Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Геранены

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Гродненской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 04 Feb 2011, Fri, 1:45    Заголовок сообщения: Геранены Ответить с цитатой

В октябре 1543 года 24-летний великий князь литовский Жигимонт Август покинул свою резиденцию в Вильне и отправился осматривать владения ближайших вассалов. Кроме довольно скучного разбора жалоб и взаимных претензий местных магнатов и шляхты, молодой государь собирался хорошо поразвлечься на организованных в его честь многочисленных охотах и балах. Содействовал этому и тот факт, что навязанная ему родителями жена Элизабета Австрийская пока ещё находилась в Польше и только собиралась присоединиться к мужу.
Одним из официальных дел, которое был обязан решить Жигимонт Август во время своей поездки, был вопрос об огромном наследстве угасшего магнатского рода Гаштольдов – некогда одного из самых влиятельных в Великом княжестве Литовском. Последний представитель этого рода по мужской линии трокский воевода Станислав Гаштольд умер в декабре 1542 года, так и не оставив наследника. Согласно тогдашним законам, имущество рода в этом случае переходило великому князю, который и должен был решить его дальнейшую судьбу.
Главная резиденция Гаштольдов находилась менее чем в девяноста километрах южнее Вильны в Геранёнах (сейчас деревня в Ивьевском районе Гродненской области). Именно здесь после смерти мужа жила его вдова, 21-летняя Барбара из славного рода Радзивиллов (её отец – киевский воевода, виленский каштелян, великий гетман литовский Юрий Радзивилл). Надо сказать, что великий князь был знаком с четой Гаштольдов, но на пышных балах в Вильне он не обратил на Барбару особого внимания. И только прибыв в Геранёны, Жигимонт Август был сразу же сражён прекрасной вдовой, которую некоторые из современников именовали не иначе как второй Еленой Троянской. Кроме того, если верить тогдашним завистникам красавицы, она не отличалась высокой нравственностью и лишь за 10 месяцев своего вдовства сменила 38 фаворитов, среди которых, кстати, были не только окрестные шляхтичи, но и крестьяне, конюхи и даже монах местного монастыря.
Правда это или всего лишь злобный вымысел – сейчас уже никто не сможет сказать точно, но знаменитый бурный роман Жигимонта Августа и Барбары Радзивилл начался как раз во время визита великого князя в Геранёны, где он провёл несколько недель, сославшись на начавшуюся в Вильне эпидемию. Совместные поездки на охоту и прочие увеселения настолько сблизили влюблённых, что даже после отъезда государя из Геранён они виделись практически регулярно. Барбара Радзивилл переехала к своей матери в Вильню и, к сожалению, Геранёнская резиденция оказалась на время заброшена. О дальнейшем же развитии её романа с Жигимонтом Августом хорошо известно.
После смерти жены великого князя в 1545 году их отношения стали носить практически открытый характер, и через два года они поженились. В 1548 году умер Жигимонт I Старый, и великий князь добавил к своим титулам ещё и польскую корону. Но польская и белорусско-литовская аристократия не хотела смириться с засильем Радзивиллов и их сторонников при молодом короле. Оппозицию Барбаре Радзивилл возглавила не кто иная как сама королева-мать Бонна Сфорца. Как считают многие историки, именно при её “помощи” в 1551 году Барбара умерла, вероятней всего, отравленная сильным ядом. Что же касается Жигимонта Августа, то он больше так и не женился, а поэтому после его смерти в 1572 году королевский род Ягеллонов навсегда исчез со страниц истории Речи Посполитой.
Однако наш рассказ посвящен не ему, а небольшой и практически забытой ныне деревушке Геранёны, расположенной на северо-западе нашей страны. Надо отметить, что этот населённый пункт известен с 1433 года, когда великий князь Жигимонт Кейстутович подарил его виленскому воеводе Яну Гаштольду. Расцвет же Геранён приходится на конец XV – начало XVI века. Именно в это время Войцех Гаштольд начал возведение на юго-западной окраине деревни величественной крепости, которое было закончено уже при его преемнике, виленском воеводе и канцлере Великого княжества Литовского Альбрехте Гаштольде. Кстати, практически в это же время магнатским родом Ильиничей велось строительство знаменитого Мирского замка. Причины возведения Геранёнского замка объяснялись его важным стратегическим месторасположением, а также желанием Гаштольдов получить графский титул, который мог быть пожалован владельцу Геранён лишь при условии наличия каменного замка (мечта канцлера осуществилась в 1529 году). Надо отметить, что среди других возможных мест строительства своей основной резиденции Гаштольды рассматривали Быхов, Шклов, Воложин, Радошковичи, Койданово (современный Держинск), которые также входили в те времена в их обширные владения.
Согласно проекту, Геранёнский замок должен был совмещать в себе как новейшие достижения европейского фортификационного зодчества, так и местные традиции крепостного строительства. Именно исходя из этих факторов, резиденция Гаштольдов получила довольно необычный по тем временам для Беларуси внешний вид, который однако делал её практически неприступной. При планировании комплекса был выбран прогрессивный бастионный тип замка, который гарантировал эффективную защиту от артиллерии неприятеля. Замок в Геранёнах имел целых два пояса обороны. Первая линия укреплений проходила по внешнему периметру и включала в себя ров глубиной в 4 метра и шириной до 15 метров, а также огромный насыпной вал высотой более 10 метров и шириной до 15 метров, имевший общую протяжённость в 700 метров. Главными центрами обороны были уникальные для Беларуси четыре так называемые башни-рандели. Они были включены в крепостной вал, над которым возвышался лишь второй открытый ярус этих сооружений. Здесь на обширной восьмигранной площадке, укрытые за двухметровыми стенами, находились пушки и по несколько десятков солдат гарнизона. Первый же этаж этих башен-ранделей, высотой более 4 метров, был спрятан в толще вала и предназначался для хранения боеприпасов, продовольствия. Юго-восточная башня-рандель имела более мощные стены толщиной до 2,2 метров, так как выполняла дополнительно ещё и функции въездной башни: на первом этаже располагались массивные ворота, к которым вёл перекинутый через ров деревянный мост (во время осады разрушался). Справа от въезда был насыпан огромный бастионоподобный выступ, откуда замковая артиллерия легко могла прикрывать подходы к единственному входу в комплекс. При обороне замка солдаты гарнизона располагались также по всему периметру вала, прячась за высоким земляным бруствером. С внутренней стороны вал был укреплён стеной высотой 4,5 метра и толщиной 1,25 метра, которую через каждые 3–3,5 метра подпирали небольшие контрфорсы. Эта стена не давала валу осыпаться и обеспечивала во время осады безопасное передвижение защитников замка от одной башни-рандели к другой по специальной вымощенной дорожке.
Сам замок находился в центре комплекса на высоком искусственно насыпанном возвышении. От внешнего вала его со всех сторон отделяло пустое, хорошо простреливаемое, пространство шириной до 80 метров. Кроме того, вокруг замкового холма был выкопан ещё один глубокий ров шириной не менее 20 метров. Попасть же в резиденцию Гаштольдов от въездной башни можно было лишь по одному широкому деревянному мосту, который также легко уничтожался в случае крайней необходимости.
Несмотря на колоссальные общие размеры комплекса, сам замок представлял собой типичное средневековое жилище аскетического рыцаря. Это было сравнительно небольшое, квадратное в плане, сооружение размером 27 на 27 метров, стоявшее на более чем метровом фундаменте из огромных валунов. По углам замка размещались четыре высоких цилиндрических башни диаметром по восемь метров каждая. Их готический вертикализм подчёркивался шатровыми завершениями из красной черепицы. Стены, толщиной до 1,4 метра, были сложены из природного камня и облицованы кирпичом. Достаточно широкие оконные проёмы в башнях, даже на первом этаже, свидетельствуют, что они, вероятно, использовались в мирное время в качестве жилья для привилегированной части гарнизона. Что же касается самого “дворца” Гаштольдов, то он имел довольно скромные размеры – прямоугольное в плане деревянное здание располагалось вдоль одной из стен замка.
Важную оборонительную функцию имел и возведённый напротив входа в Геранёнский замок в 1529 году ренессансово-готический костёл св. Николая, который в будущем должен был стать родовой усыпальницей Гаштольдов. Он был обнесён каменной стеной, и кроме своих традиционных функций, служил своеобразным предворотным укреплением, оборона которого не позволяла неприятелю проникнуть внутрь комплекса со стороны въездной башни-рандели.
После смерти Станислава Гаштольда Жигимонт Август оставил Геранёнский замок в собственности казны. Но его содержание требовало достаточно значительных средств, а поэтому при новом короле Речи Посполитой Стефане Батории он был отдан самому влиятельному в то время белорусскому магнатскому роду Сапегов. Именно при них внутри замка, на месте старого деревянного жилого корпуса был выстроен двухэтажный каменный дворец под высокой черепичной крышей. Согласно более поздним описаниям он имел 12 широких оконных проёмов, выходивших в замковый двор. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, а на втором – большой парадный зал и несколько жилых комнат.
Однако даже после этой достройки довольно скромного дворца Геранёнский замок уже не совсем соответствовал значительно возросшим потребностям белорусской аристократии, которая предпочитала жить уже не за мощными валами и стенами, а в просторных и уютных дворцово-парковых комплексах. При таком подходе Геранёны стали рассматриваться как небольшой опорный пункт, и как следствие этого – часто меняли хозяев.
Во время войны с Россией 1654–1667 годов замок был сильно повреждён одним из московских отрядов, направлявшимся к Вильне. Но после окончания боевых действий его довольно быстро восстановили, чему содействовало включение Геранён в 1670 году гетманом литовским Михаилом Пацом в фундуш артиллерии Великого княжества Литовского и Виленского арсенала. Благодаря этому собранные с местных жителей налоги шли на покупку, содержание и ремонт разнообразного вида оружия, часть которого хранилась как раз в Геранёнском замке.
Вероятно, именно последнее обстоятельство содействовало тому, что во время Северной войны в 1708 году Геранёнский замок стал временной резиденцией короля Речи Посполитой Станислава Лещинского, поддерживавшего шведов. Но все через год, после Полтавской битвы, он покинул гостеприимные Геранёны и эмигрировал во Францию, где, кстати, в виде компенсации за утраченный трон позднее ему было пожалован титул герцога Лотарингского.
В дальнейшем упадок Геранёнского замка продолжился. Постепенно приходя во всё большее запустение, он даже начинает потихоньку разбираться местными жителями на кирпич. Хозяевами же Геранён в XVIII веке поочерёдно были Мнишки, Сологубы и Браницкие, но и они рассматривали этот населённый пункт как второстепенный в своих владениях. Для повышения авторитета и ускорения экономического развития Геранёнам в середине XVIII века Август III дал магдебургское право на самоуправление. Герб города – пронзённое мечом сердце за зелёном фоне – был выбран не случайно и напоминал обществу о славных событиях прошлых веков (в том числе и о Барбаре Радзивилл).
В XIX веке Геранёны стали собственностью довольно известного провинциального шляхетского рода Корвин-Милевских. Они использовали кирпич из замка на сооружение собственной усадьбы, а также продали значительную часть резиденции Гаштольдов для строительства дворца в соседней деревни Липнишки. Новый усадебно-парковый комплекс в Геранёнах расположился по соседству с развалинами замка, ставшими главной местной достопримечательностью, которую с удовольствием осматривали проезжавшие через местечко путешественники и гости Корвин-Милевских.
Если же говорить о современном состоянии архитектурных памятников Геранён, то необходимо отметить, что в более-менее идеальном состоянии находится лишь Николаевский костёл. Правда и он, после перестроек XVIII–XIX веков, несколько изменил свой первоначальный вид и получил ярко выраженные барочные черты. Интерес у туристов тут могут вызвать фресковые росписи 1934 года, выполненные виленским художником Чернецким в редком для Беларуси стиле “второго рококо”.
Усадьба Корвин-Милевских, к сожалению, не сохранилась. Воспоминанием о её былом величии могут служить лишь отдельные фрагменты пейзажного парка, разбитого во второй половине XIX века.
Геранёнский замок же Гаштольдов сейчас представлен в виде сильно заросших живописных руин. Уцелели значительные фрагменты внешнего вала. Стены самого замка местами всё ещё возвышаются более чем на 4 метра и поражают своей монументальностью и упорным противостоянием всем невзгодам. Сохранился и нижний ярус северо-западной башни с красивым готическим оконным проёмом.
В целом же, на наш взгляд, реставрация Геранёнского замка должна быть рано или поздно осуществлена. Расположенный сравнительно недалеко от Гольшан и Крева, Лиды и Новогрудка, Мира и Несвижа этот шедевр отечественного крепостного строительства занял бы достойное место в экскурсионной программе “Замки Беларуси”.
(А. САМУСИК, "Отдых и путешествия" №11 апрель.2002 г.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ВалероС

Почётный
веломаньяк
«Глобуса
Беларуси»
по Гродненской области



Зарегистрирован: 25.12.2011
Сообщения: 1788
Откуда: ГРОДНО

СообщениеДобавлено: 24 Sep 2017, Sun, 11:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

аха писал(а):
Геранёнский замок же Гаштольдов сейчас представлен в виде сильно заросших живописных руин.
































аха писал(а):
Если же говорить о современном состоянии архитектурных памятников Геранён, то необходимо отметить, что в более-менее идеальном состоянии находится лишь Николаевский костёл. Правда и он, после перестроек XVIII–XIX веков, несколько изменил свой первоначальный вид и получил ярко выраженные барочные черты.







Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Гродненской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы