Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Жемыславль

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Гродненской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 20 Jan 2011, Thu, 0:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

жемыславль
Деревня Жемыславль появилась сравнительно недавно – лишь в начале XVII века. Своё название она получила от имени шляхетского рода Жемлов. Здешние края не столь высоко ценились среди могущественных магнатских родов ВКЛ. А поэтому, если не считать расположенных по соседству Гольшанского и Геранёнского замков, хозяйничали здесь, как правило, средние и обедневшие слои шляхты. Не исправил ситуацию даже тот факт, что Жемыславль в начале XVIII века, в качестве приданного перешёл от Жемлов к известным отечественным магнатам Пацам. Эти крупные землевладельцы рассматривали своё очередное приобретение лишь как ещё одно сельскохозяйственное имение, единственная польза от которого заключалась в небольшом доходе с крепостных крестьян. В итоге, в 1784 году они легко с ним расстались, продав одному из местных помещиков К.Щиту. Вероятно, при нём тут появилась первая хозяйская “усадьба” – большой деревянный одноэтажный дом в стиле барокко, с оштукатуренными и побеленными стенами, под высокой, с просторной мансардой, красной черепичной крышей. По бокам от него размещались также несколько деревянных флигелей с различными хозяйственными помещениями. Рядом с усадьбой находилась небольшая, но изящная деревянная часовенка с оригинальным резным декором. Но и Щит владел этой удалённой от главных дорог белорусской деревушкой сравнительно недолго.
В конце концов, Жемыславлю повезло, и в 1805 году он стал собственностью графов Умястовских. Этот древний белорусский шляхетский род никогда не относился к особенно зажиточным, но зато среди шляхты Западной Беларуси всегда пользовался всеобщей известностью и уважением.
В 1828 году маршалок (предводитель) шляхты Ошмянского уезда Казимир Умястовский вместе со своей женой Юзефой положили начало превращению скромной усадьбы в Жемыславле в роскошный дворцово-парковый комплекс на высоком берегу притока Нёмана реки Гавья. Нельзя не признать, что его возведение шло несколько необычным путём и затянулось из-за финансовых проблем на десятилетия. Самым удивительным фактом является то, что Умястовские решили временно оставить в целости и сохранности деревянный барочный дом Щита, где они и поселились. Строительство сначала затронуло лишь боковые флигеля. Старые деревянные здания были снесены, а на их месте, по бокам от усадебного дома, возвели два двухэтажных просторных павильона (“официны”) с красивыми четырёхколонными портиками в довольно редком для Беларуси тосканском стиле. Рядом появились дополнительные хозяйственные постройки (конюшня, каретная, амбары), оранжерея и манеж для лошадей.
К сожалению, Константин Умястовский так и не сумел завершить строительство комплекса. При его жизни дворец даже не начали строить. Лишь после его смерти в 1863г Юзефа Умястовская возобновила процесс возведения дворцово-парковой резиденции. При этом внешним своим видом будущий дворец должен был копировать одну из польский королевских резиденций, что в общем-то было довольно характерно для небогатой, но очень амбициозной белорусской шляхты.
Причины, подтолкнувшие Юзефу Умястовскую к строительству такой шикарной и дорогостоящей резиденции, объяснимы. С конца XVIII века в Европе небывалую популярность получило такое направление в архитектуре и искусстве, как романтизм. Одной из самых характерных для него черт был возврат в славное и романтическое прошлое через копирование самых прекрасных шедевров зодчества. Первоначально эта мода проявилась и на Беларуси – в реставрации и постройке дворцов, а также храмов в неоготическом стиле. Но к середине XIX века стали заимствоваться и другие великолепные памятники романского, ренессансового, барочного и даже классического стиля. Характерным примером может служить, кстати, возведение в обычной белорусской деревне Молятичи под Кричевом несколько уменьшенной копии (взорвана в середине ХХ века) всемирно знаменитого собора св. Петра в Ватикане. Что уж говорить после этого о дворцах и усадьбах Беларуси!
Копирование варшавской резиденции короля Станислава Августа “Лазенки”, построенной архитектором Д.Мерлини в 1784-1795 годах, было довольно распространённым событием. Объясняется это царившей в XIX веке среди белорусской шляхты ностальгией по прекрасным временам Речи Посполитой, где центральная власть была чрезвычайно слаба и мало вмешивалась в повседневную жизнь привилегированных слоёв общества. Всемирно известная же шляхетская вольница, которую некоторые историки называют даже “анархией”, казалась потомкам древних магнатских и шляхетских родов Беларуси Золотым веком, подражание которому хоть в какой-то мере могло бы компенсировать суровую действительность сверхцентрализованной бюрократической Российской империи.
Именно благодаря этому в удалённых местах Беларуси, Украины и Литвы стали возводиться очаровательные копии королевских резиденций Польши, что рассматривалось местным обществом как своеобразная форма протеста против владычества России.
Согласно плану, это было Т-образное двухэтажное симметричное здание в стиле классицизма. Плоскую крышу дворца, оформленную в виде обширной прогулочной площадки, огородили красивой балюстрадой. В её центре располагался большой бельведер (надстройка кубообразной формы над основным объёмом здания) с огромными арочными окнами, украшенными цветными витражами. Парадный фасад дворца имел достаточно оригинальную форму – главный вход тут был выделен глубокой открытой лоджией с мозаичным полом. Перед лоджией были четыре колоны коринфского ордера, не выступающие за общий периметр здания. Что же касается тыльного фасада, то здесь присутствовал традиционный для классицизма четырёхколонный портик с обычным для того времени треугольным фронтоном. Декоративное решение фасадов также целиком соответствовало классическому стилю: большие прямоугольные оконные проёмы чередовались с пилястрами, на втором этаже находились оригинальные ажурные балконы, а на торцах здания располагались более низкие объёмы с открытыми террасами. В целом же, дворцовый комплекс в Жемыславле, характеризовался современниками как “весьма изящный, подобный на Лазенковский, но более высокий”.
К сожалению, при жизни Юзефы Умястовской так и не успели приступить к созданию роскошного внутреннего убранства дворца. Но в 1877 году новым хозяином Жемыславля стал её единственный сын Владислав, который вместе со своей молодой женой Яниной поселился в одном из боковых флигелей и стал лично контролировать завершающий этап строительства своей резиденции. При этом внутренняя планировка и интерьеры, по мере возможности, копировали с лазенковского оригинала. Схема размещения помещений также имела анфиладно-корридорный характер. При этом в центре здания находился большой квадратный парадный зал. Обогревались же комнаты красивыми мраморными печками и каминами в “парижском стиле”. Большая часть парадных и жилых помещений имела паркетный пол с оригинальной орнаментацией. Кроме того, стены были украшены дубовыми панелями и фресковыми росписями. Дополняла обстановку мебель, сделанная местными мастерами и поражавшая гостей своей объёмной резьбой и необычными формами. Относительно небольшие размеры дворца привели к тому, что практически все хозяйственные помещения и жильё для прислуги находились или на подвальном уровне, или вообще были вынесены за пределы здания.
До конца 1880-х годов строительство дворцового комплекса было закончено. Завершающим этапом тут стала разбивка вокруг резиденции небольшого пейзажного парка, общей площадью до семи гектаров. Его созданием занимался французский садовник Джеймс, которому было приказано сделать парк как можно более похожим на лазенковский. От главного въезда в резиденцию, выделенного четырьмя пилонами с воротами, к дворцу вела широкая липовая аллея длинной около восьмидесяти метров. Парадный двор был устроен в виде круглого партера с декоративно подстриженным газоном и кустарниками. В центре его размещалась каменная часовенка со скульптурой Божей Матери. Перпендикулярно главной аллее шла ещё одна – каштановая, по которой можно было попасть в обширный плодовый сад. За тыльным фасадом парк круто обрывался к искусственному водоёму, площадью в шестьдесят гектаров, устроенному тут для подражания “Лазенкам”. Хорошо оборудованная лодочная станция позволяла хозяевам и гостям Жемыславля разнообразить своё пребывание здесь, а также посетить заречную часть парка, куда также вёл широкий арочный мост. В этой части комплекса до наших дней сохранился интересный памятник архитектуры – высокий восьмигранный в плане “скарбец”, имевший по периметру оригинального вида галерею-аркаду. В отдельных друг от друга помещениях одновременно находились склады, конюшня, семейная часовня, винокурня и сыроварня!
Во время первой мировой войны Жемыславль осенью 1915 года был оккупирован немецкими войсками. От разграбления, а возможно, и уничтожения этот памятник архитектуры спасло размещение в нём военного санатория, где раненные офицеры и солдаты восстанавливали свои силы перед возвращением на фронт.
После окончания гражданской и советско-польской войн Жемыславль оказался на территории Западной Беларуси и был возвращен польскими властями Умястовским. К сожалению, о восстановлении усадьбы в послевоенное время сейчас нам практически ничего не известно. Однако широкую огласку получил факт передачи этого дворцово-паркового комплекса в конце 1930-х годов Виленскому университету Стефана Батория под научно-практический филиал, имевший природоведческую и сельскохозяйственную специализацию. До наших дней свидетельством этому является соответствующая мемориальная плита, поставленная на пилоны, размещённые по бокам кленовой аллеи в западной части парка.
Что же касается советского периода жизни Жемыславля, то в уцелевшем в годы Великой Отечественной войны дворцово-парковом комплексе разместились различные административные и культурные учреждения соседнего Суботниковского сельсовета и колхоза “Жемыславский” – сельсовет, клуб, библиотека, отделение связи и т. д. Флигеля же стали обычными жилыми зданиями. В целом – до наших дней сохранились практически все основные постройки усадьбы и даже частично интерьеры дворца. Лишь кроме часовенки в центре парадного двора теперь возвышается памятник павшим воинам 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии, героически оборонявшей Ивьевский район летом 1941 года.
(источник А.САМУСИК газета "Отдых и путешествия" №08 март.2002 г.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Гродненской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы