Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Утраченные иконы.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Связь времен -> Старые фотозагадки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 118
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 28 Nov 2014, Fri, 17:22    Заголовок сообщения: Утраченные иконы. Ответить с цитатой


"Obraz Najświętszej Panny Maryi Faszczowskiej"

Сфотографировано с листка (литографии).
Оригинальный размер самого листа страницы 8х12,5 см.
На литографии, икона подписана по польски - "Obraz Najświętszej Panny Maryi Faszczowskiej", на обратной стороне листка тест песни об этой иконе - "Pieśń o Najświętszej Pannie Marii Faszczowskiej".

"Pieśń o Najświętszej Pannie Marii Faszczowskiej"

O nadziejo nas strapionych,
Zewsząd nędzą uciśnionych,

Panno w Faszczowskim obrazie,
Ratuj że nas w ciężkim razie!

My Twej laski doznajemy
Pod Twą pieczą wszak żyjemy;

Tyś laskawie, milosierna,
Twoja dobroć wciąż niezmierna.

A gdy grzechy niebacznymi,
Twego Syna gniew wzniecimy,

Wstrzymaj nam rozgniewanego,
Przemień Go w milosiernego!

Niech powietrze nie grasuje,
Niechaj powódż ustępuje;

Glodu, ognia dekret srogi
Odwróć - i wojenne trwogi.

Возможно, это единственное сохранившееся изображение этой иконы.

От куда страница, с изображением иконы, мне не известно, но думаю, что издание дореволюционное или польское.


Перевод названия на белорусский и русский языки -

"Цудоўны вобраз Найсвяцейшай Маці Божай Фашчаўскай"
"Пресвятая икона Божией Матери Фащевской" или "Пресвятая икона Фащевской Богородицы"

Не уверен, что перевод получился верно.



Фащевка. Костёл Святого Духа.
Наполеон Орда.


Фащевский костел. Разрушен в 1967 году.
Фото из семейных альбомов местных жителей.

Икона могла писаться по образу или подобию "Остробрамской иконы Божией Матери" г. Вильнюс, если сравнить сходство некоторых элементов иконы, например - лика Божией Матери, то заметно сходство, как лица, так и украшения нимба в виде острых лучей.

Для сравнения - "Остробрамская икона Божией Матери"
http://www.ostrobram.prihod.ru/users/96/1102096/editor_files/image/ильнюс4.jpg
http://polish.gaspiko.ru/upload/1251974398.39.jpg
http://www.polia.info/Ikona/Av/scan0003.jpg

Икона находилась в костеле деревни Фащевка, Шкловского района, Могилевской области.
Пропала в 1937 году.

"13 чэрвеня 1937г., падчас апошняй традыцыйнай пілігрымкі на свята св. Антонія, калі болышасць жыхароў адправілася ў Магілёў, “невядомыя спраўцы” разбілі і зрабавалі абраз Божае Маці з фашчоўскага алтара...

...Пасля вайны з’явілася ідэя зрабіць у касцёле клуб, аднак з-за агульнага супраціву жыхароў была пакінута.

Каля касцёла быў збудаваны сельскі клуб, а ўлады шматразова, але безвынікова прабавалі ўзрываць касцёл. ГІерашкодай была таўшчыня сценаў, каля 1,40м. Толькі жанчына – “спецыяліст”, якая прыехала з Ленінграда і залажыла ў касцёле 150 зарадаў, ажыццявіла страшэнны замер. Па сённяшні дзень цяжка выявіць дакладную дату гэтага здарэння. Магчыма, што адбылося гэта 24 снежня 1967г."

http://mohylev-katolik.by/index.php/dekanat/parafii/fashcha-ka

Разыскиваю информацию о истории возникновения и судьбе этой иконы.
Если можете чем-то помочь в поиске сведений о происхождении и судьбе этой иконы, буду очень признателен!


Последний раз редактировалось: Stas (12 Mar 2015, Thu, 12:09), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил М.



Зарегистрирован: 08.07.2009
Сообщения: 236
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: 28 Nov 2014, Fri, 18:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вряд ли смогу помочь, но Ваш энтузиазм в поиске чудотворной иконы заслуживает всяческого уважения!

Некоторое время назад я сам занимался исследованием судьбы двух особо чтимых у нас в Санкт-Петербурге чудотворных икон, исчезнувших в 1930-е годы (Николы Чудотворца колпинской и Знамения Богоматери Царскосельской; доныне сохранились их более поздние списки ), долго сидел по архивам, сделал несколько публикаций, в Сети есть упоминания этих публикаций.

Увы, если это 1937 год и её изъяли госорганы, то почти 100-процентно можно утверждать что икона была уничтожена. Аналогичных выявленных мною фактов периода 1937-1941 очень много. Тут их перечислять нет смысла (но если кому интересно, в конце 30-х массово уничтожались иконы ранее переданные в запасники Государственного Эрмитажа и Русского музея в Ленинграде, а передавали туда не абы что). Если же икона была похищена грабителями с целью снятия драгоценного оклада, то тут прямая аналогия с похищением чудотворной Казанской иконы в 1904 годы, которую грабители за ненадобностью просто бросили в печку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 118
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 28 Nov 2014, Fri, 22:29    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, на добром слове!

Вы правы - шансов практически ни каких, если только не надеяться на удачу (или " на чудо"), если так можно выразится.

Но, на мой взгляд, информация об утраченных иконах - о их происхождении, судьбе и т.д., имеет так же важное значение.

Например, в данном случае, изображение Фащевской иконы Божией Матери, вряд ли где нибудь публиковалось или издавалось с момента издания этой литографии.
Сначала я вообще думал, что изображение этой иконы было утрачено безвозвратно, но вышеизложенное изображение дает хорошие шансы на обновление иконы, списком это не назовешь, но это лучше, чем ничего.

Поэтому, тема вполне актуальна, так как любая информация об утраченных иконах может оказаться практически ВСЕМ, что от них осталось.


Последний раз редактировалось: Stas (12 Mar 2015, Thu, 12:14), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 118
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 29 Nov 2014, Sat, 1:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Возможно, за основу написания иконы Фащевской Пресвятой Богородицы взяли иконографию двух икон -
Иконы Божией Матери Остробрамской и Белыничской иконы Божией Матери.

С этой иконой, прослеживается сходство лика и лучей нимба Богородицы.



http://www.ostrobram.prihod.ru/ikona_khrama

А здесь, схожа сама иконография иконы (наличие скипетра у Богородицы, младенец Иисус протягивает руку с двумя перстами).



http://skarvit.ru/удотворные-иконы-белыничская-икона/

Фащевская икона Пресвятой Богородицы

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zmej



Зарегистрирован: 30.01.2013
Сообщения: 49

СообщениеДобавлено: 29 Nov 2014, Sat, 17:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Fracto demum sacramento,
Ne vaciles, sed memento
Tantum esse sub fragmento,
Quantum toto tegitur

Замечательно что изображение этой иконы вообще нашлось...

По символическим артефактам (скипетр, книга у младенца, короны) напоминает также Одигитрию Минскую в списке 1750 года
http://ikony.by/minskaya_ikona_bogomateri_1750-g/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zmej



Зарегистрирован: 30.01.2013
Сообщения: 49

СообщениеДобавлено: 29 Nov 2014, Sat, 18:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Раз уж тема про утраченные иконы вообще, то вот еще один раритет:



Это византийская икона "Богоматерь Умиление" конца XIV в. из Брестской области, хранившаяся в музее древнебелорусской культуры на ул. Сурганова, и похищенная оттуда в 1991 году. Где она теперь- никто не знает.
Надеюсь, не сожгли, а продали..

http://ikony.by/ikona-bogomater-umilenie-xv-v-iz-malority/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 118
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 30 Nov 2014, Sun, 12:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zmej писал(а):
Замечательно что изображение этой иконы вообще нашлось...

По символическим артефактам (скипетр, книга у младенца, короны) напоминает также Одигитрию Минскую в списке 1750 года
http://ikony.by/minskaya_ikona_bogomateri_1750-g/


Спасибо за подсказку, я тоже об этом думал, но не знал где есть аналог этому.
Похоже, что иконография Фащевской иконы Божией Матери создавалась из элементов нескольких икон особо почитаемых в ВКЛ.

Предположение о том, что это может быть молитвенник, я сделал на основе размера формата издания 8х12,5 см.
В Фащевке информации о нем не нашел, есть только этот листок.
Так же можно предположить, что эта литография была создана в виде одного листка для распространения среди верующих.

Все же, выложу для удобства сравнения предложенную вами икону Одигитрии Минской.


http://ikony.by/minskaya_ikona_bogomateri_1750-g/


Последний раз редактировалось: Stas (12 Mar 2015, Thu, 12:21), всего редактировалось 6 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 118
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 30 Nov 2014, Sun, 13:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zmej писал(а):
Раз уж тема про утраченные иконы вообще, то вот еще один раритет:

Это византийская икона "Богоматерь Умиление" конца XIV в. из Брестской области, хранившаяся в музее древнебелорусской культуры на ул. Сурганова, и похищенная оттуда в 1991 году. Где она теперь- никто не знает.
Надеюсь, не сожгли, а продали..


Вы абсолютно правы, тема создана об утраченных иконах в целом.

Относительно Бреста, там есть музей «Спасённые художественные ценности» открыт 4 февраля 1989 года.
http://brokm.vbreste.by/filial-spasennye-hudojestvennye-cennosti.html

В нем хранится много ценных икон.
Относительно одной из них, есть интересный вопрос - кто автор или чья школа иконописи этой иконы?

«Спас в силах» Брест, музей «Спасённые художественные ценности».

XVI век «Спас в силах» неизвестный автор.

Здесь, в лучшем расширении и можно рассмотреть в увеличении более подробное изображение иконы -
http://ic.pics.livejournal.com/new_legoman/32477736/39154/39154_original.jpg
Брест. Зарисовки. Часть V "Музей ценностей"
http://new-legoman.livejournal.com/5487.html
http://new-legoman.livejournal.com/pics/catalog/360/39154

Самый известный аналог этой иконе -

Икона "Спас в силах" Андрей Рублев.
Рубеж первого и второго десятилетия XV века.
Государственная Третьяковская галерея.



"...В современной науке существуют несколько интерпретаций иконографии Спаса в силах. Наиболее убедительным принято считать эсхатологическое истолкование образа и признание в качестве иконографического источника византийских апсидальных росписей V – X веков, хотя существует мнение о западном источнике иконографии...

...Изображения Христа во славе, в окружении небесных сил и четырех апокалиптических существ, иллюстрирующие ветхозаветные эсхатологические видения и тексты Апокалипсиса, были широко известны с раннехристианских времен и получили широкое распространение в средневековом искусстве Запада. Однако окончательное сложение иконографии «Спаса в Силах» произошло, по-видимому, именно на Руси, где с появлением на рубеже XIV – XV веков высокого иконостаса эта композиция становится преобладающей формой средника деисусного чина. Образцом для многих русских иконописцев стала икона 1408 – 1410 годов из Владимирского Успенского собора, предположительно созданная преподобным Андреем Рублевым. Наиболее раннее произведение на этот сюжет сохранилось в составе деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля (конец XIV век), авторство которого приписывается Феофану Греку.
Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева. "
http://iconrussia.ru/painting/iconography/394/


Последний раз редактировалось: Stas (30 Nov 2014, Sun, 15:17), всего редактировалось 5 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 118
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 30 Nov 2014, Sun, 14:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А, вот еще одна загадка, есть две иконы - икона Божией Матери "Скорбящая" (В Храме Гроба Господня) и Остробрамская икона Божией Матери.

Есть ли сходство между этими иконами?
На мой взгляд они очень похожи.

Икона Божией Матери "Скорбящая" (В Храме Гроба Господня)"

http://www.tropinka.orthodoxy.ru/palomnik/palom-97/2sv_ze26.htm


http://anvestnik.ru/202/svyataya-zemlya-ikona-bozhiey

В Иерусалиме в Храме Гроба Господня в приделе Плачущей Богоматери в Часовне Уз Христовых раньше находились 3 иконы. Справа от центральной - образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилось только верхняя часть изображения - лик Богородицы. Глаза ее опущены и скрыты под веками. Письмо очень темное, едва различимое. В течении долгого времени икону посещали редко, лишь иногда арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи. Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986 году за неделю до Пасхи. Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. И действительно, лик у иконы обновился. С тех пор многие видели ее открывающей глаза, а некоторые и плачущей. Многие православные приходили к иконе и спрашивали благословения на свои вопросы, и считается, что, если Божия Матерь откроет глаза, то этим вы получаете ее благословение... Причем Чудотворный образ находился за решеткой. Паломники же хотят получше рассмотреть икону и просовывают за решетку свечи. И вот, в 2006 году в Великую Пятницу в 11 часов утра здесь случился пожар. Он был настолько сильный, что вызывали специальную пожарную машину. Икону убрали на реставрацию, а в Троицком соборе Русской Духовной миссии в Иерусалиме продавали иконки-фотографии с этого Образа. Паломники рассказывают о случаях чудотворения и от этих фотографий.
http://pravicon.com/info-755


Может быть, примерно так и выглядела, изначально, вся икона Божией Матери "Скорбящая"?

Остробрамская икона Божией Матери (без оклада)


http://www.polia.info/Ikona/Ausros.html


http://www.ostrobram.prihod.ru/ikona_khrama

Предание

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

Иконография

Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.

Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона — барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем — вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году, во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись — хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия — момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38 ). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа — участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.

Списки с иконы

Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна.

Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский."

http://worldart.uol.ua/text/6521182/ostrobramskaya-ikona-bozhiey-materi/



"СКАЗАНИЕ ОБ ОСТРОБРАМСКОЙ ИКОНЕ"

Глава 1

В Виленских (ныне г. Вильнюс) храмах в чис­ле святынь, украшающих стены и алтари древних и менее старинных памятников архитектуры и искусства, находится несколько икон, которые в древности были достоянием Грече­ской церкви и ее последователей, как в пределах России, так и вне её.

Однако ни одна из святынь не поль­зуется таким почитанием среди населения как Восточной, так и Западной Церкви, не окру­жена таким благоговением, как Виленская восточная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, помещенная в Вильно в часовне на Острых Воротах и именуемая «Остробрамской» или «Островратной», поклонение которой является величайшим счастьем и отрадой для всякого верующего во Всемогущего Господа.

Кто был ее творцом и в каком именно году она была написана, определить очень трудно. Существует предание, что эта святая икона явилась в городе Вильно на Острых воротах 14-го апреля 1431 года, и Восточная Православная Церковь, воздавая надлежащее чествование памяти святых литовских и виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия 14 апреля, ежегодно посвящает этот же день и празднеству Остробрамской иконы, которая первоначально находилась в Троицком православном монастыре, где почивали в то время святые мощи трех упомянутых мучеников, угодников Божиих.

Однако, если рассмотреть письменные доводы, изложенные в виде исторических актов, касающихся города Вильны, прежней столицы Литовско-Русского государства, то можно отыскать целый ряд письменных свидетельств, в которых упоминается об этой святой иконе. Из этих записей мы видим, что она не была явлена на воротах города Вильны, а была привезена из Крыма, а именно из Херсонеса Таврического или города Корсуни самим великим князем Ольгердом Гедиминовичем (1345-1377), который взял ее в числе военной добычи из греческого храма города Корсуня. Святую икону, привезенную из Корсуни Ольгерд сначала подарил своей благочестивой супруге, хотя за неимением точных письменных указаний, в каком именно году она была приве­зена в Вильну, мы не можем с точностью опре­делить, какая именно супруга Ольгерда была осча­стливлена столь драгоценным даром. Оль­герд исповедовал Православие и был крещен с именем Андрей. С умножением православных христиан в Вильне и при содействии православной супру­ги Ольгерда, была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы, за исповедание которой пострадали Виленские мученики. С этого времени вся окрестная местность, дотоле пустынная, стала насе­ляться исключительно православными христианами и получила название Острого или русского Конца. При Свято-Троицкой церкви с древнейших времен существовал монастырь. Этой обители Всесвятой Живоначальной Троицы и была подарена супругой Оль­герда или лично им самим чудотворная Корсунская икона. Да и могло ли быть в тогдашней столице Литвы лучшее место для размещения греческой святыни, чем Свято-Троицкий монастырь – новоустроенный оплот и непоколебимый центр христианства, воздвигнутый на земле, пропитан­ной кровью принесенных в жертву за исповедание Евангельского учения жизнь свою и не убоявшихся мук, святых подвижников, трех доблестных витязей и воинов Христовых, которые черпали духовные силы перед ожидающею их и предстоящею им казнью в горячей молитве ко Искупи­телю и Его Пресвятой Матери Приснодеве Марии.

Углубляясь в чтение очерка об истории города Вильны за 1431 год, мы встречаем Корсунскую икону Богоматери уже не в храме монастыря Пресвятой Троицы, но в городской часовне над во­ротами. Эти ворота были сооруже­ны вблизи небольшой церкви Святого Петра, ныне уже не существующей, и назывались сначала Медницкими (название происходило от пути, ведущего в великокняжеский замок Медники), потом Жмудскими, потом русскими, и только лишь в XVI столетии получили наименование Острых, по-польски Острой Брамы. Точная дата, а именно год, месяц и день, когда было совершено перенесение свя­тыни из монастыря в скромную и, можно даже сказать, убогую часовню, до нас не дошла. Однако, о таком вы­дающемся событии не мог не знать великий князь, без соизволения которого, как мы полагаем, монахи никогда не решились бы на подобный шаг. Но мы вполне определенно знаем, что четырнад­цатого апреля 1431 года образ уже был украшением часовни на воротах, будучи предметом благочестивого поклонения и особого уважения со сто­роны православных жителей Вильны. Перед ним по православному русскому обычаю теплились лампады и горели свечи. Дата 14 апреля 1431 года точно отмечена в сказаниях об этой святой иконе, как время явления, или появления ее впер­вые в деревянной воротной часовне. Можно вполне согласиться, что для перенесения святой иконы Бого­родицы из Троицкого монастыря в часовню не было более подходящего дня, чем 14 апреля – дня, посвященного празднованию памяти свя­тых мучеников Литовских и Виленских, нетленные мощи которых почивали в указанном храме. И разве мог быть более торжественный день для православных виленцев, чем день смерти их собратий, отошедших с мученической пальмой в руках, с ясным ореолом бессмертия в счастливую и не имеющую конца вечность.

Глава 2

23 апреля 1498 года, в день памяти святого великомуче­ника Георгия Победоносца по старому стилю, был совершен торжественный крестный ход при личном участии великого князя и его двора, войска и городского управления. В присутствии почти всего населения столицы, под звуки колокольного звона всех тогдашних храмов Вильны, четырнадцати православных и семи латинских, под звуки пушечных выстрелов происходила закладка главных пунктов новой стены. Но самым важным моментом этого торжества следует считать освящение места для фундамента главных ворот с большой башней, в Русском или Остром конце. Дружно и с усердием народ принялся за работу, и постепенно воздвигалась вокруг города стена, закрывая его от глаз неприятеля в тех местах, которые не были защищены ни рекою, ни горами. В высокой башне над этими воротами жители города позаботились устроить особое место для чтимой всеми святой православной иконы Бого­родицы. Окончив сооружение башенных ворот и самой башни, святую икону поста­вили в приготовленное для неё место над воро­тами, - с южной стороны рядом с башней. С внеш­ней стороны башни снизу был приделан ход в виде особой лестницы. Икона была вставлена в киот, снабженный с лицевой стороны стеклом и деревянными дверцами, которые, смотря по надобности, можно было открывать и закрывать. Во время плохой погоды их полностью затворяли. Святая икона по-прежнему принадлежала Свято-Троицкому православному монастырю, братия которого регулярно совершала перед ней надлежащие молебны и акафисты, а верующие с благочестивым настроением духа посещали ча­совню и по христианскому обычаю прикладывались к образу.

В 1596 году в крае была объ­явлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь в городе Вильне, которому законным образом принадлежала Островоротная часовня, отошёл в унию.

В 1601 году монастырь был преобразован и стал базилианским. При нем было учреждено особое братство. Таким образом, Островоротная часовня, со святою в ней иконою Небесной Заступницы, очевидно, должна была перейти в ведение тех же базилиан. В какой именно православный храм первоначально она была перенесена, мы об этом не знаем. Точно известно только то, что в сре­дине 1609 года, то есть в начале XVII столетия, Островратная икона находилась уже в приходской каменной Николаевской церкви на Большой улице. Иноки Троицкого Монастыря в конце того же 1609 года обратились в храм св. Ни­колая с просьбой возвратить икону им, мотивируя это тем, что королевская чета имеет желание ей поклониться. 31 июля того же года и сам храм святи­теля Николая также отошёл в унию. Первого августа митрополит Ипатий Поцей явился в этот храм с целью поклониться святому образу Богоматери Островратной. С этого времени святая икона переходит в совершенное владение Виленского Троицкого монастыря. Святую икону перенесли из Свято-Никольская храма на прежнее ее место – в часовню Островоротной башни.В пер­вой четверти XVII столетия между Свято-Духовским православным и Свято-Троицким базилианским монастырями возник третий латинский монастырь босых кармелитов, в их ведение и поступила Островратная часовня. Святая Корсунская икона Богоро­дицы возвратилась и появилась на старом своем месте в часовне при Острых Воротах как принадлежность уже всецело кармелитов, которые её закрепили за собою навсегда.

26 мая 1714 года Вильну постигнул страшный удар; пожаром истреблена была часть города, причем не уцелела и деревянная ча­совня на Острых Воротах; икона же, охраняемая кармелитами, была спасена от всепожирающего пла­мени и снова поставлена в костеле св. Терезии. Целых тридцать лет икона хранилась в костеле, куда стекался на поклонение богомоль­ный люд, а для увеличения чествования святой ико­ны введены были в нем в 1726 году тор­жественные сорокачасовые службы. Новая часовня из камня, больших размеров, во всю ширину Остро­воротной башни, воздвигнута была в 1744 году; в нее и перенесли икону с несравненно большим великолепием, чем это было в 1671 году. Эта часовня и есть та самая, которая доныне су­ществует на Острых Воротах со святым образом Пресвятой Богородицы Островратной. Она устроена и приспособлена к совершению в ней богослужения по латинскому обряду.

По третьему разделу Польши, состоявшемуся в 1795 году, Вильна отошла к Российской империи. Между тем, постепенно росло значение и богатство часовни, которая стала почи­таться поляками, как религиозно-политический памятник. В это же время в часовне был установлен орган. Однако, в 1812 году часовня, также как и монастырь кармелитов вместе с костелом св. Терезы, сильно пострадала и была даже поругана солдатами Наполеона Бонапарта. Французы не постеснялись отвести эти здания под помещения воинов, причем алтари и многие иконы были уничтожены. Не избежала повреждений и икона Остробрамской Богородицы.

В 1823 году, при часовне было основано братство, и в печати поя­вилась изданная кармелитами на польском языке реляция о чудотворной иконе Пресвятой Марии Девы, что на Острых Воротах. Наступил 1826 год, когда был объявлен юбилей по случаю исполнения­ 100 лет со времени установления сорокачасового богослужения в Островоротном костеле карме­литов. Этот юбилей продолжался целый год. Де­сятки тысяч народа прибывали в Вильну. В 1829 году Остробрамская ча­совня была великолепно украшена. Рядом с ней была устроена галерея, причем лик Непорочной Девы был обновлен. Полагают, что в ту эпоху на иконе еще была заметна существовавшая на ней славянская над­пись с хвалебной песнью в честь Пречистой: „Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим".

В 1844 году костел св. Терезы, переименованный в Остробрамский, был преобразован в приходской, часовня же со святой иконой поступила в ведение римо-католического духовенства.

Святая Корсунская икона Богородицы имеет два с половиною аршина высоты и два аршина ширины. Написана она на доске, или точнее говоря, на двух соединенных твердых ду­бовых досках. На лике Богородицы можно заме­тить ровный продольный шрам, появившейся вследствие осадки красок по линии соединения досок. Изображена Богоматерь на иконе одна, без младенца Иисуса Христа, несколько наклоненная в правую сторону. Блаженный лик выражает глубо­чайшее спокойствие и благоговейную скромность, ще­ки покрыты тусклым румянцем, а руки на груди сложены крестообразно. Все изображение поясное. Святая Дева, как следует думать и веровать, представлена в момент величайшего события для целого Мира, в момент архангельского благовестия о воплощении, наитием Святого Духа, Сына Божия и рождения от Неё Богочеловека. Однако это изображение Благовещения является неполным, - ему недостает фигуры архангела Гавриила, который нередко пишется на отдельной доске. Вследствие того, что икона ныне покрыта металлической позолоченной ризой, из целого образа мы можем видеть только лик и руки Божией Матери.

Над головой в ризе прикреплена двухъярусная корона и по всем направлениям от лика идут длинные лучи, а под иконой большое изображение луны, сделанной из металла, которая служит как бы подножием для Пречистой.

Такова святая Корсунская или Остробрамская икона Божией Матери Благовещения, находящаяся ныне в ведении римско-католического духовенства в г. Вильнюсе в часовне на Острых воротах. Как древняя православная святыня, она пользуется и у местного и вообще русского православного населения, насколько это можно видеть, большим уважением и почитанием, имеющим чисто и строго религиозный характер, хотя православное богослужение перед ней уже не совершается. Хотя и в наше время Пресвятая Богродица дарует верным чадам новые чудеса и милости!

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая!"

http://www.ostrobram.prihod.ru/ikona_khrama
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 118
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 13 Feb 2015, Fri, 0:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Иконы и их прототипы.

У многих чудотворных икон были предшественники или прототипы.

Если кто нибудь в курсе - на сколько верна следующая информация?

"Перед тем как её забрали Поляки это Перед нею молилась святая Эуфрозына Полоцка (Евфросиния Полоцкая)
Это прототип ченстоховский иконы:






"В старообрядческой традиции икона Б.М. "Ченстоховская" выглядит вот так и именуют ее "Умягчение злых сердец"



http://txt.drevle.com/mirrors/drevlepravoslavie-2012.05.19/data/t02000000414.html

Судя по отзывам искусствоведов и у Белынической иконы был прототип иконы, изображение которой не известно.

Видимо, утрата, а иногда и происхождение прототипов чудотворных икон как-то связаны с конкретным периодом нашей истории, а именно с первой половиной 17 века.

Вот еще пример, возможно белорусской иконописи 17 века.



"Чудотворная Рудненская икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.

Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери. Среди них – древняя, написанная на холсте икона, пребывавшая в храме Покрова Пресвятой Богородицы в заштатном городке Алешках Харьковской области. Предание гласит о том, что принесена она была в Харьковские пределы около 1612 года неким священником Петром Андреевым, который пришел из Подольского края, спасаясь от гонений униатов.

Были известны еще другие списки с Рудненской иконы Божией Матери – в селе Лубны Лубенского уезда Полтавской губернии; в селе Олишевка Козелецкого уезда Черниговской губернии, в некоторых селах Ровенщины, Гродненщины и Витебщины.

Самым известным списком считается образ Пресвятой Богородицы, который находится в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Согласно народному преданию, передававшемуся из уст в уста, приблизительно в середине XIX века икона Божией Матери была обретена крестьянами села Крылатского, которые, придя ранним утром к источнику (и ныне полноводному) в овраге, увидели в траве святой образ. На месте явления образа была воздвигнута часовня во имя обретенной Рудненской иконы, а список с образа был помещен в местный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Известно, что еще до октябрьского переворота 1917 года жители Крылатского заказывали «вскладчину» в день праздника иконы 12 октября Всенощное бдение и Литургию, объезжали со святыней многие храмы Москвы, устраивали длительные крестные ходы.

В 1936 году, во время атеистических гонений на Русскую Православную Церковь, святая Рудненская икона Божией Матери была уничтожена.
Однако дореволюционный список с иконы, находившийся в храме, был сохранен местными жителями. Поновленная икона, переданная настоятелю вновь открывшегося в 1989 году храма, заняла в нем подобающее место и прославилась множеством чудес, произошедшими от нее по усердным молитвам прихожан. В 1996 году в честь Рудненской иконы Божией Матери был освящен один из престолов храма.

Многие православные жители Москвы приходят в день празднования Рудненской иконе Божией Матери на источник, освященный некогда явившемся на этом месте чудотворным образом."

http://rebenok.by/community/index.php?topic=145397.120

В данном случае хоть прототип и утрачен, но изображение его сохранилось.

Обратите внимание на то, насколько похожа между собой иконография икон.

Можно предположить, что и у этих икон был прототип.

Еще - благодаря растительному орнаменту, Рудненскую икону вполне можно отнести к Могилевской школе иконописи.
Тем более, что - "Чудотворная Рудненская икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии."

Произведения могилевской школы иконописи XVII–XVIII вв. в собрании НХМ РБ

"В рамках белорусской школы иконописи XVII–XVIII вв. можно выделить локальные центры. Наиболее выразительно определяются контуры могилевской школы, менее ярко – брестской, витебской, минской.
В XVII–XVIII вв. Могилев являлся одним из крупнейших центров художественной культуры Речи Посполитой. В городе высокий уровень развития получили книгопечатание, гравюра, резьба, живопись, иконопись. Интерьеры могилевских церквей украшали многоярусные иконостасы (сохранился иконостас Никольской церкви /1669/), настенные росписи. В середине XVII – начале XVIII вв. фресковые росписи были в Богоявленской (1633–1636)1 и Никольской церквях2. Административная самостоятельность Могилева, узаконенная Магдебургским правом (28.01.1577), наличие православного церковного братства, которое сыграло огромную роль в борьбе против насаждения унии и католичества и выступало в роли основного заказчика икон, – все это содействовало консолидации при них сил православного белорусского народа, в том числе и иконописцев.
Исторические и архивные источники содержат имена художников, работавших в Могилеве. По документам могилевского магистрата в XVII в. встречается 8 имен местных художников. В инвентарях Могилева за 1736 г. упоминается 5 имен «художников» и «богомазов», за 1765 г. – 6. В XVIII в. в Могилеве в разное время работало 30 живописцев3. Н.Ф. Высоцкая составила словарь художников, работавших на Могилевщине в XVI–XVIII вв., который включает в себя более 40 имен4. В словаре указано имя мастера на русском языке, в скобках – на языке подлинника, затем краткие биографические данные (годы жизни, архивные сведения), время и место работы художников на Могилевщине, созданные произведения, архивные и библиографические сведения. Как и представители других профессий, могилевские художники обучались традиционным путем, характерным для ремесленного производства: мастера брали учеников на определенный срок, обязывались научить их своему ремеслу и несли за них ответственность (Моргун Евстафий – ученик Василия Сущевского; Михаил Богомаз – ученик деда, маляра Игната Соца т.д.).
Большинство художников являлись «мещанами могилевскими». Были художники и духовного звания (монахи Петр, Лукьян и Григорий со Спасского монастыря, Антоний Гловацкий – базилианин). Некоторые мастера занимались не только иконописью, но и сбытом своих произведений в ближайших деревнях и городах, работали на рынок (Михаил Богомаз), выполняли и другие живописные работы. Афанасий Пигаревич (конец XVII – начало XVIII в.) создавал настенные росписи, украсил росписями ратушу по заказу магистрата, расписывал щиты, печи, оформлял интерьеры, написал иконы «Евангелисты», «Богоматерь»5.
Наличие памятников и имен художников свидетельствует об интенсивной художественной жизни Могилева в XVII–XVIII вв.
Произведений могилевской иконописи XVII–XVIII вв. сохранилось мало: многие иконы погибли во время Великой Отечественной войны. Уцелевшие памятники могилевских иконописцев находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь (НХМ РБ), в музее древнебелорусской культуры ИИЭФ НАН Беларуси в Минске, Могилевском областном краеведческом музее.
Впервые вопрос о существовании Могилевской школы иконописи поставил Н.Н. Щекатихин. В каталоге 1-й Всебелорусской художественной выставки (1926)6 автор отнес к ней 19 памятников. В настоящее время в НХМ РБ находится только 4 из 19 названных7. По мнению автора этого каталога, могилевская школа иконописи выделяется в первой половине XVII в. Исследователь указал на одну из ее особенностей: техника золочения фонов, частично гладких, но чаще ографленых со стилизованным растительным орнаментом. Наиболее ярким примером раннего этапа развития могилевской школы является «Рождество Богоматери» 1649 г. из Успенской церкви (1670) Могилева. В правом нижнем углу иконы сохранилась надпись: «Року Бжого 1649 Петръ Евсеевич з Голынца». Неизвестно, кто оставил эту надпись – иконописец или фундатор иконы. В архивных документах было обнаружено такое имя, что подтверждает реальность персонажа, но, к сожалению, не говорит об его деятельности. Автор данного произведения, сохраняя основные черты традиционной иконографии, передает содержание реалистически с множеством этнографических и бытовых деталий: на головах женщин-повитух – крестьянские намитки; на подушках – кружева-прошвы; керамическая и деревянная посуда, деревянная кроватка, кувшин с полевыми цветами на столе. Он наделяет персонажей конкретными характеристиками, соответствующими национальному белорусскому типажу. Трудно найти этнографически более точную, полную и правдивую передачу предметов крестьянского быта в памятниках искусства первой половины XVII в.
Возможно, под влиянием «Рождества Богоматери» (1649) была создана одноименная икона (1700) из Петропавловской церкви (1839) села Ничипоровичи. Изограф точно также разместил святую Анну с двумя бабками, которые принесли дары, похожи в двух иконах и возвышения, только отсутствует персонаж, который в иконе 1649 г. раскрывает занавес. Сохранив общую композицию, художник некоторые детали добавил от себя. Иоаким сидит справа около стола, заставленного посудой и фруктами (на предыдущей иконе на столе только чаша и ваза с цветами). Служанки перед купелью перемещены с левого угла в правый: одна из них сидит на сундуке, держа Марию, другая наливает воду, стоя на коленях. Купель здесь напоминает огромный келих для освещения воды и украшена чеканкой. Архитектурные кулисы имеют вид тяжеловесной аркады, проемы которой заполнены растительным орнаментом, а внизу – зелеными кустами. Композиционная близость этих двух произведений свидетельствует о преемственности в Могилевской школе иконописи.
Реалистические черты прослеживаются и в других памятниках могилевской школы XVII в. – «Илье» (1668) из Кричева и «Богоматери Одигитрии Неувядаемый цвет» (первая половина XVII в.) из Бастенович. Они проявляются в индивидуальности и конкретности ликов, в которых виден отход от иконописной манеры письма, в широком введении орнаментики. В декоративном оформлении белорусских икон XVII в. большое значение отводилось фону. Все свободное от живописи пространство украшалось резным, а позже и лепным по левкасу растительным орнаментом в виде переплетенных стилизованных побегов, листьев, цветов. Орнамент фонов могилевских икон XVII – XVIII вв. напоминает сетку или ковер растительных мотивов, имеет высокий рельеф со слегка скругленным контуром и дополнительными штришками на поверхности орнаментальных мотивов8, покрывает не только фон, но и одежды персонажей – как, например, на иконе «Богоматерь Одигитрия Неувядаемый цвет».
Особенности могилевской школы живописи последней четверти XVII в. можно проследить на примере двух произведений, вывезенных из Никольского храма (1838) города Кричева: «Успение» и «Троица». При сохранении традиционной иконографии поражает конкретность типов, народные характеры. Художник вводит в сюжеты элементы пейзажа, натюрморта, архитектуры, бытовые мотивы: круглый стол с белой скатертью, ваза с кистью винограда (а не с головой тельца, как в древнейших изводах), тарелки, кубки, ножи, ложки (в «Троице»), длинные черные одежды с желтыми наплечниками у Авфония (в «Успении»). Для обоих произведений характерен фон с густым растительным орнаментом. В качестве декорировки рам использованы деревянные накладки с «камнями». Этот прием имел широкое распространение в живописи могилевщины данного периода.
Представление об искусстве могилевской школы первой половины XVIII в. дают три иконы из Успенской церкви (1890) села Бастеновичи: «Целование Иоакима и Анны», «Поклонение волхвов», «Авраамий и Меркурий Смоленские». Точность и конкретность в изображении города Смоленска позволили Высоцкой Н.Ф. датировать икону «Авраамий и Меркурий Смоленские» 1723–1728 гг. и перенести эту датировку на два стилистически близких памятника. Украшая их фон лепным орнаментом, художник в старые композиционные схемы, заимствованные в европейском искусстве (нидерландской гравюре)9, вкладывает новое содержание, новые мысли, ставит задачи, характерные скорее для светской живописи, нежели для иконописи. Изограф стремится передать глубину пространства, движение персонажей, фактуру предметов. Для решения новых задач мастер ищет и новую технику, соединяя темперу и масло. По темперной – художник масляной краской прописывает детали иконы, что позволило работать приемами более близкими масляной, чем темперной живописи.
Использование европейских композиционных схем иконописцами во многом определяло стиль их икон, все более свободный и ориентированный на западную живопись. В XVIII в. белорусская иконопись не осталась безучастной к воздействию всех существовавших тогда европейских стилей, впитав черты барокко, рококо и классицизма. Одним из примеров данного явления может служить икона Фомы Силинича «Вознесение» 1808 г. из Преображенской церкви (1704–1740) села Барань Оршанского района.10 Живопись произведения отличается своим светским характером, несмотря на то, что сюжет произведения относится к числу традиционных христологических, которые получили распространение на христианском Востоке с глубокой древности. Византийская схема уступает реалистичной в своей основе картине. Вверху, в сияющей мандорле, возносится на небеса Христос. На вершине горы стоят два ангела, выразительно жестикулирующие и указывающие на Спасителя. На первом плане в несколько манерных позах изображены стоящие на коленях Богоматерь и апостол Петр. Манерность поз характерна и для других персонажей, облик которых делает их скорее похожими на героев мифологических произведений. Традиционный фон с резным растительным орнаментом (крупные сочные спирали побегов) соединен с клубящимися молочно-голубыми облаками. В этой детали проявляется двойственность художественного языка образа в целом, который скорее представляет картину на религиозный сюжет, чем икону в традиционном смысле этого слова. Для этого произведения характерен достаточно высокий профессиональный уровень. Изысканный колорит удачно учитывает соотношения ярких и приглушенных тонов. Можно говорить о влиянии стиля рококо в цветовом решении, особенно верхней части композиции. Объемность и динамика в изображении фигур апостолов свидетельствуют о влиянии барокко, а цветовое решение одежд апостолов, Богоматери в нижней части композиции, ее уравновешенность, симметричность – о влиянии искусства классицизма.
В XVIII в. в декоративном оформлении икон происходят изменения. Как и в предыдущем столетии, наряду с распространенным резным орнаментом встречается лепной. Большое количество икон было создано с расписным орнаментом фона и без него. В оформлении произведений уменьшается количество работ с деревянными накладками «камнями» и увеличивается – с простыми рамами. Примером является икона «Святитель Николай» середины – второй половины XVIII в., приобретенная у частного лица в 1992 г., где при отсутствии орнаментального фона акцент ставится на декоративном оформлении одежд, Евангелия и т.д.
Высокий уровень исполнения икон свидетельствует о расцвете Могилевской школы иконописи XVII–XVIII вв. Самобытная и оригинальная, с богатой палитрой красок живопись данного региона в своей основе сохранила традиционный иконописный канон. Произведения могилевской иконописи выделяются интересом к индивидуальности, конкретизации персонажей, колористическим богатством, живописной легкостью. Для ранних памятников могилевщины характерна техника золочения фонов с богатой разработкой орнаментальных мотивов. Орнамент в могилевских иконах представлен не только рисунком рельефа на фонах, но и цветочными мотивами в одеждах персонажей, что сближает Могилевскую школу иконописи с украинской."
http://www.artmuseum.by/ru/nauka/research/soobshheniya-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya-respubliki-belarus,-vyipusk-7

http://artmuseum.by/ru/nauka/research/soobshheniya-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya-respubliki-belarus,-vyipusk-7/proizvedeniya-mogilevskoj-shkolyi-ikonopisi-xviixviii-vv.-v-sobranii-nxm-rb
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Связь времен -> Старые фотозагадки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы