Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 15 Feb 2025, Sat, 16:12 Заголовок сообщения: |
|
|
Историческое расследование
или как от знаменательной даты столетия "белорусского БАМа 20-х" выйти на истоки рождения постоянного гарнизона Полоцкого укрепленного района - 16-ый пулеметный батальон.
В 1923 году уже велись проектные работы по строительству железной дороги Орша – Лепель имевшей важное стратегическое значение для развертывания армии по мобилизации в угрожаемый период грядущей войны. В то время существовали планы строительства Лепельского укрепленного района. Для занятия его войсками в начальный период войны требовалось еще в мирное время создать удобные подъездные пути. В августе – сентябре 1924 года принимается решение (предложение внесено Тухачевским и Уншлихтом) о неотложном строительстве железнодорожной ветки от Орши к Лепелю. (По приказу РВС СССР от 8 сентября 1924 года №1115/176 железнодорожный полк включал 1279 человек. Было в жд войсках 11 жд полков, саперного батальона в их составе нет). Согласно Приказа РВС СССР от 23 сентября 1924 года №1183/188 создается отдельный корпус войск путей сообщения (по постройке железнодорожной линии Орша - Лепель). Корпус (численность около 10 тыс. бойцов и командиров), помимо управления и частей обеспечения, включал в себя 1-ю и 2-ю дивизии. 1-я дивизия под командованием В.А. Жаркова имела 2, 3, 5 и 7 железнодорожные полки, 16-й саперный батальон Западного военного округа, Отдельный Транспортный батальон, Автоотряд 1-го автомотополка. 2-я дивизия под командованием П.Ф. Аппоровича имела в своем составе 4, 6, 10 и 11 железнодорожные полки и сводный саперный батальон Украинского военного округа. Как видим число саперных батальонов в то время в РККА было весьма ограниченным. Мы же особое внимание обратим на наличие в 1-ой дивизии 16-го саперного батальона, который был придан 1-ой дивизии.
С октября 1924 года начались подготовительные работы и заготовка материалов. Весной 1925 года железнодорожные полки разместились на назначенных им местах дислокации в готовности к проведению работ. С мая 1925 года приступили к полномасштабным работам по строительству железной дороги. Работы были очень трудоемки, особенно земляные. У строителей был всего 1 экскаватор, трактор и всего 22 автомобиля, поэтому работы приходилось выполнять в основном вручную. При строительстве активно использовалась полевая узкоколейная железная дорога с вагонетками на конной тяге. Очевидно, что сборно-разборная полевая узкоколейная железная дорога на строительстве могла появиться в то время только из Полоцка, где она существовала еще с царских времен. Напомню, что в 1907 – 1908 годах в Полоцке был строен военный городок в Задвинье, где разместилась 1-ая полевая железнодорожная рота, переформированная в 1910 году в 5-ый железнодорожный батальон. Железнодорожный батальон имел на складах огромное количество звеньев полевой железной дороги (закуплена в Германии у фирмы Круппа еще до Первой мировой войны) и запас вагонеток. Причем масса военного имущества была столь значительной, что даже немцы в период оккупации 1918 года не решились заняться ее вывозом из Полоцка. Увы, и поныне довольно трудно найти в открытом доступе документы по воинским частям первых лет существования Красной армии, особенно с учетом их постоянных сокращений, переформирований и переименований. Однако, сопоставляя разные данные, можно прийти к выводу, что после окончания Советско-польской войны на материальной базе бывшего 5-го железнодорожного батальона Русской императорской армии в Полоцке был сформирован 16-ый саперный батальон. В 1925 году он принимает деятельное участие в строительстве железной дороги Орша – Лепель, имевшей важное военное значение. Была она в основном для развертывания войск Красной армии по мобилизации у госграницы СССР того времени. Во второй же половите 20-х годов следы 16-го саперного батальона теряются, однако в Полоцке в это время появляется постоянный гарнизон укрепрайона из 16-го пулеметного батальона. Это мы знаем и из документов начала 30-х годов прошлого века, например из оперативно-инженерной характеристики Полоцкого укрепленного района, где в качестве гарнизона укрепрайона упоминаются 4-ый и 16-ый пулеметные батальоны и из воспоминаний ветеранов, записанных для нас сотрудниками полоцкого Музея боевой славы еще в 80-е годы 20-го столетия. Вот один из примеров: «Из сообщения по телефону от 31 июля 1987 г. полочанина Горбачева Николая Свиридовича. В 1928 – 1929 годах он служил во 2-ой Боровухе в 16-ом отдельном пулеметном батальоне. Деревянные бараки: первый слева от кладбища у кольца – штаб батальона, а во 2-ом рядом их казарма, столовая. Перед войной его призвали в 13-ый стрелковый полк 5-ой стрелковой дивизии. 13-ый стрелковый полк располагался в зданиях Кадетского корпуса (ныне в них Полоцкий государственный университет). 1939 году 5-ая стрелковая дивизия освобождала Западную Белоруссию и 13-ый стрелковый полк оказался в Белостокском выступе, где он и встретил Великую Отечественную войну в 1941 году. Кроме того 5-ая стрелковая дивизия и их полк воевали в Финляндии».
Итак, вырисовывается довольно интересная картина. В 1925 году 16-ый саперный батальон занят. Он участвует в строительстве железной дороги Орша – Лепель. Во второй половине следующего 1926 года под Полоцком начинают строиться 4 первых ДОТа относящиеся к Полоцкой предмостной позиции (располагались они дугой Экимань-Ксты-Черноручье-Бельчица). Судя по всему, здесь 16-ый саперный батальон помогал с доставкой грузов и стройматериалов к строительным площадкам посредством своей полевой железной дороги. Однако, по завершении строительства первых ДОТов под Полоцком в 1927 году, мы пока не нашли сведений о наличии постоянного крепостного гарнизона для занятия этих ДОТов, а в 1928 году мы знаем, что таковой гарнизон уже существовал – 16-ый пулеметный батальон. Логично будет предположить, что в условиях крайне низкой численности РККА в 20-е годы прошлого века 16-ый саперный батальон привлекли к решению нескольких задач одновременно: к обеспечению транспортом строительных работ по возведению укреплений под Полоцком и к обороне этих же укреплений. Так к 1928 году саперный батальон был преобразован в 16-ый пулеметный. Эта версия подтверждается находками на месте летних лагерей 16-го пулеметного батальона (у д. Глинище) личных вещей бойцов с маркировкой 16-го саперного батальона.
Интересно отметить, что здесь же на месте этих же лагерей были найдены и личные жетоны бойцов 50-го саперного батальона, относящегося к периоду формирования из 4-го и 16-го пулеметных батальонов 50-ой стрелковой дивизии призванной оборонять Полоцкий укрепленный район в середине 30-х годов прошлого века. Это и логично, воинская часть переименовывается, переформировывается, а люди все равно выезжают на прежнее удобное место летних лагерей.
Так же интересен для знающих людей и небольшой нюанс в воспоминаниях ветерана Н.С. Горбачева в той части, где он упоминает, что перед войной его призвали в 13-й стрелковый полк 5-ой стрелковой дивизии. Дело в том, что он служил в конце 20-х годов в 16-ом пулеметном батальоне. На основе 16-го пульбата в период с1934 по 1936 года была сформирована 50-ая стрелковая дивизия для обороны Полоцкого укрепрайона, а накануне Великой отечественной войны из 50-ой дивизии в 5-ую передается 2-ой полк с переименованием его в 13-ый, а из 5-ой в 50-ую переходит 13-ый полк с переименованием его во 2-ой краснознаменный. Эта ротация была сделана, чтобы очень опытная 5-ая дивизия поделилась закаленным личным составом с менее опытной в боевом отношении молодой 50-ой дивизией. Но мы для себя отметим, что Н.С. Горбачев в сущности то попал в свою же часть, в 16-ый пульбат, только с другим названием и другой организационной структурой… Стало быть, не смотря на перетасовки, даже планы по мобилизации приписного состава на случай войны не перетасовывались и бойцы попадали в свои части, что впрочем было не всегда, были и нестыковки в этой сфере, но не в данном случае…
 увеличить до 1200x814
 увеличить до 1200x799
 увеличить до 1200x799
 увеличить до 1200x799
 увеличить до 1200x799
 увеличить до 1200x949
 увеличить до 1200x799
 увеличить до 1102x809 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 02 Mar 2025, Sun, 11:30 Заголовок сообщения: |
|
|
№252
ДОТ тип «Б двухэтажный»
Информация для составления Учетной карточки на ДОТ №252:
***
В 10 км к юго-западу от Полоцка, в двухстах метрах южнее деревни Лесины на пологой высотке расположен ДОТ №252. Несколько лет назад рядом с ДОТом был вырублен лес, посему увидеть его с дороги думаю будет не трудно.
Летом 1941 года ДОТ оборонял гарнизон из состава 43-го пулеметного батальона. Батальон формировался перед самым началом войны, комсостав его в Полоцк стал прибывать 22-го июня, позже уже в ходе боев на формирование гарнизонов ДОТов Полоцкого укрепрайона прибывали бойцы и командиры запаса из города Москвы. Как показывают некоторые документы, их направляли на самые ответственные участки, где немцы могли сильно напирать. Но людей не хватало, посему в ДОТах находящихся не на самой передовой, а несколько в глубине обороны, как менее подготовленные, часто оказывались призывники из Полоцкого и соседнего районов, например из Ветринского (был такой) или Ушачского. Не будем забывать, что штатный гарнизон Полоцкого укрепрайона еще до войны был переведен в Гродненский УР, где и принял бой в июне 1941 года...
Исходя из этого есть основания полагать, что ДОТ №252, судя по всему, оборонялся нашими земляками в июле 1941 года.
Задачей ДОТа было прикрытие с юга Лесин, где был командно-наблюдательный пункт, контроль дороги идущей от Заскорок на Полоцк и поддержка соседних с ним ДОТов пулеметным огнем.
В бой ДОТ вступил лишь 13-го июля 1941 года. До той поры немецкие разведгруппы, появлявшиеся у Лесин 3-6 июля 1941 года отстреливались либо нашими стрелками полевого прикрытия, либо выдвинутыми вперед ДОТами №268 и №267, что в поле по бокам дороги юго-западнее Лесин.
13-го июля 1941 года немцы силами 7-ми дивизий пошли на решительный штурм Полоцкого укрепрайона. На подходе у них было еще 8 дивизий, которые войдут в соприкосновение с нашими войсками, оборонявшими Полоцк (силой в 1 дивизию) к 15-му июля.
Три дня неся потери, делая по 4-5 атак в день гитлеровцы штурмовали полоцкие ДОТы. За это время лишь у д. Матейково в Северном секторе укрепрайона 86-ая пехотная дивизия Вермахта, создав подавляющее превосходство в силах, сумела прорвать нашу линию фронта.
В районе Лесин за эти три дня 37-ой пехотный полк 6-ой пехотной дивизии Вермахта так и не сумел продвинуться, о чем свидетельствуют как боевые документы и карты с обеих сторон, так и воспоминания участников событий. Например, в своем описании штурма полоцких ДОТов в районе деревни Гомель 15 июля 1941 года батальонный врач Генриха Гаапе упоминает, что нигде в тот день немцы не смогли южнее Двины прорваться к Полоцку, кроме как у д. Гомель к вечеру 15-го июля (Вечером 15-го июля, войска полоцкого боевого участка, оборонявшие Полоцк, уже отошли от Полоцка на Невель согласно приказа штаба 22-ой армии).
Гарнизоны ДОТов у д. Гомель вынуждены были 15-го июля 1941 года принять неравный бой, чтобы прикрыть отход своих основных сил, и выполнили свой долг с честью. А вот у гарнизонов в районе д. Лесины был шанс отойти.
Предшествующие бои 13-14 июля у Лесин показали гитлеровцам, что им противостоит упорный, решительный противник, и дальнейшие атаки на том направлении приведут к неприемлемым потерям, поэтому в 15-му июля командование 6-ой пехотной дивизии стянуло все свои части и артиллерию для прорыва к самой южной оконечности Полоцкого укрепрайона к д. Гомель.
Посему, думается, гарнизон ДОТа №252, сражавшийся в своем ДОТе 13, 14 и до 15.00 15-го июля 1941 года, выполнив свою задачу, мог отойти к Полоцку. Успел он выйти к мостам через Двину до отхода наших из города, который был назначен на 18.00 или нет, мы не знаем, но возможность такая у красноармейцев была...
ДОТ №252 батальонного района обороны "Ф" относился к типу «Б двухэтажный». Вооружение: три 7,62-мм станковых пулемета системы Максима на пулеметных станках Юшина и два 7,62-мм пулемета ДП.
ДОТ относится к типу "Б", то есть был способен защитить гарнизон и командование от попаданий снарядов калибра до 203 мм включительно...
Кратко о его судьбе можно сказать несколькими строками:
ДОТ №252 был построен в 1930-ом году в числе первых 47-ми сооружений основной линии обороны. ДОТ принял бой 13-15 июля 1941 года. Свою задачу выполнил, врага на назначенный командованием срок задержал, к Полоцку не допустил. В 1942 году ДОТ после изучения был взорван немецкими саперами. Добит в наше время мародерами-металлоломщиками...
На фотографиях 1-7, сделанных Виталием Овчаровым в ходе наших совместных исследований 2017 года я написал комментарии, которые помогут немного разобраться с планировкой ДОТа. На фото 8 - карта схема, которая поможет найти ДОТ в Полоцком районе. На фото 9 - эскиз чертежа верхнего этажа ДОТа или, иначе, протокол моих полевых исследований 2017 года.
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x831
 увеличить до 870x1200 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 16 Mar 2025, Sun, 15:20 Заголовок сообщения: |
|
|
ДОТ №284 батальонного района обороны "Ф"
ДОТ тип «Б двухэтажный»
Информация для составления Учетной карточки на ДОТ №284:
***
Вооружение: три 7,62-мм станковых пулемета системы Максима на пулеметных станках Горносталева и два 7,62-мм пулемета ДП.
Состав помещений:
Верхний этаж:
1. Сквозник. Для его обороны у гарнизона имелось и два 7,62-мм пулемета ДП.
2. Противохимический тамбур
3. Помещение в котором располагались вентилятор КП4В и шахта люк-лаз в нижний этаж сооружения.
4. Помещение коменданта ДОТа, оборудованное перископом, радиостанцией и узлом телефонной связи.
5. Западный каземат на 1 Х 7,62-мм станковый пулемет системы Максима на пулеметном станке Юшина
6. Центральный южный каземат на 1 Х 7,62-мм станковый пулемет системы Максима на пулеметном станке Юшина
7. Восточный каземат на 1 Х 7,62-мм станковый пулемет системы Максима на пулеметном станке Юшина
Нижний этаж:
8. Помещение для фильтровентиляционной установки
9. Помещение для энергоустановки
10. Убежище оборудованное нарами для отдыха личного состава гарнизона ДОТа
11. Помещение под сквозником, в котором располагались склад боеприпасов, аварийный выход, ввод бронированного телефонного кабеля.
ДОТ представлял собой массивное двухэтажное железобетонное сооружение, принадлежащее к типу защиты МI и приспособленное к длительной самостоятельной обороне.
Перед входом в само боевое сооружение расположен крытый бетонный хоздворик размером 3 на 2 метра. Здесь гарнизон жил, готовил пищу, вел охрану входа в убежище. Дворик хоть и бетонный, но защитить при обстреле тяжелой артиллерией мог только лишь от осколков, так как его толщина всего 20 см. Сверху в хоздворик вел люк размером метр на метр оборудованный скобтрапом на стене.
Вход в сооружение закрывался бронированной дверью толщиной 10 мм и был прикрыт сквозником с двумя решетчатыми дверьми, которые простреливались из амбразур обороны входа. Таким образом, ДОТ имел практически круговой обстрел. Амбразуры были оборудованы пулеметными станками Юшина и имели широкие сектора обстрела. В центре верхнего этажа сооружения располагалось помещение коменданта ДОТа, оборудованное перископом, радиостанцией и узлом телефонной связи. Между входом и помещением коменданта располагается противохимический тамбур. Казематы отделялись от противохимического тамбура деревянными тяжелыми герметичными дверьми.
В правой части верхнего этажа сооружения находился люк-лаз со скобтрапом в убежище, располагавшееся в нижнем этаже ДОТа. Убежище было оборудовано нарами в два яруса для отдыха части гарнизона, колодцем, местами складирования боеприпасов и продуктов питания. В отдельном помещении в правой части нижнего этажа размещалась фильтровентиляционная установка. В отгороженной двумя деревянными герметичными дверьми части небольшого помещения под сквозником размещались аккумуляторные батареи.
ДОТ №284 как и весь батальонный район обороны "Ф" был построен в 1930-ом году в числе первых 47-ми сооружений основной линии обороны, начавшейся строиться западнее Полоцка в первую очередь на Фариновско-Лесинском направлении, как наиболее приближенном к государственной границе в то время.
ДОТ относится к типу "Б", то есть был способен защитить гарнизон и командование от попаданий снарядов калибра до 203 мм включительно, к слову, таким был главный калибр крейсеров того времени...
Найти ДОТ не трудно, он находится недалеко от проселочной дороги (см карту-схему).
На Фариновско-Лесинском направлении (в 12-ти км юго-западнее Полоцка) летом 1941 года оборону в ДОТах держали бойцы и командиры 43-го пулеметного батальона.
ДОТ №284 боевых повреждений не имеет. ДОТ прикрывал южный фланг батальонного района обороны "Ф" от обхода противником с юга. Немцы дойти до него в июле 1941 года так и не сумели. Гарнизон ДОТа, очевидно, выполнив поставленную задачу, согласно приказу, отошел к своим к середине дня 15-го июля 1941 года. Переправившись на северный берег Двины в Полоцке красноармейцы имели возможность присоединиться к основным силам войск Полоцкого боевого участка...
В 1942 году ДОТ после изучения был взорван немецкими саперами...
Ниже фото 2017 года нашего коллеги-исследователя Виталия Овчарова с моими краткими комментариями.
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 900x1200
 увеличить до 900x1200
 увеличить до 1200x900
 увеличить до 1200x823 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1770 Откуда: Полоцк
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|