Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Раков. Музей Янушкевича

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Минской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 12 Dec 2010, Sun, 0:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Музей Янушкевича

На земле раковской в одной семье родились пять братьев. Трое кандидатские написали. Один - по физике, другой - по филологии, третий - по искусствоведению. Мать их семь классов польской школы окончила, любила Мицкевича цитировать в оригинале. Латынь знала. Ведь польская школа - это почти как институт нынче.Фамилия у них –Янушкевичи.
Эксклюзивным объектом Ракова является музей-галерея братьев Янушкевичей.
В Ракове не прижилось официальное название этого культурного объекта — Галерея Академии изобразительного искусства. Называют— галерея Янушкевича. Насмотревшись на картины художника, любовно собранные им керамические черепки и измятые бумаги, которые в другом доме давно бы пошли на растопку печи, местный люд раскумекал, что художник регулярно роется на свалке неспроста — культурный слой раскапывает. Теперь, решив избавиться от какой-нибудь рухляди, народ сначала зовет на смотрины Феликса: “Может, найдешь что для своего музея?” Или сами тащат ему находки.
Феликс Янушкевич - художник, реставратор, президент Белорусской Академии изобразительных искусств, академик. Его напористое обаяние и то, что прекрасно выражает белорусское слово "импэт", никого не могут оставить равнодушным, как и его увлеченный рассказ. А иначе и быть не могло, потому что с заслуженной гордостью показывал нам Феликс воплощенную мечту, осуществленную собственными руками. Согласитесь, далеко не каждый может этим похвастаться!
Во дворе музея бронзовая собака работы брата Феликса - Валерьяна, точная копия той, что стоит в Несвижском парке,есть бронзовый памятник князю Витовту, маленький по размеру, но весьма впечатляющий по экспрессии. Сама галерея по количеству культурных ценностей и прочих сокровищ напоминает пещеру Али-Бабы. В четырех комнатах вместились подчас разноплановые вещи, объединенные одной благородной сверхидеей - сделать так, чтобы ничего из наследия предков не пропало, чтобы все увидели и оценили потомки. Эта эклектика здесь выглядит органично, и трудно поверить, что экспозиция собиралась буквально по крупицам. Тут есть великолепная коллекция керамики раковских мастеров, о которой Феликс рассказывает просто с упоением (и правда, тут есть вещички просто уникальные, например, вазочка для цветов с обвивающей ее змеей. Здесь спрятан скрытый философский смысл - красота порой таит зло или коварство). Это самая большая коллекция керамики в Европе, в ней - около 1700 предметов. Все стены, как и положено в галерее, увешаны замечательными картинами кисти самого Феликса и многих именитых белорусских художников, в том числе Щемелева, Скрипниченко, Вишневского и других. В последней комнате собрана коллекция вышивок и коллекция бытовых предметов. Имеется в музее и заветный шкафчик, где хранится старинная и не очень старинная одежда, среди которой, например, милая такая кофточка, которую называют "любимая кашулька". Такую кофточку маленькой девочке шила мать, вышивала ее, украшала, девочка росла, швы в кофточке распускались, и ее можно было носить долго. В шкафчике хранится даже такой "раритет", как одежда местных "ночных бабочек". Раков до войны был контрабандистским Эльдорадо. Жизнь здесь била ключом, золото текло рекой, было множество ресторанов и казино и, конечно, борделей (одни называют число 4, другие 6). На одеяние жриц любви ( достаточно скромное), можно полюбоваться в галерее.
Феликс говорит, что в 1992 году он был в испанском Фигерасе и посетил Театр-музей Сальватора Дали. Это посещение и вдохновило Янушкевича на подвижничество, поэтому он оставил столицу, переехал на родину предков и создал необычную галерею, слава о которой разнеслась не только по Беларуси, но и за ее пределами. Существует и еще одна причина, непосредственно связанная с первой. "Только в музее Дали я ощутил характер художника, он как бы шел рядом со мной. И тогда я подумал: то, что делают для художника другие при его жизни или после, не может выразить его творческую натуру, характер так полно, как это сделает он сам"
Диссертацию на тему «Раковско-ивенецкая керамика XVI — XX столетий» Феликс Янушкевич насобирал прямо на собственном огороде. Богатый урожай получился. Когда строили дом, раскопал 91 образец керамической плитки. “Тут три метра культурный слой! — уверяет Феликс.-
Помимо ценных черепков, нашли здесь и три медные бочки с еврейским скарбом. Спрятали их до войны. Дело в том, что там, где теперь стоит музей, до 1942 года жил пекарь Ёсель Красносельский. Семья погибла в Раковском гетто. Но весь свой скарб они положили в медные бочки и закопали. Чего там только нет: сорок гирь, велосипед, помады, тарелки и даже ночные горшки. И в чем еще повезло - они переложили свои сокровища страничками из лечебных карт за 1927 год. И теперь я изучаю 50 позиций, по которым обследовались местечковые люди! Представьте - 50. На два доктора. Это обязательно. Для каждого. Надо сказать, хлопцы, что экскаваторами копали, мигом смекнули и "гоп да кучы" - вытянули бочки. Явно в таких ситуациях они не раз уже были. Но я знал, что "захоронки" у нас всегда делали разные - имущество отдельно, золото отдельно. В бочках могло быть все что угодно, но не золото. Когда растрясли вещи, хлопцы начали прятать за пазуху старые стеклянные вазочки. Еле отговорил, что это ценность только историческая, денег за них много не дадут. А назавтра копать мы продолжили. Примерно на уровне 4 метров начинаются громадные каменные своды, которые идут под дорогу. Вот почему в нашем старом доме был такой резонанс, когда проезжала машина. Под нами, скорее всего, ворота. Вроде знаменитой Слуцкой брамы. На ночь все замыкалось, товары останавливали. Кто въехал в местечко, тот здесь ночевал. Кто не успел - под воротами кемарил..."
У вещей в его музее нет табличек, зато у каждой — своя “биография”.
Старинная фисгармония перебралась в галерею из свинарника в деревне Выгоновичи. Свиньи ее изрядно погрызли. “Отреставрировать можно, — уверен Феликс. — Но я считаю, что и без того история фисгармонии закончилась оптимитичным аккордом: будем жить, если даже свиньи не могут справиться с цивилизацией, существовавшей в Раковском крае”.
В собрании галереи - Венера Раковская (почему-то зеленая) и даже фрагменты слуцких поясов. Их, между прочим, когда-то здесь ткали. В средние века, когда Раковом владел род Сангушек, это был частнособственнический город. Здесь родилась Анна Сангушка, которая стала женой одного из Радзивиллов. Впрочем, жизнь у нее не сложилась - дети умирали, сама овдовела. Зато проснулась предпринимательская жилка: организовала производство златотканых поясов, хрусталя (уречско-налибокского стекла), в Кореличах - производство гобеленов. На мануфактурах у нее работали персы, голландцы, французы. Постепенно и наших научили. Возможно, и китайцев она привозила сюда, чтобы обучили наших технологии. Феликс диссертацию защитил о том, что раковская керамика продолжает традиции китайских, а не европейских гончаров.
В раковском замке у нее по инвентарным описям, была богатая коллекция китайской керамики.
"Галерея Янушкевича" - это еще и музей местечковой мудрости. У Феликса есть керамическая кружка - дырявая, в форме медведя. Это "забава" была еще у фараонов в Египте, ею развлекались и в древней Иудее В Беларуси так же забавлялись в XVIII столетии . — Напейся — не облейся. Только до дна..А напиться из сосуда с дырявыми стенками можно лишь применив смекалку. А Соломон тем, кто воду из такого сосуда проливал, приказывал головы отрубать.
Есть керамический сосуд из местечковой же коллекции, на котором прообраз современного "Минздрав предупреждает...": "Пi, браце, пi, будзе на старасць торба ды кiй"..
Раньше керамику XX столетия Феликс не собирал, потому что кувшинов этих было не счесть — у каждой раковской хозяйки. А сейчас стекло победило. Стеклянную банку и мыть легче, и крышкой накрыть можно. Но в этом случае Феликс цивилизацию не приветствует: “Кувшины — каждый со своим характером. Их не штамповали, руками делали”.
А еще у братьев Янушкевичей с Адамом Мицкевичем отношения почти родственные. Их прапрадед Евстах Янушкевич был секретарем у поэта. А когда тот умер, в Париже издал первое Собрание сочинений Мицкевича на польском языке. Среди прочих семейных реликвий хранится подлинный дорожный секретер Адама Мицкевича! Маленькая изящная тумбочка в инкрустациях. Стеклянные дверцы перекошены, дерево под лаком местами вспучено. Янушкевич утверждает, что сия реликвия хранится в их семье с момента смерти поэта!
Ну и ,наконец, звезды экспозиции:
Первым экспонатом янушкевичской коллекции ручной керамики, которую в Европе еще в XVIII веке заменили мануфактурной, стала пепельница в виде льва. Ее подарила Феликсу хозяйка одного из окрестных хуторов. Лев, правда, с виду больше напоминает пуделя (кто ж их, царей зверей, в Ракове-то видел?), но оттого функциональная вещь не теряет свою ценность.

Внимание посетителей сразу привлекает могучая фигура Мицкевича. Оказывается, это родная форма, по которой отливался памятник поэту, установленный в Новогрудке . Это дипломная работа Валерьяна — брата Феликса.
Долгое время гипсовая форма находилась в музее Белорусской академии искусств. Потом попросили экспонат забрать, потому что места много занимает. Когда перевозили, пальцы одной руки скульптуры отломались. “Я Валерьяна упрашивал: “Залепи их”. У него все времени не находилось. А потом наждаком на своей руке те же пальцы стер. Судьба?” — рассуждает Феликс.
«Похороны последнего коммуниста»
Эту картину Феликса Янушкевича даже взяли на выставку белорусского искусства в те времена, когда коммунисты еще целиком и полностью были у власти. Устроители полагали, что сюжет навеян героическим подвигом членов компартии во время Великой Отечественной войны. Феликс их не разочаровывал.
— А это ведь факт совершенно реальный, — говорит он сейчас. — На картине изображена улица Друи — тупиковой точки Беларуси. За речкой — Латвия. Подъехать к местечку с белорусской стороны было вообще невозможно — все дороги обрывались за несколько километров. Прямо на центральной площади поселка росли тростниковые заросли. Сюда даже хлеб не привозили — местные жители перебирались на пароме в Латвию (тогда границы не было) и там покупали все необходимое. Работы не было. Постепенно местное население перебиралось в Латвию, а Друю заполонили цыгане. Такой мы ее и увидели, когда приехали в конце 80-х на этюды. Был серый день. И вдруг на пустынной улице стали появляться люди в фуфайках и штанах с пузырями на коленях. Потихоньку высовывались из своих домов и молча выстраивались у заборов. Я спрашиваю: “А что случилось?” “Это у нас хоронят последнего коммуниста”, — отвечают. Вот так, был еще Советский Союз и компартия не утратила свою силу, а коммунисты в Друе естественным образом вымерли. Символично. Я вернулся домой, взял кисть и зафиксировал биологическую смерть последнего из них.
Юрочка среди мадонн
Феликс показывает деревянную скульптуру, которая изрядно потускнела от времени:
— Эту мадонну семидесятилетний Петр Зелявский из деревни Слободка, что под Браславом, вырезал на могилу умершей жены. Овдовел и... дар открылся, как прорвало его. А вот мадонна колхозная, изготовленная в Ивенце: в одной руке у нее две свеклы, в другой — три. Не женщина — машина, работающая на благо общества. Такое представление о красоте навязывали Советы. Петр, видно, терпел-терпел, а под старость вызрел у него в душе протест. Он через свои деревянные скульптуры, которые разукрашивал яркой эмалью, пытался наладить контакт с духовным миром. Огород “засеял” религиозными “деятелями”: апостолы, Христос, Дева Мария… А поскольку жил он все же в советской стране, то на грудь Иисусу повесил табличку “Миру — мир”.
В самый разгул атеизма умудрился Зелявский организовать настоящее народное сопротивление — водрузил Спасителя на десятиметровый крест неподалеку от костела. Сняли Христа только после того, как дятлы продолбили его как раз в местах ран, нанесенных легионерами.
Это подвигло старика перейти в творчестве на новый материал — бетон. Чтобы ни один дятел не достучался. А растерзанную скульптуру забрал в галерею Янушкевич. Там же после смерти старика обитает и Юрочка — скульптура Георгия Победоносца. Восседает на коне среди мадонн. Мастер создал Юрочку в начале 1990-х. Кто мог тогда подумать, что придет на белорусский политический Олимп такой герой?

(источники С. ЛИЦКЕВИЧ http://pda.sb.by/post/30788/, «Салiдарнасць» от 4.06.2004 http://www.gazetaby.com/index.php?sn_nid=6962&sn_cat=46, В.ПАРХИМОВИЧ,http://beltours.ru/ta-page_3966.htm, Н.СУСЛОВА, http://www.poiskturov.by/cgibin/newspaper.cgi?t=text&date=20041223&id=332&f=a)


Последний раз редактировалось: аха (14 Dec 2010, Tue, 19:29), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Минской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы