Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Черея

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Витебской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 08 Dec 2010, Wed, 15:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Черея
Черея, как считают историки, является ровесницей славного города Полоцка, а предполагаемое Черейское городище – один из пунктов знаменитого торгового пути "из варяг в греки". Подтвердить или опровергнуть красивую гипотезу могли бы раскопки городища. Но сделать это чрезвычайно трудно: остатки городища надежно спрятаны в глубине черейского погоста.
Черея – слово финского происхождения, обозначающее "место, сходка" или "место, покрытое или поросшее осокой или кустарником". А ведь угро-финские племена населяли территорию Беларуси задолго до прихода славян. Представляете, каким интернациональным поселением была Черея в IX–X веках? Судьба, как правило, заносила в Черею оборотистых купцов и стремящихся подороже продать свою жизнь наемников. Были среди пришельцев отважные норманны, скромные прибалты, застенчивые славяне, бесстрашные дети южных стран и многоопытные евреи.
Современные энциклопедические источники утверждают, что история Череи начинается в XIV–XV вв. Но даже официальные источники не единодушны и, толкуя о начале Череи, приводят различные факты. Некоторые авторы уверяют, например, что Черея являлась центром княжества в Полоцкой земле, где правил наидревнейший княжеский род Пеструцких. Но дело в том, что никаких князей Пеструцких никогда не существовало – нигде. Ошибку допустили российские исследователи белорусской истории еще в XIX веке. И произошла она весьма невинным образом.
В середине XV века два брата – Мисаил и Михаил – основали в этих местах монастырь. Сейчас мы обращаем ваше внимание на два весьма важных факта. Во-первых, Мисаил был епископом Смоленским, а во-вторых, его брат – Михаил – носил прозвище Петрух. По всей вероятности, оно и было принято за фамилию рода, а княжеский титул закрепился от неправильного перевода из польских источников слова "священник" (ведь Мисаил был священником), которое очень напоминает по звучанию русское слово "князь". Выходит, Черея никогда не была княжеским городом? Стопроцентно правильный ответ на этот вопрос пока не может дать никто. Это еще одна загадка удивительного белорусского места. Мы же со своей стороны вовсе не стремимся отнять у черейцев такой прекрасный туристический капитал, как столичное княжеское прошлое. Ведь вероятность того, что Черейское княжество все-таки существовало, по-прежнему остается.
Летописная история Череи начинается с упоминания достопочтенного (титул опускаем) Ивана, у которого было аж шесть сыновей и одна дочь. Особенно прославились два его сына, уже известные нам Мисаил и Михаил. Первый, епископ Смоленский, вообще был выдающейся личностью. Около 1475 года он был избран митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Новогрудке. Мисаил был известным сторонником унии – союза православной и католической церквей. Именно его считают возможным автором обращения высших православных и светских феодалов Великого княжества Литовского к Римскому Папе Сиксту IV. Текст этого послания в XVII–XVIII веках использовался для пропаганды унии на наших землях. Что касается Михаила, то он "засветился" в летописи исключительно потому, что основал в 1454 году вместе со своим знаменитым братом на берегу озера Головля Троицкий монастырь. В том же году Михаил отписал монахам "след Тимонятинский на Головли и луку озера Черея от Городецкого острова аж до меж тока". А в 1465 году подарок монастырю сделала мать братьев, принявшая после смерти мужа монашество, – она отписала ему свои владения в Витебске.
Интересная деталь: Троицкий монастырь был общим, то есть жили там и мужчины, и женщины. Сегодня память о нем хранит название соседней с Череей деревни – Монастырь. Когда именно прекратила существовать легендарная монашеская обитель – неизвестно, скорее всего это случилось в XVII в.
Третья загадка Череи представляется чисто научной. Историки так и не пришли к единому мнению, существовал ли в Черее монастырь, основанный в 1475 году Мисаилом. Ведь запись в древнем документе может свидетельствовать о проведенном в то время тривиальном ремонте Троицкого монастыря. Но если второй монастырь в Черее существовал на самом деле, то он, скорее всего, именовался Васильевским. Существуют факты в пользу того, что он все-таки был возведен, а одновременно была основана Троицкая церковь...
Вскоре монастырь (или монастыри) вместе со всеми их жителями Мисаил отдал под патронат Богдану Сапеге, который удачно женился на его племяннице. А через некоторое время Сапеги уже владели Череей и ее окрестностями. Кстати, эти места принадлежали представителям знатного рода на протяжении 250 лет! И кое-кого из Сапегов даже хоронили в стенах Троицкой церкви. Вот где кроется разгадка тайны второго монастыря. Дело в том, что самым знаменитым хозяином Череи был канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, который основал, условно говоря, третий монастырь. Размещался он на острове Черейского озера и именовался Городецким. Принято думать, что Троицкая церковь была построена одновременно. Но широко известен тот факт, что в ней нашли свой вечный приют (к сожалению, он оказался призрачным) родители Льва Сапеги. На самом деле этот факт очень подозрителен. Ведь Городецкий монастырь появился значительно позже – уже после их смерти. Если бы камни разговаривали, то правду могли бы поведать только раннебарочные руины Троицкой церкви, которые сегодня беспомощно борются с ветром и дождем на берегу Черейского озера. Стены церкви – единственное вещественное доказательство черейской старины. Суровый климат и бездушные завоеватели не оставили и следа от других монастырских построек, в которых монахи, движимые лучшими побуждениями человеческой души, днем и ночью молили Бога о мире на земле, в том числе и на маленьком ее кусочке по имени Черея.
Но не только духовными памятниками знаменита эта земля, помнит она и ратные подвиги. Огненный смерч, пронесшийся по Беларуси в середине XVII века и унесший жизни каждого второго белоруса, в полной мере накрыл и наше местечко. На героической черейской земле враг узнал не только радость победы, но и горечь поражения. В 1660 году в окрестностях местечка произошла битва между войсками Великого княжества Литовского и Московской державой. Руководимые С.Чернецким великокняжеские полки одержали блестящую победу. Северная война 1700–1721 годов (тогда на белорусской земле выясняли отношения шведский и российский монархи) запомнилась черейцам тем, что в островном монастыре находилась зимняя квартира фельдмаршала А.Г. Меншикова. А в 1812 году Черея приглянулась двум французским маршалам – Легерне и Виктору. Впрочем, даже если бы они пожелали задержаться тут подольше, то не смогли бы. Наполеон слишком быстро отказался от своей мечты – завоевания Российской империи.
В 1863 году население Череи выдержало испытание на гражданскую зрелость, активно поддержав национально-освободительное восстание 1863–1864 годов. И на этом фоне кажется не случайным, что в историю Череи затейливо вплелась история семьи Милошей, владевших этим местечком в 1884 году. Знаменитый представитель этого рода, поэт Чеслав Милош, получая в 1980 году Нобелевскую премию по литературе, заявил в своей лауреатской речи, что он является гражданином государства, которого сегодня, увы, нет на карте – Великого княжества Литовского. Так что белорусы в некотором смысле уже имеют своего нобелевского лауреата – черейского происхождения.
В 1905 годе в Черее существовали 2 православные церкви, один костел, еврейская религиозная школа, церковно-приходская школа, и даже почтово-телеграфное отделение. Сонная провинциальная жизнь на время овладела Череей, но прошло совсем немного времени, и вот уже наша Черея опять в огненном вихре: сначала – две мировые войны, потом – тотальная, беспощадная коллективизация. Новая власть не только вернула черейцев в крепостное состояние, но и попыталась отнять память о прошлом маленькой родины, о вере предков. А ведь давно замечено: человек, потерявший память, похож на ребенка – слабого и беззащитного, который постоянно чего-то боится и еще не способен ни во что верить. Черейцы достойны большего.
(источник В. ГРИНЕВЕЦК, газеЧерея
Черея, как считают историки, является ровесницей славного города Полоцка, а предполагаемое Черейское городище – один из пунктов знаменитого торгового пути "из варяг в греки". Подтвердить или опровергнуть красивую гипотезу могли бы раскопки городища. Но сделать это чрезвычайно трудно: остатки городища надежно спрятаны в глубине черейского погоста.
Черея – слово финского происхождения, обозначающее "место, сходка" или "место, покрытое или поросшее осокой или кустарником". А ведь угро-финские племена населяли территорию Беларуси задолго до прихода славян. Представляете, каким интернациональным поселением была Черея в IX–X веках? Судьба, как правило, заносила в Черею оборотистых купцов и стремящихся подороже продать свою жизнь наемников. Были среди пришельцев отважные норманны, скромные прибалты, застенчивые славяне, бесстрашные дети южных стран и многоопытные евреи.
Современные энциклопедические источники утверждают, что история Череи начинается в XIV–XV вв. Но даже официальные источники не единодушны и, толкуя о начале Череи, приводят различные факты. Некоторые авторы уверяют, например, что Черея являлась центром княжества в Полоцкой земле, где правил наидревнейший княжеский род Пеструцких. Но дело в том, что никаких князей Пеструцких никогда не существовало – нигде. Ошибку допустили российские исследователи белорусской истории еще в XIX веке. И произошла она весьма невинным образом.
В середине XV века два брата – Мисаил и Михаил – основали в этих местах монастырь. Сейчас мы обращаем ваше внимание на два весьма важных факта. Во-первых, Мисаил был епископом Смоленским, а во-вторых, его брат – Михаил – носил прозвище Петрух. По всей вероятности, оно и было принято за фамилию рода, а княжеский титул закрепился от неправильного перевода из польских источников слова "священник" (ведь Мисаил был священником), которое очень напоминает по звучанию русское слово "князь". Выходит, Черея никогда не была княжеским городом? Стопроцентно правильный ответ на этот вопрос пока не может дать никто. Это еще одна загадка удивительного белорусского места. Мы же со своей стороны вовсе не стремимся отнять у черейцев такой прекрасный туристический капитал, как столичное княжеское прошлое. Ведь вероятность того, что Черейское княжество все-таки существовало, по-прежнему остается.
Летописная история Череи начинается с упоминания достопочтенного (титул опускаем) Ивана, у которого было аж шесть сыновей и одна дочь. Особенно прославились два его сына, уже известные нам Мисаил и Михаил. Первый, епископ Смоленский, вообще был выдающейся личностью. Около 1475 года он был избран митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Новогрудке. Мисаил был известным сторонником унии – союза православной и католической церквей. Именно его считают возможным автором обращения высших православных и светских феодалов Великого княжества Литовского к Римскому Папе Сиксту IV. Текст этого послания в XVII–XVIII веках использовался для пропаганды унии на наших землях. Что касается Михаила, то он "засветился" в летописи исключительно потому, что основал в 1454 году вместе со своим знаменитым братом на берегу озера Головля Троицкий монастырь. В том же году Михаил отписал монахам "след Тимонятинский на Головли и луку озера Черея от Городецкого острова аж до меж тока". А в 1465 году подарок монастырю сделала мать братьев, принявшая после смерти мужа монашество, – она отписала ему свои владения в Витебске.
Интересная деталь: Троицкий монастырь был общим, то есть жили там и мужчины, и женщины. Сегодня память о нем хранит название соседней с Череей деревни – Монастырь. Когда именно прекратила существовать легендарная монашеская обитель – неизвестно, скорее всего это случилось в XVII в.
Третья загадка Череи представляется чисто научной. Историки так и не пришли к единому мнению, существовал ли в Черее монастырь, основанный в 1475 году Мисаилом. Ведь запись в древнем документе может свидетельствовать о проведенном в то время тривиальном ремонте Троицкого монастыря. Но если второй монастырь в Черее существовал на самом деле, то он, скорее всего, именовался Васильевским. Существуют факты в пользу того, что он все-таки был возведен, а одновременно была основана Троицкая церковь...
Вскоре монастырь (или монастыри) вместе со всеми их жителями Мисаил отдал под патронат Богдану Сапеге, который удачно женился на его племяннице. А через некоторое время Сапеги уже владели Череей и ее окрестностями. Кстати, эти места принадлежали представителям знатного рода на протяжении 250 лет! И кое-кого из Сапегов даже хоронили в стенах Троицкой церкви. Вот где кроется разгадка тайны второго монастыря. Дело в том, что самым знаменитым хозяином Череи был канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, который основал, условно говоря, третий монастырь. Размещался он на острове Черейского озера и именовался Городецким. Принято думать, что Троицкая церковь была построена одновременно. Но широко известен тот факт, что в ней нашли свой вечный приют (к сожалению, он оказался призрачным) родители Льва Сапеги. На самом деле этот факт очень подозрителен. Ведь Городецкий монастырь появился значительно позже – уже после их смерти. Если бы камни разговаривали, то правду могли бы поведать только раннебарочные руины Троицкой церкви, которые сегодня беспомощно борются с ветром и дождем на берегу Черейского озера. Стены церкви – единственное вещественное доказательство черейской старины. Суровый климат и бездушные завоеватели не оставили и следа от других монастырских построек, в которых монахи, движимые лучшими побуждениями человеческой души, днем и ночью молили Бога о мире на земле, в том числе и на маленьком ее кусочке по имени Черея.
Но не только духовными памятниками знаменита эта земля, помнит она и ратные подвиги. Огненный смерч, пронесшийся по Беларуси в середине XVII века и унесший жизни каждого второго белоруса, в полной мере накрыл и наше местечко. На героической черейской земле враг узнал не только радость победы, но и горечь поражения. В 1660 году в окрестностях местечка произошла битва между войсками Великого княжества Литовского и Московской державой. Руководимые С.Чернецким великокняжеские полки одержали блестящую победу. Северная война 1700–1721 годов (тогда на белорусской земле выясняли отношения шведский и российский монархи) запомнилась черейцам тем, что в островном монастыре находилась зимняя квартира фельдмаршала А.Г. Меншикова. А в 1812 году Черея приглянулась двум французским маршалам – Легерне и Виктору. Впрочем, даже если бы они пожелали задержаться тут подольше, то не смогли бы. Наполеон слишком быстро отказался от своей мечты – завоевания Российской империи.
В 1863 году население Череи выдержало испытание на гражданскую зрелость, активно поддержав национально-освободительное восстание 1863–1864 годов. И на этом фоне кажется не случайным, что в историю Череи затейливо вплелась история семьи Милошей, владевших этим местечком в 1884 году. Знаменитый представитель этого рода, поэт Чеслав Милош, получая в 1980 году Нобелевскую премию по литературе, заявил в своей лауреатской речи, что он является гражданином государства, которого сегодня, увы, нет на карте – Великого княжества Литовского. Так что белорусы в некотором смысле уже имеют своего нобелевского лауреата – черейского происхождения.
В 1905 годе в Черее существовали 2 православные церкви, один костел, еврейская религиозная школа, церковно-приходская школа, и даже почтово-телеграфное отделение. Сонная провинциальная жизнь на время овладела Череей, но прошло совсем немного времени, и вот уже наша Черея опять в огненном вихре: сначала – две мировые войны, потом – тотальная, беспощадная коллективизация. Новая власть не только вернула черейцев в крепостное состояние, но и попыталась отнять память о прошлом маленькой родины, о вере предков. А ведь давно замечено: человек, потерявший память, похож на ребенка – слабого и беззащитного, который постоянно чего-то боится и еще не способен ни во что верить. Черейцы достойны большего.
(источник В. ГРИНЕВЕЦКИЙ, газета "Туризм и отдых" №28 от 18.07.2002 г.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Витебской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы