Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Старый новый год или пешком по северному флангу Мозырского УР

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Фортификация и военная история -> Советская фортификация 1930-х гг.
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
givi



Зарегистрирован: 03.03.2012
Сообщения: 274
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 1:51    Заголовок сообщения: Старый новый год или пешком по северному флангу Мозырского УР Ответить с цитатой

Этот материал был размещен на ресурсе activ.by. Автор самонадеянно думает, что этот материал может быть интересен и читателям форума Глобуса Беларуси, поэтому решил разместить его здесь с небольшими изменениями, сохранив по возможности "стиль и атмосферу" сего опуса.
Было это в 2012 году, то ли Дракона, то ли ещё какой скотины. После Рождества в преддверии Старого Нового года 7-ро смелых, т.е. 5-ро дурных отправились в голубую даль Белорусского (а точнее – Гомельского) Полесья. Только это присказка, а сказка, как певал Владимир Семёнович, впереди.
Эту песню я выгонял из себя весьма болезненными пинками. А предыстория данного «подвига», т.е. опуса такова: как-то в году 2003 я присоседился к группе детишек со станции Юных туристов (ну я в свои тогда 40 лет был среди них, естественно, самым юным), шедших в пешую 1-ку. Заканчивался наш маршрут недалеко от станции Мышанка, рядом с рекой (и рыбхозом) Тремля. Там уже к тому времени обосновался большой выездной лагерь Гомельского ГЦДЮТур. И на вечерней пьянке (т.е. педсовете) поступило предложение пойти смотреть советские ДОТы. Какие, куда, зачем, почему – так и осталось непонятным. Да и рано поутру мне надо было возвращаться в Гомель. Но «советские ДОТы» в голове засели. Да и в детстве я половину лета проводил у бабушки в деревне Кирши, что в 3-х км от Заславля. И по всем окрестным ДОТам мы там налазились вволю. Слава богу, что к тому времени (конец 60-х – начало 70-х) взрывоопасных предметов там уже практически не осталось. Так что звукосочетание «ДОТы» будило сладкое чувство ностальгии по детству. Но время шло, а я – нет.
И вот в средине декабря Александр Викторович Станкевич сказал, что его сын Дима предлагает съездить на Птичь посмотреть на ДОТ возле Ж/Д моста. К этому времени я уже прочитал всё, что нашёл в Интернете про Мозырьский УР. Информации было вроде и не мало, а, с другой стороны, мне её не хватало – хотелось и узнать, и увидеть, и потрогать побольше. Ну а так как в силу личных причин сидеть в Гомеле было невыносимо, решил присоединиться к Станкевичам и съездить на эту самую Птичь. Но поскольку «настоящему индейцу» ехать тупо посмотреть один ДОТ, пусть и большой - в лом, то решил подвести под это дело идею – у нас будет ЭКСПЕДИЦИЯ по северному флангу МоУР с целью обнаружения, осмотра, фотографирования, определения координат оборонительных сооружений, расположенных вдоль реки Птичь. Такая формулировка делала нашу прогулку с целью почесать собственное ЭГО исполненой глубокого, глубокчайшего смысла, важной и социально значимой. И вот спустя всего-навсего месяц мы уже в поезде. За этот месяц число участников то возрастало чуть ли не до 10-ка, то уменьшалось едва ли не до 2-х, но, в конце концов, нас осталось пятеро: Станкевичи, Александр Викторович и Дима, автор сей писанины Голушко Игорь, Сергей Кисилевский из Речицы и единственная дама – Алла Короленко. Оно и хорошо – пальцев одной руки для пересчёта хватит. Выехали из Гомеля поездом №609 Гомель – Гродно, отправлением в 16.40. Народу хватает, но многие едут до Калинкович. В 17.40 в Речице к нам подсаживается Сергей Кисилевский, и мы уже полным составом двигаемся в светлое будущее, по дороге с помощью пива нарушая правила пассажироперевозок.
В 19.26 прибыли на станцию Мышанка. Во время пути разговорились с соседкой по купе, которая оказалась работником станции Мышанка. Она сказала, что можно спокойно переночевать на станции, она на ночь не закрывается, да и менты не подходят с предложением «Не спать! Б….». Я резко захотел ночевать в зале ожидания, но восторженно-идеалистическая часть группы с примкнувшими к ней ЫкстрЫмалами решила – ночуем в лесу и я, как истинный мазохист, безропотно согласился, а острый бронхит – фиг с ним, может и не сдохну. Ведь это так романтично – тёплой нежной жопой на твёрдую и, пардон, обляденелую землю. Отошли метров на 500 от станции, свернули на 25 шагов в сторону от дороги, по которой шли, и вот оно – место для отличнейшего лагеря. Правда, есть небольшой напряг с дровами, да и за водой, опять-таки, ходить на станцию, но, сражённый убийственным доводом – Мы турысты али кто, я радостно согласился со всеми, что лучше этого места мы не нашли б нигде и никогда. Справедливости ради надо отметить, что небо было ясным, звёздным и очень красивым, а ужин с праздничными жидкостями (в 24.00 приходит Старый Новый Год) удался (по другому и не могло быть – кушать-то хочется). Встретив этот самый Год, отошли ко сну (хорошо, что не дальше).
Ночью было холодно (и это несмотря на вполне приличные спальник и коврик) – ведь палатка стояла на обледенелой земле, да и защиты от ветра особо не было. Я своим сильным, громким и частым кашлем мстил остальным участникам экспа за отказ ночевать на станции. Впрочем, поутру меня так и не побили.
14 января. Просыпаться начали (во всяком случае те, кому удалось заснуть) с 6.00. Около 6.30 повылазили из палаток. Ночью был небольшой снегопад, но в глубине костра остались горячие красные угли, что порадавало. Серёга Кисилевский сбегал на станцию за водой, мы приготовили завтрак и уже в 8.45 двинулись в сторону деревни Беседки. У нас была карта-километровка издания 1975 года, поэтому мы всегда знали, кто мы и где мы


лиловой линией отмечен наш маршрут в эти 2 дня



Остановились у братской могилы на окраине деревни почтить память павших воинов



За деревней стали брать правее, приближаясь к железной дороге.
В паре километров на запад от дер.Беседки на приподнятой опушке леса стали попадаться остатки окопов и огневых точек





Ни самих ДОТов, ни их следов пока не встречается. Так, гуляя по лесу, к 11.15 мы и вышли к остаткам огневой группы №232 батальонного района обороны «Б» в районе станции Птичь. Нашли мы её легко, очень помогла карта, скачанная с сайта «Меридиан 28». Определяем координаты, осматриваем, фотографируем, лазим внутри по потернам и снаружи по склонам этого немаленького холма. Описания из Интернета не врут – сооружение действительно уникальное и по масштабу и по сохранности подземной части











Поднявшись наверх, осматриваем остатки надземных укреплений 232-й мины





Спустя 1 час идём дальше.
Возле переезда через железную дорогу видим остатки ещё одного ДОТа со следами срезанного непонятно чем (скорее всего, автогеном) бронеколпака



Осмотрев его и пофотографировав, идём далее. Путь наш шёл вдоль линии обороны 1941 года (которой, похоже, Советские войска толком не воспользовались). Продираясь через довольно густой подлесок и перебредая, время от времени, следы траншей и окопов, мы находим остатки ДОТов







Фотографируем, осматриваем, определяем координаты и идём дальше, дальше. Все ДОТы взорваны, мы находим не сами сооружения, а их останки. Так, с блужданиями по некоторой синусоиде, выходим к канаве перед деревней Хусное. Переходим канаву по мостику



и вступаем в населённый пункт. На самой южной окраине деревни видим остатки очередного ДОТа, весьма качественно взорванного



Проходим деревню, она как вымерла



Наконец-то встречаем двух стариков, расспрашиваем их про линию обороны, да и вообще – за жизнь. Узнаём, что на северном краю деревни есть остатки ещё одного ДОТа, но он, как и располагавшийся на южном краю, сильно разрушен, потому что их взрывали не наши в 41-м, а немцы в 43-м, а времени и взрывчатки у немцев было дофига. Дедуля рассказывает, где ещё были ДОТы, и как он в 44-м – 45-м годах сам принимал участие в разминировании, и какие бои шли в 44-м на Птичи, где, как обычно, из-за разгильдяйства и трусости перед вышестоящим начальством положили наши зазря много солдатиков. В очередной раз подтвердилось то, что реальная история Великой Отечественной Войны сильно не совпадает со сказками из школьных учебников. А сейчас деревня вымирает. В ней живут 21 пенсионер и 53 трудоспособных жителя (и, наверняка, ещё сколько-то нетрудоспособных). И хотя есть коровник (прикольно выглядела скотинка на открытом воздухе под уже начинавшей идти ледяной крупой)



неработавший в данный момент (3 часа дня) магазин и остатки школы, видеть это всё грустно – деревня Хусное действительно умирает, несмотря на близость трассы, поля вокруг со следами мелиорации и т.д. Нет работы – нет жизни. Перейдя трассу М10, идём на север в сторону кладбища. Где-то недалеко от него, по словам местных, должны быть остатки ДОТа. Но пока ничего не обнаруживаем



Небольшой снегопадик постепенно превращается в конкретную метель. Бросив на опушке леса рюкзак, иду осматривать местность. Как здорово гулять одному по лесу – тихо, спокойно, можно углубиться в свои мысли. Да и лес в такую погоду очень красив. Тут уже начинают попадаться большущие можжевельники, радующие глаз. Не обнаружив остатков ДОТов (хотя следов окопов и огневых точек было предостаточно), возвращаюсь к основной группе. Они красиво изображают сугробы на опушке. Надеваем рюкзаки и двигаем, наверное, на север. Подходим к какой-то канаве. Мостика, нарисованного на карте, не видим, зато находим остатки ещё одного ДОТа



Повторяем стандартные процедуры: осмотр, фотографирование, определение координат. Затем подходим к берегу канавы и погружаемся в раздумья. Её ширина метров 8 - 10. Глубина, как можно понять, более метра, да и берега низкие и топкие. Ыкстрымалы предлагают сооружать переправу. У меня на этот счёт особое мнение. Мне пришлось 7 раз быть судьёй на «Школе Выживания». Там подобного рода экзерсисы предлагаются участникам каждый год. Так вот, я ещё ни разу не видел, чтоб какая-нибудь команда осталась полностью сухой. И это при том, что они экипированы и подготовлены гораздо лучше нас, да к тому же их на подобного рода этапах работает в 2 раза больше (по численности). Но, повинуясь коллективному разуму (а скорее – коллективному маразму), я принимаю участие в сооружении переправы. Всё ж теплее, чем просто стоять под снегопадом на берегу и околевать, медленно и печально. Спустя час этого русского бессмысленного и беспощадного секса (в течение этого часа устраивали и лесоповал, и Праздник Нептуна и прочие гуляния)





народ решает делать то, что мне было очевидно сразу – идти искать мостик через канаву. Возвращаемся вдоль канавы назад в сторону трассы и уже через 15 минут ходьбы находим отличный, проезжий для автомашин мост. Правда, понять, где точно мы находимся, уже не можем. Коллективный разум, похоже, спит (времени-то уже 18.00 и стемнело), а, как известно, сон разума порождает всякую хрень. Да и карты в районах расположения частей РВСН не сильно отличались по информативности от пачки «Беломора». Хотя может я и не справедлив к картогрофам? В общем, мы куда-то идём в поисках места для ночлега. Пройдя по лесу где-то с полчаса, с удивлением видим чьи то следы – да, не одни мы гуляем под снегом на природе... Правда, после внимательного рассмотрения, следы оказываются нашими. Решаем как можно быстрее становиться лагерем. Ставим его, как чуть позже выяснилось, недалеко от опушки леса. Сам лес довольно красив. Главное, сухих дров вокруг – изобилие, и сосновых, и можжевеловых. Правда, нет воды, но там где есть снег и огонь – вода всегда найдётся. Ставим палатки, натягиваем коллективный тент – снег продолжает падать



разводим костёр. Набрали снега, натопили воды, приготовили ужин. Долго думали, что делать завтра – у Станкевича старшего прихватило ногу и бок, он даже шёл с трудом – как бы не пришлось поутру убираться восвояси. Но, решив, что утро вечера мудренее, около 23.00 пошли спать.
15 января. Просыпались гораздо тяжелее и дольше. Всё-таки вчера сильно устали, хотя и прошли не больше 20 км. Из палаток выползли после 7.00. Ночь оказалась чуть более тёплой (благодаря выпавшему снегу и месту для лагеря, закрытому от ветра) и мне даже удалось немного поспать, хотя своим кашлем я задолбал всех, включая себя. Готовим завтрак. Пришёл после утренней прогулки Сергей Кисилевский. Воды не нашёл, зато обнаружил недалеко остатки ещё одного ДОТа. Во время приготовления завтрака коллективный разум сгенерировал идею – из домашнего вина приготовить глинтвейн, часть выпить, остальное разлить по термосам с собой в дорогу



Это оказалось переломным моментом. Сформировавшаяся во время приготовления глинтвейна мыслеформа задала тон на весь день. Викторович чувствует себя сносно, идти может, погода хоршая, снегопад прекратился и даже проглядывает солнце. Мы при помощи свободного, объективного и независимого (от разума) голосования определили своё место на карте и в 11.00 двинулись в сторону 1-й Слободки. Зашли на остатки ДОТа, как обычно в этой прогулке – сфотографировали, осмотрели, определили координаты



Недалеко от ДОТа нашли бетонный столбик непонятного назначения



Пошли дальше. Из множества лесных дорожек выбираем те, которые ведут на север. В 11.50 подошли к возвышенности, которую отождествили с Лысой Горой из вчерашнего рассказа дедули из дер. Хусное. Она заросла сказочными по красоте можжевельниками. Никто из нас, несмотря на не сильно юный возраст (самому молодому 43 года) ничего подобного не видел. Можжевельник, как и конопля из анекдота, тоже дерево, только ему вырасти не дают. Тут были экземпляры до 10 метров высотой и шириной кроны до 4 – 5 метров. Место оказалось уникальным







Налюбовавшись, нафотографировавшись (и, разумеется, забив для памяти координаты) пошли дальше. Мы окончательно привязались к карте и спокойно двигаемся к конечной цели нашей ЭКСПЕДИЦИИ – мине № 302 батальонного района «Н» МоУР возле деревни 1-я Слободка. Идётся нормально, снега нападало относительно немного, дорог, идущих в нужном направлении, достаточно, к карте мы привязались уже точно. И вот, в 13.20 мы подходим к огневой группе № 302. В её нахождении опять помогла карта, скачанная с сайта «Меридиан 28». Она расположена на краю деревни, а прямо над ней – деревенское кладбище



Так что, гуляя по потернам этой мины, мы буквально ходили под трупами. Это очень, очень романтично. Объект также очень интересен, хотя по размерам меньше мины №232. Далее как обычно – осмотр, фото, координаты















затем за рюкзаки и ходу в Копаткевичи



На краю деревни, возле дороги, ведущей к мосту через Птич (на Копаткевичи) обнаруживаем остатки ещё одного маленького ДОТа. Он очень сильно разрушен, мы его даже не фиксировали. Торопимся в Копаткевичи на автобусную остановку, куда и приходим в 14.25. Через 5 минут подходит автобус, идущий до станции Птичь. В 15.15 мы на станции. Скоростной дизель Житковичи – Гомель отходит в 15.46. В поезде перекусили, допили остатки глинтвейна. Пришёл домой, прилёг на 5 минут и потерялся на несколько часов.
Всё завершилось.
Все свободны, всем спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 8:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну вы экстремалы - впрочем, такие путешествия лучше всего и запоминаются.
Замечательный отчет, фото! - спасибо за предоставленное удовольствие от ознакомления с вашим путешествием.

П.С. К сожалению сохранность самих огневых сооружений МоУРа - удручает, немцы уж очень качественно все поломали - гораздо качественней чем в ПоУре.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Алекс Сталь



Зарегистрирован: 07.01.2010
Сообщения: 1496
Откуда: г.Минск

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 9:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

givi

Да уж!Воистину экстремалы.
Но на таких упёртых(в хорошем смысле слова) всё и держится.
Спасибо!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Лёха



Зарегистрирован: 07.10.2008
Сообщения: 2541
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 10:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А што, такая недавясна, пэўна, лепшы час для даследванняў МоУРа. Бо ў іншы час там можа быць празмерна шмат вады.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
givi



Зарегистрирован: 03.03.2012
Сообщения: 274
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 21:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Komissarov VL писал(а):
сохранность самих огневых сооружений МоУРа - удручает

Мы встретили только один целый ДОТ на северо-восточной окраине дер.Беседки. Его фото размещу в следующем отчете. Остальные наземные ДОТы взорваны очень качественно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
givi



Зарегистрирован: 03.03.2012
Сообщения: 274
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 21:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Александр Сталь писал(а):
Воистину экстремалы

Это еще даже близко не экстрим, обычная пешая прогулка (без кокетства).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
givi



Зарегистрирован: 03.03.2012
Сообщения: 274
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 21:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лёха писал(а):
А што, такая недавясна, пэўна, лепшы час для даследванняў МоУРа. Бо ў іншы час там можа быць празмерна шмат вады.

Сами ДОТы размещались на сухих возвышенных местах, сложности могут быть с переходами между ними, и то не везде. Обычно в пределах одного узла обороны проходы между ДОТами доступны даже весной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лёха



Зарегистрирован: 07.10.2008
Сообщения: 2541
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 21 Mar 2014, Fri, 23:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

givi

Мы неяк у канцы вясны да міны №232 не змаглі дабрацца, бо адразу за чыгуначным пераездам вады было па пояс.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
AS45



Зарегистрирован: 05.03.2010
Сообщения: 147
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 05 Jun 2014, Thu, 3:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

givi
Ваша карта почти готовый туристический маршрут - "МоУР - подземные крепости Полесья". Маршрут пригоден для пешей или вело прогулки - форсировать канал не обязательно, хотя это может быть приятным дополнением маршрута (организация троллея). Для тех кто пойдет летом, В конце маршрута рекомендую сделать дневку на берегу Птича. И не забываем репелленты - комарья там ОГО-ГО!

Немного дополню ваш маршрут (т.е. ваш маршрут практически проходит по указанным ниже объектам):

На севере деревни Беседки ДОТ 263 Бат Района Б (состояние 5 по М.). 52`10,632' 28`54,333'
Подробнее тут - https://fgb.by/viewtopic.php?p=35241#35241

До мины 232 - Чуть южнее мины 232 стоит ДОТ 234 (состояние 2 по М.), тип Б. 52`10,935' 28`51,923'
Подробнее тут - https://fgb.by/viewtopic.php?p=35005#35005

После мины 232 вы вышли к доту 260 (состояние 4 по М.) тот который со срезанным броне колпаком. Тут можно отклониться к жд мосту и посетить
могилу неизвестного солдата. Подробнее тут - https://fgb.by/viewtopic.php?p=40694#40694
Остатки жд моста взорванного партизанами в ноябре 1942 и 2 дота охраны жд моста (предположительно немецкие). Подробнее тут - https://fgb.by/viewtopic.php?t=2052&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=.
После возвращаемся на ваш маршрут.

Мостик который вы не нашли был рядом - 52`14,438' 28`49,119'
Кстати, это железо-бетонный мост грузоподъемностью в 50 т. тут не спроста, а для того чтобы подвижные комплексы нашего ядерного щита, дислоцировавшиеся в Мышанке, могли уходить на запасные позиции.
Подробнее тут - http://rvsn-bvo.narod.ru/rvsn-ru/rvsn-bvo/33rd/33rd-index.htm.

Рядом с мостом находятся остатки Орудийного полукапонира 190 (состояние 1 по М.) - 52`14,784' 28`49,065'
Подробнее тут - https://fgb.by/viewtopic.php?p=27937#27937

Тот бетонный столбик непонятного назначения лежит на высоте 128, а рядом находятся остатки второго Орудийного полукапонира 380 (состояние 2 по М.). так же рядом находится группа дотов прикрытия ОПК 316 (построено 3 дота под одним номером, состояние 1 по М.)

Рядом с миной 302 есть интересный дот 331 (состояние 5 по М.) тип Б двух этажный 52`17,892' 28`50,372'
Состояние хорошее, оба этажа доступны к осмотру.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
givi



Зарегистрирован: 03.03.2012
Сообщения: 274
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 06 Jun 2014, Fri, 1:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

AS45 писал(а):
Ваша карта почти готовый туристический маршрут - "МоУР - подземные крепости Полесья". Маршрут пригоден для пешей или вело прогулки - форсировать канал не обязательно, хотя это может быть приятным дополнением маршрута (организация троллея). Для тех кто пойдет летом, В конце маршрута рекомендую сделать дневку на берегу Птича. И не забываем репелленты - комарья там ОГО-ГО!



Немного дополню ваш маршрут (т.е. ваш маршрут практически проходит по указанным ниже объектам):


Большое спасибо за дополнение.
Это описание нашего первого выхода на северный фланг МоУР. Потом были и другие.
Дот 263 у Беседки посещался неоднократно, его сохранность для МоУРа действительно отличная.
Остатки взорванного моста, немецкие доты охраны моста, дот 234 посещались в другой прогулке. Про неё я так же писал на ACTIV.BY-е.
По Мышанке тоже гуляли, и неоднократно. Со всеми вытекающими.
Просто о каждом путешествии отчёт писать - читателя не уважать.
Остатки ОПК 380 мы видели, а вот группу дотов прикрытия ОПК 316 не нашли. И дот 331 у слободки так же не нашли.
Мысль прокатиться по этому району на великах имеется. Может и осуществим. И дневка на Птичи в можжевельниках - да, это сказка...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Фортификация и военная история -> Советская фортификация 1930-х гг. Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы