Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Раков

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Минской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 12 Dec 2010, Sun, 0:45    Заголовок сообщения: раков Ответить с цитатой

перед посещением музея в ракове нарыл следующее

Раков

Первое упоминание о Ракове в письменном источнике относятся к 1465 году, когда король Казимир Ягеллончик подарил его одному из Кежгайлов. Затем им владели Сангушки, Огинские и другие магнаты. В 1686 году здесь облюбовали себе место доминиканцы, с 1702 года – орден базилианов. В 1793 году здесь была построена униатская церковь, которая в переделанном виде сохранилась до наших дней (сейчас это Свято-Преображенский собор). О древности Ракова свидетельствуют стоянка эпохи неолита, городище со следами жертвенного алтаря и большой курган. Раньше тут было раковское графство. Его последним хозяином был композитор Михаил Огиньский. Здесь он написал свой полонез “Прощание с родиной”.
Город, село, деревня - это топографическое обозначение населенного пункта, и только. А когда говорят - местечко, сразу представляется что-то уютное, камерное, патриархальное, где вкусно пахнет хлебом и кудрявятся над крышами дымки. Это не населенный пункт - это уклад жизни, определенный менталитет, это ностальгия по временам, которые никогда не вернутся. В далекой древности город назывался - "место", а небольшой городок - "местечко". Существует классификация: были местечки частновладельческие, церковновладельческие и "госпадарские" или княжеские. В 1938 году Президиум Верховного Совета БССР упразднил это название, а местечки стали называться просто и утилитарно - поселки городского типа. А Раков и вовсе "понизили" до деревни. Историческая ирония этого события заключается в том, что Раков, известный как поселение с XV века (некоторые исследователи считают, что поселение существовало здесь лет за 100 до письменного упоминания), через полтора столетия стал настоящим городом, а затем и вовсе центром, столицей графства магнатов Огинских. И вдруг - "статус" деревни! Но Янушкевич этому рад. Он считает, что сделав городок деревней,его забыли-у здесь остались нетронутыми кладбища, не разрушали старые дома и не строили панельные “хрущевки”.
Расцвет Ракова был 70 лет назад . Как столицы польской, да и вообще европейской контрабанды. Новая жизнь у зажиточного Ракова началась по Рижскому мирному договору 1921 года. Раков стал приграничным польским местечком. На фотографиях вместо нынешнего сельсовета - двухэтажный торговый центр. Огромный, из красного кирпича. Старики вспоминают, какого труда стоило на послевоенных субботниках его разобрать.
- В Ракове жила пани Федоровичева. В письме 1914 г к ней обращаются "ясновельможная пани". Такое обращение - только к князьям. А пани Федоровичева сего почтения удостоилась за свою коптильню. На нее работал целый раковский рынок. И своими колбасами и копченостями она держала Берлин, Дрезден, Варшаву. До 1939 года самая уважаемая краковская колбаса была из Ракова!
Старые виды Ракова пугают - так все непостижимо изменилось. Здесь же дома стояли, как старые прусские особняки, что еще сохранились в Калининграде. Здоровущие, с выносными балками. Центральная улица набита лавчонками и ресторанами, словно перезрелый гороховый стручок.
В 20 - 30-х годах минувшего столетия Раков гремит фокстротами. Свои оркестры играют едва ли не в каждом ресторанчике. А таких здесь ни много ни мало почти сотня. И работали они день и ночь. Клиентов всегда хватало. Как и покупателей у 134 магазинов. Даже публичные дома были. Золото ведь через границу ходило в ту пору едва ли не возами. И часть его оседала. А когда оно оседает, оно ж на карман давит...
Уже позже, после войны, раковляне часто клады находили. Здесь каждый что-либо прятал. Ведь перед самым началом войны многие и вещи упаковать успели - на август 1941 года планировалась депортация раковлян-контрабандистов в Сибирь. Негоже людей неблагонадежных у западных рубежей иметь. Но не успели. Да и еврейских скарбов здесь много было...

Заветная книжица - Эту книгу первый раз я увидел у своего дядьки в Польше в 1972 году, - Феликс Янушкевич листает истлевшие страницы. Настрой в ней антисоветский, а в ту пору такая литература слишком дорогого могла стоить. А между тем - это единственное художественное произведение, где есть подробное описание довоенной местечковой жизни. Здесь есть каждая раковская тропинка, каждый дом. Это самая знаменитая книга о Ракове, роман Сергея Песецкого "Любимец Большой Медведицы". Она немало переиздавалась за рубежом, но у Янушкевича хранится редчайший экземпляр - издания 1937 года, на аутентичном языке того времени. С предисловием польского писателя Н.Ваньковича. Это "повесть-дневник контрабандиста, приговоренного к смертной казни, написанная на 11-м году тюрьмы". Родом Песецкий был из Смиловичей. Участвовал в антисоветских формированиях. Позже осел на польской территории. В Ракове.
Он работал на все разведки. Конечно, его деятельность закончилась естественным образом - он просто запутался. Да и по природе своей он не служака был. А вот то, что через границу контрабанда идет возами и что на этом можно разбогатеть, быстро смекнул. Чего тут только не творилось. Хлопцы-контрабандисты, которых нанимали товар через границу переводить, сами же на этот товар налеты устраивали. Инсценировали нападения.

Наш герой, шустрый малый, остановил всю контрабанду на границе Столбцы - Радошковичи. Как теперь говорят - сам стал контролировать этот участок. Банда его была самой серьезной на границе. Сокровища свои они прятали в дуплах деревьев, закапывали. За ним охотились и Советы, и поляки, за его поимку была назначена солидная сумма. На него таило обиду и местное население, которое он фактически лишил заработка. Они-то скорее всего и сдали его. Песецкого посадили в Польше в тюрьму, в которой люди гнили заживо. По всем расчетам, он просто должен был там умереть. Но он выдержал 11 лет. Потом по ходатайству Ваньковича парня перевели в Гродно, в обычную тюрьму. Освободили его немцы, когда началась война. А он сделал финт, связался с польской Армией Крайовой и возглавил отдел по уничтожению коллаборационистов. Уже после войны он принудил немецкого летчика приземлиться в Швеции. До 1964 года в английской разведке считался специалистом по Востоку. Издал множество книг. Про него сняты многосерийные фильмы в Италии и Швейцарии. Книги изданы на многих языках мира.
Впрочем, здесь это всего лишь фигура, сильно повлиявшая на ход местечковой жизни. После поимки Песецкого все стало на свои места. Все по-прежнему работали с контрабандой. Но уже спокойно. В первую очередь переводили людей. Оттуда. Белых офицеров, их семьи. Это был хороший доход. И самый дорогой бизнес. Тут работали специалисты высшего пилотажа. Пройти на козьих ножках для них – шутка.Так же контрабандными статьями были спирт, наркотики, мануфактура, меха и золото.
Местечко было широко известно еще по знаменитым ярмаркам - две конских и большой базар по понедельникам. "Привилеи" на них выдал еще король Август III - по этим "патентам" они и работали до самой войны.
Сейчас Раков- деревня. О былом величии можно судить по архитектурным памятникам:
--костел Матери Божьей Ружанцовой и Святого Доминика(1904). Костел является архитектурной и смысловой доминантой Ракова, определяет силуэт и структуру этого местечка. Здание построено из желтого кирпича в стиле неоготики. Несмотря на полное соответствие этому архитектурному стилю - и контрфорсы, которые окружают костел, и окно "роза", и стрельчатые окна, и основной портал - он производит гораздо более основательное впечатление, чем требуют законы жанра. Пожалуй, архитекторы и строители учли особенности местной жизни, основательность всего уклада, характеры местечковых жителей, вот и получилась этакая сугубо раковская готика. В костельную ограду вмурован камень с таинственными знаками. Одни утверждают, что это рунические письмена, другие – что это обыкновенная мистификация. Камень находится в южной части ограды, около деревянного здания конца XVIII века.
--Спасо-Преображенская церковь (бывший доминиканский костел, хотя об конфессиальной принадлежности его до сих пор ведутся споры).Брама-звонница перед Спасо-Преображенской церковью поставлена в конце XIX века в честь отмены крепостного права в 1861 году.
---Перед въездом в Раков, рядом с криничкой, находится небольшая капличка Матери Божьей.
Раков – одно из шести мест в Беларуси, которое посетила Святая Дева Мария. В подтверждение тому есть история о чудесном прозрении слепого старика почти двести лет назад. Тому было дано услышать во сне голос Святой Девы, который приказал ему идти на восток, остановиться возле большого дерева и перекопать немного земли. Повиновался он. И забил в том месте – на окраине Ракова – родник. Омыл старец свое лицо – и прозрел. И первое, что он увидел, была икона Пресвятой Богородицы, от облика которой исходил небесный свет. На том месте установили деревянную часовню. И каждый месяц, начиная с Пасхи до середины сентября, туда шли крестным ходом. В 50–60-е гг. под "мудрым руководством" партии в Раковском приходе уничтожили 6 церквей. Тогда же исчезла чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Местные вандалы уже в конце 80-х сожгли деревянную часовню, а прихожане на святой кринице построили новую, каменную. И повесили табличку с цитатой из Послания св. апостола Павла к галатам: "З Бога не насмяешся" Гал. 6.7". Сделанный химический анализ открыл тайну святой водицы - в ней оказалось невероятное количество ионов серебра.
-- в низине у реки на въезде в поселок протестанты построили молитвенный дом. Верующие ХЕВ (церковь христиан веры евангельской официально существует в Беларуси с 1992 г., раньше назывались "пятидесятники") через газету "РакаЎскi шлях" называют своими предшественниками Франциска Скорину как вольнодумца, автора неканонизированного перевода Библии, а также Сымона Будного и Василя Тяпинского, которые в ХVI в. эту Библию издавали
-- часовня на польском кладбище – памятник архитектуры ХVIII века.
--На месте бывшей синагоги, сожженной в 1942 г. фашистами вместе с людьми – 950 человек, – установлен памятный знак – дерево с обрубленными стволом и сучьями . Памятник установлен в 1955 г., один из первых подобного рода на белорусской земле.
-- на въезде в соседнюю деревню, где по всем христианским канонам должен был стоять крест – защитник сельчан от всяческих напастей, на закате эпохи атеистического беспредела установлен черный монумент, огороженный слоновьими цепями – ну прямо, как на Черной речке в Питере или у горы Машук в Пятигорске. На нем выгравировано: "Здесь, в деревне Выгоничи, в 1821–1822 гг. жил декабрист А. Бестужев (Марлинский)". А по сути – увековечили факт светской хроники: лейбс-капитан гвардейского драгунского полка Б., он же член петербургского Общества любителей русской словесности, находясь на маневрах в западных областях, задержался в гостях у своей возлюбленной, княгини Г., в ее родовом поместье. Кривое зеркало исторической памяти...

в Ракове, насчитывающем 2,5 тысячи жителей, работают... три музея: краеведческий в школе, полиэтнической культуры в доме известного белорусского литературоведа зав. кафедрой Минского педагогического университета (он же – редактор-издатель газеты "Ракаўскi шлях") В. Рагойши и художественный, принадлежащий семье Янушкевичей – отцу и пятерым его сыновьям, отмеченным недюжинными творческими способностями.

Экспозиция музея полиэтнической культуры Раковщины, который основал доктор филологических наук, профессор БГУ Вячеслав Рагойша и в собственном доме, является уникальной. "полиэтническая"- потому,что местечки всегда были феноменом в смысле добрососедства различных наций, вероисповеданий и языков. Как правило, благополучно уживались рядом евреи, поляки и белорусы. Русские тоже, но в гораздо меньшем количестве. К примеру, в Ракове русскую речь впервые услышали после войны, когда в местечке стали оседать беженцы. Вячеслав Рагойша вспоминает, как он был удивлен, услышав в детстве слово "папа". Папой они называли не отца, а хлеб. Такой симбиоз и привел к образованию уникальной, неповторимой местечковой культуры. Музей небольшой - занимает одну комнату. Основной упор в построении экспозиции сделан на вклад Ракова и Раковщины в художественную литературу и филологическую науку, театральное и киноискусство. И вклад этот действительно выдающийся. Например, один из уголков посвящен неординарным шляхтичам, владельцам Ракова с 1804 года - Марьяну и Казимиру Здзеховским. Особенно интересной личностью был Марьян - филолог, критик, публицист, профессор Краковского и Виленского университетов, член Академии наук в Кракове, основатель польского славяноведения. Перед самым рождением белорусского песняра Янки Купалы в Ракове жили его родители. Имена, так или иначе связанных с Раковом, - Винцент Дунин-Марцинкевич, Александр Бестужев-Марлинский, Сергей Песецкий, Элиза Ожешко, композитор Михал Грушвицкий и многие другие. . Да и сам Вячеслав Рагойша внес определенную лепту - он автор множества монографий и книг, в том числе и книги о Раковщине. По инициативе основателя этого удивительного музея, на Раковщине раз в два года проходят литературные чтения.

Про Янушкевичей- отдельная тема
(источники http://beltours.ru/ta-page_3966.htm, Н. СУСЛОВА http://www.poiskturov.by/cgi-bin/newspaper.cgi?t=text&date=20041223&id=332&f=a , С. ЛИЦКЕВИЧ,http://sb.by/post/29844/, М. ШЛЯФЕР "Туризм и отдых" №10 от 14.03.2002 г.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Минской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы