Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Юрий Рытхэу. Дорога в Ленинград
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Падарожжы Валацугі -> Вандроўкі
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 0:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



В шестидесятых Гэмо впервые выпустили за границу, в Болгарию.
Сначала об этом решении инстанций (он так и сказал, очередной первый секретарь ленинградского отделения Союза писателей Анатолий Черепов — «инстанций») Гэмо как бы нехотя сообщили в партбюро, а потом позвали в иностранную комиссию, где он заполнил обширною анкету. Более всего он боялся собеседования в выездной комиссии Дзержинского районного комитета партии. По словам бывалых собратьев-писателей, эта комиссия состояла из старых твердокаменных большевиков, смотревших на выезжающего за границу писателя, как на потенциального перебежчика и будущего агента империалистической разведки.
Собеседование проходило в старинном особняке, когда-то принадлежавшем старинной русской княжеской фамилии Кочубеев.
("В зеркале забвения")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 20:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Гэмо получил четырехкомнатную квартиру на канале Грибоедова, в так называемой «писательской надстройке». Согласно легендам, окружающим жизнь писательской организации Ленинграда, в начале тридцатых годов тогдашний партийный руководитель города, впоследствии убитый, Сергей Миронович Киров, разрешил надстроить над бывшим общежитием конюхов императорского конногвардейского манежа два этажа для писателей. Это было время увлечения новыми идеями коммунальной, общежитейской жизни, и поэтому в квартирах не было кухонь, так как предполагалось, что в ближайшем будущем все трудящиеся, в том числе и литераторы, будут питаться в общественных столовых. Этого не получилось, и поэтому для кухонь впоследствии отгородили часть длинных квартирных коридоров. В тесном закутке едва-едва помещалась газовая плита и крохотный столик.
("В зеркале забвения")



Незнамов обошел церковь, перешел на ту сторону канала Грибоедова, где стоял дом с писательской надстройкой, и свернул в Чебоксарский переулок. Из-под арки пахнуло уже ставшим привычным, особенным тухловатым запахом питерских подворотен — от переполненных мусорных контейнеров, неубираемых черных и парадных лестниц. Заставленный разнокалиберными автомашинами двор уходил вдаль и, наверное, тянулся до Конюшенной площади, счастливо избежавшей революционных переименований.



Рядом с навесным лифтом чернел зев входной двери, и Незнамов стал медленно подниматься по широкой, выщербленной лестнице с просторными междуэтажными площадками. Мимо него пробегали кошки, иногда сверху, из многочисленных труб под потолком падала большая ржавая капля, оставляя на белой рубашке красное, словно кровавое, пятно.
По мере приближения к четвертому этажу, заволновавшееся сердце, казалось, заполнило всю грудную клетку, стало трудно дышать и приходилось все чаще и чаще останавливаться, чтобы передохнуть, отдышаться. Удивительно, но в доме стояла тишина, словно все жители вымерли или покинули многочисленные квартиры, выходящие дверьми в тянущиеся через все здание коридоры.
На четвертом этаже Незнамов повернул налево и, обогнув длинную, выщербленную оштукатуренную стену, испещренную неприличными надписями на русском и английском языках, приблизился к обитой коричневым дерматином входной двери в сорок восьмую квартиру.



Он стоял и слушал свое забившееся в тревоге сердце, едва сдерживал подступающий к горлу сдавленный стон, усилием воли отгонял затуманивающую сознание тьму. Еще несколько шагов, и он ринется в пропасть, как в широкий лестничный пролет четвертого этажа.
("В зеркале забвения")

Летом 1961 года мы переехали из огромной коммунальной квартиры на улице Герцена (ныне Большая Морская) в Ленинграде, в которой обитали более полусотни человек и на всех был только один туалет, на канал Грибоедова, дом 9. Это был в свое время знаменитый дом, построенный на средства Литературного фонда. Собственно, дом был довольно старый, и в нем в досоветские времена обитали хористы Императорской капеллы. В середине тридцатых годов два надстроенных этажа заняли счастливые советские литераторы, каждая семья получила отдельную квартиру, что по тем временам было неслыханной роскошью.
Без преувеличения можно сказать, что в том доме проживал и творил весь цвет молодой советской литературы.
Например, в этом доме жил и знаменитый в те времена молодой советский писатель Михаил Зощенко.



Квартира, доставшаяся мне, состояла из четырех комнат, и для нашей семьи этого было вполне достаточно. Правда, нам с Галей пришлось изрядно потрудиться, чтобы превратить это страшно запущенное обиталище в нормальное городское жилище. Тем более удивительно, что до меня владел этой квартирой знаменитый литературовед, тончайший знаток литературы, рафинированный петербургский интеллигент в полном смысле этого определения, профессор Борис Михайлович Эйхенбаум.
Поскольку я относился к писателям молодым, почти начинающим, то большой дружбы со старожилами «надстройки», как называли эти два этажа в литературном обиходе, не получилось.



…Иногда, бывая в центре Петербурга, я захожу в знакомый двор, отыскиваю глазами четыре окна на четвертом этаже, и вал воспоминаний накрывает меня: литературная молодость, бедная, почти нищая беспечность, ощущение бесконечности жизни…
("Дорожный лексикон")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 20:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

- А мне здесь нравится, - сказала Валентина. - Мы живем в историческом центре Ленинграда. Отсюда до любого театра и до твоей любимой Филармонии рукой подать. Да и школа, как я узнавала, хорошая, можно сказать, историческая, основанная чуть ли не самим Петром Первым.



Школа до сих пор жителями района называлась «Петершуле» и была старейшей немецкой школой в России, где преподавание до войны велось на немецком языке. Во время войны, само собой, все старые традиции были уничтожены, и школа стала обыкновенной ленинградской школой. Теперь она отличалась от других только тем, что в ней учились писательские дети.
("В зеркале забвения")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 20:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На другой стороне канала Грибоедова, в двух шагах от дома, вот уже много лет стояла в лесах церковь «Спас-на-Крови», поставленная на месте убиения террористом российского императора. Гэмо замечал, что Валентина порой украдкой крестилась на обезглавленные купола, на одном из которых торчала двухусая радиоантенна. Старушки пробирались через многочисленные проломы в заборе, окружавшем храм, к огромному, на всю высоту стены, мозаичному изображению Христа и выковыривали кусочки смальты, заметно изуродовав памятник.



...Незнамов поначалу любовался храмом только издали, с угла канала Грибоедова и Невского проспекта. Но сейчас он решил подойти поближе. Он помнил эту церковь еще с самого своего первого приезда в Ленинград. Тогда она показалась ему каким-то осколком, разрушающимися развалинами, которым до конца осталось совсем немного. Но церковь все стояла, окруженная уже почерневшими лесами, покосившимся забором, удивляя своей живучестью и нежеланием ухода в небытие, разделив судьбу многих петербургских храмов.
А вот сегодня она, почти полностью восстановленная, празднично сияла мозаичными куполами, сверкала ажурным кружевом заново воздвигнутых крестов. Чисто вымытые изразцовые плиты, восстановленная мозаика открыла удивительное, несколько чуждое строгому классическому стилю ближайших зданий, сооружение. Как большинство произведений архитектуры, созданных в порыве несдерживаемого вдохновения, «Спас-на-Крови» смотрелся вполне согласно с окружающим пейзажем, нисколько не противореча ему, а скорее подчеркивая особенность места.
Храм еще был окружен забором, и доступ в него не был свободным. Но оттуда, от стен, от широко открытых врат веяло теплом душевного спокойствия, возвышенного настроения.
("В зеркале забвения")


Последний раз редактировалось: Валацуга (25 Aug 2020, Tue, 7:14), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 20:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Полюбовавшись на памятник Пушкину работы известного ленинградского скульптора Михаила Аникушина, Зайкин заметил:



— Это лучший памятник поэту. Лучше московского, который стоит перед кинотеатром «Россия». Вы помните памятник Ленину на Московском проспекте? Потому что их ваяла одна и та же рука.
("В зеркале забвения")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 20:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Алексей подвел к окну Маюнну и начал громко говорить:
- Во-он там, видишь, шпиль. Нет, это не Петропавловская крепость. Это дом на Московском проспекте. А недалеко от того дома наш.
Маюнна с Алексеем загородили окно, и Кайо с женой могли только догадываться о том, что они там видят.
("Дорога в Ленинград")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 20:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Машины вырвались на прямой проспект, и Кайо с волнением узнал эту улицу, которая в годы его далекой молодости называлась Международным проспектом. Он был на ней всего лишь раз или два. Где же этот парк, в котором он сажал деревья?



…Кайо повел жену в парк Победы.
В утренний час здесь было пустынно и тихо. Лишь мамаши с детьми да бабушки с внучатами катили коляски по аллеям парка.



Высокие деревья отражались в спокойной воде прудов, шумели листвой. Кайо остановился и прислушался. Так шелестит снег по крыше яранги в тундровые зимние вечера. Но в небе - ни облачка, нет холода, а кругом все дышит теплом, миром и спокойствием. Со всех сторон веет удивительным умиротворением, тихой улыбкой, и от всего этого сладко щемит в груди, предвещает большое волнение.



Тогда не было деревьев.
Здесь город выглядел непривычно просторным и даже пустынным. Дома стояли далеко друг от друга, и кое-где пустыри простирались в неожиданную даль, теряясь в зеленых холмах. Иные здания казались поставленными случайно, может быть, даже временно. Огромный дворец из серого камня, сгрудившиеся группы домов - и вдруг среди них деревянное строение с зеленой железной крышей, с побеленными наличниками, с полуразвалившимся забором. Это была окраина Ленинграда. Кайо это почувствовал и по тому, как долго ехали машины. Студенты сидели в кузовах, прижимаясь друг к другу на крутых поворотах, позвякивая лопатами. Но потом дорога пошла ровная, гладкая, с трамвайными рельсами посередине. "Международный проспект", - сказал кто-то из попутчиков Кайо, и ему почему-то сразу понравилось это название.
Было сыро. Ноги в толстых американских ботинках, выданных по талону, разъезжались на мокрой глине. А дождь все сыпал, как на морском берегу.
Где же он тогда стоял? Кайо огляделся.
…В тот день, когда в общежитии объявили, что будут сажать деревья в честь победы, Кайо охватило волнение: и он будет делать новое, незнакомое для тундрового жителя - сажать деревья. Не картошку, не цветы, а деревья.
А в ушах Кайо звучит песня тех лет. Ветер забивал дыхание, вызывал невольный кашель. Тогда Кайо не подозревал о своей болезни и, будучи человеком застенчивым, тихо подпевал, воспринимая эти слова такими, какими они были на самом деле:
Над Россиею небо синее,
Небо синее над Невой.
В целом мире нет, нет красивее
Ленинграда моего…
Почему тогда пели эту песню? Может быть, потому, что очень хотелось чистого, синего, теплого неба, вот такого высокого, светлого, как сегодня.
Ленинград только начинал входить в сердце чукотского парня. Много еще было непонятного и даже чужого в облике самого города. Осенними вечерами, когда клочья сырого тумана липли к стенам израненных снарядами и бомбами домов, Кайо остро чувствовал тоску по родине, вспоминал чистый, нетающий снег, мягко ложившийся на затвердевшую от первых морозов землю, студеную синеву сугробов.
...Зина Четвергова объясняла Кайо, что деревья всегда сажают осенью, потому что корневая система растения в эту пору как, бы замирает, накапливая силы для весеннего наступления… Девушка мешала военную терминологию со строгими научными словами биологической науки, но так было понятнее Кайо и легче ей самой.
Звякали лопаты, песня вырывалась из пелены сырого тумана и уносилась к низким облакам, тоскуя о синем небе, о новой еще для Кайо красоте города.
- Может быть, вот эти? - Иунэут тронула мужа за рукав.
Может быть, эти. Но могут ли они так вырасти за двадцать с лишним лет? Или все-таки могут? Зря тогда не спросил у Зины Четверговой, какими бывают деревья через двадцать пять лет.
Кайо внимательно оглядел аллею, стараясь вызвать в памяти что-нибудь такое, зацепку какую-нибудь, которая помогла бы воссоздать то место, где он тогда стоял с лопатой.
Но ничего знакомого не было. Дома изменили свой облик, да и столько кругом понастроили. Весь район, окруживший разросшийся парк Победы, был новый, повзрослевший: это уже была не новостройка, как и сам парк уже не был молодым садом. Деревья стали взрослыми. Если у них есть память, помнят ли они чукотского паренька, который старательно выкапывал ямки, осторожно ставил деревцо и держал его, пока Зина Четвергова засыпала мягкой землей бледные, словно бы неживые корешки? Кайо ставил саженец ровно, чтобы дерево выросло прямым и большим.
Вот они, прямые, большие деревья юности, деревья Победы.



…И вдруг Кайо, словно волшебством, возвратился назад, очутился в послевоенном Ленинграде, а Иунэут превратилась в Зину Четвергову.
Вот она рядом, подтыкая пальто, сшитое из тонкого офицерского сукна, орудует лопатой. Кайо стоит над ней и смотрит на светлые волосы, тронутые сединой. Он держит тонкий ствол дерева, сильно сомневаясь, что из такого на вид несерьезного прутика с поникшими бледными корешками вырастет могучее дерево. Дерево в память чукотского летчика, земляка Кайо.
Вон Иржи смеется чему-то: наверное, вспоминает, как взял в плен целый взвод фашистов, как прощался с ручным пулеметом Дегтярева, который таскал на себе все партизанские годы.
А вон и Миша Мальков. Несмотря на осколок в спине, он старается стоять ровно и ухаживает за студенткой восточного факультета, эстонкой с чудным именем Июле.
Как удивительно, что песня может воскрешать позабытое, словно бы навсегда исчезнувшее в прошлом!
- Вспомнил! - чуть не закричал Кайо, и Иунэут испуганно умолкла.
- Что с тобой? - спросила она.
- Песня показала место, - возбужденно продолжал Кайо. - Мы стоим там, где я посадил его! Это точно!
- Как ты угадал? - тихо спросила Иунэут. Волнение мужа передалось ей.
- Я же тебе сказал - твое пение, - повторил Кайо. - Видишь тот старый дом?
Иунэут проследила за рукой мужа. Старый дом стоял между новыми зданиями. Его, видимо, недавно покрасили, но это не могло скрыть его возраста.
- Он спрятался, а я его узнал, потому что тогда он один стоял, а вокруг было пусто! - радостно говорил Кайо. - Я еще думал: тем, кто живет здесь, неуютно и далеко от центра города, да еще такой пустырь, где ветер гуляет.
Кайо дотронулся до ствола ближайшего дерева, провел рукой по шершавой коре. Он обошел его кругом, не отнимая ладони, ощущая глубокое тепло живого дерева, чувствуя, как в недрах древесины, в ее мельчайших сосудах текут живые, словно кровь в теле человека, соки. Ему даже показалось, что дерево едва уловимо отзывается на его прикосновение.
- Здравствуй, друг, здравствуй, дерево, - взволнованно шептал он, не стесняясь жены. - Вот мы и увиделись. Столько времени прошло! А говорят, что деревья растут медленно… Вот ты какое стало!. Большое, красивое.
…- Ты тут долго будешь стоять?
Кайо удивленно посмотрел на жену.
- Я готов простоять здесь всю жизнь! - ответил он. - Только тот, кто хоть раз увидел, как выросло посаженное им дерево, может меня понять.
- Куда уж мне, - с обидой проворчала Иунэут.
Кайо подошел к ней.
- Ты не сердись, - тихо сказал он. - У меня такая радость, словно я сделал что-то очень большое, почти великое, и сам того не подозревал.
("Дорога в Ленинград")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 20:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

За железнодорожным мостом Петр Тимофеевич оживился и с гордостью произнес:
- А вот это, - он широко развел руки, охватывая обе стороны улицы, - наш завод "Электросила".



…В заводской проходной Петр Тимофеевич показал свой пропуск, потом взял пропуск для Кайо.
- Из какой страны? - спросил пожилой вахтер.
- Из нашей, - коротко ответил Петр Тимофеевич.
Петра Тимофеевича знали здесь хорошо. С ним здоровались и рабочие и начальники. "Наверное, хорошо работать там, где так много народу", - подумал Кайо, шагая вслед за Петром Тимофеевичем. Не то что в тундре. Там с тобой рядом от силы пять человек вместе с женщинами, и ты к ним так привык, что все о них знаешь и здороваешься по утрам, словно с самим собой.
- Ну, Павел, - говорил между тем Петр Тимофеевич, - показать тебе целиком весь наш завод не только дня, а и недели не хватит. Да и завод-то наш, если уж говорить точно, это даже не завод, а объединение. Наши предприятия есть и в других городах области. А здесь мы производим нашу главную продукцию, которая и расходится по всему миру, - машины, вырабатывающие электрический ток. Поведу тебя в тот цех, в котором сам работаю.
("Дорога в Ленинград")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 21:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Незнамов теперь полюбил бродить по городским паркам. Позади «Спаса-на-Крови» он входил в Михайловский сад,



оттуда шел на Марсово поле, и, пройдя открытые торжественные зеленые просторы, окаймленные старинными зданиями,



пройдя через мостик, входил в сумрак Летнего сада. Он, не спеша, проходил мимо античных статуй, вглядываясь в выщербленный от времени и непогоды мрамор, старался не думать ни о чем, а просто впитывал в себя настроение этого зеленого острова посреди большого шумного города.



Сумрак леса и сумрак парка были совершенно разными, и окрестные леса Колосово, глухие и темные, не шли ни в какое сравнение с декоративной зеленью городских садов.
Каково было Гэмо очутиться в замкнутом пространстве, ограниченном высокими деревьями, закрывающими горизонт?
("В зеркале забвения")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 21:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой





Сейчас я живу в Петербурге, недалеко от Смольного собора, одного из замечательнейших образцов архитектуры позднего барокко. В этом соборе есть концертный зал с удивительной акустикой, купол теряется в невообразимой вышине и уходит в небо, точно так же как уходят в небеса волшебные звуки музыки. Теперь этот собор для меня как домашний концертный зал, и я могу пойти туда в любой день.


("Дорожный лексикон")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 21:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поздней осенью, уже перед тем, как переехать на зиму в город, Гэмо и Валентина сели в машину и отправились в Комарово, где прожили на казенной литфондовской даче не одно десятилетие.



Дорога пролегала по прекрасным и просторным местам, и в душе росло недоумение: почему при таких огромных земельных богатствах, обилии прекрасных ландшафтов для петербургских деятелей культуры был предоставлен унылый болотистый участок?
("В зеркале забвения")



Однажды в небольшом компаунде, где стояли домики Литературного фонда, один из которых мы снимали на лето, я услышал в окно следующий диалог между моей женой и соседским мальчиком:
- А это правда, что у вас в семье есть чукчи? – спросил мальчик.
- Есть, - ответила жена. – Вон, видишь в окне? Сидит за компьютером.
Мальчик с плохо скрываемым удивлением долго смотрел на меня, а потом произнес скорее для себя:
- А я думал, чукчи бывают только в анекдотах…
Потом я слышал, как этот соседский мальчик делился со своими сверстниками:
- Дядя Юра работает чукчей на компьютере.
("Дорожный лексикон")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 21:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Однажды Ринтын вышел на опушку. Немного поодаль стоял новенький, как на картинке, домик. Забор еще строился, кое-где ограду заменяла низко подвешенная колючая проволока, которую Ринтын легко перешагнул.
Внутри ограды росли голубоватые нежные цветы. Ринтын сорвал несколько цветков.
…– Я очень прошу извинить меня,– выдавил из себя Ринтын.– Вы мне скажите, чем я могу загладить свою вину?
– Ну зачем же так! Я же понимаю… Вот только скажите, пожалуйста, почему вы сорвали именно эти цветы?
Ринтын повертел букет. Действительно, почему он выбрал именно их? Вон там, возле дома, растут более красивые цветы – большие, красные, сочные…
– Эти немного похожи на наши, тундровые,– объяснил Ринтын.– Тут их у вас целые заросли, наверное, дикие…
– Не хочется мне вас огорчать,– сказал хозяин,– но букет, который вы держите, составлен из картофельной ботвы.
– Да? – переспросил Ринтын и поглядел еще раз на букет.
Все же цветы были хороши!




… Ринтын разыскал Кайона в бильярдной, отозвал его в сторону и рассказал о случившемся.
– Я так и знал, что это твое хождение по лесам добром не кончится,– наставительно сказал Кайон.– Как же это ты не мог сообразить? А еще начитанный человек!
...– Откуда я мог знать, что это картофельные цветы? – уныло возразил Ринтын.– Ты бы сам посмотрел, какие они!
– А что, красивые? – заинтересовался Кайон.
– В том-то и дело! – ответил Ринтын.– У них нежная голубизна, как на изломе весеннего льда. Ни за что не скажешь, что под ними лежит прозаический картофель…
("Время таяния снегов")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 21:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это произошло в Ленинграде, точнее в пригородном дачном поселке Солнечное. Мы сговорились встретиться с Галей недалеко от железнодорожной станции. Я приехал загодя и в ожидании Галиного поезда пошел бродить по пыльным деревенским улицам, мимо зеленых домиков, покосившихся заборов. Возле многих домов красовались цветочные клумбы, красивые, яркие, словно светящиеся собственным сиянием.
…И вдруг кругом как-то неожиданно посветлело, и я оказался на большой светлой поляне. Она была сплошь в цветочных зарослях, ровными рядами растущих невысоко над землей. Цветы не были крупными и яркими. Но отличались нежностью, каким-то скромным очарованием. Нежная голубизна иногда переходила в такую же нежную алость. Цветы росли купно, кустами. И мне вдруг пришла в голову мысль, что хорошо бы именно такие цветы преподнести Гале.



Я в жизни никогда этого не делал. Еще ни разу ни по какому случаю мне не приходилось дарить букеты ни одному человеку.
Сначала я огляделся. Вокруг никого не было. В глубине леса щебетала какая-то птица, в зелени звенели невидимые насекомые. Вокруг этой щедрой цветочной заросли не было никакой ограды, хотя ровные едва заметные земляные ряды могли свидетельствовать об искусственности посадок. Еще раз убедившись, что ограды нет, я храбро ринулся в цветочные заросли и в мгновение набрал целую охапку. Цветы были влажные, тяжелые, они еще хранили студеную ночную сырость.



Прижав к себе великолепный, на мой взгляд, букет, доставшийся мне совершенно даром, я поспешил на железнодорожную станцию, ориентируясь на шум проходящих поездов.
Галя должна была ехать в первом вагоне, как мы уговорились. Я ждал ее с замиранием сердца. Мимо меня проходили прибывшие пассажиры, и многие из них, как мне казалось, с завистью смотрели на мой букет. Я его даже немного расправил, слегка встряхнув. Нежные лепестки расправились, и цветы обрели совершенно необыкновенную красоту.



Галя вышла из вагона и с улыбкой направилась ко мне. Конечно, она радовалась нашему свиданию, но в это мгновение наша встреча вдобавок была еще и украшена великолепным букетом, который я протягивал ей издали.
Торопливо схватив меня за руку, Галя потащила меня подальше от железнодорожной платформы. Она буквально тянула меня изо всех сил, будто кто-то гнался за нами. Я едва поспевал за ней. Когда мы наконец оказались одни на пустынной улице, Галя, кивнув на букет спросила:
- Где ты это взял?
- В лесу… Посмотри, какие они красивые…Я их только что сорвал. Там их много!
- Ты знаешь, что это за цветы?
Я посмотрел на букет. Нет, цветы были прекрасны, и в них ничего не было плохого.
- Это же картофельные цветы!
Я сначала не понял: ну и что, что картофельные?
-Но они красивые! - настаивал я, но уже не так решительно.
- Их неприятно дарить, - строго сказала Галя, взяла у меня из рук мой прекрасный букет и далеко швырнула его в прибрежные кусты.
Мне стало обидно и грустно. И стыдно перед Галей.
Но почему нельзя дарить эти прекрасные, такие красивые цветы? Я спросил об этом Галю. Она задумалась и сказала:
- Просто неприятно…
- Но почему? – продолжал я настаивать.
- А разве на Чукотке дарят картофельные цветы?- спросила Галя.
- Нет, - ответил я. – На Чукотке картофель не растет… И вообще у нас не приятно преподносить букеты…
- А у нас такой обычай – картофельные цветы не дарят…



Каждый раз, когда я прихожу на Комаровское кладбище под Санкт-Петербургом и кладу цветы на надгробный камень, под которым лежит самая дорогая женщина, я вспоминаю тот мой первый букет из картофельных цветов, и мне становится грустно-грустно…
("Дорожный лексикон")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 10 Aug 2019, Sat, 21:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это была последняя страничка из путеводителя по Ленинграду, который оставил Юрий Сергеевич. Спасибо...

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валацуга

Почётный
искатель
новых
объектов
для
«Глобуса
Беларуси»



Зарегистрирован: 14.11.2008
Сообщения: 12748

СообщениеДобавлено: 25 Aug 2020, Tue, 7:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Валацуга писал(а):



Однажды в небольшом компаунде, где стояли домики Литературного фонда, один из которых мы снимали на лето, я услышал в окно следующий диалог между моей женой и соседским мальчиком:
- А это правда, что у вас в семье есть чукчи? – спросил мальчик.
- Есть, - ответила жена. – Вон, видишь в окне? Сидит за компьютером.
Мальчик с плохо скрываемым удивлением долго смотрел на меня, а потом произнес скорее для себя:
- А я думал, чукчи бывают только в анекдотах…
Потом я слышал, как этот соседский мальчик делился со своими сверстниками:
- Дядя Юра работает чукчей на компьютере.
("Дорожный лексикон")


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Падарожжы Валацугі -> Вандроўкі Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 6 из 7

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы