Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Полоцкий укрепленный район
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 47, 48, 49 ... 71, 72, 73  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Фортификация и военная история -> Советская фортификация 1930-х гг.
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 05 May 2021, Wed, 17:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наш коллега подписчик Велес, нашел у себя в бумагах первое письмо с фронта своего деда Курганникова Сергея Николаевича:

"Здравствуй Надя! Вова и Люда Здравствуй Мама и все остальные родные и знакомые.15 июля в 3 часа дня – ранен еду в санитарном поезде по направлению к Ярославлю. Ранен в левое бедро на вылет. Пишу лежа сидеть не могу. Полоцк сгорел. Квартира наша тоже. Почту тоже сожгли и связи не было вот на ст. Воробьево решил написать письмо. Целую. 17.07.41, подпись: С. Курганников."







До войны Курганников С.Н. с марта по июль 1941 года был мобработником штаба 17 стрелковой дивизии, занимался мобилизацией, призывом. Пока не выяснилось, как его документы оказались с Лиде, а он сам потом выходил из окружения под Полоцком, вероятно какую-то часть призывников из Полоцка успели завезти к Лиде и передать в 271-ый полк 17-ой дивизии, где они и приняли бой с немцами, после чего Курганников принимал участие в обороне Полоцка.

В той ситуации, пользуясь положением не все оставались со своими бойцами до конца, некоторые по возможности стремились держаться подальше от фронта. Так уже 4-го июля 1941 года старший лейтенант Цветков Павел Иванович из той же мобячейки 271 полка 17-ой дивизии писал объяснительную, как оказался в тылу:

"Я, Цветков Павел Иванович. При выезде 271 полка в лагеря 10 июня 1941 года был оставлен во главе мобячейки на зимних квартирах в г. Полоцк-Боровуха-1 – военный городок Велье-1 (полтинник прим. В.К.)
При объявлении войны я принял пополнение не имея сведений от основного полка по приказу начальник Полоцкого гарнизона сформировал батальон (сводный батальон 17-ой СД, оборонял ДОТы под Боровухой, см карту-схему) и часть подразделений обслуживания полка и был придан Полоцкому укрепрайону.

Ввиду того, что за время боев часть личного состава выбыла, осталось всего 250 человек, начальник гарнизона Полоцка приказал объединить мой батальон и слить его со вторым батальоном 494 полка 174 дивизии, что мною и было сделано. Лишнему комсоставу было приказано выехать в распоряжение штаба фронта, что и было сделано во главе с врид комдива 17 сд полковником Крылова. С пересыльного пункта Зап.фронта направлен в распоряжение 21 армии, куда и прибыл 04.07.41. Документы при себе имею."

К 4-му июля широкомасштабные бои за Полоцк еще только начались, Зыгин носится собирает войска и жалуется, что не хватает людей, а с фронта в тыл едут "лишние" командиры - с трудом верится, впрочем может на то были основания, чье-то приказание, мы не знаем точно...

Вернемся же к письму Курганникова. Он пишет, что ранен 15-го июля 1941 года - это день отхода наших войск из Полоцка. То что он в той ситуации оказался вывезен санитарным поездом - крупное везение, так как в тот день буквально спустя считанные часы после его ранения немцы перерезали железную дорогу Полоцк - Невель под Дретунью и разгромили там полевой госпиталь.

Вот как вспоминал эвакуацию раненных при отходе непосредственный участник тех событий, начинавший свой ратный путь со службы в ДОТе №50 севернее Бело-Матейково Михаил Яковлевич Скрябин:

"- А наших раненых как их эвакуировали?
Я попал после ранения в санроту. Так как ноги у меня и руки целые, только в шею ранили. Вдруг слышу говорят: «Запрягайте повозку.» А там в повозке сидит или лежит 10 забинтованных, один - только глаза открыты и около рта открыто и еще какие то может быть части. Один садится верхом – я помню вроде бы раненный он был в плечо – верхом в плечо.

Задача надо отъехать по дорогам может где санитарные машины- сдать, потому что оказать здесь им помощи бесполезно. Дали только фляжку воды – пить не давать им – мочить только губы. Вот мы на галдобинах трясет - находит дорогу – раненных из стороны в сторону бросает они стонут конечно. И вот кто то остановил машину санитарную, которая шла в тыл и мы его передали – его увезли. Тысяча и одна ночь.

Наверное это было в полку, вдруг нас сажают на машины, открытые грузовые, там только установлен спаренный пулемет зенитный. Я тоже сажусь в кузов, садились через колесо с боку, через борт переваливались – уже набито людей много и вдруг две санитарки подносят еще одного раненного – ребята помогите. Она подходит к колесу. Как ему отсюда помочь? Я значит слезаю. Его на мое место свалили, мне уже некуда было.

А там сидел парень, у него рука была ранена – она согнута в гипсе. И машины ушли. Мы как бы их пожалели. А нам подводы подогнали. Мы в эти подводы бултых и едем. И вдруг в одном месте – там, когда мы уже и подводы бросили, там уже мы ходили так, группами - смотрим кювет и разбитая машина, сгоревшая, лежит парень - вот только гипс - все это обгорело - и вот я помню, вот если бы там остался, то погиб, вот судьба.

Вроде сделал доброе дело, что вот он поехал, может для него спасение, а оказалось что это для него не спасение, а его гибель. Так что так много всего было… С ума сойти. Мне казалось все не везло, не везло не везло, вдруг я, но пережив плен и бежав из плена и дошел до Кенигсберга, ну после войны контузия легкая была, ну я тут после партизан был в полку, в полковой разведке, еще из партизан меня взяли туда, уже после контузии какой из меня разведчик, который не слышит ничего, значит списали и пошел в батальон. Да и потом дальний Восток. Кенигсберг когда мы взяли 2-3 мая мы уже отмылись. Вдруг посторонние выводят там железная дорога, посадили и поехали в Москву…"

А вот как Скрябин вспоминал свое отступление из Полоцкого укрепленного района в тот же день 15-го июля 1941 года, когда немцы перерезали железную дорогу Полоцк - Невель:

События разворачиваются вероятно у нефтебазы рядом с Дретунью, так в м. Полота был только 69-й арт. склад, на сколько я знаю.

"Или мы видели картину – мы переходили у совхоза Полота мы только под утро вышли мы замыкали что ли тут мост какой то деревянный а слева – с левой стороны если смотреть на мост стояли колоссальные емкости то ли нефти то ли бензина и вот только мы перешли этот мост. С нами еще был командир взвода Зайцев – говорит – давайте отойдем помоемся. Тут воды до черта.

Мы отошли от моста, разулись и вдруг мост взлетает на воздух и видим там танки появились немецкие и загорелись вот эти цистерны, их взорвали наверное, вот клубы черного дыма. Танки бьют куда то вверх от этого моста, вдалеке тащится тяжелая артиллерия, солдаты рядом идут, и они бьют по этой дороге. Танкам не пройти здесь, мост взорван.

Это было так страшно. И вот картина, лошадь, строевая лошадь наверное, она была под седлом там повозки летят и какой то осколок перебил ей ногу одну. Она на трех ногах. Она останавливается среди солдат – начинает ржать – но ее не слышно – зубы оскаливаются, кажется что она кричит вроде «помогите!». Было тяжело смотреть. Потом на протяжении войны мы видели тысячи трупов, а вот лошадь впервые раненую, как она взывает о помощи , все несутся значит в сторону, чтобы не в одно место били, чтобы уменьшить поражение. Это было страшно конечно.

Затем самолеты прилетели гонялись за нами. Они нахально чуть ли не за отдельным солдатом. У меня была плащпалатка и мы за каким то сараем за стенку стали. Самолет заходит. Я говорю: «Мишка стой здесь», а он побежал – там было какое то поле картофельное. Он бросил плащпалатку. Она каким то ворохом лежала, а летчик прострелил палатку А Мишка убежал. Казалось бы единичный человек, а они так были окрылены успехом, низко летали."

(Выдержки из воспоминаний Скрябина записал с диктофонной записи Копыла С.П. и Полякова С.И. Комиссаров В.Л.)











Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 06 May 2021, Thu, 8:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Новости ПО УРа:

Расскажу некоторые новости связанные с созданием мемориала у ДОТа №43 Полоцкого укрепленного района в деревне Матейково и перезахоронением останков бойцов его гарнизона, найденных поисковиками в прошлом году.

Вчера на месте будущего мемориала продолжили начатые ранее работы по расчистке ДОТа и территории к нему прилегающей учащиеся
Учреждения образования "Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства", военнослужащие 2-ой патрульной роты В/Ч 5530 Спасский городок 3 и поисковики военно-патриотического поискового отряда "Разведчики воинской славы".

В то же время на место работ приезжал председатель Полоцкого райисполкома МАРКОВИЧ И.И. После оценки результатов уже проделанной работы стало ясно, что, увы, к 8-му мая 2021 года, на которое первоначально было запланировано перезахоронение, все работы завершить не удастся (причина - выявленные, ранее не столь заметные, стихийные свалки мусора в воронках от снарядов рядом с ДОТом, которые надо ликвидировать), поэтому открытие мемориала и перезахоронение героев перенесли на 22 июня сего года.

Ниже приведу несколько фото со вчерашних работ на ДОТе №43:











Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 07 May 2021, Fri, 21:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ОБЪЯВЛЕНИЕ:



Завтра 8 мая 2021 года с 10 утра желающие могут принять участие в очередном субботнике на месте будущего мемориала по увековечиванию памяти красноармейцев гарнизона ДОТа №43 погибших в бою летом 1941 года на западной окраине деревни Матейково. С собой обязательно иметь перчатки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 10 May 2021, Mon, 23:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжим "кругосветку" по опорным пунктам Полоцкого укрепрайона 1938-1939 годов постройки:

Прошлый раз рассмотрели три полукапонира Шатровского опорного пункта расположенных на берегу Двины №№100, 132, 137.

Теперь предлагаю обратить внимание на "таинственный" артиллерийский полукапонир №279 на два орудия калибра 76 мм в установке Л-17, которых он, увы, так и не дождался.



Сразу скажу, ДОТ этот в 1939 году был не достроен, его сектора обстрела смотрящие на север так, скорее всего, и не были расчищены, к тому же не была завершена дренажная система, в связи с чем ДОТ с подземным этажом да еще и со входом через нижний этаж к началу войны оказался затоплен, как и в настоящее время. Сооружение не имеет боевых повреждений и по моим оценкам, основанным на результатах полевых исследований, он в боях лета 1941 года нашими войсками не использовался, точнее я бы сказал, есть малая вероятность его использования в боях, очень малая...

Тем не менее в настоящее время ДОТ интересен, как объект военной истории, да и находится он среди настоящих белорусских "джунглей", пробраться в сам ДОТ крайне тяжело, подходы к нему затоплены, так что самым упорным надо взять с собой сапоги по самые... в общем вам по пояс будет...

Наш коллега-исследователь Андрей Шкляр поинтересовался, нет ли у меня координат этого ДОТа, я было сразу же глянул данные "инвентаризации" Полоцкого укрепрайона от ярославского исследователя Виталия Овчарова, но увы на этот ДОТ координат не нашел. Знаю Виталия не первый год, уверяю, его даже цунами на пути к ДОТу не остановит, а тут координат нет... Неужели Виталий ДОТа не нашел? "Этого не может быть, потому что не может быть" Тем не менее координат нет - нестыковочка - надо глянуть на небо, не упала ли Луна ;).

Стало быть достаточно доступные подходы к полукапониру №279 известны далеко не всем и не лишне будет о них рассказать, тем более, что атмосфера тех мест доставит массу удовольствия туристам любящим всякие там таинственности, романтические развалины и заросли, как в Южной Америке, только похолоднее и без анаконд, впрочем, зато ужей здесь будет нынче предостаточно...

Найти ДОТ просто: идем вдоль железной дороги и высматриваем столб с номером 178, от него идем перпендикулярно железной дороге в северном направлении, чуть поплутав по зарослям и обходя болота, замечаем в стене кустарника и деревьев гигантскую тень артиллерийского полукапонира...

















P.S.: Был на ДОТе №279 последний раз в ноябре 2017 года с учителями и учениками Первой полоцкой школы и одной из школ Верхнедвинского района (см. фото 2-9). Надеюсь за несколько лет наш ориентир, номер, со столба никуда "не сбежал"...



На фото 10 - чертеж аналогичного 279-ому артиллерийского полукапонира №130, созданный по результатам своих полевых исследований нашим коллегой верхнедвинским исследователем Василием Быковым.
ДОТ №279 имеет конечно отличия от представленного на чертеже. №130 - со входом через верхний этаж, а №279 такой же, но со входом через нижний этаж. Увы пробраться внутрь самого 279-го ДОТа в 2017 году и сделать его чертежи мы так и не смогли из-за того, как я у же упоминал, что ДОТ и подступы к нему затоплены...

https://vk.com/club141910883?w=wall-141910883_5307%2Fall
https://ok.ru/group/55072741720296/topic/153198302755816
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 12 May 2021, Wed, 18:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О мерах маскировки и крытых ходах сообщения ведших к ДОТам:

С начала войны и до самого оставления Полоцка нашими войсками 15-го июля 1941 года разведывательная авиация Люфтваффе тщетно пыталась выявить с воздуха советские ДОТы и артиллерию, чтобы дать координаты для ведения по ним огня многочисленной артиллерии стянутой гитлеровцами под Полоцк.

В наше время многие туристы замечали при осмотре ДОТов Полоцкого укрепрайона, что в тыл от входа в сооружение идет избыточно глубокий окоп. Часто он идет по прямой без изгибов и ведет либо на обратный скат холма, либо к опушке леса в тылу. Это ход сообщения. В далеком 1941 году эти ходы, вырытые в рост человека, имели крышу из досок с уложенным поверх дерном, чтобы обеспечить маскировку хода сообщения и ДОТа, к которому он ведет. Благодаря этим мерам немецкая авиация, так и не смогла определить линию укреплений под Полоцком летом 1941 года в ходе разведывательных полетов.

Участник обороны Полоцкого укрепрайона Михаил Яковлевич Скрябин, бывший в июле 1941 года в составе гарнизона ДОТа №50 (севернее Бело-Матейково) вспоминал:

"Каждый ДОТ имел ход сообщения скрытый.

Вырыта траншея была, она замаскирована, уходила из зоны опасности в тыл где-нибудь за высоточку и перекрытие было над ходами сообщения, мы ходили по нему. Забрела как-то лошадь туда и свалилась в этот ход сообщения, мы потом ее вытаскивали..."

Кому интересно расскажу подробнее о том, как делалось перекрытие над ходом сообщения ведущим к ДОТу, используя выдержки из руководства майора Гербановского "Развитие и оборудование окопов" для РККА. Воениздат. 1939 год.

Перекрытия устраивают в окопах и ходах сообщения для защиты бойцов от мелких осколков снарядов, ружейных и шрапнельных пуль, от танков, от действия струи огнемета и капельно-жидких отравляющих веществ. Перекрытия облегчают маскировку окопов и ходов сообщения от воздушного и наземного наблюдения. Особенно необходимо устраивать перекрытия там, где противник с занятых им высот может хорошо просматривать наше расположение.

Республиканские окопы под Мадридом (из поыта Гражданской войны в Испании. Прим В.К.) на большом протяжении имели сплошные перекрытия с бойницами для стрельбы.
Они хорошо защищали бойцов от огня и маскировали передвижение в республиканских окопах, что было особенно важно ввиду близкого расположения фашистских окопов.

Перекрытия в первую очередь делают над щелями, примкнутыми к стрелковым, пулеметным и гранатометным ячейкам (рис. 21).
Перекрытие состоит из одного ряда толстых 10—14-cm жердей или кругляка-накатника, уложенного поперек перекрываемого рва (рис. 22).

Жерди перекрытия должны быть такой длины, чтобы концы их выходили за края хода на 40—50 см в обе стороны.
Чтобы перекрытие держалось прочно к под действием дождя и проходящих танков не оседало и не разрушалось, под концы его обязательно нужно укладывать подкладки. На подкладки употребляются горбыли, жерди и доски длиной по 2—3 м.

Сверху уложенного перекрытия насыпают слой земли толщиной в 20—30 ел. Чтобы земля не просыпалась в щели между жердями, на них сначала набрасывают траву, ветки или укладывают дернины травой вниз. Сверху перекрытие маскируется дерном и другим подручным материалом.

Для уменьшения высоты перекрытия накатник— укладывают заподлицо (вровень) с землей, для чего по бокам рва снимают землю на 40—50 см в ширину и на 20—25 см в глубину.

На устройство 1 пог. м, перекрытия боец затратит 1 час, материал: шесть-семь 10—14-ст жердей длиной по 2 м.
Соединительные ходы окопа и ходы сообщения, идущие в тыл, перекрывают не сплошь, а оставляют промежутки через - 3—4 м для ведения огня, выхода на поверхность земли, доступа воздуха и освещения перекрытого хода.

На фото:



1. Видна конструкция перекрытия у ДЗОТа на высоте 166 северо-восточнее Освеи. Стык между 112-ой и 170-ой дивизиями РККА, который оборонялся судя по всему теми вновьсформированными гарнизонами, которые не успели занять ДОТы Булыйского опорного пункта. Немецкое фото 13 июля 1941 года сделано после штурма, при артобстреле перекрытие видимо было повреждено.



2. На фото 2 видна часть перекрытия над ходом сообщения ведущим к ДОТу №196 у д. Гомель. Видно, что часть траншей перекрытий не имеет. Что это: пренебрежение мерами маскировки? результат массированных артобстрелов или после боев доски растащили на дрова проходящие немецкие части?..



3. Фото ДОТа №196 у д. Гомель в 20 км к югу от Полоцка. ДОТ №196 пожалуй единственный в полоцком укрепрайоне, который был уничтожен немцами только при помощи артиллерии без принесения многочисленных жертв пехотинцев при штурме. В ДОТ попал бетонобойный снаряд осадной трофейной французской пушки калибра 240 мм. Полоцкие же ДОТы способны были защитить от снарядов калибра не более 203 мм, ибо более тяжелые орудия до Полоцка враг за 2-е недели не должен был успеть дотянуть, слишком тяжелы.

2 недели - именно таков был расчетный срок обороны ДОТов до подхода сил, которые должны были отбросить противника от Полоцка и погнать его на Запад, по довоенным планам. К 15-му июля 1941 года полоцкие ДОТы сдерживали врага уже 3 недели. Увы сил удержать город и тем более отбросить агрессора в то время у нас не было...





4-5. Иллюстрации из руководства майора Гербановского "Развитие и оборудование окопов" для РККА. Воениздат. 1939 год.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 14 May 2021, Fri, 11:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Небольшой фотоотчет с субботника 8 мая 2021 года на месте будущего мемориала по увековечиванию памяти красноармейцев гарнизона ДОТа №43 погибших в бою летом 1941 года на западной окраине деревни Матейково.









Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 17 May 2021, Mon, 10:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О ДОТе №44 и не только:

Часто последнее время писал о работах поисковиков и субботниках на месте будущего мемориала по увековечиванию памяти красноармейцев гарнизона ДОТа №43 погибших в бою летом 1941 года на западной окраине деревни Матейково.

Ныне работы продолжаются, например планируются в четверг, пятницу и субботу на нынешней неделе. Судя по последним известиям масштабы мемориала все растут, приходилось слышать идеи даже чуть-ли не восстановить ДОТ (сделать вместо взорванного стальное межэтажное перекрытие).

Создание мемориала конечно дело хорошее, но мне думается: делая яркий акцент на одном сооружении, не забывается ли то, что сражался не только ДОТ №43, но и гарнизоны многих соседних ДОТов.

Так ДОТ №43 вел бой и отдал жизни за Родину 13-го июля 1941 года, а например, гарнизоны ДОТов западнее Боровухи сражались с утра 8-го июля по вечер 15-го июля 1941 года. Некоторые ДОТы здесь даже переходили из рук в руки, были и их блокировки и деблокировки и рукопашные схватки.

Судя по воспоминаниям участников и боевым документам здесь красноармейцы отбивали в день по 4-5 атак врага. Так, например, ДОТ №35 (в 1,5 км западне от Боровухи) имеет несколько следов подрывов и развороченную взрывом обсадную трубу перископа изнутри, что говорит о героической борьбе и гибели гарнизона в бою...

Увы, под Боровухой ныне даже не стоит не то что памятника или памятного знака, но даже и элементарной информационной таблички о бывших здесь недельных боях на западных подступах к Полоцку, хотя в июле 1941 года Боровуха даже упоминалась в сводках Совинформбюро.

Думаю, было бы хорошо, если бы живущие ныне знали, что здесь так же сражались их предки и отдавали жизни за будущее грядущих поколений, а обочины шоссе Полоцк - Верхнедвинск в районе Боровухи-1 еще до 60-х годов прошлого века были завалены сгоревшими немецкими танками...

Мне думается, что не стоит болеть гигантоманией с ДОТом №43, тогда и денег может хватит пусть не на памятник, так хоть на информационную табличку, например на месте отдыха на шоссе Полоцк - Верхнедвинск, что недалеко от ДОТа №42...

увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x900


Да и от ДОТа №43, что на окраине Матейково, можно далеко не отходить, чтобы убедиться в подвиге гарнизонов других ДОТов. Пройдем от него всего 600 метров к северу и внимательно осмотрим ДОТ №44, который так же выдержал штурм и пулеметчики, которого очевидно погибли в бою. Например, учитывая мощность взрыва повредившего амбразурный узел южной амбразуры вряд ли из гарнизона кто-то выжил или остался невредим в каземате...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 17 May 2021, Mon, 17:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Карта 1952 года укрепленного района 13-го территориального оборонительного района Белорусского военного округа,
послевоенного приемника Полоцкого укрепленного района.

увеличить до 1200x800


Такую конфигурацию Полоцкий укрепленный район приобрел к 1939 году, когда были построены Ветринский опорный пункт и еще несколько - в районе города Дриссы (в 1962 году переименован в Верхнедвинск).

Таким Полоцкий укрепленный район встретил войну.

Стоит отметить, что опорные пункты под Ветрино и под Верхнедвинском так и не были достроены и вооружены и встретили войну не будучи должным образом оборудованы. Тем не менее, большая часть их сооружений все таки сумела встретить врага огнем. ДОТы старой линии, 1930-1932 годов постройки, образующие 56-тикилометровый пояс из двухсот огневых точек западнее Полоцка, будучи к началу войны боеготовы, сыграли немаловажную роль в трехнедельном удержании на Полоцком направлении многочисленных гитлеровских дивизий.

Кстати стоит отметить, интересный нюанс:
До 5 октября 1940 года все ДОТы, месторасположение которых отмечено на карте, входили в состав Полоцкого укрепленного района.

С 5 октября 1940 года по 4 июня 1941 года укрепления Полоцкого и Себежского укрепрайонов входили в состав единого Полоцко-Себежского УРа, очевидно из-за того что оба были в это время законсервированы.

С 4-го июня 1941 года Полоцкий и Себежский укрепленные районы уже должны были иметь свои отдельные управления (руководство и штабы), но их формирование затянулось во времени и к началу войны они были еще в процессе формирования. Так, известно, что в Полоцк первые офицеры нового управления стали прибывать только 22-го июня 1941 года, а комендантом Полоцкий укрепрайон обзавелся лишь 28-го июня, когда сюда прибыл Деви Николай Сергеевич - он возглавил руководство гарнизонами ДОТов на строй линии укреплений 1930-1932 годов постройки, где и были основные бои.

В это же время руководство гарнизонами ДОТов Ветринского опорного пункта осуществлял майор Шамгин, который сформировал для их обороны сводный батальон, называемый лишь на бумаге 55-м стрелковым полком. Со своим батальоном он весь день 3-го июля 1941 года сдерживал две дивизии врага перед Ветринским опорным пунктом.

В это время в Дриссе (ныне Верхнедвинск) упоминается "начальник УР генерал-майор Горячев" Сергей Георгиевич, который до того, с сентября 1940 года, был комендантом Ковельского укрепленного района.

Таким образом, можно сделать вывод, что Деви Н.С. не командовал действиями опорных пунктов, видимо в связи с тем, что в них не были уложены линии связи. У гарнизонов же опорных пунктов были свои командиры...

В период оккупации, летом 1942 года, ДОТы на старой линии были в основном взорваны немецкими саперами, чтобы не допустить их повторного использования частями Красной армии в случае неудач на фронте. Невзорванными оказались лишь те ДОТы, которые были в полосе партизанских зон, как например у деревни Гомель и сооружения опорных пунктов (1938-1939 гг постройки), оказавшиеся слишком крепкими (строились против 305 мм калибра снарядов врага) для вменяемого количества взрывчатки. Немцы взялись было взрывать ДОТы Смульковского опорного пункта, что по берегу Двины южнее Верхнедвинска, но, судя по всему, у них быстро кончилась взрывчатка и на сооружения остальных опорных пунктов у них ее, вероятно, уже не хватило, те так и остались целыми. С этим и связана указанная на карте цифра в 56 оставшихся целыми ДОТов после войны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 20 May 2021, Thu, 14:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Готовский Карп Федотович, первый комендант Полоцкого узла обороны в августе 1919 года, прямого предшественника Полоцкого укрепленного района.

Родился 7 июня 1892 г. в деревне Залюбежье Полоцкого уезда Витебской губернии, белорус.

С началом Первой мировой войны мобилизован в Русскую императорскую армию. Рядовой во 2-й роте 472-й пехотной Екатеринославской дружины. Затем воевал в составе 133-го Симферопольского, 499-го Ольвиопольского и 616-го Рожищенского пехотных полков на Юго-Западном фронте, был четырежды ранен в боях.

Во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года командовал взводом в 616-м Рожищенском пехотном полку, в ноябре 1917 г. избран командиром 2-го батальона 616-го пехотного полка.

С мая 1918 года вступил в ряды Красной армии, занимал должность полоцкого уездного военкома. В августе 1919 года возглавил Полоцкий узел обороны, который должен был защитить город от наступавших польских легионеров.

С сентября 1919 года Готовский ввиду недостатка на фронте опытных командиров был назначен командовать батальоном 147-го стрелкового полка 17-ой стрелковой дивизии.

Затем был на должности помощника командира 150-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии. В 1920 году был ранен. Командовал 147-ым и 146-ым стрелковыми полками. С 17-ой стрелковой дивизией освобождал Минск от белополяков.

С августа 1921 года возглавил один из батальонов на 43-х Полоцких объединенных командных курсах Западного фронта.

С ноября 1922 года преподавал на 7-х Витебских курсах комсостава.
В марте 1924 года занял должность военкома 23-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии, а с апреля 1925 года - военкома 33-го артиллерийского полка 33-й территориальной стрелковой дивизии (на Могилевщине), затем через месяц - помощник командира и командир батальона 80-го стрелкового полка 27-й стрелковой дивизии (в Витебске).

С сентября 1929 года Готовский временно исполняющий обязанности командира 11-го Туркестанского стрелкового полка, а с июня 1930 года - помощник командира полка (в Ленинградском ВО).

С июля 1931 года он связал свою жизнь с танковыми войсками, командовал 3-им отдельным танковым батальоном (в Украинском ВО).

В июне 1934 года возглавил курсы инженерного факультета Военной академии механизации и моторизации.

14 января 1938 года Готовскому К.Ф. присвоено воинские звания: полковник.

В ноябре 1939 года он служил помощником начальника по учебно-строевой части Ульяновского бронетанкового училища, а при его реорганизации - заместителем начальника 1- го Ульяновского танкового училища.

Во время Великой Отечественной войны, с 30 октября 1941 года был офицером для особых поручений при командующем 10-й резервной армией Западного фронта. В январе 1942 года переведен на должность начальника армейских курсов младших лейтенантов.

В марте 1942 года стал заместителем начальника Горьковского учебного АБТЦ. С 1 июля 1942 года командовал 194-ой отдельной учебно-танковой бригадой (г. Горький, ныне Нижний Новгород).

В январе 1943 года назначен командиром 6-й учебной танковой бригады, а в июле 1944 года - командиром 40-й гвардейской танковой бригады.

В 1944 году Готовский К.Ф. воевал на 1-м Украинском фронте в составе 11-го гвардейского танкового корпуса, участвовал в Львовско-Сандомирской операции.

С октября 1944 года находился на лечении. В июне 1945 года уволен в отставку по болезни. Умер в День Победы 9 мая 1947 года в Москве.

Обращает на себя большой послужной список, со множеством переводов между частями, особенно учебными, что свидетельствует о большом опыте и знаниях офицера, назначавшегося на должность для передачи опыта и организации службы... Читая биографию мне сразу же вспомнился фильм "Офицеры", где главные герои так же прошли трудный путь в несколько войн и десятилетий, правда Готовский встретил Великую Отечественную войну почти накануне своего полувекового юбилея...

На фото:

увеличить до 800x1200


1. Готовский Карп Федотович, первый комендант Полоцкого узла обороны в августе 1919 года, прямого предшественника Полоцкого укрепленного района.

увеличить до 1200x1169


2. План Полоцка 1925 года. Таким был Полоцк, когда здесь служил Готовский К.Ф.

увеличить до 862x1200


3. Свято-Николаевский собор на главной площади Полоцка в 20-е годы прошлого столетия. На этой же площади занимался строевой подготовкой со своим батальоном 43-их Полоцких объединенных командных курсах Западного фронта. Готовский К.Ф.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 22 May 2021, Sat, 10:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Немного о былых наших походах по опорным пунктам Верхнедвинщины:

В 2012 году мы с нашим коллегой-исследователем Василием Быковым
совершили вылазку по Смульковскому опорному пункту Полоцкого укрепрайона, что идет в основном по берегу Двины южнее Верхнедвинска. Цель похода была уточнить места расположения ДОТов их ориентацию, ознакомиться с котлованами под планировавшиеся, но не построенные огневые точки. Ниже представлю небольшой фотоотчет с той поездки:



1. район исследований.




2. вид на реку на новый мост со стороны бывшей погранзаставы



3. ДОТ №1 сильно разрушен, подорвали немцы в оккупацию.



4. Артиллерийский полукапонир №2 в лесу у льнозавода



5. Еще вид на амбразурные проемы Артиллерийского полукапонира №2-. Амбразурные узлы тут так и не поставили. В Великую Отечественую войну сооружения были приспособлены для ведения огня из штатного вооружения стрелковых дивизий, амбразуры закладывали мешками с песком. В некоторых местах хорошо видны пулевые пробоины в швелерах.



6. ДОТ №3 - орудийно-пулеметный полукапонир: на мой взгляд одна из живописнейших огневых точек. ДОТ стоит своеобразным "утесом" над высоким берегом Двины. Простреливал пространство в районе нового моста. На фото напольная стена орудийно-пулеметного полукапонира №3.



7. Вид с крыши орудийно-пулеметного полукапонира. П орильону видна ориентация сооружения на новый мост. Снаружи на боковой стене сооружения обращенной к Двине есть боевые повреждения, даже застрявший сердечник снаряда - результат немецкого артобстрела, который ДОТу, разумеется, нанести повреждений не мог из-за его высокого класса защиты.



8. Орудийно-пулеметный полукапонир №4 он на территории частного владения.



9. Орудийно-пулеметный полукапонир №5 находится в лесу у проселочной дороги. Все вокруг оплетено ползущими растениями посему выглядит сооружение круче чем храмы Анкора в джунглях юго-восточной Азии. Жаль на фото это передать очень тяжело - пространства открытого практически нет. Тем не менее...



10. Орудийно-пулеметный полукапонир №6 расположен он в тылу линии сооружений вдоль Двины и простреливал Дорогу Верхнедвинск - Полоцк и место возможной переправы противника через реку Дриссу.
Орудийно-пулеметный полукапонир №6 отличается от вышеописанных тем, что вход в сооружение производится через нижний этаж посредством шахты которая простреливается амбразурой обороны входа. К сожалению из-за близко подступающих деревьев орудийно-пулеметный полукапонир №6 не назовешь очень фотогеничным, но тем не менее как смог так его отснял...

Немного о роли Смульковского опорного пункта: В 20-х числах июня 1941 года он был занят частями 4-го полка 98 -ой стрелковой дивизии - когда соседняя с запада 112-я стрелковая дивизия, стремясь закрыть брешь в обороне Северо-Западного фронта, оказалась втянутой в кровопролитные бои под Краславой, часть зоны прикрытия ее пришлось закрывать 98-ой стрелковой дивизии, что сильно растянуло и так редкие боевые порядки, расположенные к тому же в один эшелон. 26-го июня на деревянном мосту у Верхнедвинска подбили первый немецкий бронеавтомобиль.

Затем в начале июля Перед фронтом Шатровского и Смульковского опорных пунктов немцы пытались переправиться, чтобы выйти в тыл 112-ой и рассечь 98-ую наши дивизии. О чем говорят боевые повреждения на ДОТах (выбоины в бетоне от снарядов), масса настрела и воронки от артиллерийского обстрела, а так же находки временных артиллерийских складов времен войны на территории парка г. Верхнедвинка в конце нулевых годов.

Все попытки на этом участке переправится для немце оказались неудачны, все их атаки неизменно отбивались красноармейцами.

После захвата плацдарма в ночь с 3 на 4 июля немцами под Дисной этот участок фронта стал пассивным и с него для контратак в районе Дисны снимались войска.

Отступили с позиций Смульковского опорного пункта наши войска вместе с остальными частями 98-ой дивизии по приказу в северо-восточом направлении, после того как стало понятно, что немцев сбросить с Дисненского плацдарма не удалось...

P.S.: Ниже приведу еще пару ссылок на видео администратора сообщества "Сад Огород Дом Дача Деревообработка Кулинария" Андрея Маткина на тему, что еще можно посмотреть в Верхнедвинске кроме ДОТов, может быть кому то будет интересно:

https://vk.com/overheard_verkhnedvinsk?z=video-77788407_456240065%2F059c92a7bebccf81fc%2Fpl_wall_-77788407

https://vk.com/overheard_verkhnedvinsk?z=video-77788407_456240066%2F7a45ecb222fd3b4080%2Fpl_wall_-77788407
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 03 Jun 2021, Thu, 11:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На месте будущего мемориала у ДОТа №43 Полоцкого укрепленного района в деревне Матейково, где 22-го июня сего года планируется перезахоронение останков бойцов его гарнизона, работы продолжаются. В многочисленных субботниках приняли участие уже десятки организаций и волонтеров. Завтра, например, ожидается участие в работах над мемориалом военнослужащих с инженерной техникой полка РЭБ. На следующей неделе планируется уже финальная подготовка территории вокруг ДОТа для обустройства мемориала.

Продолжаются так же и поисковые работы.

Одной из интересных находок, сделанных поисковиками у стен ДОТа №43 и переданных мне руководителем поискового отряда "Патриот" из Латвии Александром Борисовым, стала верхняя бронзовая деталь перископа пробитая пулей и деформированная взрывом во время штурма.

Еще ранее я обратил внимание на отсутствие в ДОТе обсадной трубы перископа, хотя для ДОТа типа Б перископ был обязательным. Находка же детали перископа с характерными повреждениями освещает еще один немаловажный нюанс последних часов обороны гарнизона ДОТа №43. Когда в ходе кровопролитного боя немцы сумели достичь стен ДОТа и блокировать его, чтобы заставить гарнизон сдаться, их саперы подрывали не только амбразуры сооружения, но и разбили перископ, заложили в его обсадную трубу взрывчатку и осуществили подрыв перекрытия (крыши)... Увы, в тех условиях отогнать врага от ДОТа контратакой было уже некому и выжившие красноармецы из состава гарнизона, исчерпав все возможности обороны ДОТа, вынуждены были его покинуть, после чего и были расстреляны фашистами...

Ниже приведу несколько фото со вчерашних работ на ДОТе №43:

На фото:

увеличить до 1200x900


1. ДОТ №43 в наше время.

увеличить до 800x1200


2. Наблюдение за полем боя из ДОТа посредством перископа, довоенное фото.

увеличить до 834x1200


3. Установленный в ДОТе перископ. Вид снаружи. Желтой линией я обвел ту деталь, часть которой была найдена на днях поисковиками у стен ДОТа №43 (см. фото 4-5).

увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


Последнее время в сообществе было мало постов, увы, автору надо было поколесить по стране. Основная моя работа связана с поездками, что отрывает меня от книжного шкафа (книги, папки с протоколами полевых исследований) и стационарного компьютера с огромной исследовательской базой данных (документы, фотографии, карты и другие наработки). Таким образом, на время исследования вынужденно приостанавливаются, а следовательно и написание постов, которые, в сущности, являются побочным продуктом оных.

На днях мне в голову пришла интересная идея:
Чтобы сообщество избежало долгих простоев из-за моих поездок, можно попробовать описывать и иллюстрировать путешествия по стране, связывая их с историей Полоцка и укрепрайона...

Думаю это может быть интересно, тем более что из-за пандемии и всемирного политического маразма возможности путешествий заграницу сужаются и кто-то, возможно, заинтересуется местными белорусскими достопримечательностями и их историей...

1. Путешествие из Полоцка в Гродно.

Как привязать его к истории Полоцкого укрепленного района?
Да, легко... Пусть будет весна 1941 года.
Машину мы возьмем "Захара" - ЗИС-5 (см. фото 6)

увеличить до 1200x900


Пусть будет водитель и машина из состава 27-го отдельного автомобильного транспортного батальона 17-ой стрелковой дивизии, стоявшего до войны в Полоцке (полевая почта 201).

Груз? Военное имущество. Какое? Пусть будут кирки и лопаты, бочки с ГСМ, шинели, да мало ли что... Отправим их в 114-ый саперный батальон 17-ой дивизии, задействованный в то время на строительстве оборонительных сооружений на новой госгранице западнее Гродно, образовавшейся после возвращения в состав БССР земель Западной Белоруссии.

Впрочем, это мог быть груз и для первоначального гарнизона Полоцкого укрепрайона, переведенного еще в 1940-ом году из Полоцкого в Гродненский укрепрайон, в ДОТах которого он и встретил позже Великую Отечественную войну.

Груз так же мог быть и деталями для танков Т-26 с оставшихся в Боровухе-1 складов рембазы 25-ой легко-танковой бригады (до 5-го июня 1939 года она имела номер 18), которая осенью 1939 года была передислоцирована из Боровухи-1 в Гродно, где позже из нее начали было до войны формировать 29-ую танковую дивизию, героически погибшую в боях первых недель войны...

В путь.

Включаем вторую передачу и под завывание рядной шестерки набрав безумную скорость в 50-т км в час мчимся по полоцкой каменке. В городе сбрасываем скорость, ибо тормоза механические и очень "задумчивые", на спусках тормозим двигателем переключая с перегазовкой на пониженную передачу...

Промчались площадь Свободы, справа промелькнул Николаевский собор с портретом Сталина между колоколен, слева - костел. Проехали по улице Ленинской (ныне Нижне-Покровская, см. фото 7),

увеличить до 900x1200


промчались над Двиной по новому железному транспортному мосту. Надо заехать в военный городок в Задвинье (см. фото 8-9),

увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x900


еще что-то догрузить по накладной из имущества 8-го отдельного узкоколейного железнодорожного батальона (полевая почта 25/а), наследника еще дореволюционного жд батальона, для которого и строился городок в далеком 1907 ом году...

Проедем переезд, полюбоваться издалека на красавец железнодорожный мост через Двину (см. фото 10. До войны мост был другой, но все же...).

увеличить до 1200x900


Затем вернемся назад через Задвинье и выедем на дорогу. Курс на юго-запад...

Продолжение следует...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 04 Jun 2021, Fri, 23:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжение вчерашнего поста. Путешествие из Полоцка в Гродно весной 1941 года:

...Мой ЗИС мчится по Задвинью, распугивая гусей обывателей брызгами придорожных луж. Солнечный радостный день, со столба на перекрестке играет репродуктор "Три танкиста". Справа, за огородами, как на ладони разворачивается панорама Полоцка, словно парящего, над берегами Двины. Там за огородами ближе к берегу еще кое-где сохранились польские окопы с Гражданской войны...

Миновав перекресток Фатынковка (ныне кольцо "танк"), трясясь по ухабистой каменке, вывожу свою мощную (целых 73 л.с.) огромную трехтонку на Ветринскую дорогу. Справа за лугами, где пасут скот колхозники с фермы №1, проплывает колокольня церкви св. Георгия в Экимани, а чуть левее нее на высотке виден одинокий сарай. Отец рассказывал, что в нем спрятан ДОТ (ДОТ Залесского №1), он к его строительной площадке в 1927 году по подряду на своей подводе щебень с берега Двины возил.

Километр дорога идет вдоль болот, тянущихся слева до деревни Ксты. На окраине деревни так же стоит нежилой двор с сараем, где, говорят, замаскирован еще один ДОТ (ДОТ Залесского №4). Все это мысли, не дай Бог кому рассказать - военная тайна. Местные конечно знают про ДОТы, но помалкивают, ибо длинный язык до Сибири доведет, будешь потом лет десять валить кедр лобзиком, а кедра там много...

За Кстами, в окрестностях которых после проверки боеготовности укрепрайона 1937 года было заранее оборудовано несколько огневых позиций для гаубиц (ныне на их месте з-д ОАО "Полоцк-Стекловолокно". Прим В.К.), въезжаем в лес по которому пробираемся со скоростью 30 км в час километра три.

Здесь уже начинается тыловой район ДОТов, которые по местным слухам тянулись до самой границы (что в реальности было далеко от действительности, глубина обороны на главных направлениях была 5 км. Прим В.К.).

"Лет 10 назад (1930-1932 гг. Прим В.К.) в пограничной зоне специальными частями были построены две сотни ДОТов. Военные строители очень старались соблюдать секретность: строительные площадки огораживались колючей проволокой, выставлялось оцепление, стройка маскировалась сетями, посадками деревьев и кустов, сооружения покрывались дерном.

Говорят, что все укрепления делались железобетонные, с поднимающимися из-под земли броневыми башнями с орудиями и пулеметами (в реальности поднимающихся башен не было, были бронеколпаки и пушечных ДОТов так же под Полоцком не было, кроме нескольких ДОТов с башнями от танков Т-26. Прим В.К.), входы закрывались бронированными дверями.

Так же слышал от местных, что под землей, в 3 этажа военными возводились казармы, госпитали, продовольственные склады и склады боеприпасов, амуниции (в реальности только часть ДОТов имела 2-ой нижний подземный этаж, казармы, госпитали и склады подземными не строились, было так же на линии обороны несколько убежищ ниже уровня земли для пулеметчиков. Прим В.К.)...

Кроме такого типа укреплений были и более простые подземные доты (в виде курганов) с пушками и пулеметами (на самом деле только с пулеметами. Прим В.К.). Эта укрепленная полоса шла вдоль всей польской границы, а в ширину была 15-20 км, например, у Полоцка она начиналась около Экимани и шла до границы"

(текст взятый в кавычки, последние 4 абзаца - это выписка из Дейниса, где он описывал как представляли укрепрайон местные жители. комментарии в скобках все равно помечал "Прим В.К.", чтобы хоть как-то сохранить стиль повествования от лица военного водителя).

По лесу еду не спеша, недавно была гроза, во время которой шквалистый ветер валил деревья. Здесь так же поперек не широкой дороги могут быть упавшие сосны, тем более, что на обочине дороги встретилась бригада ремонтников, монтер взбирался при помощи железных "когтей" на столб устранять обрыв телефонного провода случившийся из-за упавшего дерева...

Миновав лес заезжаю в военный городок Антовильно (ныне не существует), что перед Кутнянами. Здесь надо сгрузить пятьдесят лопат и кирок, слышал краем уха, как офицеры говорили, что солдат призывавшихся на сборы и колхозников будут привлекать для рытья противотанковых рвов, кажется укрепрайон в этом году расконсервируют...

Его законсервировали с заключением с Германией договора о ненападении и дружбе в 1939 году. В конце же 1940 года наши отношения с Германией стали портиться, ныне все более создается впечатление о близости войны...

Вокруг Антовильно глаз профессионального военного уже явственно видит полосу предполья укрепрайона. Здесь среди полей виднеются пологие холмы, я как военный знаю, что это замаскированные ДОТы. Местных к ним охрана не пускала. Ныне после ухода 9-го и 10-го пульбатов из под Полоцка на укомплектование Гродненского УРа ситуация с охраной стала тяжелой, людей не хватает. ДОТы порой приходится просто запирать, впрочем местные жители к ним подходить близко боятся, никому не хочется иметь неприятностей с НКВД... Недавно был трагический случай, был убит на посту солдат, охранявший один из ДОТов. Еще одно свидетельство надвигающейся войны, пожалуй о своих подозрениях по этому поводу я все же буду помалкивать, чтобы не загреметь за разговоры не идущие в русле политики партии...

На западной окраине Антовильно стоит неприметный сарай. Я видел такой сарай во время стрельб на полигоне в окрестностях Боровухи-1, в нем наверняка спрятан зарытый в землю ДОТ, венчаемый сверху танковой башней Т-26 с мощной противотанковой пушкой калибра 45-мм.

Что-то заболтался тут я с вами, машину-то уже разгрузили, надо ехать. Из Антовильно вывожу трехтонку в сторону небольшой рощицы и сворачиваю на шоссе направо.

На опушке этой рощицы спрятан подземный железобетонный командно-наблюдательный пункт с крепостным бронеколпаком ГАУ. (Из него чуть позже, 27-го июня 1941 года, майор Колоколов будет вести управление первым боем за Полоцк, в котором артиллеристы его 390-го гаубичного полка полностью уничтожат гитлеровский разведывательный батальон на подступах к мосту через Ушачку. Прим В.К.).

Мчусь через деревню Кутняны. Пересекаю мост через Ушачку. Кручу головой, высматривая мои любимые виды за годы проведенные за баранкой: слева - железная дорога и железнодорожный мост.

Прогремел по доскам моста, проехал Корчмы. Здесь притормозим, пересекаем узкоколейку, скоро Фариново, о приближении которого вещает красивая водонапорная башня на станции, видная издалека...

Но отвернем пока голову от башни назад направо, можем даже остановиться перекурить. Рассмотрим узкоколейку.

Как она здесь появилась? Дело в том, что в начале 20-х годов когда только была установлена железнодорожная связь с Польшей и Латвией, по завершении Гражданской войны в России, на станции Фариново был проведен узкоколейный путь, для перевалки грузов с польской стороны в советскую (связано это было с тем, что поляки у себя после революции перешили жд пути под европейскую ширину колеи. Прим В.К.). На станции Фариново происходила перегрузка грузов в наши вагоны или в польские.

Позже Фариновский пропускной пункт был закрыт, вместо него был открыт пункт пропуска на станции Столбцы под Минском для осуществления грузооборота с Польшей и в 1934 году на станции Бигосово для пропуска грузов в Латвию и обратно. Таможня, соответственно, так же была переведена на новые пункты пропуска...

А узкоколейка, звенья которой были в свое время выделены из запасов Полоцкого жд батальона, до революции базировавшегося в Задвинье, так и осталась в Фариново. Звеньев было много, а людей было мало. Помним, что в 20-е годы прошлого века Полоцкий район был наименее населенный из районов БССР (поляки в Советско-польскую войну людей поубавили), поэтому звенья узкоколейки по хозяйски передали в лесное хозяйство. Ее переложили от станции Фариново к реке Ушачке, чтобы с берега транспортировать сплавленный по реке лес прямиком к станции, где бревна перегружались в вагоны...

Под завывание коробки передач что-то меня стало клонить ко сну, надо бы котелок на крючочек за головой на задней стенке кабины повесить, чтобы тот болтался и задевая затылок не давал заснуть. У нашего водителя середина дня, а у меня за окном уже темно, что-то я сегодня поздновато до компа добрался, так что на станцию Фариново мы заедем в следующий пост. Пока же мы пересекли Ушачку и остановились за мостом сразу за узкоколейкой, как раз в том месте, где 27-го июня 1941 года наш 390-ый гаубичный полк раскатает в лепешку гитлеровский разведывательный батальон, там кстати ныне стоит памятный знак о первом бое...

Продолжение следует...

увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 06 Jun 2021, Sun, 21:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вчера продолжались работы по расчистке территории на месте будущего мемориала у ДОТа №43 Полоцкого укрепленного района в деревне Матейково. Одновременно велась поисковая работа. Поисковиками проверялась информация полученная от местного жителя о виденных им у входа в ДОТ №10, в шестистах метрах к югу от ДОТа №43, костях.

Ниже приведу небольшой фоторепортаж о ходе работ...

увеличить до 800x1200


увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800


увеличить до 1200x800
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 09 Jun 2021, Wed, 11:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Путешествие из Полоцка в Гродно веной 1941 года. ЧАСТЬ 3:

Напомню, мы примерно в мае 1941 года, проехали 20 км, пол дня в пути (ЗИС-5 машина не быстрая, в среднем по дорогам того времени 40 км в час), так как пришлось покрутиться по Полоцку, чтобы загрузиться, заехать в Антовильно на разгрузку, пересекли мост через Ушачку, въезжаем в Фариново.

увеличить до 1200x800


Да, кто не знает, из Полоцкого района мы выехали и въехали в Ветринский район

Вот и Фариново, небольшая деревенька выросшая из фольварка при станции участка железной дороги Полоцк-Седлец, введенной в эксплуатацию в 1907 году, аж до 11 дворов с 38-ю жителями.

Заезжая в деревню, сбавляю скорость, за машиной мчит мальчонка на велосипеде, стараясь ее обогнать, надо поддаться пацану... Вскоре притормаживаю, объезжая ямы на дороге, пацан обгоняет меня по обочине, показывая дразнилку. Улыбаюсь, пусть рассказывает друзьям что он быстрее машины гоняет на велике...

Проезжая деревню приходится основательно попыхтеть, крутить баранкой из стороны в сторону, объезжая ямы, груз в кузове гремит подпрыгивая на ямах и ухабах. Дороги после прохода войск в 1939 году (возвращение Западной Белоруссии в состав БССР) были разбиты техникой.

(Позже наши дороги добьют артобстрелом и немцы колоннами своей техники летом 1941 года, после чего они видимо в таком состоянии и останутся... В наше время дороги на полочине характеризуются японским термином "тояматоканава")

Сверну к станции, лейтенант Зайцев в Полоцке торопил, мол надо успеть ко времени в Антовильно, поэтому не успел в Полоцке купить что-нибудь почитать в пути. Заеду на станцию, куплю журнал...

Возьму "Крокодил", посмеемся. Был только апрельский номер, майский еще не привезли. (Журнал взят из поста сообщества "Красный "КРОКОДИЛ" ., Прим В.К.).

На заборе висит афиша, сегодня вечером приедет кинопередвижка, будет крутиться для колхозников классная комедия 1938 года "Волга-Волга"

увеличить до 1200x776


( В цвете комедию можно посмотреть здесь, на мой взгляд лучшая довоенная комедия, рекомендую
https://www.youtube.com/watch?v=1gznvOzvtf4)

Всегда, когда проезжаю Фариново любуюсь новой красивой жд станцией и водонапорной башней.

(Поясню, почему "новой". Дело в том, что к 1941 году строениям на станции Фариново было чуть более 30 лет и всем они казались образцом продуманности и современности. Так же "новый" мост по улице Максима Богдановича в Полоцке, построенный по отношению к современности более 30-ти лет назад, для меня и многих жителей Полоцка будет в сознании оставаться "новым", пока не построят мост новее...)

У станции свежевыкрашенные деревянные дома построенные в начале ХХ века в едином стиле по единым проектам с изумительными элементами самобытной архитектуры. Местные их по прежнему называют казармами, не смотря на то, что в них ныне живут семьи железнодорожников.

(Николаевская железная дорога в преддверии Первой Мировой войны строилась для развертывания войск и обеспечения мобилизации, а призванных в армию надо где-то разместить перед отправкой на фронт, поэтому на станциях были возведены казармы. Прим В.К.).

Купив журнал пройдусь по перрону в сторону башни. На путях отфыркивается "овечка" (паровоз серии ОВ), готовится заправлять котел водой, подкатив к колонке. Рабочие закидывают в тамбур дрова со штабелей на противоположной стороне путей...

увеличить до 1200x529


увеличить до 1200x1108


увеличить до 1200x1062


увеличить до 900x1200


увеличить до 1200x900


Башня мне всегда нравилась, однажды даже удалось со знакомым железнодорожником по винтовой лестнице забраться на ее верх, обозреть окрестности с высоты. Но сейчас вход в нее заперт, посторонним туда доступа нет, военные запретили, ибо с башни можно увидеть предполье укрепрайона за Ушачкой...

(В наше время от башни остался только заросший травой фундамент.
Всему причиной проклятая война. Ранее я уже не раз писал о судьбе башни, для тех кто пропустил материал повторю, тем более что события связаны с подвигом:

Во время войны в разгар боев на оборонительном рубеже Полоцкого укрперайона у д. Кутняны 4-6 июля 1941 года на фариновской водонапорной башне немецкое командование расположило командно-наблюдательный пункт, с которого корректировался огонь артиллерии по переднему краю обороны наших войск и осуществлялось руководство штурмом передовых ДОТов.

Наши довольно быстро разобрались, что башня имеет важное значение и попытались ее разрушить навесным огнем гаубиц. Немцы в своих донесениях за 4-5 июля 1941 года часто жалуются, что русские обстреливают их командный пункт. Попасть в такую цель, не видя ее, с расстояния 5-10 км не так то просто. По довоенным расчетам для поражения цели требовалось 20-25 снарядов (то есть целый грузовик), а у наших артиллеристов их было не так много, как хотелось. (Снаряды были на складах под Полоцком, а машин было мало, да и немецкая авиация гонялась за каждой из них с каким-то остервенением - немцы были в ярости от того что их планы по быстрому захвату мостов у Полоцка срывались).

Тогда лейтенант Демидов со своим расчетом подцепил свою гаубицу к арттягачу, выехал в наглую в открытое поле на прямую видимость фариновской башни и с 2-3 выстрелов прямой наводкой завалил ее вместе с командным пунктом. После этого жалобы от немцев об обстреле командного пункта прекратились, по причине исчезновения такового. По выполнении задачи расчет Демидова стал цеплять орудие к тягачу и был уже готов ретироваться, однако немцы накрыли их залпом из минометов. Лейтенант Демидов был смертельно ранен и вскоре умер. Похоронили героя у кольца у дороги ведущей во вторую Боровуху и Россоны. Прим. В.К.)

...Постоял у башни, прогулялся по гранитным бордюрам перрона станции и привокзальным улочкам.

(Здание вокзала начала века сохранилось до наших дней. Увы от него железная дорога отказалась. Ныне фариновский вокзал переделали в церковь. Я не в восторге от таких архитектурных опытов, все это выглядит "низким сортом" и свидетельствует о бедности - нет денег содержать станцию, нет денег построить церковь, но как есть, хоть не превратили в развалины и на том спасибо... Прим В.К.)

Пора ехать, вывожу машину от станции снова на шоссе, сворачиваю налево, справа на западной окраине деревеньки виднеется озерцо Зайково, бабы на мостках живописно полощут белье.

(На берегах этого озерца летом 1941 года наши артиллеристы накроют артогнем расположившихся здесь бивуаком гитлеровцев, Прим. В.К.)

За Фариново снова лес, промелькнули Рогачи. Скоро не доезжая Ветрино слева у Пашутино появится Ветринская МТС. Хочу заехать туда, друг Васька обещал поменять зеркало заднего вида снятое им с переданного в МТС национализированного в Западной Белоруссии панского Форда на башмаки для дочки: моя Варюха подросла, ей они малы, а его Аленке будут как раз.

Познакомились мы с Васькой в Боровухе, еще во время призыва на сборы в 1939 году, как раз накануне похода в западную Белоруссию, только Васька после сборов вернулся в родной колхоз, а я решил остаться в армии - паек больше, стабильность, паспорт опять же получил... Потом оказалось, что наша часть - шефы колхоза под Ветрино, который обслуживала и МТС, где работал Васька, так дружба и продолжилась...

(В период организации колхозов была широко распространена практика шефства воинских частей и городских организаций над колхозами. Шефы помогали колхозам во всех работах на полях, создавали кузницы, снабжали материалами, вели политическую и просветительную работу. Благодаря политотделам, помощи городов работа и жизнь в колхозах налаживалась и к концу 30-х годов в колхозах был порядок, благосостояние колхозников улучшилось, стали хорошо зарабатывать, не требовали помощи рабочей силой от шефов. Росла культура на селе, проводилась ликвидация неграмотности, создавались избы-читальни, колхозные клубы, стала развиваться самодеятельность, стенная печать, местами стали создаваться радиоузлы, появились кинопередвижки... Из Воспоминаний Дейниса И.П.)

На МТС, заехав за сарай, мы зеркало и прикрутили.

Вообще Ветринский район был раньше приграничной зоной и до конца 1939 года здесь так просто разъезжать было нельзя. Хорошо, что границу отодвинули, можно теперь хоть свободно к приятелю заехать, без бюрократии с пограничниками...

(Если в Полоцке в силу близости границ от города действовал пограничный режим III зоны, то в Ветринском районе находившемся на самой госгранице – I зоны.

Граница охранялась часовыми, секретами, патрулями и конными разъездами пограничных войск. Граница была разделена на участки. На каждом участке была застава. На въезд в эту зону нужно было иметь пропуск и приехавший должен был явиться на заставу и доложить, где будет находиться и до какого времени. В этой зоне действовал комендантский час, во время которого запрещалось хождение и езда. Приехавший об этом предупреждался и ему говорилось, что в случае встречи с патрулем или секретом, может быть дана команда "ложись", в случае невыполнения этой команды, открывался огонь. При себе всегда надо иметь пропуск и удостоверение личности.

В Полоцке режим был несколько проще, одно время тоже был комендантский час, но потом был отменен. Для въезда в Полоцк надо было иметь пропуск, в поездах и на дорогах у города проверялись документы. С введением паспортов в 1932 году у всех местных жителей в паспорте была пометка о приписке в пограничной зоне и пропуск не требовался для въезда в город, всякий приехавший в город по пропуску должен был явиться для регистрации в пограничный отряд, а хозяин дома или квартиры заявить в погранотряд до 12 часов ночи, что у него остановился приехавший... Из Воспоминаний Дейниса И.П.)

увеличить до 1200x900


увеличить до 1200x800


Продолжим путь, въезжаю в Ветрино...

О Ветрино так же есть что рассказать и не мало, посему по нему мы проедем в следующем посту...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Komissarov VL



Зарегистрирован: 02.02.2011
Сообщения: 1725
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 10 Jun 2021, Thu, 12:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Слишком часто меня просили набросать общую Карту Полоцкого укрепленного района, которая позволила бы оценить масштаб полоцкой крепости образца 20-30-х годов прошлого века.

Представляю пока еще незавершенную Карту, на которой обозначены Полоцкая предмостная позиция 1927-28 годов постройки, основная линия укрепрайона 1930-1932 годов постройки и Ветринского опорного пункта 1938-39 годов постройки, без опорных пунктов в районе Верхнедвинска.

Карта еще не вполне завершена, буду еще думать, как вписать номера сооружений и краткую справку по их истории и обороне...

увеличить до 800x1200
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Фортификация и военная история -> Советская фортификация 1930-х гг. Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 47, 48, 49 ... 71, 72, 73  След.
Страница 48 из 73

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы