Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Боровуха
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1731
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 27 Mar 2013, Wed, 9:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отступим от истории немного к лирике, так сказать...

Чем интртересны посещаемые нами места: достопримечательностями, природой, кому то тишиной, кому то шумом ;), и конечно людьми, живущими в той или иной местности. Хочу познакомить вас с жителями большого треугольника Полоцк-Боровуха-Новополоцк. Писал этот рассказ в основном в 90-е гг., декорации сейчас конечно поменялись, но суть - нет. Я старался отобразить дух времени и характер народа. Думаю что многие жители Белоруссии да пожалуй и России могут узнать тут и свой авторбус ;)




IX. Автобус

Отфыркиваясь от луж, он возвещает о мире. Автобус выходит на свою орбиту в пять часов утра. Пассажиры всегда относились к нему трепетно. В девяностые годы прошлого столетия они бежали в его объятия и натягивали его на себя как тесное пальто. Вместо «войти в салон» принято было говорить «влезть в автобус». По сей день случается, что в общественный транспорт не входят, а «влазют». Сколько романтики, неожиданных наблюдений, замечательных впечатлений привносит он в нашу жизнь. Поездка по иным маршрутам в наше время может познакомить с местным колоритом лучше, чем обширное исследование «Полоцкое полесье в его племенном, хозяйственном, культурном и историческом значении» в веке девятнадцатом.
Солнце карабкается из-за леса. Вот оно уже облокотилось на сосны и уставилось на меня в упор. Взгляд, брошенный на остановку, успокаивает. Она неподвижна. Люди не жмутся к краю пирона, как овцы у водопоя, стало быть, автобуса они еще не видят. Вдыхаю утро. Гудящий, булькающий звук за спиной вскоре побуждает перейти к утренней пробежке. Мгновение я слышу только свое дыхание, сумка бьет в бедро. Автобус медленно обгоняет меня, объезжая ямы на своем пути и устремляясь к остановке, где на краю асфальтового пирона застыла в ожидании часть общества, желающая отправиться в город - жители планеты Земля, стремящиеся переместиться из одной точки вселенной в другую.
Метров за двадцать я перехожу на шаг. Время еще есть, пока автобус всасывает в себя пассажиров.
Старенький тридцатилетний ЛИАЗ с насквозь проржавленными бортами, случайными заплатками и обидным прозвищем «Голубая устрица» (за цвет и походку), дышит в лицо бензиновым чадом. На асфальте дымятся брошенные окурки среди порванных старых билетов. Абордажная схватка в дверях в самом разгаре. На первый взгляд может показаться, что здесь «смешались в кучу кони, люди…», однако, уверяю, в этом хаосе живет свой порядок.
Первыми к цели качнулись женщины, но, предупредив опасный для себя маневр, им наперерез устремились жизнерадостные учащиеся ПТУ и техникумов. Размахивая целлофановыми пакетами с ручками и тетрадками, куда они непременно скрупулезно будут складывать полученные за день знания, в забеге на обладание сидячими местами победила молодость. Дамы шумной толпой захлестнули салон и спешат ''пришвартоваться'' к поручням расположенным на сиденьях. Они не перестают оживленно щебетать и совсем позабыли об окружающих. Однако окружающие не забыли, что им тоже надо ехать и все еще напирают в стремлении протиснуться вглубь салона. Общее давление растет, обстановка накаляется и вот первые мужчины с громким сопением прорываются вперед, где несчастный кондуктор, проплывая по людскому потоку, как каравелла, уже начинает догадываться, что скоро ей придется уподобиться подводной лодке.
Снаружи люди повисли из дверей как грозди винограда. Из этой грозди уже начинают вываливаться наиболее отчаявшиеся ''ягоды'', отступая (иногда водитель стряхивает их сам, начиная движение). Наконец-то я внутри, прижат к дверям могучими плечами или же сдавлен со всех сторон очаровательными девушками и дедушками с граблями. Когда последним пассажирам, не сумевшим протиснуться в салон переполненного автобуса, стало очевидно, что автобус – понятие не растяжимое, послышалось завывание мотора ветерана городского транспорта, и он медленно со скрипами, накренившись на правый борт, как старый переполненный баркас отваливает от пирона. При этом из-под капота слышится звук выплескиваемого из бутылки кефира и звона стаканов. Со стороны порой кажется, что у него вот-вот лопнут все рессоры, и он рухнет с колес брюхом на асфальт.
Протискиваюсь глубже в салон. С минуту кругом слышится только отчаянное сопение, сопровождающее притирку пассажиров. Вверху на поручне повисла гирлянда рук, так что локти людей не дают повернуть головы. Я спешу схватиться за этот символ равновесия и повиснуть над прической хрупкой девушки, тщетно пытающейся вырвать край своей юбки из объятий чужого чемодана. Вдыхаю запах духов, любуюсь прекрасными волосами, случайно поднимаю свой взор и пытаюсь догадаться, что именно привязано проволокой: люк в крыше автобуса к поручню или поручень к люку? Держусь осторожнее, скорее по традиции. Автобус - кладезь знаний современной цивилизации применимая к практике, своеобразная академия жизни народа, постепенно раскрывает мне свои тайны: рецепты маринования лисичек, порядок установки двигателя от старого Мерседеса на УАЗ, как «разогнать» процессор, когда окучить картошку, есть ли жизнь на Марсе, как вызвать в стране экономический бум. Рядом слышится: «Какая вы все-таки молодец Марья Потаповна. Вот бы мне когда-нибудь достичь того чего вы достигли. Но как вам удалось развести двух коров и двух коз, да еще и кур с гусями на шести сотках…» Молодой человек в потертой робе когда-то розового цвета, что-то рассказывает в ролях своему товарищу: «Я ему грю… Он мне грит…» Три молодые женщины делятся друг с другом впечатлениями от родов, которые они недавно перенесли. Стайка веселых студентов. Поистине не унывающий народ. У них сессия, а они смеются. Парень с ежиком на голове рассказывает девчонкам - хахатуньям как можно наверняка сдать экзамен, выучив всего один билет. По его мнению следует учить именно тринадцатый. На экзамене можно тянуть любой билет со стола. Будьте уверены, вероятность того, что вам попадется билет номер тринадцать, ничтожно мала. Впрочем, это не важно. Взяв билет надо с испугом бросить его в общую кучу, можно даже перемешать. По сценарию преподаватель должен спросить вас:
- В чем дело?
- Тринадцатый – говорите вы со скорбью в голосе.
- Ну что это за предрассудки, – молвит рассудительно экзаменатор и выискивает из вороха страшных вам белых бумажных квадратиков нужный вам билет…
Оживленный гомон пассажиров рассекает резкий звук звонка, сигнала остановки. Все приходит в движение. Люди выходят, вынося впередистоящих вместе с вещами. Некоторые граждане пытаются упираться, надеясь не покидать удобных мест, однако не всем это удается под могучим напором покидающих автобус дачников. Последние очаги сопротивления выносит на улицу стремительный порыв старого закаленного в боях мичуринца в картузе начала века и с саженцем на перевес. Всем сопротивляющимся он тычет в лицо колючими ветками. Из автобуса сразу же вываливается пятнадцать человек, десять из которых поспешно заскакивают обратно (их вынесло нечаянно). На остановке остались всеми «любимые» саженцы и грабли. Двери захлопнулись, как пасть бегемота, который успел съесть дамскую сумочку. Поднимается крик, подобно эстафете передавшийся от «голодной» двери к окошку кабины водителя, который не сразу понимает, чего от него требуют, так как у правой его ноги как верный пес рычит двигатель. Он жмет педаль тормоза. Пассажиры, хватаясь друг за дружку, летят вперед. Молодого рыжего панка так развернуло вокруг поручня, что у него с майки едва не посыпались кости. С заднего сиденья пролетел и нырнул головой в табличку на сиденье «Место кондуктора не занимать» не удержавшийся юноша. Выбираясь оттуда, он долго хохотал над недавно появившейся надписью, сделанной маркером на окне «В окно кондуктора не смотреть». Выстояли в большинстве своем мужчины, которые меньше всего болтали и держали с упорством Атлантов за поручни потолок. О них как о волнорезы и ударилась волна прочих пассажиров, тут же отпрянула назад и затихла. Дверь распахнулась и выплюнула, на радость хозяйки, съеденную было сумочку. Веселые учащиеся ПТУ со смехом и восторгом в голосе стали делиться впечатлениями. Зазвучала речь, содержащая мало литературных слов, однако много непереводимых ни на один язык мира выражений. Для связки употреблялись «колоритные» е.. и бл…. Судя по всему, если бы на свете не было этих двух связующих слов, то ребята не могли бы составлять предложения.
Не успеваю прийти в себя от встряски, как вновь вздрагиваю от легкого наскока девушки – кондуктора и готов поднять руки за голову от строгого: «Готовим за проезд»! Но успокаиваюсь от вкрадчивого как на тайной вечере: «Что у вас»? Даю деньги и слежу за маленькими, ловкими руками не потому, что боюсь обмана (обманывают у нас на маршруте очень редко и то когда видно, что у кондуктора голова от ее адской работы идет кругом), а потому что эти руки поражают вас точностью движений.
«Обилетив» вокруг себя пассажиров, девушка наскоком продвигается вперед. Оказавшись в гуще студентов, работа у нее закипает с новой силой.
- Что у вас?
- Льготный. Говорит парень, протягивая деньги.
- «Льготы» с собой? – машинально спрашивает кондуктор, считая деньги и отрывая билет.
- С собой! С собой! – отвечает парень недовольный, что его отвлекают от развлечения девчат. – Кто ж вам правду скажет.
Треск рвущихся билетов, шелест денег, наскок и кондуктор поплыла дальше с покрикиваниями:
- Мужчина, что там у вас впереди?
- «Серединка», передавайте деньги?
Наконец пройдя весь салон, и забравшись на свое кресло с ногами, кондуктор произносит коронную фразу: «Задний проход», передавайте за проезд!»
Я никогда не переставал удивляться необыкновенной способности кондукторов проникать в самые отдаленные уголки салона, не смотря на количество пассажиров. В час–пик молоденькие «кодукторши» порхают, как бабочки протискиваясь в толпе легкими наскоками. Женщины постарше уже видимо не обладают той энергией, которая необходима для «порхания» и поэтому идут на таран как «Монитор» на «Алабаму».
Автобус сбрасывает обороты и медленно покачиваясь, подкатывает к последней перед городом дачной остановке, где его ожидают дачники и две женщины с рассеянно-загадочным выражением лиц. Внезапно за двести метров до остановки у «зайцев» просыпается совесть. Кондуктору прибавляется работы. Кругом слышен шорох: люди достают из карманов, сумочек и кошельков купленные билеты – впередсмотрящие увидели на горизонте «контроль». Когда же обе двери автобуса берутся штурмом «контролершами» с рассеянно-загадочными выражениями лиц, совесть зайцев уже спасла. Контролеры крушат толпу как ледоколы льды Арктики, молча и сосредоточенно рвут билеты пассажиров. Проездные билеты пробуют на язык – так проверяют, не напечатаны ли они на принтере. Билетами пассажиры словно выкупают свои жизни. Вы изгибаетесь под напором напористых женщин как молодая осина, стараясь не навалиться на сидящих людей. Все будут проверены. Без билета можно ехать только одному из близнецов-студентов. Его не спрашивают об оплате проезда, путая с братом. Где-то поднимается шум - поймали безбилетника. На интеллигентном человеке лет сорока в очках тут же по традиции повисли две «контролерши», даже не смотря на то, что бежать ему некуда, кроме разве что форточки, в которую, впрочем, ему было не пролезть из-за несовпадения размеров. С добродушной улыбкой «заяц» объясняет, что ему попался «счастливый» билет и он его согласно поверью съел, загадав желание. Оглушает хохот. Сам я также спешу вытереть слезы от смеха. Хоть ситуация и нелепа, но публика с энтузиазмом приступает к расследованию. Среди проверенных по номерам билетов, у находящихся рядом пассажиров, действительно не нашли счастливого, то есть билета, в номере которого сумма первых трех цифр равна сумме трех последних. Были лишь предшествующие ему и последующие. Контролеры, посмеявшись, согласились, что добродушный гражданин их не обманывает и, не забыв взять с него штраф, в связи с невозможностью предъявления билета, довольные поспешили ретироваться.
Створки дверей с лязгом бьются друг о друга, предвкушая час отдохновения от общественного давления. Люди схлынули на перрон подобно водопаду. В мгновение водопад превратился в пульсирующий поток и затем долго еще вытекал тонким ручейком пожилых и неспешащих людей.
Так часть нашего общества, перемещалась из городка в город, в середине девяностых годов двадцатого века. Так жители планеты Земля, перемещались из одной точки вселенной в другую, занимаясь по пути праздными наблюдениями, познанием, ожиданием, общением, развлечениями, о которых они забывали, считая малозначащими, практически в тот же момент, когда покидали транспорт.
Проходит время, минует рубеж тысячелетия. Вот и двадцать первый век. Автобус продолжает свой бег по кругу, перенося подобно нашей планете человеческие души из одной точки вселенной в другую. Как медленно меняются декорации. Назад домой с автовокзала возвращаться я не люблю. В распутицу к нему не подобраться – приходится либо барахтаться в размокшей глине, либо пугливо шарахаться от блестящих рыл автомобилей, пробираясь вдоль автодороги. Причем автодороги не лучшей. Создается впечатление, что здесь на асфальте из года в год каждый божий день разворачивалась целая танковая дивизия. Да и помимо неудобств дикого поля на подступах к бастиону общественного транспорта есть множество тому причин.
Идет дождь. Стремителен порыв промокших пассажиров. Женщины бегут в удивительной манере, постукивая копытцами каблуков, подпрыгивая на спрямленных ногах, как сайгаки, в страхе поломать каблуки, и ежеминутно поправляя прическу. К разбитому пирону подваливает хромой на одну ногу «Икарус», распахивает створки только одной из своих дверей, поднимая в салоне столбы пылищи похожие на привидения. В тот момент, когда благообразные пассажиры стадом подбегают к двери им грудью преграждает путь кондуктор. Она делает зверское выражение лица, чтобы напугать зарвавшихся было клиентов своего автопарка, и начинает проверять и рвать билеты у пассажиров. Этот светлый обычай проводится и в дождь и в снег и в тридцатиградусную жару и только однажды в сильнейший град после десятиминутной борьбы с мокрой публикой, сердце такого кондуктора дрогнуло, и она все же сжалилась и пустила в салон последних оставшихся на улице пассажиров.
Виляя задом, скрепя всеми своими суставами подобно старой шхуне взбиваемой волнами, «Икарус» выбирается из западни привокзальной дороги на скоростную. Он сердито шипит на лужи и орошает их влагой центральную часть салона через щели в порванной «гармошке». «Брилен унд коннтактлинзен ауф дем Лангештрассе» говорят стены, некогда ГДРовского автобуса, набившегося битком, отправляющегося в очередное свое плавание, громко отфыркивающегося от луж и дребезжащего на холостом ходу всеми своими форточками как центрифуга. Между тем солнце разогнало тучи и принесло с собой полуденную жару. Все пассажиры вокруг скорбно молчат, храня великую тайну, и потеют, ведя глазами сканирование местности за окном. Бочкообразный мужик с мешками под глазами будто плачет. Губы в трубочку. Щеки как груши. Становится скучно.
Проплывает мимо университет знаменитый огромной трещиной в корпусе главного корпуса нового здания. Водитель экономит топливо, сбрасывает обороты за пол километра до поворота, светофора, остановки и автобус мучительно медленно продвигается вперед. Сначала его хочется пинать за это, а через три остановки хочется пинать неистово. Так он доезжает до остановки «Калинино».
Но я не люблю всех этих скучных вокзальных процедур и предпочитаю прогуляться через треть города до той же остановки, где и перехватываю этот же автобус, следующий по маршруту на мой городок.
В его ожидании стою возле погибающей телефонной будки.
- Автобус скоро?
- А я от своей ушел. 10 лет жили и ушел. Сейчас к сестре.
Стайка школьниц с шурупами в ушах. Пенсионеры оседлали единственную лавку как куры насест. На горизонте у перекрестка появляется уже знакомый нам «Икарус». Оживление поселяется в людях. Все как бы невзначай подвигаются к пирону, пенсионеры-дачники подтягивают туда же сумки, рюкзаки, корзины и внуков.
Мужичек в синей рубахе навеселе взялся помогать и руководить погрузкой.
- Мадам. Простите! Двести лет вам жизни. Ну, мадам пройдите. Садитесь, мадам, – указывая на распотрошенное сиденье.
И все это бабке пробирающейся в салон с напором бронепоезда.
Последним успевает заскочить на ступеньку запыхавшийся парень-турист с рюкзаком. Двери хлопают, но не закрываются. К нему устремляется добровольный помощник в синей рубахе: «Что влезть не можешь? Сейчас поможем!» Мощный толчок помогает втиснуться туристу, и довольный благодетель отскакивает назад ждать своего часа для штурма. Дверь закрывается, оставляя рюкзак снаружи, и автобус вскарабкивается на мост, вид с которого прекрасен в любое время года и дня. Я вспоминаю строки:

Какой восход вспарил сегодня над Землею
Заря гляделась в зеркало реки
И небо желто-розовой каймою
Софию Полоцка означило вдали…

Проезжая кольцо добрый шофер подбирает перебежчиков с одной остановки на другую, ему за это через весь салон кричат «спасибо», хотя и знают, что их не услышат. Подъезжая к остановке «Коптево» турист пытается повернуться, чтобы освободить проход, но после тщетных усилий просто вываливается в открывшуюся дверь. Его подхватывают входящие пассажиры и вносят в салон, прижимая к окну. Все приходит в движение. Кондуктор пропорхала вперед, готовясь повторить путь от носа до кормы «шхуны». Волна уже начала утихать, когда где-то в углу послышалось пение. Кто-то неразборчиво, но старательно выводил слова какой-то народной песни. Послышался прихлоп с притопом. Все стихло. Замерло. «Душа поет у человека» – заключила пожилая женщина. Саркастические улыбки у городских жителей и строгие серьезные лица у крестьян. Пенсионеры уже начали было обычный митинг, а «Икарус» все еще не сдвинулся с места. У задних дверей оживление. Женщина с огромной котомкой челночника «держит» автобус. Ждет пока его не достигнет подруга, которая бежала вместе с ней, устала и, будучи не в силах идти, села на такую же необъятную сумку и отдыхает в ста метрах от остановки. Неподвижная сцена, где только и слышно:
- Ну что ты села, скорей, скорей!
Подружка не с места.
Автобус не закрывая двери, медленно начинает движение.
- Стой! Козел! Что ты делаешь!? Что подождать не можешь?..
Двести метров напористая женщина пыталась через открытую дверь остановить автобус, тормозя башмаком, несмотря на то, что по расписанию следующий автобус будет через пятнадцать минут. Все двести метров она ругала водителя, на чем свет стоит, и призывала пассажиров к солидарности. И все же, когда, видимо, стерлась подошва на обуви, она выкинула свою сумку со ступенек, и спрыгнула с них сама, продолжая браниться.
Встревоженные было происходящим пенсионеры, продолжили обычный митинг, суть которого такова, что вот молодежь у нас плохая, а вот мы в молодости… Невоспитанная у нас молодежь, неблагодарная. И только мысль одной пожилой женщины высказанная достаточно громко утихомирила эти ненужные споры: «А за что нас благодарить? Посмотрите, в каком состоянии мы оставили этой молодежи нашу страну. Ведь это мы ее до этого довели…»
А молодежь в это время беззаботно забавлялась, передавая кондуктору в переполненном автобусе по рукам пару самых мелких купюр, суммы которых не хватило бы для оплаты проезда даже между двумя остановками. Я тоже решаю позабавиться, и когда деньги доходят до меня, я передаю им обратно один из старых билетов, завалявшихся у меня в кармане. Те недоумевают, а когда понимают в чем дело, передают деньги по другой стороне салона. Злосчастная мелочь достигает кондуктора и слышится крик: «А! Что это такое? Кто передавал? До куда это?..» Среди ребят - ликование и смех. Цель достигнута.
У центральной площадки молодая крестьянская чета. Девушка подвинулась на самый край сидения, дергая за полу пиджака своего молодого мужа, зовет: «Вась, садись! Садись, а Вась». И так без конца. Тот же понимая, что на предлагаемом пятачке не поместится или будет выглядеть смешно, краснея и стесняясь, бурчал в ответ: «Не буду» - и гордо задирал голову.
Сквозь щель в «гармошке» бьют брызги дождя - автобус «дал течь» в незапамятные времена, но это никого в автопарке не волнует. Пассажиры жмутся по углам, скрываясь от его холодного влажного прикосновения. Напротив стоит мужик, блаженно улыбаясь, словно он сам всех поливает этим дождем и это ему доставляет чрезвычайное удовольствие. Кругом слышится обыкновенная жизнь обыкновенного рейса.
- Скажите вы сейчас выходите?
- Да.
- А впереди вас?
- Да.
- А вы их спрашивали?
- Нет. Они об этом еще не знают.
Старичок сидя заснул и сквозь сон шарит рукой по коленке сидящей напротив девушки. Та жмется и тихо спрашивает:
- Вы что-то ищете?
- Сумку – сквозь сон отвечает тот.
- Так вот она – говорит девушка, направляя руку старичка к цели. И он успокаивается.
Наш «Икарус» карабкается в знаменитую авариями, а также забавными происшествиями гору. В начале девяностых годов прошлого века, когда по этому маршруту впервые пустили городские автобусы, тогда еще старенькие ЛИАЗы вместо пригородных ЛАЗов, случалось, что их изношенные моторы не вытягивали в гору переполненные машины. Автобус тогда останавливался посреди дороги, открылись двери, выходили мужчины, заталкивали его наверх, а затем заскакивали обратно.
Гора эта мне всегда напоминает старый анекдот о том, как за автобусом бежал мужчина с двумя арбузами. Автобус с открытыми дверьми медленно, но с ускорением начинает движение вниз с горы, на которой находится автобусная остановка. Мужчина припустил сильнее, силясь его догнать. Падает, разбивает один арбуз. Вскакивает и снова в погоню. Падает второй раз, разбивает второй арбуз, вскакивает и вновь устремляется за автобусом. Все пассажиры покатом ложатся и задыхаются от смеха. Автобус набирает ход, и они кричат ему.
- Мужик брось, а то мы сейчас все умрем от смеха.
- Сейчас вы точно умрете, только не от смеха, а от страха – я водитель автобуса!
Вскоре на горизонте появляется «остов» брошенного пассажирами сломавшегося автобуса. Он похож на страну потерпевшую поражение в войне. Лишь водитель его и кондуктор как король и главный министр остаются с ним - они в ответе за все. «Беженцы» длинной колонной растягиваются вдоль шоссе. Их подбирают попутные автомобили и автобусы. Два автобуса останавливаются друг напротив друга, и водители перекидываются парой словечек, преградив дорогу. Солнце уже шлепнулось о землю и растеклось по горизонту.
Прошел еще десяток лет, а автобус вместе с нашей планетой все бежит и бежит каждый по своей орбите из одной точки вселенной в другую. И декорации уже не те. Появилась масса новых просторных автобусов. Отношение водителей и кондукторов к пассажирам уже не враждебное, как прежде, особенно после периода великого противостояния автопарка и частных маршрутных такси. И мы пассажиры тоже меняемся. В руках у нас мобильные телефоны. В них книги и фильмы. В ушах наушники. Мы меньше общаемся, наблюдаем. В салоне стало намного тише, чем прежде. Все стало цивилизованно и глухо. Каждый сам в себе, в своем сознании как в скафандре.
Время идет. А наша планета, неся на себе автобус, мчится в космосе с огромной скоростью. Она все бежит и бежит по своей орбите. Она перевозит человеческие души из одной точки вселенной в другую. Души занимаются по пути праздными наблюдениями, познанием, ожиданием, общением, развлечениями… Они забудут все это, считая малозначащим, практически в тот же момент, когда придет время покинуть Землю. И ничто вокруг нас по сути своей не меняется, кроме наших качеств, наших свойств, кроме декораций и места расположения по отношению к окружающим нас объектам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
bykov



Зарегистрирован: 18.02.2009
Сообщения: 1558
Откуда: Беларусь, Верхнедвинск

СообщениеДобавлено: 27 Mar 2013, Wed, 13:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Жизненно. А где можно полностью прочитать?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1731
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 27 Mar 2013, Wed, 14:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

bykov

Полностью что ? ;)

Это в принципе законченный рассказ - IX это номер рассказа в цикле рассказов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1731
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 06 May 2013, Mon, 8:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжим повествование по истории городка :


4.

В 1924-1925 годах в СССР проводится военная реформа. Численность армии резко сокращается, а уставы и тактика ведения боя изменяются с учетом опыта, полученного РККА в минувших войнах. Рассмотрев во второй половине 1926 г. разработанный помощником начальника строительно-квартирного отдела управления снабжений Белорусского военного округа П. А. Кругом проект Полоцкого укрепрайона, возводимого по мобилизации, Штаб РККА и ВСУ РККА сделали принципиальный вывод о необходимости заблаговременной постройки наиболее трудоемких оборонительных сооружений, т.к. ресурсов рабочей силы в предмобилизационный и мобилизационный период не хватало для выполнения всех работ в установленный двухнедельный срок.
План оборонительных работ Белорусского военного округа на 1927 –1928 г. по новому проекту Полоцкого укрепленного района предусматривал продолжение совершенствования дорожной сети, линий связи, а так же постройку в Полоцком укрепленном районе наблюдательных пунктов и 40 долговременных огневых точек (ДОТ), из них в северо-западном секторе в районе Боровухи-1 – 24. Однако из-за недостатка финансирования реализовать планы по строительству огневых точек, составлявших основу укрепленного района удалось лишь частично.
В 1927 году правительство БССР решило профинансировать дорожное строительство в Полоцком районе, а 16 февраля начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский распорядился использовать освободившуюся благодаря этому сумму на «непосредственно оборонительные работы». Весной и летом 1927 г. южнее Полоцка была проведена рекогносцировка, а в 1928 году уже были построены для обороны Полоцкой предмостной позиции четыре железобетонные огневые точки: у д. Экимань точка №1, у х. Бондаренки точка №4 – по проекту военного инженера Залесского; у д. Черноручье точка №5, в лесу Бельчица, недалекро от дороги на Чашники, точка №6 – по проекту военного инженера Белинского И.О., проектировавшего и строившего форты «Ж» и «З» Брестской крепости до Первой Мировой войны. В течении лета и начала осени были проведены подготовительные работы, а к концу ноября забетонированы и сами точки. В мае, июне 1928 г. в них было установлено вооружение и оборудование, а в июле были произведены испытания с целью проверки действия систем и удобства работы гарнизона.
Опыт строительства первых в СССР ДОТов в Полоцком укрепленном районе позволил оценить их пользу не умозрительно, в ходе журнальных дискуссий и служебных совещаний, а практически. Такое же фундаментальное значение имели разработка, изготовление и испытание пулеметных станков (испытания макетов проводились в д. Белая, ныне Азино, в 4-х км от ст. Боровухи-1), заслонок и другого оборудования для огневых точек под Полоцком.
Первые плоды политики индустриализации и некоторый подъем экономики привел все же к тому, что в 1929 году деньги на строительство укрепленного района нашлись. В 1930-м году было построено 47-сооружений батальонных районов обороны (БРО) «Ф» и «Х» на фариновском направлении. А в 1931 году развернулось крупномасштабное строительство 133-х железобетонных оборонительных сооружений по всей линии укрепленного района в соответствии с более развитым проектом укрепления советско-польской границы, в том числе и в окрестностях Боровухи. Таким образом Боровуха–1 стала центром северного сектора Полоцкого укрепленного района, прикрывая Полоцк с северо-запада. Вокруг нее по линии Горовые – Махирово – Залесье – Тиновка – Матюши – Бело-Матейково – Борки располагалось 4 батальонных и 3 ротных районов обороны. В 1932-м году в укрепленном районе достроили ДОТы тыловых позиций (например ДОТ №15 у мемориала в г.п. Боровуха-1) и 10 противотанковых огневых точек (ПТОТ) с бронебашнями танка Т-26.
В 1935-1936 годах в Боровухе-1 17-я стрелковая дивизия (СД) ведет масштабное строительство военного городка. Здесь строятся казармы, склады, 7 четырехэтажных каменных домов для семей офицеров, клуб, баня, магазин, Дом офицеров и др. Однако вскоре 17-я СД передислоцируется, а городок передается частям вновь формируемой 50-й стрелковой дивизии, специально предназначенной для обороны Полоцкого укрепленного района. В 1936 – 1939 годах здесь располагались 202 артиллерийский полк, 257 гаубичный артиллерийский полк, 10 медсанбат, 125 пах, 100 дарм, кавалерийский полк, части 174–го артиллерийского полка, артиллерийско-пулеметного батальона, а также по свидетельствам очевидцев, небольшая танковая часть (танковый городок), вооруженная небольшими танками без башни, видимо Т-27.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Владислав Ф.



Зарегистрирован: 07.01.2012
Сообщения: 2252
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 06 May 2013, Mon, 9:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
IX. Автобус

Какие верные наблюдения! Владельцам личного автотранспорта этого не понять, они для этого и пересаживаются на персональные повозки. В ассоциациях всплыл Пастернак "На ранних поездах".

B горячей духоте вагона
Я отдавался целиком
Порыву слабости врожденной
И всосанному с молоком.

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли, как господа.

Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всем разнообразьи поз,
Читали дети и подростки,
Как заведенные, взасос.

И фантастический по образности финал!

Потомство тискалось к перилам
И обдавало на ходу
Черемуховом свежим мылом
И пряниками на меду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1731
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 07 May 2013, Tue, 14:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрый Фей

А мне еще очень нравится как Константин Паустовский описывает в "Повести о жизни" впечатления о своей работе кондуктором на московских трамваях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Stranger



Зарегистрирован: 27.05.2013
Сообщения: 6
Откуда: Украина

СообщениеДобавлено: 27 May 2013, Mon, 23:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Komissarov VL, прочел Ваши замечательные записки о Полоцке, Боровухе.....

Мои первые сознательные годы прошли в Боровухе-2. Отец был военнослужащим, служил в танковом полку, в/ч 49510. Был переводчиком, начальником разведки полка, фотодешифровщиком. Командиром в/ч был гв.полковник Тюрин.
Жили там же, в деревянном бараке. Потом переселились в Полоцк. Жили в 2-х этажном доме по ул.Пушкина,13. Сохранились кое-какие старые фотографии. Когда отец в 1961-м году был уволен по Хрущевскому закону о сокращении, мне шел 8-й год. Два класса успел проучиться в школе №1 на ул.Пушкина.
Ностальгические воспоминания о Белорусских лесах и озерах остались на всю жизнь. Малышами уходили в лес собирать грибы, ягоды, ловили рыбу. Еще тогда ощущал особую энергетику тех мест. В лесу часто встречалась колючая проволока, катаясь на лыжах можно было пораниться. Пацаны находили боеприпасы, иногда это заканчивалось трагически..
В этом году, благодаря чистой случайности, наконец-то удалось попасть в Витебск. Воспользовался случаем и посетил Полоцк, через 52 года после отъезда. Нашел дом, школу.
А вот в Боровуху так и не съездил. Не могли бы Вы написать хотя-бы несколько слов о Боровухе-2. О десантниках из Боровухи-1 в инете можно найти даже видеоролики, о танкистах из Боровухи-2 ничего не нашел.
Может быть у Вас есть какие-то фотографии и этих мест. Конечно, бараков там уже нет. Было бы очень интересно взглянуть, как нынче выглядит место, где они стояли.

Я с мамой. Вот так мы жили.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1731
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 9:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Stranger

Рад что хоть как то смог навеять вам воспоминания о детстве и наших местах.

К сожалению непосредственно фото Боровухи 2 у меня пока нету (как нибудь съезжу - отфотаю - выложу)

Однако недавно мы с Лехой и К проехались в ее окрестностях. Посетили так называемый Зеленый городок (название довоенное) - здесь арсенал был до войны. Отсюда вытягивали тракторами в июне 1941 года гаубицы 390-го ГАП на позиции в УР на фариновское направление.






Недалеко от пересечения трассы Новополоцк - Витебск и Полоцк - Россоны - сохранилось старое здание красного кирпича (рядом стадион)




На перекрестке Этих двух дорог одинокая могила - на мраморной доске написано : "Здесь 3-4 июля 1944 года части 4-ой ударной армии вели кровопролитные бои с немецко-фашистскими захватчиками"

Увы, незнаю кто это придумал, но сообразительностью не отличался - видно же что это могила на одного человека - даже по форме захоронения. Думаю к тому что могила сейчас по факту безымянная привели два фактора: 1. захоронение июня 1941 года и посему надпись во время оккупации могла не сохраниться, 2. хронический упадок и запустение нашей исторической науки и особенно музейного дела в нашей стране во всяком случае.

На самом деле здесь похоронен герой обороны Полоцка Демидов.



Вот как описывает его подвиг академик В. Лихачев - участник тех боев:

"Юго-западнее Полоцка храбрость и умение вести огонь прямой
наводкой по врагу проявил старший лейтенант батареи Федот Андреевич Демидов, командир 4-й 390 - го гаубичного артполка. Парень с орловщины, родился в год первой мировой войны. А к началу второй Демидов уже был известным в своем краю хлеборобом, одним из первых кавалеров опдена Ленина.
Теперь славный хлебороб вынужден был взяться за оружие, взяться всерьез, с полной ответственностью за судьбу Родины. ...» Расчет батареи командира-орденоносца проявил в первых же боях высокую стойкость, боевое мастерство, воинское умение.
Захватив станцию Фариново, немцы превратили водонапорную башню в артиллерийский наблюдательный пункт. Отсюда хорошо просматривались наши позиции, и командование приняло решение уничтожить вражеский НП. В целях экономии боеприпасов - бить прямой наводкой из 152 мм гаубиц.
Уничтожить вражеский НП поручили Демидову.
Учитывая сложность задачи Демидов решил сам возглавить стрельбу. Удачно выбрав позицию, он вместе с расчетом орудия старшего сержанта Акимова, на виду у немцев тягачём выкатил гаубицу, Артиллеристы действовали сноровисто. Развернув и установив гаубицу, по команде Демидова открыли огонь. Один за другим артиллеристы послал 6 снарядов. Башня рухнула. Вражеский НП уничтожен.
Быстро подходит тягач, Минута - и расчет выйдет из зоны видимости врага. В этот момент немцы открыли сильный минометный огонь. Осколок вражеской мины оборвал жизнь командира батареи.
Старший политпук А.Д.Николаев, прибывший к месту боя, подбежал к Демидову, но он уже терял последние силы. Тело Демидова бьло доставлено в расположение парковой батареи полка в деревню Баревуха - 2. Там на небольшой полянке у самой дороги боевые товарищи похоронили героя-артиллериста."


А ныне благодарные потомки пишут на его могиле надписи к могиле не имеющие никакого отношения. Увы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
GlobusBelarusi
Site Admin


Зарегистрирован: 06.10.2008
Сообщения: 11160
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 11:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Komissarov VL писал(а):
Посетили так называемый Зеленый городок (название довоенное) - здесь арсенал был до войны.

А какой ближайший современный населенный пункт? Арсенал, видимо, не сохранился?

Komissarov VL писал(а):
Недалеко от пересечения трассы Новополоцк - Витебск и Полоцк - Россоны - сохранилось старое здание красного кирпича (рядом стадион)

Есть ли данные (или соображения), каких лет это здание - 1930-х или 1950-х?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1731
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 11:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

GlobusBelarusi

Между Боровухой 2 и Боровухой 3 - чуть севернее самого Полоцка - у развязки указанных выше дорог. Здание с дороги на Витебск хорошо видно - она тут как раз мостом через кольцо на Полоцк "перепрыгивает"


Арсенал наверное не сохранился, но я там подробно ничего не изучал, посему может где - то что то и осталось.

Помню, в детстве ездили сюда на районные соревнования по легкой атлетике - они проводились на упомянутом выше стадионе (рядом с красным зданием) - так вот, после выступления мы с друзьями пошли побродить по близлежащему лесу, и нашли гнутый ствол артиллерийского орудия (по памяти 76 мм) - я его сам видел и это уж точно не выдумка.

По поводу здания могу высказать лишь мое предположение, что оно довоенной постройки и возможно относилось к арсеналу. На стенах здания видны повреждения от осколков толи арт.снарядов толи авиабомб.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
GlobusBelarusi
Site Admin


Зарегистрирован: 06.10.2008
Сообщения: 11160
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 13:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, понятно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Московит



Зарегистрирован: 16.08.2010
Сообщения: 887
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 16:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По поводу "красного здания". Одна из моих работ в Москве сейчас помещается точно в таком же. Это - типовой детский сад предвоенной постройки (конкретно здание, где я работаю - 1939 года).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
GlobusBelarusi
Site Admin


Зарегистрирован: 06.10.2008
Сообщения: 11160
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 16:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Московит писал(а):
По поводу "красного здания". Одна из моих работ в Москве сейчас помещается точно в таком же. Это - типовой детский сад предвоенной постройки (конкретно здание, где я работаю - 1939 года).

Спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Лёха



Зарегистрирован: 07.10.2008
Сообщения: 2542
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 16:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Выразны будынак савецкага канструктывізму, 30-я дакладна.



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Stranger



Зарегистрирован: 27.05.2013
Сообщения: 6
Откуда: Украина

СообщениеДобавлено: 28 May 2013, Tue, 22:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо. Очень интересно.
Хорошо бы установить табличку на могиле Демидова с описанием его подвига. Местные власти может помогут в этом, если к ним обратиться с письмом. Школа тоже наверное могла бы поучаствовать. К очередному дню Победы сделать конкретное дело..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 2 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы