Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Полоцкий укрепленный район
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 36, 37, 38
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Фортификация и военная история -> Советская фортификация 1930-х гг.
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1212
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 05 Oct 2019, Sat, 13:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В умных книжках про войну, к примеру в КП Лепельского района можно прочитать бравые строки, такие гладкие на бумаге, что удивляешься, как такая силища не сумела сдержать гитлеровские полчища под Лепелем хотя бы на несколько дней.

"В начале войны с целью срыва наступления 3-ей танковой группы Вермахта на Лепельском направлении и форсирования ею сходу Днепра согласно приказа командующего Западным фронтом от 28 июня 1941 года в районе Лепеля образовывался Лепельский оборонительный рубеж.

Оборона Лепеля возлагалась на Лепельскую группу войск в составе: местного гарнизона, Лепельского минометного училища, Виленского (Вильнюсского) пехотного училища, 103-го особого противотанкового дивизиона, 58-го особого саперного батальона..."

Предлагаю попробовать разобраться, что и как было на самом деле:

Во первых для понимания лейтмотива повествования, не кривя душой, мы должны все таки признать, что в первую неделю войны гитлеровские войска разбили части Западного фронта. Именно разбили, а не уничтожили, то есть обошли с флангов, нарушили управление и снабжение, прорвались во многих местах глубоко в тыл... По европейским понятиям после такого бойцы и командиры Красной армии разумеется должны были сразу сдаться, что не произошло или происходило много позже и не так часто как хотелось бы врагу, когда нашим пришлось сражаться уже без боеприпасов, топлива и, банально, еды...

Для нас важно понять, что "запрыгнув" за спину сражавшихся на границе наших частей немцы пошли по территории, где наших войск просто не было... Это поставило страну в критическое положение, так как грозило срывом начавшейся мобилизации, что привело бы неминуемо к быстрому поражению в войне.

Вот почему каждый выстрел на дороге, заставлявший остановиться врага был в то время столь важен. Вот почему наше командование пыталось сколотить "на коленке" хотя бы на бумаге боеспособные соединения для задержки прорвавшихся немецких моторизованных частей.

I. Что такое Лепельский оборонительный рубеж:

В районе Лепеля еще в 20-е годы ХХ века планировалось создать укрепрайон, но средств и сил у страны на все задумки не хватало и укрепрайон был оставлен на бумаге. Он был отнесен к разряду "мобилизационных", то есть его планировалось построить в мобилизационный период перед самой войной или в ее начале по заранее подготовленным планам и рекогносцировкам. Никто тогда не знал, что правила предупреждать о нападении и тому подобные "кидания перчаток в лицо" остались в прошлом... Думается, в районе западнее Лепеля со времен Советско-польской воны могли остаться какие то позиции: окопы, оплывшие от времени укрытия для пушек... Таким образом оборонительный район опирался в основном на естественные препятствия: реки, болота, озера...

II. Разберем какие же части должны были оборонять Лепель:

1. Местный гарнизон:
До начала войны в районе Лепеля дислоцировались два полка 37-ой стрелковой дивизии, относящейся к 21-му стрелковому корпусу, которые накануне войны согласно приказу покинули Лепель и двигались маршем в район севернее Лиды, где и встретили войну (на марше), сдерживая какое-то время немецкие танковые части...

Как мы уже знаем на месте дислокации полки оставляли так называемые моб.ячейки, в которых собирали призывников на пополнение полков и отправляли в части... Судя по всему какую-то часть людей призвать успели, но в полки они не попали. Из какой-то части призывников был сформирован 161-ый истребительный батальон (такое полувоенное формирование "местной самообороны"), который так же пытался оборонять свой город, но многих людей вооружить было не чем (потом такие несчастные призывники попадая в плен без оружия составляли львиную долю военнопленных, которых так любили фотографировать гебельсовские пропагандисты)...

Был в 37-ой дивизии еще один полк - 20-ый, который вообще стоял в Витебске вместе с тылами 37-ой дивизии. Так вот, этот полк только частично был отправлен в дивизию, а остававшиеся в Витебске тыловые части и часть 20-го стрелкового полка были позже сведены в 20-й сводный полк, который в свою очередь вошел в 153-ю стрелковую дивизию, успешно оборонявшую позже Витебск с юго-запада от 7-ой танковой дивизии немцев. Можете себе представить в каком изначально раздербаненом состоянии (как, впрочем, и множество других) встретила войну наша 37-ая дивизия - это к теме готовности СССР к войне...

Но вернемся к составу войск оборонявших Лепель.

2. Лепельское минометное училище, которое накануне войны выпустило в войска подготовленных в процессе учебы артиллеристов-минометчиков имело к началу войны около 1500 человек, из которых абсолютное большинство было сильно недоученными курсантами.

Училище 22 июня 1941 года получило приказ обеспечить эвакуацию артиллерийских складов из Лепеля (то есть заняться курсантам было чем) и организовать оборону города. На вооружении училища было 8 - 120 мм минометов (очень мощные), 18 - 82 мм минометов (лучшее сочетание подвижности и эффективности, немцы такие потом себе скопировали) и 20 - 50-мм минометов (никчемные "пукалки"), а так же 4 (ВСЕГО ЧЕТЫРЕ) пушки образца 1927 года (обрезанные "православные" 3-хдюймовки времен ПМВ, весьма ограниченно годные для борьбы с танками). Это я к тому что 3-го июля 1941 года в Лепель вкатила целая 7-ая танковая дивизия Вермахта имевшая около 200 танков, бороться с которыми нашим частям здесь было просто нечем...
К тому же и винтовок набралось в училище лишь на половину личного состава...

С 26 по 27-е июня Лепельское минометное училище заняло оборону на реке Эсса по линии длиной в 50 км Камень - Лепель - Волосовичи, то есть, по довоенным планам, в старом "укрепрайоне", который был только на бумаге.

27-го июня 1941 года командир 62 корпуса Карманов (он командовал и частями под Полоцком, в том числе Зыгиным) приказал отойти частям училища на линию от Лепеля до 116 км (Заслоново) вдоль реки Улла с задачей обеспечить эвакуацию арт.складов. Это значительно сократило линию фронта и позволило выжить училищу при столкновении с войсками 7-ой танковой дивизии врага. Лишь 1-ый батальон училища позже западнее Лепеля у д. Студзенка 3-го июля 1941 года попытался сдержать танки гитлеровцев, но понеся потери отошел...

2-го июля 1941 года училищу пришел приказ осуществить выпуск 800 специалистов (из 1500) и отправить их войска, а училищу эвакуироваться в Можайск, но прежде отойти к Бешенковичам на Западную Двину и прикрыть там участок обороны 186-ой дивизии (которая не успевала перебежать из Себежского укрепрайона на новые нарезанные ей позиции на Двине)...

4-го июля приказ об отходе на Западную Двину Кармановым был подтвержден и даны указания при отходе делать на дорогах минные инженерные заграждения.

Отход к Бешенковичам лепельского училища не проходил спокойно. Немцы захватившие 3-го июля 1941 года Лепель уже наседали на минометчиков своими передовыми танковыми частями.

Так 5-го июля на полпути от Лепеля к Бешенковичам у села Бочейково, прикрывая отход своих основных частей майор Серебренников, курсанты Румянцев и Дмитриев, ст.л-т Гаиличенко, батарея л-та Масленникова, курсант Ямцов, л-т Сабиров и взвод л-та Игнатенко приняли встречный бой с танками 7-ой танковой дивизии Вермахта, в результате которого враг был остановлен.

Гитлеровцы потеряли в этом бою 10 танков. Характерно, что часть танков наши подбили гранатами в ближнем бою, что свидетельствует о недостатке орудий и боеприпасов у наших. Так л-т Игнатенко погиб сраженный пулеметной очередью бросая гранату в танк "с лафета орудия". Потери наших в этом бою составили 2 офицера, 18 курсантов и 37 раненых.

Задержав врага на время достаточное для переправы основных сил через Уллу и взорвав мост через эту реку на шоссе за собой бойцы и командиры Лепельского училища отошли на реку Западная Двина, где и оборонялись до 10 июля, пока враг не прорвался через Двинский рубеж на соседнем участке... В боях на Двине курсанты не раз срывали попытки мотопехоты 7-ой танковой а затем 20-ой моторизованной дивизии гитлеровцев форсировать реку. Схватки часто переходили в рукопашный бой. 10-го июля 1941 года нашим пришлось оставить Двинский рубеж и отойти к Витебску...

3. Упоминается так же в обороне Лепеля Виленское (Вильнюсское) пехотное училище. Но так ли это?

Училище это состояло всего из двух батальонов. Войну оно встретило в летних лагерях в районе Швенченеляй. Согласно приказа штаба Приб. ВО, училищу в начале войны ставилась задача обороны Вильнюса с юга, на перекрестке шоссе Минск - Вильнюс – Лида.

Вечером 23 июня по приказу коменданта Вильнюса, училище оставило позиции и начало отход к Минску. Для усиления училища, ему были приданы два танка Т-34 и пять бронемашин. Вечером 24 июня 1941 года подразделения училища вступили в первый бой: сперва виленцы уничтожили разведку противника из нескольких мотоциклов с пулеметами, а вскоре отбили атаку роты немецкой пехоты с танками. После этого боя и первых потерь, подвергаясь авианалетам с арьергардными боями училище отходило на восток.

Недалеко от Сморгони курсанты училища связками гранат уничтожили несколько немецких танков (на сколько я помню там безобразничали таки известной на 19-ой танковой дивизии врага). В этом бою отличились курсанты М. Дубинскас, В. Величка, С. Рудженис и др.

В начале июля 1941 года потрепанные в арьергардных боях части училища проходили в районе Лепеля, но здесь не задержались. Вероятно они и не получили приказа об обороне рубежа под Лепелем, учитывая недостатки связи и неразбериху того времени такое так же исключать нельзя. 8 июля 1941 года подразделения училища прибыли в в Витебск, где получили приказ продолжить движение к Вязьме и эшелоном следовать в Сталинск (ныне Новокузнецк) Кемеровской области...

4. Упоминается, что в обороне Лепеля должен был участвовать так же 103-ий особый противотанковый дивизион из состава 37-ой дивизии, который остался на месте дислокации дивизии, в то время как основные силы ее выдвигались согласно довоенному приказу к госгранице.

Ситуация очень напоминает историю с 102-ым дивизионом 17-ой дивизии в Полоцке, который так же остался при выдвижении его дивизии на запад из-за того, что его планировалось перевозить по железной дороге. Делалось это для экономии моторесурса, стало быть 103-ий дивизион, так же как и 102-ой был обеспечен мехтягой и скорее всего его противотанковые 45-мм пушки тянули тягачи типа "Комсомолец". Пока об участии этого дивизиона я сведений не нашел, но логика подсказывает, что он прикрывал дорогу от Лепеля на Полоцк и то ли погиб в бою с танками 7-ой танковой дивизии врага, то ли сумел их сдержать и отойти к Полоцку. Надо будет уточнять...

5. Ну и наконец поговорим о 58-ом особом саперном батальоне (командир майор Кисилев), так же из состава 37-ой стрелковой дивизии. Этот батальон в районе Лепеля подготовил к подрыву все мосты, а так же делал на дорогах минные заграждения, что сильно усложняло и задерживало продвижение 39-го танкового корпуса гитлеровцев (7-ой и 20-ой танковых и 20-ой моторизованной дивизий)

Судя по всему после этого 58-ой саперный батальон пошел минировать дороги в сторону Полоцка и Уллы. Тогда начальник Лепельского гарнизона генерал-майор Терпиловский Б.Р. затребовал еще саперов. Из состава 137-ой дивизии, стоявшей пока без дела под Оршей, к нему на помощь был выслан еще и 169-ый саперный батальон майора Л.Н. Афанасьева.

В ночь на 3-е июля 1941 года по приказу Терпиловского воины этого 169-го батальона при появлении головных танков 3-ей танковой группы гитлеровцев взорвали и сожгли все мосты в окрестностях Лепеля, что способствовало задержке врага. После этого 169-ый саперный батальон стал отходить на восток в сторону Витебска, минируя дороги и заранее готовя мосты к уничтожению...

6. Участвовал в боях под Лепелем и 3-ий дивизион 360-га палка артиллерии резерва главного командования, который дислоцировался в Боровке (озера севернее Лепеля).

3 июля 1941 года Лепель был занят немецкими войсками (в это время уже шла битва за Ветринский опорный пункт на Полоцком направлении), а последние бои в окрестностях Лепеля стихли 4-го июля 1941 года (в это время немцы уже шли на штурм ДОТов Полоцкого укрепрайона под Фариново). Удержать Лепель не было возможности так, как к городу подошли части 2-х танковых и одной моторизованной дивизий врага, а наши силы как мы уже разобрали выше были более чем скромными...

P.S.: В это время наших войск между Лепелем и Полоцком не было - от слова "вообще".

На фото:


увеличить до 1200x793


1. Карта-схема обстановки на начало июля 1941 года


увеличить до 1200x881


2. Интереснейший фотоснимок сделанный немецким военнослужащим в июле 1941 года по дороге от Лепеля к Улле (где то под Уллой). На фото горит легковой автомобиль Вермахта и за ним видны гусеницы и 4 катка перевернутого немецкого танка чешского производства Pz - 38 (t). Как мы знаем, так танки переворачивало во время войны от наших противотанковых мин, оказавшихся избыточно мощными из-за того, что немцы до войны слили нашим дезинформацию о наличии у них тяжелых танков... Судя по всему на фото результат работы саперов 58-го саперного батальона.


увеличить до 1200x700


3. Колона немецкой 7-ой танковой дивизии на марше. Фото июля 1941 года, сделано где-то на дороге от Лепеля к Витебску. На фото того периода впереди у немцев постоянно что-то горит. Вероятно фото делались во время вынужденных остановок из-за заторов вызванных работой наших саперов.


увеличить до 1200x857


4. Взорванный мост на дороге Лепель - Витебск. Немецкое фото июля 1941 года. Возможно это мост через Уллу в д. Бочейково, бой у которого я описывал в тексте. На фото вероятно результат работы саперов 169-го саперного батальона.



увеличить до 1200x830


5. Немецкий средний Танк Pz IV застрявший при попытке проехать по поврежденному мосту на дороге Лепель - Витебск. Мехвод вероятно что-то старательно объезжал на мосту, видимо поврежденный подрывом наших саперов участок, в результате танк провалился одной из гусениц и лег на брюхо, закрыв проезд для остальной танковой колоны своей дивизии... На фото вероятно результат работы саперов 169-го саперного батальона.


увеличить до 1200x1113


6. Саперы РККА лето 1941 года.


увеличить до 1200x777


7. Так же исключительно интересное фото, сделанное гитлеровцами из состава 19-ой танковой дивизии Вермахта, воевашей на Полоцком направлении. На фото мы видим несколько разрушенных гужевых повозок (тележек) с грузом взрывчатки (см. маркировку на ящике), кабеля и т.п. Судя по всему, это мат.часть наших саперов, уничтоженная и захваченная врагом в бою или когда их застали на марше. Видим, что немецкий солдат что-то переписывает у одной из повозок, а два других готовятся что-то делать с этим имуществом. Оно и понятно, в случае чего там и дорога и проходящие по ней грузовики взлетят на воздух... Фото иллюстрирует какими по сути скромными средствами располагали наши саперы в своей важнейшей боевой работе (не нашлось им даже машины).


увеличить до 1200x899


8. Карта иллюстрирующая расстановку сил на начало войны. "Запрыгнув" за спину сражавшихся на границе наших частей немцы пошли по территории, где наших войск просто не было (закрасил розовым)... Это поставило страну в критическое положение, так как грозило срывом начавшейся мобилизации, что привело бы неминуемо к быстрому поражению в войне...


https://vk.com/club141910883?w=wall-141910883_3665%2Fall

https://ok.ru/group/55072741720296/topic/70457728404456
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1212
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 13 Oct 2019, Sun, 15:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

История у порога:


увеличить до 1170x819


Как ни странно наименее изученная часть северного сектора Полоцкого укрепрайона, касаемо именно земляных укреплений, оказалась почти у порога моего дома (на расстоянии не более 3 км). Так порой бывает, задумаешь выбраться в поход и на близлежащую местность не обращаешь должного внимания, она ведь рядом, всегда успеется...

Вчера не глядя на периодически дожди с Александром Волковым поехали подробно изучать местность в батальонном районе обороны "Е" у деревни Горовые.

Совместный выход для меня был тем интереснее, что Александр в свое время много опрашивал местных жителей, переживших войну в наших местах и посему на виды местности с потрясающей природой и ландшафтом накладывались его интересные комментарии.

Немного предистории:

Первые полевые укрепления - цепь окопов вдоль берега Двины - появились здесь еще в Советско-Польскую войну.

В середине 20-х годов Тухачевский разработал план обороны Полоцка, опиравшийся на два предмостных укрепления на Двине на флангах обороны. Так был построены деревянные мосты и тет-де-поны (предмостные укрепления) у Горян в 17 км на востоке от Полоцка и у Боровухи-1, а точнее у д. Горовые, расположенных на таком же расстоянии, но к западу от города.

По задумке Тухачевского, прежде чем начать штурм Полоцка поляки должны были ликвидировать мосты и укрепления на флангах, иначе они рисковали от туда получить удар во фланг и тыл от наших войск.

Напротив, при попытки атаки на один из фланговых тет-де-понов их так же могли атаковать наши войска из Полоцка и другого предмостного укрепления... В итоге наличие у нас этих позиций давало огромный выигрыш во времени, достаточный для сосредоточения войск в Полоцке в количестве нужном для отражения агрессии...

Так в середине 20-х годов у д. Горовые появился деревянный мост через Двину. Мост использовался в первую очередь в военных нуждах. По нему, в том числе, доставлялись в 1931 году стройматериалы для строительства ДОТов батальонного района обороны "М" в районе нынешней промзоны Новополоцка.

Как я уже писал ранее на южном берегу Двины у д. Виторжье в 20-е годы были построены укрепления предмостной позиции. Взять их врагу было бы трудно, так как они расположены в излучине Двины, и наша артиллерия с высокого северного берега простреливала всю местность с разных сторон. В такой ситуации противник атаковал бы наши позиции в любом случае попадая под огонь своими флангами...

Ранее я предположил, что мост располагался в районе ДОТа №40 ротного района "К". Примерно между нынешними Охотницей-2 и Глинищем, но как оказалось это не так.

Александр рассказал, что остатки сгоревшего моста сохранялись еще в 50-е годы и к его сваям (в 5 рядов) местные жители привязывали лодки. К тому же относительно недавно, в ходе строительства ГЭС на Двине выше по течению от Полоцка, когда реку перекрыли и вода ниже плотины на время спала, в районе Горовых остатки свай показались из воды пока вода не поднялась снова...

На высоком берегу Двины напротив моста для обеспечения артиллерийской поддержки был построен капитальный дерево-земельный наблюдательный пункт, который вероятно совмещал в себе так же функции огневой точки, простреливающей мост и командного пункта.

Вероятно он был построен в середине 20-х годов, но возможно и после проверки укрепрайона 1937 года, когда наших УРовцев обязали достроить массу дополнительных дерево-земельных НП, для усиления обороны.

В ходе строительных работ в наше время и "раскопок" экскаватором было выявлено, что этот НП был построен в два этажа. Помимо того, что верхний этаж его имел крышу в несколько накатов бревен, так еще и межэтажное перекрытие так же было из бревен в три слоя. Внизу, в убежище, в ходе "раскопок" завернутыми в мешковину были найдены колеса от станка Соколова пулемета Максим (см фото).

У подножия высокого берега, где располагался наблюдательный пункт располагалось довольно просторное земляное укрытие для техники. По рассказам местных жителей после начала войны в Горовые приехал из Боровухи своим ходом танк (вероятно Т-26, танкисты ходили в гости к местным), встал в это укрытие и до отхода наших войск из Боровухи 15 июля 1941 года обеспечивал охрану моста. По мосту после боев под Ветрино 3-го июля 1941 года отходил к Боровухе 55-ый сводный полк (на самом деле это батальон ветринских ополченцев), по нему вывозили раненных с южного сектора, осуществляли снабжение. По мосту отходили, согласно приказа Зыгина, с южного сектора бойцы и командиры из состава 50-го сводного полка Чуприна, оборонявшего укрепрайон в районе нынешней промзоны Новополоцка и гарнизоны расположенных там ДОТов.

Местные жители в своих рассказах упорно называли отходивших с той стороны Двины солдат "ветринцами".

Характерно, что по рассказам местных немцы усиленно бомбили местность вдоль Двины, но мост не трогали, вероятно надеялись его захватить. В ходе бомбардировок у въезда на мост бомба попала в грузовик с боеприпасами. Раздался оглушительный взрыв, такой что в деревне все стекла повылетали. Взорвалось 1 или 2 машины со снарядами. После этого со временем огромную воронку от взрыва размыла вода и на том месте возник небольшой овраг.

В период наибольшего нажима гитлеровцев на защитников Полоцкого укрепрайона с 13 по 15 июля 1941 года, когда они стянули 7 своих дивизий против одной нашей, после оставления ДОТов южного сектора нашими частями по приказу Зыгина, наши саперы сожгли мост.

Немцы пару раз попытались переправиться с южной стороны Двины на северный берег (там есть брод летом), но наши бойцы огнем быстро отбили у них всякую охоту к подобным попыткам.

15-го июля или уже после 15-го июля, когда немцы захватили Полоцк и Боровуху, а наши войска стали отходить на Невель, танк, обеспечивавший охрану переправы покинул свой пост и ушел вместе со всеми в направлении Глинище - Залозье - Рудня...

За высоким мысом, на котором располагался наблюдательный пункт расположено углубление между двух холмов, похожее на оплывший овраг. Там на скате обращенном на юг были вырыты укрытия для техники, а с противоположной стороны стояла минометная батарея.

За деревней Горовые в сторону Боровухи-1 располагался передовой медицинский пункт, но о нем расскажу в следующем посте, итак много буков набрал ;)


увеличить до 1200x900



увеличить до 1200x900



увеличить до 1200x900



увеличить до 1200x804



увеличить до 1200x900



увеличить до 1200x900



увеличить до 1200x875



увеличить до 1200x881


Продолжение следует...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1212
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 19 Oct 2019, Sat, 23:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

УЛЛА. Бои 41-го и немного об Ульском замке на Двине

Ныне это тихий агрогородок Бешенковичского района в 40 км к юго-востоку от Полоцка.

Здесь тоже в 1941 году шли бои за Полоцкий укрепленный район.

Чуть западнее Уллы в июле 1941 года сражался 508 полк под прикрытием пушек 2-го дивизиона 598 легкопушечного артполка.

Командовал этой группировкой наших войск полковник Милорадов, который погибнет в июле 41-го в боях за Полоцк. 508-ой полк относился к 174-ой дивизии Зыгина и имел задачей прикрыть тылы Полоцкого укрепрайона на левом берегу Двины с востока.

Здесь под Уллой полк Милорадова контратаковал 20-ую танковую дивизию Вермахта, сорвав попытку ее переправы через Двину и нанеся урон в технике и живой силе. Полк сражался с немецкими танками (еа начало войны в 20-ой танковой дивизии было около 200 танков, в основном Pz 38 (t), нес потери. Позже сжег автоколонну 18-ой моторизованной дивизии врага изрядно потрепанную ранее под Фариново и Дисной. Минометным огнем уничтожил самолеты на гитлеровском аэродроме под Уллой. И самое главное не пустил танки 20-ой танковой дивизии к Полоцку с тыла.

К 15-му июля 1941 года, выполнив задачу, 508-ой полк в основной своей массе (кроме пожалуй тех ребят, которые попали в "мясорубку" под деревней Гомель, подвергшись там жестокому штурму силами 6-ой пехотной дивизии врага) сумел отойти к Полоцку и далее со своей зыгиновской дивизией к Невелю...

Так как в основном линия обороны 508-го полка проходила по местам, где не было ДОТов, то потери в нем были значительно выше чем, к примеру, в 494-ом полку Китаева, хотя 494-ый полк под Боровухой-1 атаковали значительно большие силы противника...

На правом (северном) берегу Двины в начале июля 1941 года оборонялся 298-ый стрелковый полк 186-ой стрелковой дивизии , который в то время едва успел выйти на рубеж Двины, будучи переброшен из под Себежа. Утомленные маршами бойцы и командиры полка едва успели вырыть окопы (о маскировки уже и говорить не приходится), как в Уллу прикатила 20-ая гитлеровская танковая дивизия. Несколько дней 298-ой полк сражался на Двинском рубеже и сорвал ряд попыток переправы врага.

Кульминацией сражения стал вечер 7 июля 1941 года, когда 298-ой полк был атакован на пятикилометровом фронте Улла - Надёжино. После трёхкратных атак ударных групп немцам удалось закрепиться на северном берегу Двины.

Бойцы и командиры 298-го полка пытались восстановить положение, но вследствие сильного воздействия авиации люфтваффе, полк начал отход к ст.Ловша.

В это время 3-ий батальон 298 полка продолжал еще обороняться в районе Убойно (под Усвицей, то есть на 10 км ближе к Полоцку у Двины).

В этих боях командир 298-го полка Волков был вторично ранен и выбыл из строя... Далее не смотря на потери, отойдя к северу, воины 298-го полка и 186-ой дивизии все таки преградили путь врагу на Полоцк, предотвратив удар его с тыла от Уллы вдоль правого берегу Двины...

На фото:


увеличить до 1200x809


1. Историческая часть Уллы. Вид с противоположного, то есть северного, берега Двины. Виден костел Святой Троицы, который стоит на месте, где когда то был Ульский замок.

Замок начал строиться по приказу Жигимонта II Августа в 1563 году под руководством веницианского (Италия) инженера. Мыс при впадении Уллы в Двину отрезали рвом и валом, склоны берегов рек и рва выкладывали валунами...

Но построить тогда замок не успели, в ходе Ливонской войны русские войска Ивана Грозного напали на него и перебили строителей. В 1567 году по приказу Ивана Грозного здесь был построен деревянный замок с 8-мью башнями. В начале следующего 1568-го года войска Я. Ходкевича безуспешно пытались несколько месяцев штурмовать Ульский замок. В итоге Ходкевич ретировался, хотя ему и удалось изрядно разбить стены и башни замка из артиллерии. Через пол года в сентябре 1568 года Р. Сангушко штурмом взял Ульский замок, но замок сгорел.

В 1580-ом году по приказу Стефана Батория замок был реконструирован, был насыпан дополнительно вал высотой 11,5 метра. В начале Русско-польской войны 1654 - 1667 годов замок был занят русскими войсками, сожжен и больше не возобновлялся...


увеличить до 1200x900


2. Вид на Уллу с ульского транспортного моста через Двину.


увеличить до 1200x900


3. Двина в районе Уллы.


увеличить до 1200x900



увеличить до 1200x900


4-5. На высоком берегу Двины в районе моста опытный взгляд улавливает остатки земляных полевых укреплений вырытых бойцами 298-го полка во время Великой Отечественной войны.


увеличить до 1200x922



увеличить до 900x1200


6-7. Памятник в Улле установленный земляками погибшим в боях 1941 года воинам 298-го полка из Белорецка 186-ой стрелковой дивизии.


увеличить до 900x1200


8. Православная церковь Святой Троицы. Ныне в сети можно найти довольно много немецких фото июля 1941 года этой церкви. Не оставляла их равнодушными русская архитектура конца XIX века...


увеличить до 821x1200


9. На правом берегу Двины на улицах села Николаево можно увидеть памятник погибшему в жарких боях июля 1941 года советского воина.
Могила 1941 года в наших местах это исключительно редкий случай. Увы многие имена погибших в первые месяцы войны защитников Отечества ныне забыты, а места их упокоения остаются неизвестными...


увеличить до 1200x900


10. Место для установки небольшого железнодорожного моста.

Да, я не оговорился. До войны существовали планы проложить железнодорожную ветку от станции Ловша (ныне Никитиха) через Уллу в межозерный район сосредоточения (пространство между Гомельскими озерами в 20 км южнее Полоцка и Двиной) и далее к Лепелю. Но начало Второй Мировой войны спутало все планы. Из выполненных работ по этой жд ветке можно отметить возведение в 30-е годы ХХ века под Уллой железного моста по тому же типу, что старый мост в Полоцке тех же лет (который ныне закрыли на реконструкцию). То есть мост по конструкции был железнодорожным с большим запасом прочности, но до постройки железной дороги использовался как транспортный. Ну и в селе Николаеве, что напротив Уллы мы видим подготовленные к укладка жд путей участки, такие как на ручье с гранитной кладкой под жд мостик...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Фортификация и военная история -> Советская фортификация 1930-х гг. Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 36, 37, 38
Страница 38 из 38

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы