Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Брест. Ж/д вокзал

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Брестской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 28 Nov 2010, Sun, 21:30    Заголовок сообщения: Брест. Ж/д вокзал Ответить с цитатой

брест
брестский вокзал
Брестский вокзал роскошен. И таким роскошным он был всегда, хоть и менял лицо за 120 лет трижды. Первый поезд пришел в Брест в 1869 году из польского Тересполя. Поезда же до Москвы стали ходить в 1871-м. Причем построена была дорога Москва – Брест за 18 месяцев! Товарно-пассажирский поезд № 1 шел по этому пути почти 80 часов, останавливался каждые 20 километров для заправки водой и дровами. Уже к 1873 году Брест работал на четыре направления. Сегодня их пять. Кстати, и пять станций. Та, на которой вокзал, называется Брест-Центральный.
Когда стало понятно, что вот-вот в Российскую империю пойдут поезда прямо из Парижа, решено было построить здание вокзала. Такое, чтобы перед Европой не стыдно. В 1882 году решили, а в 1886 открыли в присутствии императора Александра III.
Это был огромный средневековый замок с четырьмя башнями (водонапорными), многочисленными арками и изящными зубцами. Здание стояло словно на острове – с двух сторон к нему шли железнодорожные пути. Отопление – водяное. Полы паркетные – для пассажиров 1-го и 2- го классов, дощатые – для 3-го и асфальтовые – в подсобных помещениях. Впервые на российских железных дорогах именно на Брестском вокзале появилось электрическое освещение – 160 лампочек по 20 свечей было установлено в залах и на перронах и 12 фонарей по 50 свечей разгоняли мрак на привокзальной площади. Автор календаря–справочника «Брест за 1913 год» был уверен, что несколько первых лет своего существования Брестский вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству».
Только простояла эта красота чуть больше тридцати лет. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, отступающие русские войска этот замок начисто разрушили, чтобы врагу не достался. А в 1919-м в Брест вошли поляки. Они быстро начали перестраивать широкую колею на узкую. Через год поляков выгнала Красная Армия и за неделю перешила большую часть путей обратно: с узкой на широкую колею. Но красные простояли в Бресте всего 18 дней, после чего опять пришли поляки. Переименовали город в Брест-над-Бугом и сделали его центром одного из своих воеводств. А так как в то время на железной дороге работала примерно пятая часть населения Бреста, кадры менять не стали. Но людей на ответственных должностях (как, к примеру, машинистов) принуждали принимать католицизм. Иначе – увольнение. Поляки вокзал отстроили на свой вкус. По объему вроде здание осталось прежним, но имперскую мощь и имперский шик утратило.
В 1939-м Брест вошел в состав СССР. Опять стали перешивать колею. До вокзала руки не дошли. 22 июня 1941 года гитлеровцы заняли вокзал. Но еще 9 дней железнодорожники держали оборону в подвалах здания. Про Брестскую крепость знают все. Про великое мужество брестских железнодорожников – почти никто. Подвалы вокзала, сделанные еще при первом строительстве, представляли собой сложнейший лабиринт с несколькими выходами. И ничего фашисты не могли сделать, пока просто не затопили подземелье водой. Кто знал о секретных выходах – спасся, но большая часть брестских защитников погибла. Останки некоторых были найдены при перестройке вокзала в конце 50-х. Во многие помещения уже лет 60 никто не входил.
Новую, гордую жизнь станции Брест-Центральный дал Климент Ефремович Ворошилов. Маршал побывал в Бресте в 1949 году и понял, что с таким «лицом» страна-победитель жить не может. И за Брестский вокзал принялась вся страна. . Построили новое здание сержантского и рядового состава с агитпунктом на третьем этаже и билетными кассами на первом, появилась пристройка к главному зданию — таможенный зал и зал для интуристов.
Одну идею дал скульптор Евгений Вучетич (автор «Воина–освободителя» в берлинском Трептов–парке) Он был на вокзале проездом. Скульптор предложил убрать тяжи, скреплявшие стены вокзала, а взамен по всему периметру сделать пояс из армированного бетона. Благодаря такой переделке центральный зал ожидания стал просторнее и красивее.
Во время этой реконструкции использовались самые разные горные породы — гранит, гранодиорит, мрамор из месторождений Грузии, Карелии, Урала, Украины. Цветовая гамма настолько разнообразна, что холлы и залы вокзала можно рассматривать как необычный музей минералов. В результате воздвигли одну из жемчужин сталинского классицизма: со шпилем, колоннами, люстрами и высокими окнами. Вокзалом все горожане гордятся, а служители холят его и лелеют. Хоть и считают, что пора делать капитальную реконструкцию, первым пунктом которой станет снос ненавистной «стекляшки».
Вокзал построен буквой П. И вот в середине этого П росли отличные розы. И в этих розовых кустах сидели в ожидании поезда солдатики: больше негде было. А Брест – не пустыня Сахара, здесь дожди случаются и даже снег. И кому-то стало солдатиков жаль – построили над розарием крышу. Вышло совсем отвратительно: сидеть в розах под крышей оказалось невозможно – получился сильнейший сквозняк. Тогда на месте розария быстро поставили павильон -«стекляшку». «Стекляшку» уже много лет все ненавидят, потому как смотрится она, врезанная в вокзал, как помятая пластмассовая клипса к бриллиантовому ожерелью.
Так поличилось,что на Брестском вокзале военных любили и из-за них уничтожили гордость вокзала – розарий. А любят потому, что на время правления Брежнева приходится оживленная эпоха Брестского вокзала. До 4,5 миллиона пассажиров в год! Потому как тогда в половине Европы стояли не войска НАТО, а наши родные. И Брест, а точнее его вокзал, был для военных почти домом родным. Причем тем домом, где деньги лежат. Именно на вокзале существовал особый зал, где военнослужащим, возвращавшимся из Германии, Польши, Чехословакии, выдавали заработную плату за несколько лет. Конечно, мимо таких сумм не могли пройти лихие люди. И бывало, что под утро явится в комнату дежурной плачущий полковник с историей про коварную деву, которая черт знает что подсыпала в брудершафтную чарку солидному и усталому от службы человеку. К таким жертвам на вокзале относились с пониманием и всегда отправляли до дому.
А однажды к дежурной по вокзалу вошла прекрасная женщина. Она искала мужа-офицера, неделю как пропавшего по дороге к родному Челябинску. Работники вокзала мужа нашли сразу, в ресторане «Брест». Положили к ногам красавицы. Как она кричала и била об гуляку казенные вазы! И никто ее не попрекнул, а побоище помнят до сих пор.
Само собой разумеется, что вокзал не только был свидетелем важных исторических событий, но и людей повидал немало. Вскоре после открытия здания, 29 августа 1886 года, император Александр III и его сын Николай встречали на вокзале наследника германского престола принца Вильгельма. В 1900 году по дороге в Германию здесь останавливался Ленин. Бывали здесь Клим Ворошилов, Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Петр Машеров, Сергей Смирнов, Валентина Терешкова. Хрущев и Брежнев, а также президент Франции Жорж Помпиду. Александра Пахмутова, Михаил Ульянов , Людмила Зыкина, Петр Климук и Юрий Лужков ... Некоторые промчались мимо, оставив только имя в воспоминаниях горожан. Иные, как экзотичный руководитель Северной Кореи Ким Ир Сен, – имя на карте. Для бронированного состава Ким Ир Сена за сотню километров от Бреста с путей были убраны и спрятаны в тупиках все прочие поезда. И проложена тайная дорога для выезда с территории вокзала. Она до сих пор в народе называется дорогой Ким Ир Сена.
В 1992 году через вокзал проследовало 9 миллионов 534 тысячи человек, в 1993–м — около 11 миллионов 310 тысяч! Веселых историй было немало. Однажды пограничники не разрешили выезжающей в Германию семье взять с собой попугая. Расстроенная владелица отнесла несчастную птичку к дежурной по вокзалу. Та — домой, где попугай вдруг заговорил: «Тоша Радаев — красотульчик! Дайте ложечку кашки!» Словоохотливый Тоша пожил некоторое время в Бресте, пока хозяева не получили разрешение на его вывоз.
Увы, сейчас пассажиров проходит через Брест сегодня значительно меньше четырех миллионов.. Но Белорусские железнодорожники ценность свою осознают. Только музеев железнодорожных в городе с 300-тысячным населением – четыре. Экспонатами Музея железнодорожной техники (а проще – музея паровозов) пользуются съемочные группы всего СНГ. Есть музей вокзала
В 1993 — 1994 годах вокзал опять обновился. Правда, частично. Польская фирма–мастерская по реставрации памятников старины запросила 1,5 миллиона долларов, однако Белорусская железная дорога смогла выделить лишь чуть больше миллиона, и некоторые необходимые работы пришлось исключить. Именно тогда возник вопрос о смене советской символики. Споры разгорелись нешуточные, но в результате решено было оставить символ эпохи. Новую звезду изготовили в реставрационных мастерских Варшавы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Брестской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы