр, ведущий к Чёрному морю. Этот речной путь был известен ещё викингам, использовавшим его для активной торговли с Константинополем. Сейчас это небольшой городок, в котором проживает около 3 000 человек. О том, что Туров - интересное место, говорит множество легенд и исторических фактов. Одной из достопримечательностей этого города являются большие каменные кресты (около двух метров в высоту), которые, как гласит легенда, приплыли по Припяти против течения в Туров прямо из Киева. Согласно легенде, два креста, приплыли соприкасались своими горизонтальными перекладинами (если можно так сказать), словно "держась за ручки". Всего крестов было около двенадцати, теперь осталось только три: два находятся в Ильинской церкви, а еще один находится внутри памятника Кирилле Туровскому , стоящего на Замковой горе.
Скорость в городке, как и в большинстве небольших беларусских городков, была ограничена 40 км/час, поэтому я не спеша ехал по дороге и, увидев прохожего, остановился, чтобы спросить его, как проехать к Борисоглебскому кладбищу, где из земли «растёт» каменный крест. Получив обстоятельный ответ, я двинулся по указанному пути.
Небольшое лингвистическое наблюдение. Путешествуя по Беларуси я обратил внимание на изменение, если так можно сказать, состава языка. Если на севере, северо-западе и западе Беларуси преобладала «смесь» беларусского, польского и русского языков, то уже на юге страны, «польскую составляющую», заменила украинская.
Итак, вот оно Борисоглебское кладбище. И здесь я на себе испытал некую аномальность этого места. Но – всё по порядку. Подъехал. Припарковался. Машин – ни одной. Взял камеру и не спеша пошёл ко входу на кладбище. От входа и до места, где «растёт» крест, ведёт небольшая асфальтированная тропиночка. Подойдя к кресту, я установил камеру на штативе и включил её, чтобы снять крест на видео. Не тут то было. Несмотря на то, что аккумулятор был заряженным практически полностью, камера не включалась. Замена аккумулятора также не возымела своего воздействия. Крест как бы «не хотел», чтобы его снимали. Пришлось возвращаться к машине, чтобы проверить и камеру и осмыслить произошедшее со мной. Как это ни покажется вам странным, но в машине камера включилась и показала «полный» заряд аккумулятора. «Чудны дела твои, Господи», подумал я и предпринял новую попытку пройти к кресту. Но на этот раз я пошёл не по асфальтовой тропинке, а через другую часть кладбища. Недоходя до креста я увидел, что около него стоит семейная пара. Я не стал им мешать и сделал ещё небольшой круг по этому небольшому кладбищу. В этот раз всё прошло удачно: камера включилась, съёмку я сделал. И даже прикоснулся к кресту, почему то почувствовав тепло своими ладонями, но не придал тогда этому никакого значения, списав это на жаркую погоду, хотя сам крест находился под специальным навесом. И сейчас, «прокручивая в памяти» этот эпизод, приходит мысль, а не мог ли таким образом крест «попросить» меня подождать, поскольку он ожидал прихода более нуждающихся в его помощи людей, чем я? Ведь опять же из истории известно, что на месте кладбища располагался раньше Борисоглебский монастырь, в котором и совершил подвиг затворничества Кирилла Туровский . В течение четырех лет провел он в отрыве от всего мира, все силы свои отдавая изучению священных текстов и написанию молитв. Известно также, что святитель Кирилла Туровский был похоронен в этом же монастыре, только с XII века прошло очень много времени…
Вот такая история приключилась со мною в Турове.
Ну что же? Дальше в путь? Впереди меня ждал отрезок путешествия с элементами «экстрима»: зона отчуждения. Их много и они появились в разных частях территории Беларуси и Украины, после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Доехав до Хойников навигатор повёл меня по дороге на юг. До границы зоны осталось около 10 километров.
Ради интереса я включил взятый с собой небольшой прибор-радиоконструктор «K2645 Счетчик Гейгера-Мюллера», взятый у друзей специально для этой поездки.
Приборчик потрескивал. Проезжая последнюю перед границей зоны деревню, счётчик стал потрескивать чуть сильнее. Дорога шла через лес и, наконец, вывела меня к шлагбауму с «кирпичом» и надписью «проезд закрыт». Дальше шёл забор из колючей проволоки. Рядом стоял домик-строжка от которой ко мне шёл человек в камуфляжной форме.
Поздоровался. Разговорились. Оказывается, что за забором из «колючки» - Припятский радиологический заповедник и проехать на его территорию без согласования с Директором нельзя, тем более проводить там видеосъёмки. Это только с представителем заповедника. На мой вопрос «А в «сталкеры» здесь никто не «играет»?» Был ответ «Нет. У НАС – никто. В Украине – может быть, а здесь точно – нет. Кому нужны неприятности? Ведь по территории заповедника перемещаются мобильные экипажи милиции и если ….» Дальше охранник не стал продолжать. И так было всё ясно. Поскольку разрешения у меня не было, пришлось разворачиваться и отправляться в обратный путь. Отъехав, я снова включил прибор. Счётчик трещал он уже более сильно и часто. Нога инстинктивно нажала на педаль акселератора…
Оставалась всего-навсего одна точка посещения. Вернее их было три: Мемориал на Буйничском поле, Город Мастеров и Зоосад. Но располагались они в одном месте. Поскольку время уже было около 15 часов, то замаячила перспектива «необходимо успеть до заката», чтобы снять видео. До цели было около трёхсот километров.
В Буйничи я приехал около половины восьмого вечера. Солнце уже склонялось к закату, но освещение позволяло снимать.
Не знаю известно ли вам, мой дорогой читатель, но ведь известный советский писатель Константин Михайлович Симонов завещал после своей смерти развеять над этим полем свой прах, что и было выполнено в 1979 году.
С первых дней Отечественной войны Симонов находился на Западном фронте. До газеты, в которую он был назначен военным корреспондентом, он так и не добрался.
13 июля в поле под Могилевым он оказался в расположении 388-го стрелкового полка, окопавшегося по всем правилам военного искусства и стоявшего там насмерть, не помышляя об отступлении. Этот крохотный островок надежды среди океана отчаянья сильно и навсегда впечатался в писательскую память. Именно на этом Буйническом поле в романе «Живые и мертвые» встретятся два любимых симоновских героя – Синцов и Серпилин.
А напротив мемориала находятся зоосад и этнографический центр «город Мастеров». Пришлось выбирать между посещением зоосада и городом Мастеров. «Победил» город.
Что собой представляет город Мастеров? Это комплекс из нескольких деревянных домов, над входом в каждый из них, висит надпись, мастер какого дела здесь трудится «Гончар», «Пекарь», «Соломка» и т.д. Каждый домик – это своеобразное зеркало профессии, указанной на вывеске. К сожалению был уже вечер и домики были закрыты, но проходя мимо домика пекаря я ощутил запах хлеба, а у домика кузнеца – запах остывающего металла. Напротив была устроена детская площадка, огороженная частоколом с большим количеством сказочных героев, с любовью вырезанных из дерева. Змей Горыныч, витязь, Баба-Яга, избушка на курьей ножке, забавные мишки, гномы, пираты … В общем полное раздолье для детей…
Но солнце село и надо было выдвигаться в сторону дома. Программа посещения Республики Беларусь выполнена полностью (не считая зоны отчуждения). Возвращаться я решил по трассе М1. Через два часа я пересёк Беларусско-Российскую границу, где, опять же никто нас не остановил, и въехал в Россию
До свидания Беларусь! Спасибо тебе за те красоты, которые ты мне позволила увидеть! Я думаю, что эта ознакомительная поездка, которую я назвал «Жемчужины Беларуси 2011» была первой, но не единственной. Слишком мало «жемчужин» оказалось на «нитке» моего пути. Ну оно и правильно. Как говорили древние «Нельзя объять необъятное». Так и в этом случае.
Поэтому приезжая в Беларусь с открытой душой, сердцем и чистыми помыслами, она всегда будет встречать вас словами «ВIТАЕМ ВАС!»
Спасибо, тебе, Беларусь! И дай тебе Бог процветания! До новых встреч!

День пятый.
506 километров. М1 – Москва.
Описывать не буду. Всё всем и так известно. После порядка на беларусских дорогах с ужасом думал «Боже мой! Как же ………»

Итог поездки:
Маршрут: Москва- п/п Езерище – Хатынь – курган Славы – Раубичи – Гервяты – Гольшаны – Красносельский – Беловежская пуща – Брест – Туров – Хойники – Буйничи – Москва
Протяжённость: 2 992 километра
Средний расход 10 л/100км
Автомобиль: УАЗ «Патриот» стандартная комплектация, объём 2.7 литра, инжектор, ЕВРО-3

P.S. Есть уже предварительные намётки на лето 2012. И, как мне кажется, называться поездка будет «Рыцарские замки Беларуси».

КОНЕЦ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vitaly



Зарегистрирован: 24.07.2010
Сообщения: 31
Откуда: Україна, Київ

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2011, Wed, 23:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maksim93, спасибо, хорошо написано!:)
Зря замки в первый раз не захватили:)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ростислав



Зарегистрирован: 08.10.2008
Сообщения: 734

СообщениеДобавлено: 11 Aug 2011, Thu, 0:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересно, классно написано, автору благодарность и уважение. Спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Maksim93



Зарегистрирован: 20.01.2011
Сообщения: 21
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 11 Aug 2011, Thu, 6:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

vitaly писал(а):
Maksim93, спасибо, хорошо написано!:)
Зря замки в первый раз не захватили:)

Захват замков - дело неблагодарное Laughing Laughing Laughing Их лучше посещать Wink
А для моего первого экспресс-визита в Беларусь и того, что я посетил, впечатлений и эмоций - выше крыши.
Замки будут в следующем году.
Спасибо за оценку моего эпистолярного жанра.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Natalja



Зарегистрирован: 17.09.2009
Сообщения: 78
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 11 Aug 2011, Thu, 9:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maksim93, вот и еще один россиянин проникся чудесной страной! Я же говорила, что всё будет хорошо! Беларусь нельзя не любить.
Культурный шок от возвращения к российским дорогам проходит после второй тысячи километров по Родине:).
Спасибо за отчет (еще бы фотографий в него добавить;)).
Мы, кстати, примерно в то же время катались по восточной Беларуси (тут где-то ниже лежит ссылка на мой отчет).
Могилевский зоосад достоин посещения, рекомендую заглянуть в следующие разы:).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Maksim93



Зарегистрирован: 20.01.2011
Сообщения: 21
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 11 Aug 2011, Thu, 9:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Natalja писал(а):
Спасибо за отчет (еще бы фотографий в него добавить;))..

Фотографии обязательно добавлю, но поскольку фотоаппарата я с собой не брал, то будут кадры из видео материала, которые я отснял (я с этим материалом начинаю потихоньку разбираться, чтобы из 8 часов отснятого / это примерно 40 Гигабайт / смонтировать небольшой видео-отчёт). Как смонтирую - выложу ссылку
P.S. Почитал Ваши отчёты на Гугле. Тоже весьма познавательно.


Последний раз редактировалось: Maksim93 (11 Aug 2011, Thu, 16:51), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Татьяна



Зарегистрирован: 29.03.2009
Сообщения: 1814
Откуда: г. Минск

СообщениеДобавлено: 11 Aug 2011, Thu, 16:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Maksim93, очень хороший отчет! Спасибо! Читается с интересом! И о Белоруссии все так ласково и по-доброму написано. Приятно!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы