Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Минск. Пищаловский замок

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Минской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 23 Dec 2010, Thu, 23:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

давно хранилось, но разместить захотелось именно сейчас
думаю, надо искать Жодино


Пищаловский замок, Минск

Суровый монументальный облик сооружения с массивными угловыми башнями доминирует над окрестностями и навевает мысли о далёком средневековье и неприступных рыцарских замках той поры. Неслучайно же этот изолятор в народе называют «Белорусская Бастилия». И как это не удивительно, но сходство с печально известной парижской цитаделью действительно есть. Каким же образом в нашем родном Минске появилось столь своеобразное здание? Присоединение к Российской империи в начале XIX века привело к распространению классицизма - достаточно «скучного» архитектурного стиля, главная особенность которого заключалась в наличии перед входом портика с колоннами и треугольного фронта над ними. Современники называли ещё этот стиль «казарменным».
В то же время в Западной Европе в пику классицизму набирал популярность романтизм, английские и немецкие идеологи которого активно пропагандировали идею возвращения к средневековому искусству и архитектуре. За идеальный пример тут была взята готика - архитектурно-художественный стиль, господствовавший в европейских странах в XII - XVI веках. Её черты резко контрастировали с лаконичным приземистым классицизмом и пришлись по вкусу как стремительно теряющему своё влияние дворянству, так и молодой, далеко не всегда хорошо образованной буржуазии. Даже не имеющие своей овеянной рыцарскими подвигами истории американцы «заразились» романтизмом и начали активно скупать в Англии и Франции средневековые замки с последующим их разбором, перевозом на пароходах через океан для загородных резиденций .
Беларусь тут не была исключением. Возврат к готике навевал местной шляхте ностальгические воспоминания о славных «золотых» временах некогда могучего ВКЛ. В то же время сохранившиеся замковые и культовые памятники архитектуры в готическом стиле создавали впечатление преемственности поколений и придавали новой европейской моде сентиментальную ауру. Содействовал распространению готики в Беларуси также и тот факт, что в России средневековых памятников в этом стиле естественно не было, что как бы ещё раз подчёркивало её «культурную отсталость» от Европы в целом и белорусских земель - в частности.
Заслуживает настоящего уважения пример ряда белорусских помещиков, которые на этом массовом верноподданническом фоне не побоялись решительно отказаться от неустраивавшего их классицизма и заказывать архитекторам для себя усадебные дома целиком в неоготическом стиле. Безусловно, самый прекрасный из них был возведён в г. Косово В. Пусловским.
В середине 1820-х годов на юго-западной окраине тогдашнего Минска на естественной возвышенности началось строительство необычного во всех отношениях здания. В то далёкое время этот район именовался Романовским предместьем и был застроен преимущественно одноэтажными деревянными домиками. Тем более удивительным был дворец, который тут возводился.
Компактное трёхэтажное здание, прямоугольное в плане, имело по углам четыре массивные круглые башни, несколько выступающие за общий периметр. Как и положено крепостным башням, они возвышались над основным объёмом здания, являясь его основным композиционным элементом. Главный парадный вход был расположен в центре восточной стороны здания и обращён на бывшую улицу Серпуховскую (сейчас - Володарского). Желание архитекторов придать дворцу вид средневекового замка наложило свой отпечаток на декор фасадов здания. Он предельно лаконичен и носит чётко выраженный крепостной характер. Верхняя часть угловых башен с многослойным карнизом завершалась своеобразным атиком в виде крепостных зубцов. Подобный же многослойный карниз также проходил и по внешним фасадам, разделяя между собой второй и третий этажи здания. Узкие многочисленные окна (более 100) больше походили на бойницы. В башнях же окна имели круглую форму, так же как и плоские ниши, предназначенные для усиления общего декоративного решения. Особенность комплекса - некоторая удалённость его от улиц. Вероятно предполагалось создание тут небольшого парка, который был бы разбит вокруг дворца и прятал бы от глаз хозяев, а также гостей неэстетичные хозяйственные постройки. Ко времени строительства замка относится и окружающая комплекс стена с контрфорсами, но кроме них она не имеет больше явных неоготических декоративных элементов.
Проект создания столь своеобразного по тем временам для Беларуси дворца подготовил местный помещик Пищала, который владел недалеко от города небольшим местечком Городище. Отдалённо строение напоминает некогда знаменитый Геранёнский замок XVI века, только без внешних оборонительных укреплений .
В современной белорусской историографии, кстати, постоянно происходит путаница насчёт замка Пищалы - в некоторых источниках его называют лишь архитектором, построившим это здание, а в ряде книг - хозяином. Так или иначе, но именно фамилию данного человека увековечило это архитектурное сооружение, известное и поныне как Пищаловский замок. Многие даже считали его одним из самых прекрасных архитектурных шедевров Минска.
Какую цель преследовал Пищала, возводя себе столь оригинальный дворец, не известно. Вероятней всего, он просто хотел иметь самую необычную городскую резиденцию в Минске. Однако при этом любой здравомыслящий человек того времени должен был понимать, что местные российские власти не допустят существования в относительной близости от центра губернского города частного замка, который легко мог превратиться в центр нового шляхетского восстания в Беларуси (очередное, кстати, вспыхнуло в 1830-1831 годах). Поэтому нет ничего удивительного в том, что городской резиденцией Пищаловский замок пробыл недолго.
По иниативе губернатара и с согласия Петербурга здание было выкуплено у владельца и превращено в тюрьму или как тогда назывались подобные учреждения в Российской империи - «острог». Новые хозяева комплекса естественно полностью уничтожили внутренний интерьер дворца, приспособив его для своих нужд. Внутренняя перепланировка привела к появлению тут большого количества небольших комнат-камер. Уцелел всего один из нескольких парадных залов на верхнем этаже, где была устроена тюремная православная церковь. Очень пригодилась и свободная «парковая» территория вокруг Пищаловского замка, которая позволила руководству тюрьмы со временем значительно расширить его «жилую площадь» через возведение дополнительных, на этот раз самых обычных в архитектурном плане, корпусов. Кроме них в тюремном замке в XIX веке также размещались госпиталь, аптека, школа и несколько мастерских для заключённых.
Безусловно, в большинстве своём среди заключённых Пищаловского замка до 1917 года были осуждённые за различные уголовные правонарушения. Но, в тоже время, наличие на белорусских землях национально-патриотического движения, а также деятельность ряда революционных организаций приводила и к появлению в камерах тюрьмы и неординарных «постояльцев».
Так после подавления восстания 1863 года Пищаловский замок был переполнен арестованными повстанцами, часть из которых была тут же и казнена. Среди выживших оказался известный белорусский писатель В. Дунин-Марцинкевич и его дочка Камила, осуждённые за распространение революционных листовок и активную поддержку восстания. Пробыл В. Дунин-Марцинкевич в замке больше года - с октября 1864 по декабрь 1865 года и если верить легенде, то именно тут он задумал создание своей ироничной «Пинской шляхты».
Ещё одним знаменитым «гостем» Пищаловского замка стал в 1908 - 1911 годах Якуб Колас, который был осуждён на три года за революционные настроения и агитацию за преподавание на белорусском языке в местных средних и начальных учебных заведениях. Режим заключения, надо сказать, у него был не самый суровый, и молодой поэт продолжал тут создавать свои эмоциональные и лирические стихотворения для оппозиционной газеты «Наша Нива».
Дважды «посещал» Пищаловский замок поэт и политический деятель К. Каганец (в 1905 - 1906 и 1910 - 1911 годах). Именно он один из первых озвучил идею о создании независимой Беларуси, которая могла бы свободно развиваться и без активного вмешательства России или Польши. В 1907 году содержался белорусский поэт А. Гарун, который однако вскоре был отправлен в далёкую сибирскую ссылку.
В советские времена Пищаловский замок продолжал свою верную службу. Как и раньше кроме криминальных элементов камеры его пополнялись настоящими и мнимыми шпионами, «врагами народа» из числа белорусской интелегенции, «раскулаченными» крестьянами. Как это не странно, но ни в Первую мировую ни в Великую Отечественную войны он не был серьёзно повреждён, хотя и был естественно хорошо заметной целью, особенно для авиации. Более 170 лет Пищаловский замок выполняет возложенные на него государством обязанности.
Проблема - что делать с «состарившимися» тюрьмами - остро стоит перед большинством европейских стран. Возможных путей решения всего два - тотальная модернизация с коренной перестройкой или преобразование во что-либо более приемлемое. В отреставрированных тюремных зданиях открываются музеи, художественные выставки и даже гостиницы. Одним из ярких примеров может служить судьба парижской тюрьмы-музея Консьержери, где провела последние дни перед казнью французская королева Мария-Антуанетта. Превращён в музей оружия и искусства Замок святого Ангела в Риме, в камерах которого когда-то томились Б. Челлини, Д. Бруно и граф Калиостро. Никто во Франции и Италии даже представить себе не может, что эти прекрасные памятники архитектуры и истории должны использоваться сейчас только как тюрьмы. Тем более, что превращённые в музеи они приносят государству баснословный доход от посещения их туристами.
Конечно, Пищаловский замок по своей архитектурной и исторической значимости далёк от вышеперечисленных объектов. Но в довольно скучном в туристическом плане Минске он, безусловно, являлся бы одной из самых ярких достопримечательностей. Посетить его пожелали бы не только гости столицы, но и многие минчане. Тут может быть военно-исторический музей, для которого крепостная композиция здания очень бы подходила. Отдельно надо было бы воссоздать и камеры, где сидели известные белорусские деятели культуры.
(по материалам А. САМУСИКА)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
GlobusBelarusi
Site Admin


Зарегистрирован: 06.10.2008
Сообщения: 9364
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 24 Dec 2010, Fri, 19:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

аха писал(а):
давно хранилось, но разместить захотелось именно сейчас
думаю, надо искать Жодино

:)
...и :(
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Минской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы