Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Паэзія и літаратура Беларусі

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Культура и искусство
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 119
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 12 Dec 2014, Fri, 12:07    Заголовок сообщения: Паэзія и літаратура Беларусі Ответить с цитатой

ВЕРШЫ БЕЛАРУСКІХ ПАЭТАЎ
Нацыянальны паэтычны партал

http://www.vershy.ru

ВІТАЕМ ВАС НА САЙЦЕ БЕЛАРУСКАЙ ПАЭЗІІ
Вітаем Вас на сайце, якi прысвечаны беларускай паэзіі. Тут Вы можаце пазнаёміцца з творамі беларускіх паэтаў - ад класікі да сучаснасці.
Акрамя таго, наш літаратурны сайт дае Вам магчымасць апублікаваць вершы на беларускай мове. Вы можаце не абмяжоўвацца толькі ўласнымі працамі: наведвальнікі нашага літаратурнага парталу будуць удзячны, калі Вы падзеліцеся з імі цікавымі творамі, якія яшчэ не прадстаўлены на сайце.
Жадаем прыемна правесцi час у паэтычнай атмасферы.

Зіма

Зiма скавала рэчак бег,
Iльдом пакрыла лужыны старанна.
Цалуя дрэу ласкава раны,
схавала iх у iскрысты снег.

У новай вопратцы абшар
працягвае да сонца голле.
И раптам стала наваколле
адлюстраваннем нашых мар.

Цудоуныя насталi днi,
i знiкла з сэрца злая скруха.
I льецца зiмнi звон у вуха
чароунай гэтай цiшынi.
http://www.vershy.ru

Наш сайт адрасаваны тым, хто хоча больш ведаць пра развiццё беларускай лiтаратуры, пра жыццё i творчасць вядомых i яшчэ не вельмi вядомых песняроў беларускай зямлi, тым, чыё сэрца балiць за лёс роднай мовы.

Цярнiсты шлях прайшла беларуская лiтаратура, пакуль дасягнула вяршынь свайго развiцця. Сягоння мы з хваляваннем i гонарам вымаўляем iмёны Еўфрасiннi Полацкай, Францыска Скарыны, Кiрылы Тураўскага, Мiколы Гусоўскага i iншых. Гэта яны пасеялi першыя зярняткi, з якiх пачала зараджацца беларуская мова i лiтаратура...

http://www.rzte.ru



«Янка Купала является отцом современного белорусского языка. В ХХ веке язык деревни и крестьян он превратил в литературу и поэзию.»

«Исследование словообразовательных особенностей языка Янки Купалы приобретает особую значимость в связи с тем, что белорусский поэт не только является классиком белорусской литературы, но и одним из основоположников белорусского литературного языка. "Купала разам з Я.Коласам- стваральнiкi новай беларускай лiтаратурнай мовы. Як паэт глыбока нацыянальны, Купала дау узоры, сцвердзiу законы \ прынцыпы ужывання нацыянальнай лiтаратурнай мовы" {Янка Купала: 404). Таким образом, в своем творчестве поэт отображал особенности функционирования белорусского языка в целом. Несомненно, стоит учитывать, что язык поэзии представляет собой авторское воплощение языковых ресурсов, однако индивидуально-авторский стиль обусловлен объективно существующими правилами и закономерностями данной языковой системы.
Это положение особенно актуально по отношению к творчеству Янки Купалы, поскольку он стоял у истоков создания белорусского литературного языка и утверждал нормы, а не экспериментировал относительно существующих.»

Диссертация - "Субстантивы с эмоционально-экспрессивными суффиксами в поэзии Янки Купалы и русских переводах :На материале образований с суффиксом -к- и его производными"
Автор научной работы: кандидат филологических наук Космач, Анастасия Алексеевна
http://www.dissercat.com/content/substantivy-s-emotsionalno-ekspressivnymi-suffiksami-v-poezii-yanki-kupaly-i-russkikh-perevo

Стихотворение «Хто ты гэткі?» («Кто ты такой?») было написано в 1908г., принадлежит к дореволюционной прозе, и является актуальным, по сей день.

«Хто ты гэткі?» – это история Беларуси и многих других стран, рассказанная в одном стихотворении.
Янка Купала, «Хто ты гэткі?»

Хто ты гэткі?

— Свой, тутэйшы.

Чаго хочаш?

— Долі лепшай.

Якой долі?

— Хлеба, солі.

А што болей?

— Зямлі, волі.

Дзе радзіўся?

— Ў сваёй вёсцы.

Дзе хрысціўся?

— Пры дарожцы.

Чым асвенчан?

— Кроўю, потам.

Чым быць хочаш?

— Не быць скотам.



Перевод на русский язык: "Кто ты такой?"

Кто ты такой?

- Свой, местный.

Чего хочешь?

- Доли лучшей.

Какой доли?

- Хлеба, соли.

А что еще?

- Земли, свободы.

Где родился?

- В своей деревне.

Где крестился?

- Там, при дорожке.

Чем освящен?

- Кровью и потом.

Чем быть хочешь?

- Не быть скотом.

https://elmundodeyulia.wordpress.com/page/2/


"В каждой литературе есть произведения, составляющие ее честь и славу. По ним судят о зрелости литературы, уровне ее развития. Это прежде всего произведения крупные: романы, повести, поэмы.

Но не меньшую известность принесли в свое время и произведения малых жанров. Знаменитое стихотворение «А хто там ідзе?» открыло миру не только Янку Купалу, представителя молодой белорусской литературы, но и сам народ. В мировой поэзии не много найдется стихотворений, в которых в такой краткой и простой форме, с такой предельной выразительностью и правдивостью был бы написан портрет целого народа в один из самых великих моментов его истории – в момент его политического становления."

http://www.nlb.by/portal/page/portal/index/content?lang=ru&classId=DECD27D9F37F4BFCBD92F7B9DBB280B9

Стихотворение «А хто там ідзе?» Янка Купала

А хто там iдзе, а хто там iдзе
У агромнiстай такой грамадзе?
- Беларусы.

А што яны нясуць на худых плячах,
На руках у крывi, на нагах у лапцях?
- Сваю крыўду.

А куды ж нясуць гэту крыўду ўсю,
А куды ж нясуць напаказ сваю?
- На свет цэлы.

А хто гэта iх, не адзiн мiльён,
Крыўду несць наўчыў, разбудзiў iх сон?
- Бяда, гора.

А чаго ж, чаго захацелась iм,
Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм?
- Людзьмi звацца.

В переводе Максима Горького стихотворение звучит так:

А кто там идет по болотам и лесам
Огромной такою толпой?
- Белорусы.

А что они несут на худых плечах,
Что подняли они на худых руках?
- Свою кривду.

А куда они несут эту кривду всю,
А кому они несут напоказ свою?
- На свет божий.

А кто ж это их - не один миллион -
Кривду несть научил, разбудил их сон?
- Нужда, горе.

А чего ж теперь захотелось им,
Угнетенным века, им, слепым и глухим?
- Людьми зваться.

"Почти сразу «А хто там ідзе?» станет песней. Эту листовку с нотами издадут в Вильно в 1910 году. И отправят на остров Капри Максиму (в Италии он «Массимо») Горькому. «Буревестник» сделает первый перевод на русский и поделится текстом с друзьями на Украине.

За 70 лет – на 82 языка. Так, наверное, не переписывали даже Данте. «А хто там ідзе?» варианты: шекспировский английский, кашубский (говорят, около 50 тысяч жителей севера Польши), лужицкий (славяне востока Германии). И лишь одно белорусское стихотворение – одной книгой, 160 страниц."

http://ont.by/news/our_news/0082059


Янка Купала. Неназванное
https://www.youtube.com/watch?v=MBDCkNiLf50

Поэзия и проза
http://www.all.by/0410.html

Список поэтов и писателей Белоруссии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сисок_поэтов_и_писателей_Белоруссии

Белорусская литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/елорусская_литература

Беларуская літаратура першай паловы 20 стагоддзя
http://be.wikipedia.org/wiki/еларуская_літаратура_першай_паловы_20_стагоддзя
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алемания



Зарегистрирован: 09.01.2015
Сообщения: 311
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 13 Feb 2015, Fri, 23:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А кто что читал из белорусских прозаиков за последнее время?
Я вот освоила Наталью Батракову.
Первой мне попалась "Площадь Согласия". Город, в котором происходит действие, не назван, но это точно Гомель. Узнается пляж, мост через СОЖ, парк, университет. Как будто окунаешься в студенческую юность.
Отличный роман. Автор хорошо подметила, как иной раз мелочи или действия других людей, о которых мы даже не знаем, могут повлиять на судьбу человека.

А действие другой книги, "Территория души", разворачивается по соседству со мной, в Сухарево. Книга неплоха, но немного затянута, а местами вообще неправдоподобна.


Последний раз редактировалось: Алемания (01 Mar 2015, Sun, 20:01), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алемания



Зарегистрирован: 09.01.2015
Сообщения: 311
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 24 Feb 2015, Tue, 15:18    Заголовок сообщения: Василь Быков Ответить с цитатой

Всё-таки самый гениальный из наших писателей - Василь Быков.
Потрясающий мастер рассказывать маленькие эпизоды, из которых складывается картина большой войны. Каждая повесть написана просто, без высокопарности, но так пронзительно, с таким накалом эмоций, что надолго западает в память.
Вот кого надо было на Нобелевскую премию по литературе выдвинуть! Более достойного писателя не знаю.
Когда у тебя двое детей, школьную программу по литературе проходишь вместе с ними. Вот вместе с ними я и прочитала, наконец, «Знак бяды». Раньше видела только спектакль в Русском театре, но это совсем не то.
Какая сильная вещь!! Честно признаюсь, комок в горле стоял после прочтения. И так странно, вот Быков – мужчина, а главная героиня женщина, но удивительно точно описаны все её мысли, логика, чувства, движения души. Я всё время примеряла к себе и соглашалась с ней. И я бы думала и действовала точно так же, пусть иногда бессмысленно с мужской точки зрения, но абсолютно верно с женской. Как он смог это написать?
Знаете, что цепляет больше всего? То, что Степанида, утопив винтовку, наутро испугалась содеянного. Вот у кого вы ещё найдете такое, кроме Быкова? Любой другой писатель продолжил бы размазывать в духе Павки Корчагина, как она гордилась бы своим подвигом и замышляла дальнейшие планы.
А Быков пишет по-человечески, что она сделала это из такой вот женской вредности, а потом сама же испугалась последствий. Т.е. любой подвиг делается на мгновенном порыве, не рассуждая. А потом приходят нормальные человеческие мысли и страх, и сожаление. И лишь дальнейшее развитие событий толкает Степаниду на дальнейшее сопротивление.
Книга – просто шедевр. Если не читали – прочтите немедленно.
И таким языком написана – я как будто слышу мою мать, рассказывающую мне о жизни в оккупации.


Последний раз редактировалось: Алемания (01 Mar 2015, Sun, 20:00), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алемания



Зарегистрирован: 09.01.2015
Сообщения: 311
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 28 Feb 2015, Sat, 23:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чечерские сказки

Вы никогда не читали еврейские сказки? И даже не слышали о том, что они есть? Немедленно наверстывайте упущенное. Я понимаю, что не вы в этом виноваты. Еврейские сказки редко издавались и в старые времена, и в новые. А уж тем более, на русском языке. Вероятно, Ицхак Боголюбов – единственный писатель, который пишет сегодня еврейские сказки на русском языке.

Ицхак Боголюбов родился 19 июля 1929 года в городе Чечерске Гомельской области.
Среднюю школу окончил в 1947 году в Минске, а в 1953 году – Московский авиационный институт. Работал в Риге. В 1972 году уехал с семьей в Израиль. С 1978 по 1995 год жил в ЮАР. Доктор экономических наук, Член Союза писателей Израиля.
Написал около двухсот сказок и издал в Израиле тринадцать книг сказок и рассказов.

Чечерск – это местечко в Гомельской области, где родился не только сказочник, но и живут герои его произведений.

БЕДНЯЦКАЯ КОНОПЛЯ

Сейна была в Чечерске одной из беднейших еврейских вдов. Было у нее четверо голодных и полураздетых детей, и жила она в старом, покосившемся домике под черной от времени, дождей и снегов соломенной крышей. Дети целыми днями играли или просто так слонялись по улицам, а Сейна должна была постоянно думать и придумывать, как прожить очередной день, как прокормить детей. Правда, старший Арие, у которого в прошлом году была бар-мицва, старался заработать кое-что на базаре: поднести кому-нибудь покупки или помочь разложить товар.

В одно утро входит как-то младший Исролик в дом и говорит:
– Вы видели?
– Что?
– Кругломордая Дорка щеголяет в новых ботинках.
– Ну и что?
– Ничего. А у тебя есть новые ботинки?
– Какие есть, такие есть. Лучше твоих...
– Лучше моих... У меня нет никаких.
– Дети! – вмешивается мама.– Не надо разбираться и не надо завидовать. Зависть – это тяжелый грех. Зависть рождает и другие грехи. Ничего. И у нас будут и новые ботинки, и новые штаны, и новые рубашки. Мы с нашими коноплями переживем их богатство. И их самих.
– Ты уверена? – улыбается Арие.
– Конечно! Разве мало было случаев, когда бедняки вдруг богатели, а богатые разорялись и пропадали?

И подумала Сейна: «Пойду-ка я на базар. Может быть, действительно купить сегодня немного конопли. С хлебом – это не так уж плохо».

На базаре, конечно же, как всегда, продавали конопляное семя. И покупали его только бедняки, да и то – редко. Конопля хоть и была каким-то жиром, но вкусной ее не назовешь... Подошла Сейна к одному человеку, перед которым на столе, на белой тряпке, блестела на солнце красивая кучка конопли.

– Почем конопля? – спросила она.

Человек от этого вопроса, казалось, растерялся. Потому, очевидно, что, во-первых, все знали цену конопле – копейка стакан, а во-вторых – удивился своему везению: покупательница появилась..

– Как всегда, – ответил он. – Одна копейка. Бери, хозяюшка. Замечательная конопля. Свежая. Смотри, как блестит. Жирная и вкусная.

«Ну, насчет вкусная – это мы знаем...» – подумала Сейна. Потом подала ему трехкопеечную монету, аккуратно завернула коноплю в тряпицу, засунула ее в карман и пошла. Но только она отошла на два-три шага, как спохватилась: «А сдача!.. Он же мне сдачу не дал!» Она быстро повернулась и устремилась к столу. Но что такое? Где же этот человек? На столе, где совсем недавно лежала кучка конопли, ничего больше не лежит, да и сам продавец куда-то исчез.

– Вы не видели мужчину, который коноплю продавал? – обратилась она к соседним продавцам, но те с безразличным видом то пожимали плечами, то с подозрением оглядывали ее саму. Сейна поняла, что она потеряла две копейки, очень этому огорчилась и в каком-то почти бесчувственном состоянии поплелась домой. Там ее, конечно, ждали дети. Ничего не говоря, она положила на стол кулечек, принесла ступку с пестом, развернула тряпочку и высыпала в ступку коноплю. Но что это такое? Медная ступка осветилась изнутри каким-то серебряным блеском, каким-то неясным слабым сиянием… Сейна очень этому удивилась и подумала: «Наверное, у меня уже с глазами что-то происходит... С голоду? Я не особенно голодная... Как всегда...» Взяла пест в руку и ударила по зернам. Пест вошел в коноплю тоже как-то необычно: с каким-то свистом. Она остановилась, оглядела пест и снова ударила по конопле. Снова – свист. Сейна остановилась. Заглянула в ступку – ничего. Конопля лежит. Правда – свет от нее тусклый исходит... Взяла Сейна пест в руку и решительно застучала им по зернам. Била, била, пока не убедилась, что в ступе уже лежит серое месиво. «Можно мазать на хлеб и кушать», – подумала она и решила сначала попробовать, как эта конопля, которую продавец хвалил, на вкус. Набрала немного на палец и сунула в рот. Попробовала пожевать, но тут же остановилась. Масса была твердой, как будто ее намешали из песка или мелких камешков...

– Арие! – позвала она, – посмотри сюда, в ступку.
– А что такое?
– Попробуй коноплю.

Арие набрал на палец и положил в рот. Куснул разок и остановился.
– Где ты взяла эту коноплю? Это же не конопля, это песок! Тьфу!

Потом оба посмотрели друг на друга, заглянули в ступку.
– По-моему, это вообще серебро, а не конопля... Подожди-ка... Дай-ка ее сюда.

Снова набрал Арие указательным пальцем из ступки и стал внимательно рассматривать эту серую кашу.
– По-моему, это серебро, – заключил он.
– Серебро? Не конопля, а серебро? Серебро же должно блестеть…
– Оно и блестит.
– Но разве серебро так блестит?
– Да, немного тускловато…
– Вот тебе – на!.. Знаете что, дети, вы посидите дома, никуда не уходите, а я сбегаю к ювелиру Бере-Эськес, покажу ему это серебро. Может быть, это действительно серебро...
И убежала.

Ювелир Бере-Эськес жил почти на окраине города в довольно большом, новом доме под гонтовой крышей. И небогатые люди к нему обычно не ходили. Но иногда заглядывали. Главным образом, чтобы продать ему какое-нибудь кольцо или сережки, которые достались им в наследство и которые берегли «на черный день». Все знали, что платит он не много, но в Чечерске был только один ювелир, только он, а нужда, если брала кого-то за горло, заставляла к нему идти...

Сейна поднялась на три ступеньки крылечка и вошла в открытую дверь просторных сеней. Кругом было тихо, и она подумала, что, может быть, никого нет дома... Заглянула в зал – никого. И тут только она увидела, что за небольшой и тоже открытой дверью в дальнем конце сеней кто-то сидит на низенькой скамеечке. Это и был Бере-Эськес. Он сидел напротив маленькой печурки, в которой ярко светилось пламя.

– Здравствуйте, реб Бере, – поздоровалась Сейна.
– Здравствуй, здравствуй, – ответил быстро вставший ювелир, – с чем пожаловала, женщина?
– Вот, – протянула она ему сверток. – Я бы хотела спросить вас, реб Бере, серебро ли это. Вы это можете определить?
– Покажи, покажи, что это за серебро.

Взял из Сейниных рук тряпочный пакетик и пошел с ним в зал. Сейна пошла ему вслед. Там он сел за стол, осторожно развернул тряпочку, внимательно посмотрел на серый порошок, потрогал его, положил весь пакетик на ладонь, как бы взвешивая его, потом посмотрел на Сейну и спросил:
– Где ты это взяла?
– Это лежало у меня давно, еще с тех пор, как мой муж был жив, – соврала она.
– Так... Сейчас проверим.

И он пошел обратно в комнатку к своей печурке. Оттуда он вернулся с крошечным безменчиком в руке. Всыпал в висевшую чашечку весь Сейнин порошок, взвесил его и что-то написал на обрывке бумаги. Потом сказал Сейне:
– Я сейчас расплавлю этот металл и тогда я скажу тебе, что это такое. Хорошо?
– А это не сгорит? Не пропадет?
– Нет, нет, – улыбаясь, ответил он. – Не сгорит.

Потом Бере-Эськес расплавил металл, влил его в формочку и снова взвесил. Заглянул в бумажный обрывок и сказал:
– Сейне! Это – платина.
– Что?
– Это такой металл, который называется платина.
– Хм... И он чего-то стоит, реб Бере?
– Стоит? Конечно, стоит! И еще как стоит! Платина не намного дешевле золота!
– Золота?
– Ну да. Из платины тоже делают дорогие украшения. Другое дело, что в наших краях об этом даже не знают.
– Дорогой реб Бере! Так, может быть, вы у меня это купите? Ведь мне с ним, сами понимаете, делать нечего, а вы, может быть, кому-нибудь из него что-то сделаете...
– Можно и купить. Но ты же сама понимаешь, что это все-таки не золото, и продать, скажем, платиновое кольцо кому-нибудь у нас тут, в Чечерске, вряд ли можно. Так что я возьму его у тебя и заплачу тебе по-честному, по весу чистого серебра: не стану же я обижать бедную вдову...
– Спасибо! Большое спасибо, реб Бере! Я так вам благодарна...

Сейна как на крыльях полетела домой. Вот уж где была радость!.. Все кричали. Дети прыгали и смеялись, а сама Сейна и говорит:
– Ну, дети, повезло нам с нашими коноплями. И хорошо, что я продала Бере-Эськесу только половину, а не все. А теперь пошли все вместе на базар. Накупим всего, что нам надо. И хлеба, и мяса, и масла, и ягод, и яблок.

И зажила Сейна со своими детьми. Накупили новых горшков, мисок и крынок. Не забыли и новые ложки, и новые стулья. Даже новую горку для посуды купили. И всем новые ботинки заказали. Потом продали ювелиру остаток платиновой конопли, и этого хватило до конца лета.

Когда Сейна поняла, что ее серебро все время утекает из ее рук, что его становится все меньше и меньше, она стала более экономно тратить деньги и все думала о том, что ее ждет, когда серебро кончится. И стала чаще наведываться на базар в надежде встретить там того самого старика, у которого она когда-то купила свою чудесную коноплю. И вот однажды она его увидела. Он стоял за столом на том же самом месте, что и в первый раз. Сейна, не медля, подошла к нему и поздоровалась:
– Здравствуйте.
– Здравствуй, женщина. Хочешь моей конопли купить?
– Может быть, я ведь у вас когда-то покупала.
– Помню, помню. Еще сдачу забыла. Так вот они, твои две копейки, которые я тогда забыл тебе отдать.
– Да, да!... Это мои две копейки.
– Так бери их.

И Сейна взяла со стола две медные копейки и быстро сунула их в карман.
– Видать, не пошло тебе мое зерно на пользу, раз ты в деньгах нуждаешься...
– Как же не пошло? Вон мы уже целый год на этот счет живем.
– Но ведь если деньги только расходовать, так вот они и кончатся... И останешься таким же бедным, каким и был.
– Но ведь есть-то надо, одеваться – тоже. Да и в дом всегда надо кое-что купить.
– Вот-вот. Есть много таких людей, которые всегда находят, на что бы потратить деньги, и не ищут путей их сбережения. Таких людей, которые не любят денег, и деньги-то тоже не любят. К таким людям деньги не идут. Деньги любят бережливых людей, не подумай – скряг. Ну, да ладно, хочу тебя попросить: постой здесь, пожалуйста, за меня за столом, а я мигом в одно место сбегаю. А если кто захочет конопли купить, продай ему. Я скоро. Вот здесь стой за столом, пока я вернусь. И ушел.

Долго ждала его Сейна, а он так и не вернулся. Подходили покупатели, она продавала им коноплю, деньги клала в карман, чтобы потом, когда старик вернется, отдать их ему, хозяину конопли. Кончился день, базар уже разошелся, и Сейна решила отнести все, что осталось, домой, а завтра с утра пойти снова на базар и отдать весь товар старику. Да и вырученные за продажу конопли деньги тоже. Нагнулась под стол, там стояла лозовая корзинка, а в ней мешочек. Заглянула в него – конопля. Собрала она все и ушла домой.

Назавтра, с самого утра, она уже была на базаре. Расстелила на столе белую тряпку, насыпала на нее кучку конопли и стоит, ждет. Но старик не приходит!.. «Куда же это он девался? – недоумевала женщина.– Неужели с ним что-то случилось, не дай Бог? Или он просто бросил свой товар и ушел... Как же это так?»

Продала она больше половины конопли, которая лежала у нее на столе, подсыпала еще из мешочка, что лежал в корзинке, опять продала, опять подсыпала... И так весь день. А когда собралась уже домой, видит, что мешочек в корзинке как был полный с утра, так и остался полным. Очень этому удивилась Сейна. А назавтра все точно так же повторилось. Она торговала, продавала коноплю, а мешочек оставался полным.

И стала Сейна постоянно торговать на базаре коноплей, а деньги, которые, как она считала, принадлежали старику, аккуратно складывала сначала в карман, потом, дома перекладывала в горшок, который прятала на печи. «Когда-нибудь он же, наверняка, вернется. И тогда я отдам ему его деньги», – размышляла она. А пока – копила. Лишь немного брала себе. Она считала, что если бы даже старик был здесь, а она на него работала, продавала вместо него товар, то и тогда он должен был бы ей что-то платить. Вот она ежедневно покупала себе хлеб, молоко, кусочек мяса или картошку. И жила себе со своей семьей скромно и тихо. И копила стариковы деньги. А когда горшок был уже почти полный, когда денег стало много, задумалась: «Сколько же можно так копить деньги? А вдруг в дом заберется вор и украдет их... Что тогда? Как она тогда сможет оправдаться перед стариком?»

И решилась Сейна. Она купила на эти деньги просторный, новый дом. «Вот теперь, – считала она, – деньги не пропадут. А когда старик вернется, она скажет ему: «Это ваш дом, уважаемый. Я купила его, чтобы сохранить ваши деньги».

Но старик так никогда больше и не вернулся. А Сейна все торговала коноплей, старалась денег тратить поменьше, а все берегла их для старика.

И стала она богатой женщиной. Дети ее теперь были обуты и одеты, ей на радость, да и сама она стала, как говорили в Чечерске, «совсем другим человеком».

Вот тебе и конопля!..
Источник: http://mishpoha.org/n25/25a31.php
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алемания



Зарегистрирован: 09.01.2015
Сообщения: 311
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 06 Mar 2015, Fri, 23:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мое последнее открытие в белорусской литературе – Ольга Громыко.
Как-то пару лет тому назад я обратила внимание на то, что из комнаты моей дочери по вечерам стали доноситься громкие взрывы хохота. На вопрос о причине сего неумеренного веселья она ответила: «Читаю Ольгу Громыко». Имя я запомнила, но время прочитать её книги нашлось только теперь. Вот уже недели две моя дочь, возвращаясь после работы домой и слыша взрывы хохота, доносящиеся уже из моей комнаты, сразу спрашивает: «Что, Ольгу Громыко читаешь?»
Ольга Громыко пишет книги в стиле сказочного фэнтези. Герои её книг – ведьмы, вампиры, драконы, оборотни и т.д. Полёт фантазии просто поражает. Вернее, это рассказы о людях, их чувствах и отношениях между ними, только в сказочном оформлении.
Начинала я с повести «О бедном Кащее замолвите слово». Ухохоталась вусмерть. Давно не читала ничего так мило написанного. Оригинальная интерпретация Кащея.
Серия книг о ведьме Вольхе: «Профессия: ведьма»; «Ведьма-хранительница»; «Верховная ведьма»; «Ведьмины байки» - совершенно очаровательна и написана с бесподобным юмором. Представьте себе Джоан Роулинг в смеси с Татьяной Устиновой, получите примерное представление.
Сейчас читаю роман «Верные враги». Это вещь уже зрелого автора, более серьезная и сильная.
Серию «Космобиолухи», «Космоэколухи», «Космопсихолухи» я оставила напоследок. Слыхала, что эта серия написана под влиянием Терри Пратчетта, а я Пратчетта не очень люблю. Пытался мой ненаглядный, фанатеющий от Пратчетта, и меня к нему приохотить, но я осилила только полторы книги, дальше дело не пошло. Может, книги Громыко будут читаться легче.
Привожу ниже маленький рассказ Ольги Громыко и приглашаю всех, кто любит книги в стиле веселого сказочного фэнтези, насладиться книгами прекрасной белорусской писательницы.

Ольга Громыко
Принцепад

Рассказ

Кленовый сквер, раскрашенный осенью, был до того хорош, что даже демиурги не отказались бы посидеть на скамеечке под белым утренним солнцем.
Они и сидели.
- Благодать-то какая! - Первый, смуглый и чернявый, со щегольской бородкой, откинулся на удобно изогнутую спинку.
- А то! - с гордостью поддакнул второй, белобородый голубоглазый старец. - Сам делал.
- Зато вон та кошечка - моя! - ревниво заметил первый.
Черная облезлая киса, воровато прижав уши, волокла по аллее здоровенную копченую селедку. Со стороны беседки, из которой выловили рыбку, доносилась многоголосая нецензурная брань.
- Да ладно тебе, - добродушно прогудел второй. - Нашел чем меряться. Посмотри лучше, какая красивая девушка идет.
Фигуристая блондинка цокала каблучками по плиткам, как породистая лошадь - и привлекала столько же восхищенного мужского внимания.
- Да нет, не эта... - поморщился старец, взмахивая рукой. - Вон та!
Чернявый разочарованно присвистнул.
- Ну у тебя и вкус. - Пригляделся и удивленно поправился: - А знаешь, действительно ничего! Ей бы волосы распустить, макияж поярче, походочку поувереннее...
- Замкнутый круг, - вздохнул старец. - Наряжаться не для кого, а пока не нарядишься, никого и не будет. Слушай, а давай сделаем доброе дело!
- Какое? - недоверчиво сощурился чернявый.
- Подарим девушке день неотразимости. Ей ведь главное - взгляд привлечь, а там мужчины сами к ее ногам попадают.
- Хм... - Тонкие губы собеседника искривила загадочная ухмылка.
- Только давай по-честному! - тут же уточнил старец. - А то знаю я тебя: вечно подсунешь то хромого, то горбатого, то алкаша или вообще... этого. - Демиург двумя пальцами показал гнутые рожки.
Чернявый поморщился, но кивнул.
- Давай. Я сегодня тоже добрый.
- - -
Сонечка, как обычно, опаздывала на работу и лишь мимоходом с сожалением отметила: до чего же красиво в сквере! Погулять бы по припорошенным листвой тропкам, подышать утренним туманом... Но после работы уже темно, а в выходные тут слишком много влюбленных парочек, чувствуешь себя белой вороной.
- Девушка, простите! Вы, кажется, уронили...
Сонечка обернулась. Симпатичный молодой человек в расстегнутом пальто - а под ним деловой костюм с синим галстуком, чудно оттенявшим глаза незнакомца, - протягивал ей серебристую авторучку.
- Это не моя.
- Что, правда? - огорчился тот. - Ну все равно возьмите. У меня еще две есть.
Сонечка вежливо улыбнулась, покачала головой и поспешила дальше. Вот шутник! Небось каждое утро девушек в скверах клеит. Специально пачку ручек в портфеле носит.
- Ой, извините, пожалуйста!
Завязывающий шнурки спортсмен, на которого по рассеянности налетела Сонечка, сердито выпрямился. При взгляде на девушку его загорелое, суровое лицо озарила улыбка.
- Ничего-ничего. Скажите, вы в этом районе живете?
- Да.
- Странно... Целый год здесь тренируюсь - и такую красоту проглядел!
- Извините, я тороплюсь, - пробормотала Сонечка, прибавляя шагу.
«У-у-у, какой богатырь, - сердито думала она на ходу. - Повезет же кому-то...». Унять зависть удалось только мыслью, что сила и ум в одном теле уживаются редко. Да и вообще, может, он неудачник. С завода выгнали, вот и бегает по скверам. А бедная жена в две смены пашет.
Как оказалось, на работу Сонечка спешила зря. Охранник, вихрастый Петя со смешливым обаятельным лицом, заговорщически сообщил девушке, что начальник сам сегодня задерживается - похмелье-с. Парень даже помог ей снять пальто и предложил кофе. Сонечка отказалась. Мало ли, вдруг Сидор Иванович все-таки оклемается и застукает ее чаевничающей на вахте. Хотя Петя, он ничего...
Поздоровавшись с коллегами, Сонечка включила компьютер и углубилась в расчеты. Отвлечь ее от них не смог даже клиент, явившийся в бухгалтерию с букетом роз: «Сам не знаю, зачем купил, может, вы возьмете?» Как же. Небось любовнице нес, а она не пришла. Не надо нам чужих роз!
Весь день в бухгалтерии хлопала дверь. То у Вадика из третьего кабинета бумага для принтера закончилась (бери и проваливай!), то Максиму приспичило новый анекдот рассказать (смешной, ну и что?!), то Паша Весельцев в поисках шефа заглянул, еле выгнала. Даже в столовой не было покою: за Сонечкин угловой столик, безраздельно принадлежавший ей последние три года, подсел какой-то мужик, вкусно пахнущий дорогим парфюмом, и пустой болтовней отравил все удовольствие от еды. Нашел где знакомиться! Бизнесмены, они все такие - наглые. Пока налоговая не заявится.
Как Сонечка и думала, вечером ей оказалось не до красот сквера. Еще и мужик какой-то следом увязался, напугал до полусмерти. С виду нормальный, но маньяки так обычно и выглядят. Потом блондинистый хлыщ в автомобиле целых два квартала ехал вдоль самого тротуара, приоткрыв дверцу и разливаясь соловьем, что такую женщину, как Сонечка, он искал всю жизнь. Пришлось соврать, что замужем и дома дети без мамки плачут. Пусть дальше ищет, нестарый еще. Гад. Издевается над бедной, но порядочной девушкой!
Покормив кошку, приготовив шарлотку, одолжив соседу луковицу и вежливо отвергнув предложение разделить с ним холостяцкую трапезу, Сонечка завалилась на диван с любовным романом. Ох, ну бывает же у людей ТАКОЕ! Хотя бы в книгах...
Когда девушка уже хлюпала носом над счастливой концовкой, зазвонил телефон.
- Сонь, привет! - У Людочки, лучшей Сонечкиной подружки, появился новый ухажер, и ей не терпелось похвастаться: и умный, и сексуальный, и машина «Тойота»...
Соня обреченно поддакивала. Ну почему судьба так несправедлива? Ведь она намного красивее Людочки. И талия у нее тоньше, и волосы пышнее, и высшее образование. Нет, Соня была рада за подругу, но...
- А у тебя как дела? - выговорившись, спохватилась Людочка. - Как личная жизнь?
- А что это? - невесело пошутила Сонечка.
- Зайка, ну заведи ты хоть кого-нибудь! - возмутилась подруга. - Не самой же себе шоколадки покупать.
- Хоть кого - не хочу, - отрезала Сонечка. - Мне надо, чтоб любимый и единственный. С первого взгляда. А тут на кого ни глянь - одни извращенцы и придурки!
- Да, ничего они в нас, красивых, не понимают, - сочувственно заключила Людочка. - Иду, милый, иду! Все, пока, мы в кино убегаем!
Сонечка немножко поплакала - и над прочитанным романом, и вообще. Утешила себя конфеткой с ликером. Ничего-ничего, мы еще дождемся своего принца! Может, завтра выйду во двор - а он там, на белом коне... или мерседесе, как у сегодняшнего хлыща. Мне бы только один шанс! Один-единственный, а я уж не упущу!
Телефон снова требовательно запиликал.
- Алло, - окликнул незнакомый мужской голос. - Добрый вечер, пригласите, пожалуйста, Андрея.
- Вы не туда попали, - зевнула девушка и погасила свет. Эх, как хорошо было бы часок поболтать в темноте с таким Голосом - приятным бархатистым баритоном...
- Какая жалость... - неискренне огорчился тот. - Девушка... а как вас зовут?
- Вы не туда попали, - твердо повторила Сонечка и повесила трубку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 119
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 12 Mar 2015, Thu, 20:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

«Песня про зубра» — «Carmen de statura feritate ac venatione bisontis» («Песнь о мощи, дикости зубра и охоте на него»)— поэма белорусского поэта Николая Гусовского, написанная на латинском языке.

Николай Гусовский написал эту поэму в 1522 году, когда находился в Риме в составе дипломатической миссии Великого княжества Литовского. Произведение было написано на латинском языке по заказу папы Льва X Медичи, который захотел больше узнать о ВКЛ и необычном звере — зубре, который водился там в лесах. Сын великокняжеского лесника, Николай Гусовский со знанием дела, подробно и детально описал внешний вид, привычки и поведение зубра, а также охоту на него. Однако Николай Гусовский не был бы настоящим поэтом, если бы остановился только на этом. Поэма стала песней о своём крае и народе, размышлением о судьбе Родины, о её месте на путях истории.

Впервые поэма была издана в Кракове в 1523 году в составе сборника, состоящего из одноимённой поэмы, 11 стихотворений и прозаического посвящения королеве Боне Сфорца.»

http://ru.wikipedia.org/wiki/есня_про_зубра
http://ru.wikipedia.org/wiki/усовский,_Николай

Николай Гусовкий написал эту поэму в 1522 году - он утверждает, что в начале 15 века, а может быть и раньше, в ВКЛ существовала система подготовки войск - при каждом поселении, повсеместно, создавался военный лагерь для подготовки бойцов.

«Песня про зубра.

...Судя по сценам описанным, эта охота
С гибелью многих - безумство, шальная потеха,
И не отмоет жестокий ее зачинатель
Крови невинной ни с лавров своих, ни со славы.
Выдумки эти уходят корнями в княженье
Витовта, князя Великой Литовской державы.
Подвигов жаждя, он все в своих вотчинах пущи
Лагерем сделал и ратников к битвам готовил.
В мирное время он войны предвидел и рати
В схватках со зверем в лесах закалял, как в сраженьях,
Их заставляя терпеть на охоте невзгоды...

...Доблесть такая не только в лесах вырастала:
Славы сестру, поощряли ее повсеместно.
В годы княжения Витовта лагерем было военным
Каждое поле, а мирное время казалось
Лишь передышкой меж войнами - всюду ученья,
Луки трещат на изгибе от частых сгибаний -
Признак надежной руки, молодечества, силы.
Скачки и стрельбы по кругу на точность и меткость:
Всадники мчатся и стрелами метко дырявят
Шапки на взлете над толпами сельского люда.
Часто треух, изрешеченный стрелами в небе,
Падал на круг и под смех поднимался на пику.
Лучник, прицелясь спокойно, в ключе журавлином
Прямо в крыло подрезал вожака, не царапнув
Птичьего тела. На дереве ль, в небе, на волнах
Птица - отличная цель для стрелы, и стреляли
Дичь боровую, болотную и подносили
Мудрому князю в подарок не ради награды.
Жизнь в постоянной охоте считалась похвальной.

С первой порошей охотников княжеских толпы
Зверя теснили в лесах, оглашая чащобы
Шумом и гамом, и гнали на стрелы и пики.
Хитро выслеживать зверя на лежке считалось
Делом обычным. Израненный копьями, в стрелах,
Как в оперенье, он с залежки бросится с ревом
И - оседает, настигнутый метким ударом.
Князю милее других были скачки на ловкость -
Славное дело, в котором за сотнею стадий
Цель намечалась: покрой расстояние в скачке
И победи в быстроте и сноровке, наездник!
Лишь на миру по плечу состязанья такие.
Поочередно срываются с мест табунами,
Мчатся, летят - только топот и храп лошадиный.
Если ж скакун не выдерживал бешеной скачки,
Всадник привычно хватал пристяжную за гриву.
Быстрая лошадь каким-то инстинктом животным
Ловит намек ездока и, приняв его, изо всей силы
Ревностно рвется вперед быстролетною птицей.
В темную ночь затевались такие забавы,
Чтобы отважный блеснул перевесом над робким.
Все победители брали призы, а сплошавших
Ждали насмешки и прочие знаки позора.
Был и особый наезд - это было намного труднее -
Реки широкие вплавь одолеть, не минуя
Зарослей, водоворотов, подводных течений.
Хлещет река в крутизну белогривой волною,
Хищно безумствуя, рвется холмами на берег.
Было обычаем всадников лук и колчаны
В узел с одеждой завертывать, чтобы сухими,
Через пучины речные с конем пробиваясь,
Вынесть на берег. Вот ринулась конница в реку.
Слышишь лишь фырканье, видишь лишь уши да ноздри.
Сплошь на стремнине, вцепившись за гривы, мелькают
Головы юношей. Левой свободной рукою
Каждый гребет, помогая коню выбираться.
Все получали награды: высокие - лучшим.
Всем остальным - по заслугам, отмечен был каждый.
В тяготах жизни испытанный неоднократно,
Воин мостов не искал, а речные преграды
Переплывал на коне, сохраняя оружье.



Войны предвидя и княжество к битвам готовя,
Нету полезнее дела самой подготовкой
Страх и боязнь побороть и привыкнуть к лишеньям.
Сам закаленнейший воин, князь большего счастья,
Чем закаленное войско, не знал и не ведал.
Доблесть при нем почиталась достоинством первым.
Чашу весов поравняв, устанавливал, кто был отважней,
Тем он на смотрах за доблесть и жаловал щедро.
Трусов не баловал: будь ты себе из богатых,
Но если трус, то бесславие будет уделом.
Вот как судил он, суровый и резкий, но правый.
Сам справедливый, он страстно любил справедливость,
Тонким чутьем мог угадывать правды приметы.
Подлый обман перед ним трепетал и сдавался.
Сам выносил приговор, и виновники сами,
Как утверждают, покорно вину сознавая,
К смерти стремились - скорее веревку на шею.
Знали порядок: преступнику нету пощады.
Пуще всего лжесвидетелей князь ненавидел.
Их подвергал истязаньям и пыткам - не смейте
Княжий обманывать суд, криводушные врали!
Видом разгневанным, взглядом свирепым, сверлящим,
Разоблачал он лжецов, вырывая признанья
И в лжесвидетельстве, и в нарушении клятвы.
Их, облаченных в звериную шкуру, бросали
На растерзанье обученным псам. Беспощадно
Он расправлялся и с судьями за лихоимство.
Где-то был случай: судью подкупили подарком -
Грозный указ обойти норовил несчастливец.
Был уличен. Лихоимца пытали жестоко
И, в назиданье другим, разодрали на части.
Всякий вид алчности искоренил он, и этим
Ныне и присно заслуженно славиться будет.
Много блистательных дел совершалось при нем; их причина
Общепонятна, ясна, как и песни моей, между прочим.



Мирный крестьянин заботился только о ниве,
Сердце ж крестьянина князь закалял на охоте.
Зверь добывался по-всякому; лучшей добычей
Та признавалась, когда в лагеря приводили
Зверя живьем, без увечий, почти невредимым.
Это считалось сверхдоблестью и поощрялось,
А с нерадивых могли и взыскать по указу.
Надо сказать, поселяне старались усердно,
Что поручалось, всегда выполняли без страха,
Даже и зубр доставлялся к ногам властелина.
Я-то, признаться, не верю, что так оно было,
Но старики утверждают, что все это правда...»

Мікола Гусоўскі. Переводы "Песни про зубра" на сайте knihi.com
http://knihi.com/Mikola_Husouski/



Очень современно звучит позиция автора – а ведь написана поэма около 500 лет назад!

«... Хватит убийств! Возбужденная совесть и разум
Властно велят мне тревогу поднять, ополчиться
Против разбоя. Как долго весь мир христианский
Марс беспощадный купает в крови, потрясая
Веры устои! Она, христианская вера,
Шаткою стала и дома, и на поле брани.
Вражьи ли сабли, свои ли мечи подрубают?
На поругание недругов наших предав ее подло,
Нам лишь на милость небес уповать остается.
Но преступления наши лишают надежды
На избавление скорое - смеем ли думать?
Совесть земных повелителей, кажется, в спячке,
Все их поступки - увы! - не забота о мире.
Больше всего беспокоит их то, как острее
Меч наточить, чтоб в бою обезглавить другого.
Междоусобные войны и братоубийства -
Все их занятия и увеселенья для духа.
Воины гибнут с обеих сторон в этих распрях.
Что для князей наша кровь, наши слезы и горе?
Им лишь бы править, свое удержать превосходство,
Вот и творят злодеяния, судьбами люда играют.
Наши враги, это видя, глумятся над нами:
Сан их высокий велит им быть стражей над паствой, -
Где там! - как волки, терзают ее, раздирают.
Вот до чего довели их и ярость слепая, и злоба,
Как глубоко вкоренилось безумство в сердца из железа!
Непримиримость, вражда между ними и распри
Непостижимы уму, а народы в ответе.
Им ли печаль да забота о благе народном!

Есть ли на свете такой сердобольный, кто меч свой
В наших слезах и крови не смочил бы, но все же
В княжестве нашем по-прежнему зверства и горе.
Турок жестокий несчастный народ истребляет,
В храмах беснуется, жжет города и деревни;
Гавань захватит - возводит форты и войсками
Земли плененные тут же заполнит, стремится
Всех погубить, упивается кровью невинной
И стариков, и беспомощных наших младенцев,
Жертв не считая, вершит свое гнусное дело.
Лоно беременных женщин вспороть ятаганом -
Просто забава для изверга, он - безнаказан
И не боится, что раб безоружный восстанет.
Ах, как он слеп, наш народ, как плачевно его положенье!
Мы еще - толпы. Князья же по-прежнему давят
Даже малейшие вспышки волнений в народе,
Разным путем обезглавить стремятся любого,
Кто постоять за закон и за Бога способен.
Как только Он, наш Спаситель, в сиянии неба,
Глядя на эти деянья земные, находит
Благочестивых и верящих в слово Господне?...»

Память -

В Минске во дворике БГУ установлен памятник Гусовскому.
В 1980 году ЮНЕСКО по поводу 500-летия поэта включила имя Николая Гусовского в календарь международных дат выдающихся деятелей мировой культуры.
В 1996 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Гусовскому.
В 1980 году в Минске в честь Гусовского названы улица и переулок.


Последний раз редактировалось: Stas (16 Mar 2015, Mon, 13:20), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 119
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 12 Mar 2015, Thu, 21:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гипотеза о происхождении Ивана Федорова.

Иван Фёдоров (Янка Хведаровіч) -- российский первопечатник вероятно родился и вырос на белорусской Вилейщине.
https://www.youtube.com/watch?v=3o-fdwUmKXQ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алемания



Зарегистрирован: 09.01.2015
Сообщения: 311
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 13 Mar 2015, Fri, 23:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если вы не ханжа, то, положа руку на сердце, признайтесь вместе со мной, что в школе вы ненавидели Якуба Коласа и его «На росстанях». Нету более нудной жвачки, чем эта книга. А когда ещё задали сочинение по ней написать – это была катастрофа. Проще было написать пять страниц по сказке «Курочка Ряба», она более содержательная.
С Якубом Коласом меня более-менее примирила «Новая зямля», но я всё равно не любила бы белорусскую литературу, если бы не Иван Шамякин. К счастью, мои родители купили сборник его сочинений в 5 томах, изданный в 1966 г. Эти пять разноцветных томиков и сейчас стоят у меня на видном месте и регулярно перечитываются.
Дело в том, что к началу 70-х тема войны всем успела изрядно надоесть, как ни кощунственно это звучит. В школе бесконечные пионерские сборы на тему пионеров-героев, по телевизору шли фильмы в основном про войну, по курсу литературы изучали исключительно стихи и книги о войне. Мы уважали подвиги наших отцов, но невозможно же проводить жизнь в поклонении павшим. Война кончилась четверть века назад, а мы были молоды! Нам хотелось читать о любви, а нам подсовывали Быкова и Адамовича.
«Сэрца на далонi» и «Крынiцы» были просто струёй свежего воздуха. Нормальная жизнь c её трудностями и радостями, любовью, ревностью, дружбой, подлостью. Интересные герои с непростыми судьбами. И сейчас эти две книги входят в число моих самых любимых. Они интересны, потому что человеческие чувства, описанные в них, не изменились и сейчас.
«Трывожнае шчасце» мне нравилось до тех пор, пока не стали разбирать эту книгу и образы героев на уроках литературы.
Самая спорная книга Шамякина – «Вазьму твой боль». Она в свое время наделала много шума, её обсуждали в каждой семье, потому что в каждой семье ещё была жива боль войны. Очень необычный сюжет: в деревню возвращается полицай, отсидевший 10 лет за свои преступления во время войны. И как должен к нему теперь относиться человек, расстрелянный им во время войны и чудом выживший? Вопросы, поднятые в книге, очень сложны, на них у каждого свой ответ.
Шамякин может и не самый великий из наших классиков, но мой самый любимый.


Последний раз редактировалось: Алемания (13 Mar 2015, Fri, 23:50), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tam_erm



Зарегистрирован: 07.12.2012
Сообщения: 808
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 13 Mar 2015, Fri, 23:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алемания писал(а):
Иван Шамякин. Эти пять разноцветных томиков

Для мяне такім свежым паветрам быў чатырохтомнік Янкі Маўра. І зараз лічу "Палескія рабінзоны" лепшым з лепшага, ды і фантастычныя творы ў зборніку былі нечым асаблівым.
Эх, настальжы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алемания



Зарегистрирован: 09.01.2015
Сообщения: 311
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 13 Mar 2015, Fri, 23:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

tam_erm, поддерживаю Вас!
Янку Мавра считаю одним из лучших детских писателей времен СССР. Обожаю "Полесских робинзонов", своих детей тоже приохотила прочитать эту книжку.
Но есть у него ещё лучшая вещь, на мой взгляд - "ТВТ". Я бы бы эту книгу ввела в обязательный курс литературы в школе. Вот чему детей учить надо!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 119
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 14 Mar 2015, Sat, 16:29    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алемания писал(а):
Если вы не ханжа, то, положа руку на сердце, признайтесь вместе со мной, что в школе вы ненавидели Якуба Коласа и его «На росстанях». Нету более нудной жвачки, чем эта книга. А когда ещё задали сочинение по ней написать – это была катастрофа. Проще было написать пять страниц по сказке «Курочка Ряба», она более содержательная.
С Якубом Коласом меня более-менее примирила «Новая зямля», но я всё равно не любила бы белорусскую литературу, если бы не Иван Шамякин. К счастью, мои родители купили сборник его сочинений в 5 томах, изданный в 1966 г. Эти пять разноцветных томиков и сейчас стоят у меня на видном месте и регулярно перечитываются.
Дело в том, что к началу 70-х тема войны всем успела изрядно надоесть, как ни кощунственно это звучит. В школе бесконечные пионерские сборы на тему пионеров-героев, по телевизору шли фильмы в основном про войну, по курсу литературы изучали исключительно стихи и книги о войне. Мы уважали подвиги наших отцов, но невозможно же проводить жизнь в поклонении павшим. Война кончилась четверть века назад, а мы были молоды! Нам хотелось читать о любви, а нам подсовывали Быкова и Адамовича.
«Сэрца на далонi» и «Крынiцы» были просто струёй свежего воздуха. Нормальная жизнь c её трудностями и радостями, любовью, ревностью, дружбой, подлостью. Интересные герои с непростыми судьбами. И сейчас эти две книги входят в число моих самых любимых. Они интересны, потому что человеческие чувства, описанные в них, не изменились и сейчас.
«Трывожнае шчасце» мне нравилось до тех пор, пока не стали разбирать эту книгу и образы героев на уроках литературы.
Самая спорная книга Шамякина – «Вазьму твой боль». Она в свое время наделала много шума, её обсуждали в каждой семье, потому что в каждой семье ещё была жива боль войны. Очень необычный сюжет: в деревню возвращается полицай, отсидевший 10 лет за свои преступления во время войны. И как должен к нему теперь относиться человек, расстрелянный им во время войны и чудом выживший? Вопросы, поднятые в книге, очень сложны, на них у каждого свой ответ.
Шамякин может и не самый великий из наших классиков, но мой самый любимый.

Вы правы, в школе меня абсолютно не интересовала ни белорусская поэзия, ни литература, а вот история и народный фольклор практически всегда.

Дело в том, что в советское время городская среда не способствовала возникновению этого интереса, а вот когда на лето приезжаешь к бабушке в деревню, то волей-неволей, а впитываешь в полной мере все это - и сказки, и местные легенды и всякие обряды во время праздников, все это было сполна.

Еще, большое влияние оказали "Песняры", именно их песни по настоящему заронили интерес к поэзии Янки Купалы, а уже позднее возник интерес к творчеству Владимира Короткевича, а еще познее и Василя Быкова.

Вот это исполнение Песнярами, а точнее Владимиром Мулявиным "Молитвы" Янки Купалы просто за душу берет -
https://www.youtube.com/watch?v=s_MFnZXICTQ



Канцерт прысвечаны 25-годдзю Песьняроў.
муз А.Молчан, сл. Янка Купала
Дзякуй, pesnyary.com

Мая малітва (Янка Купала)



Я буду маліцца і сэрцам і думамі,
Распятаю буду маліцца душой,
Каб чорныя долі з мяцеліцаў шумамі
Ўжо больш не шалелі над роднай зямлёй.
Малюся я небу, зямлі, прастору.
Магутнаму Богу, усясвету малюсь.
Ва ўсякай прыгодзе, ва ўсякую пору
За родны народ Беларусі.
Я буду маліцца да яснага сонейка:
Няшчасных, зімой саграваць сірацін.
Прыветна, па збожных гуляючы гонейках
Часцей заглядаці да цёмных хацін.
Малюся я небу, зямлі, прастору.
Магутнаму Богу, усясвету малюсь.
Ва ўсякай прыгодзе, ва ўсякую пору
За родны народ Беларусі.
Я буду маліцца і сэрцам і думамі,
Расьпятаю буду маліцца душой,
Каб чорныя долі з мяцеліцаў шумамі
Не вылі над роднай зямлёй, над табой.
Малюся я небу, зямлі, прастору.
Магутнаму Богу, усясвету малюсь.
Ва ўсякай прыгодзе, ва ўсякую пору
За родны народ Беларусі.

Владимир Семёнович Короткевич
http://karatkevich.ru



Уладзімір Сямёнавіч Караткевіч (26 лістапада 1930, Орша Віцебскай вобласці — 25 ліпеня 1984) — беларускі паэт, празаік, драматург, публіцыст, перакладчык, кінасцэнарыст.
https://www.youtube.com/watch?v=f8OY22Y2pr4

«Сябры мае і сяброўкі!
От няўжо вы думаеце, што я быў бы чагосьці варты без вас, якія сышліся сюды з большай ці меншай там кожны дозай сімпатыі да мяне. Мабыць, нічога не быў бы варты без вас, дарагія, без зямлі беларускай вялікай, без вялікага беларускага народа, без вялікай беларускай мовы.
І таму дзякуй вам за тое, што вы ёсць, дзякуй зямлі беларускай за тое, што я еў яе хлеб, чорны, піў яе смачную ваду, дыхаў яе паветрам, паціскаў самыя верныя на свеце мужчынскія рукі ў дружбе, рукі нашых мужчын, і зрэдку шанцавала і мне цалаваць рукі самых мілых істот на свеце, нашых жанчын.
Дзякуй вам, людзі! Яшчэ раз тысячу раз дзякуй вам!
Без вас я нішто.»


Уладзімір Караткевіч. Душа застанецца
https://www.youtube.com/watch?v=tGDLiQs6V_U

Уладзімір Караткевіч. Быў. Ёсьць. Буду.
https://www.youtube.com/watch?v=DLA_zMD95Pg
«Уладзімір Караткевіч. Душа застанецца», дак. фільм
https://www.youtube.com/watch?v=qXY-CGKuQ5o



Гэта мы. Пісьменьнік Васіль Быкаў
https://www.youtube.com/watch?v=hHfmAxdCY_E

"Трэцяя ракета", "Мёртвым не баліць", "Сотнікаў", "Знак бяды", "Кар'ер", "Аблава", "Пакахай мяне, салдацік", "Ваўчыная яма", "Жоўценькі пясочак", "Балота"... Васіль Быкаў увесь час хацеў паказаць праўду -- праўду вайны, праўду паводзінаў чалавека на вайне. Яго героі перад тварам смерці думаюць пра сваё жыцьцё, бачачы ўвесь абсурд ягонага сканчэньня, і шукаюць адказ на пытаньне "чаму?".

Пятрок і Сцепаніда са "Знака бяды", якія абараняюць сваю годнасьць; і Сушчэня з аповесьці "У тумане", якога абвінавачваюць у супрацоўніцтве з акупантамі; і героі нашага часу ў аповесьці "Ваўчыная яма" -- салдат-дызерцір і біч, якія паміраюць у чарнобыльскім лесе... У кожным творы Васіля Быкава -- асобная жыцьцёвая гісторыя, чалавек у крытычных умовах перад складаным маральным выбарам, сам-насам з сабой, перад тварам смерці.

Магчыма, таму ягоныя творы так балюча чытаць і таму немагчыма спыніцца, не даведаўшыся гэтае праўды.

Васіль Быкаў -- наш нацыянальны скарб, выбітная асоба ў духоўным жыцьці краіны. Яго творы трэба перакладаць на ўсе мовы сьвету, расказваць пра яго турыстам, вывучаць у школах, каб не забывацца на ўрокі мінулага.

Як пісаў літаратуразнаўца Міхась Тычына, "у нас ёсьць Быкаў, і значыцца ёсьць падставы для таго, каб ганарыцца сваёй Беларусьсю. Быкаў ратуе нас ад прыніжэньня й ганьбы, у якой мы сядзім, як у ваўчынай яме, саромеючыся, і небеспадстаўна, называцца ў цывілізаваным сьвеце, што мы беларусы".

Сёлета фільм-экранізацыя аповесці Быкава "У тумане" рэжысэра Сяргея Лазніцы, дарэчы, беларуса па нараджэньні, ўдзельнічаў у асноўным конкурсе Канскага кінафестываля. Фільм атрымаў прыз міжнароднае федэрацыі кінакрытыкі FIPRESCI, а таксама Гран-пры шостага міжнароднага кінафестываля імя Таркоўскага "Люстэрка".

Васіль Быкаў. Я раскажу вам пра вайну
https://www.youtube.com/watch?v=jOWkt50F-aI
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sweet_home



Зарегистрирован: 22.06.2015
Сообщения: 278
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 08 Oct 2015, Thu, 15:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нобелевская премия за 2015 год - у Светланы Алексиевич! Не знаю более достойного кандидата на эту премию. Давно было пора. Книги, берущие за душу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 119
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 26 Nov 2015, Thu, 23:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Владимира Короткевича

"Сегодня 85 лет со дня рождения классика белорусской литературы Владимира Короткевича. Его произведениями зачитываются люди разных возрастов - от школьника до профессора. Он стал первым, кто так увлекательно писал о национальной истории. Детектив, фантастика, мистический триллер - и это в советское время, когда в школьных учебниках событиям, о которых писал Короткевич, отводилось лишь несколько строчек. Его книги переведены на десятки языков, переиздаются тысячными тиражами и сейчас."
Елена Бормотова
http://www.tvr.by/news/kultura/segodnya_ispolnyaetsya_85_let_so_dnya_rozhdeniya_vladimira_korotkevicha/

Интересно, проводились ли по этому поводу какие-нибудь официальные мероприятия?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sweet_home



Зарегистрирован: 22.06.2015
Сообщения: 278
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 10 Dec 2015, Thu, 2:57    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сегодня Светлане Алексиевич будут вручать Нобелевскую премию за её прекрасные книги. Я так рада, как будто премию будут вручать мне самой. Давно думала, что из всей нашей литературы больше всех достойна высокого признания именно Светлана Алексиевич.
Пусть меня закидают камнями поклонники Быкова, но для меня Алексиевич стоит ступенькой выше. Да, Быков раньше неё стал писать о «маленьком» человеке на войне, но как ни крути, всё же произведения Быкова чисто художественные, это вымысел писателя, хоть и основанный на личном опыте. Проза же Алексиевич чисто документальная, это голоса живых свидетелей. А жизнь всегда превзойдет любой вымысел. К тому же вымысел всегда оставляет простор для сомнения, а так ли оно было на самом деле? В случае задокументированного рассказа свидетеля все сомнения исчезают, приходится верить, даже если очень не хочется.
Мне нравится формулировка Нобелевского комитета: «за ее многоголосое творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Собрать воедино голоса многих людей, чтобы не пропали их свидетельства – какая колоссальная работа проделана! А ведь ещё надо было пропустить каждый рассказ через себя, свое сердце, перестрадать их болью и донести до нас так, чтобы и мы сопереживали этой боли. Это великий подвиг маленькой женщины.
Вот что не нравится – так это многоголосый хор хулителей. Ну ладно, россияне на форумах из зависти изощряются в оскорблениях в адрес писательницы, так ведь и иные белорусы вместо гордости за землячку изрыгают всякую хулу. Мол, и мать у неё украинка, и пишет не по-белорусски, и валюту за издания книжек получает, и очерняет действительность, и всякие такие глупости, что даже перечислять стыдно.
Какая-то дурында запустила на форумах фразочку, мол, «Алексиевич питается мертвечиной». Во-первых, даже это выражение дурында не сама придумала, ляпнула, не понимая смысла. «Мы питаемся мертвечиной» - так говорят о себе историки, и в особенности археологи, в основном занимающиеся раскопками захоронений, и у них это выражение не несет в себе оскорбительного смысла, просто констатация факта.
А во-вторых, Алексиевич собирала рассказы именно живых людей, прошедших через страдания, боль потерь, и заставила весь мир услышать эти голоса.
Она с этого и начала свою Нобелевскую лекцию: «я постоянно слышу эти голоса». Я вчера читала её речь – у меня ком стоял в горле. Потому что я тоже слышу голоса. Голос моего отца, чудом избежавшего расстрела, голос матери, едва не умершей от голода в войну. Голоса моих учеников, погибших в Афгане. Рыженький нескладный Витя Соломченко, он же был обречен погибнуть в первом же бою, какой с него вояка. Он и погиб. За что? Голоса матерей из зараженных радиацией районов, с покорностью роняющих: «у моего сына лейкоз». А им это за что? Растерянные голоса стариков, всю жизнь проработавших на благо своей великой страны, а потом в начале 90-х получавших посылки от английских школьников с горохом и рисом и плачущих от стыда.
Та дурында, видно, не слышит этих голосов. Так пусть читает комиксы и не трогает книги Алексиевич. Нужна по меньшей мере работа души и способность сострадать, чтобы читать их.
Кто-то не хочет читать о страданиях, хочет «оптимистических произведений»? Так «за очернение советской действительности» уже расстреливали, было.
Что касается гражданской позиции самой Алексиевич и её теперешних высказываний – с ней можно соглашаться или не соглашаться. Премию ей всё же дали за её книги, а книги достойны большего. Они заслуживают хорошего вдумчивого читателя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Культура и искусство Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы