Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Береза

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Брестской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 20 Jan 2011, Thu, 0:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

береза
В 1477 году это была деревушка. Значение ее начинает расти лишь после перехода поселения в ХVІ веке во владение крупных магнатов Сапег. Самой известной фигурой этого рода, происходившего из полоцких бояр, был, безусловно, Лев Сапега — канцлер Великого княжества Литовского (ВКЛ), один из создателей Литовского Трибунала и редактор Третьего Статута ВКЛ 1588 года — кодекса законов, по которым наши предки жили почти до середины ХІХ столетия.
К его четвертому сыну Казимиру Льву Сапеге, подканцлеру литовскому, и отошла Береза. При нем в 1648 году тут было начато строительство картезианского монастыря, ставшего со временем средоточием жизни Березы, которую впоследствии переименовали сообразно названию обители в Березу-Картузскую, или Картуз-Березу ( сейчас одна из двух ж/д станций в Березе называется Березой-Картузской). А двойное наименование города исчезло только в 1940 году.
Картезианский монастырь в Березе был единственным в ВКЛ представительством этого ордена, история которого, интересная и драматичная, заслуживает того, чтобы рассказать о ней хотя бы вкратце. .
Обитель картезианцев и ее создатель
Орден был основан св. Брюноном, выходцем из дворянского рода города Кельна. В Париже и Реймсе он учился теологии, затем 20 лет преподавал в различных монастырских школах, после чего на склоне лет решил отречься от мира. В 1084 году на юге Франции в гористой местности Шартроз (по-латински Cartusia) под Греноблем Брюнон с двумя единомышленниками основал пустынь, которая состояла из деревянной хатки и каплицы. Со временем это место получило название Большая Картузия. Орден был утвержден Римом в 1170 году, а его основатель много позже, в 1514 году, был канонизирован.
Устав ордена был чрезвычайно строг: он требовал от монахов исполнения обетов одиночества и молчания; молитвы и покаяния должны были сменяться обязательными занятиями духовным самоусовершенствованием, физическим трудом, особенно переписыванием книг, присмотром за садом, выращиванием лекарственных растений. Картезианцы значительно ограничивали себя в еде. У них не было даже общих помещений для трапезы. Монах-отшельник готовил себе пищу сам, получая продукты через особое отверстие в двери кельи, хитроумно сконструированное так, чтобы не видеть того, кто принес продукты. Выходить за пределы монастыря могли только считанные лица, занимавшиеся хозяйственным обеспечением обители.
Все это, вместе взятое, делало орден очень немногочисленным, если не сказать — элитарным. Упадок картезианцев приходится на конец ХVІІІ столетия, когда во время революционных событий во Франции была разрушена Большая Картузия под Греноблем и разграблены ее сокровища. От этого удара судьбы орден так и не смог оправиться в дальнейшем.
Что же касается фундатора Березовской обители картезианцев — Казимира Льва Сапеги, то в 1621 году он окончил Виленскую иезуитскую академию, позже был основателем кафедры права в академии и передал ей свое большое книжное собрание. Изучал право и дипломатию в Баварии и Голландии, затем посетил Францию и Италию. Активно участвовал в политической жизни ВКЛ в середине ХVІІ века. Казимир Лев Сапега, отличавшийся большой набожностью, был щедрым меценатом. На его пожертвования строились как католические костелы и монастыри, так и униатские храмы. Не случайно папа Римский Александр VІІ высоко оценил заслуги подканцлера перед Костелом, пожаловав ему и его потомкам титул князя Священной Римской империи.
Пожертвование Казимира Льва Сапеги картезинцам было, пожалуй, одним из самых значительных — 10 тысяч червонных злотых. Комиссия из руководства ордена выбрала для строительства монастыря место, отмеченное мистическим событием- тут произошло чудесное явление деревянного креста с изображением распятого Христа. По этой причине монастырь и его храм было решено освятить во имя св. Креста.
При закладке обители присутствовал папский нунций (посол) в Варшаве Иоанн де Торрес. Строился монастырь более 40 лет — с 1648 по 1689 год. Руководить строительством был приглашен итальянский архитектор, чье имя неизвестно. Многие исследователи считают, что этим мастером был Джованни Батисто Гислени, на протяжении 40 лет трудившийся тогда в Речи Посполитой.
Из отчета о строительстве , найденного случайно в куполе храма, видно, что сооружение громадного монастырского комплекса обошлось в итоге в 300 тысяч червонцев. Костел освятили в 1666 году, уже после смерти фундатора, останки которого были перевезены из Бреста в Березу и торжественно захоронены в южной стене костела при участии Жмудского епископа и родственника умершего — Александра Сапеги. Работы по украшению костела не прекращались до середины ХVІІІ столетия, и он по праву считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.
Монастырский комплекс включал в себя каменное здание костела, жилые корпуса, библиотеку, госпиталь, трапезную, аптеку, многочисленные хозяйственные постройки. Все это вместе с прилегающим обширным садом и водоемом было обнесено массивной каменной стеной с башнями и каплицей. Входом в монастырь служила монументальная брама с бойницами. Слева от нее стоял двухэтажный дворец Сапег. Брама вела во двор, на который выходили кельи рядовых монахов, обслуживавших монастырь. Во втором, меньшем по размерам, замкнутом прямоугольном дворе располагались кельи монахов-отшельников. Там же находились еще один сад и огород, порученные заботам садовника.
В дальнем углу большого сада был устроен пруд, в котором разводили рыбу для постного стола. В центре вымощенного камнем малого двора стоял колодец с насосом. Сам этот двор окружали коридоры-галереи, соединявшие 15 отдельных жилых корпусов монахов-отшельников. В каждом из таких корпусов размещались 3 небольшие комнаты: одна — для общих занятий, другая — для молитв, третья — для отдыха.
В костел монахи попадали через галереи, ограждавшие их от посторонних глаз. В костеле, накрытом медной крышей, было три нефа, а перед входом размещался восьмигранный притвор, выполненный на манер оборонительного барбакана. Главный фасад святыни был оформлен сдержанным барочным декором — пилястрами, нишами, фронтонами. Внутри здание храма делилось на две части: для рядовых монахов и прихожан с одной стороны и для монахов-отшельников — с другой.
Силуэт всего этого ансамбля разнообразных построек формировала восьмигранная башня-колокольня с фигурным куполом, приставленная к средней апсиде костела внутри монастырского двора. Она, возможно, выполняла и оборонительные функции, ибо ее мощные стены прорезали узкие окна-бойницы. Все ярусы ее были связаны винтовой лестницей внутри толщи стен.
Первые серьезные испытания выпали на долю монастыря во время Северной войны (1700-21).Считают, здесь встретились два союзника — русский царь Петр І и король польский и великий князь литовский Август ІІ Сильный накануне подхода войск их общего врага — шведского короля Карла ХІІ ( в летописи монастыря, равно как и в биографии Петра І, эта встреча двух монархов не значится). В апреле 1706 года под Березой шли бои между шведами и русскими войсками. После осады местечка Карл ХІІ пробыл в монастыре 2 дня. Уходя, шведы потребовали выкуп у монахов, а через 2 года вновь появились здесь, получив от картезианцев на этот раз серебряную церковную утварь.
Монастырь на протяжении почти двухсот лет существования (1648-1831) приобрел огромную земельную собственность, превратившись, по сути, в крупное феодальное поместье. Его владения увеличивались из года в год за счет купли недвижимости, благодаря все новым и новым пожалованиям, завещаниям магнатов и шляхты, дарам богатых жертвователей за предоставление места для их захоронения в крипте костела. Хотя по числу обитателей монастырь был совсем невелик (в нем проживало 14-16 монахов), тем не менее работало на обитель картезианцев около двух с половиной тысяч крепостных крестьян.
Монастырь ссужал деньгами тех, кто к нему обращался за финансовой помощью — будь то магнаты Радзивиллы, Пацы или простые шляхтичи, городские магистраты или мещане. Монастырское начальство вторгалось в ремесленную деятельность, прибирало в своих местечках к рукам торговлю солью, водкой, вином, пивом, медом, хлебом... Во владении монастыря находились 2 кирпичных завода, 2 лесопилки, кожевенный завод, 5 мельниц, 8 винокурен, заезжий дом, 7 корчем и прочее большое и хлопотное хозяйство.
Не прекращались бесконечные судебные тяжбы монахов с кредиторами, заемщиками, владельцами спорной собственности, на которую претендовал монастырь. Диву даешься той кипучей энергии, с какой отцы-картезианцы готовы были браться за любое дело, сулившее хоть какую-либо экономическую выгоду. И это при всей отрешенности от забот суетного мира, которую проповедовал строгий устав ордена!
После третьего раздела Речи Посполитой Береза оказалась в границах Российской империи. Количество монахов сократилось вдвое, до 6 человек, но монастырь кое-как продолжал жить, велись ремонты, укреплялись стены. Легендарные богатства обители, контроль над которыми явно ослабел, притягивают сюда, словно лакомый кусок, разного рода авантюристов, в том числе, как это ни парадоксально, и священнослужителей. Однако злоупотребления (а попросту говоря — факты воровства), выявляемые во время ревизий, так и не закончились ни разу наказанием виновных. После закрытия картезианских монастырей в Польше Березовская обитель оставалась последним действующим монастырем ордена на территории былой Речи Посполитой.
Готовясь к ликвидации монастыря, царские власти в 1823 году сфабриковали против него дело об участии монахов в восстании Тадеуша Костюшко (и это спустя почти тридцать лет после восстания!), однако доказательств явно не хватало — и дело замяли.
После восстания 1830-31 годов Березовскую обитель царские власти с большим для себя облегчением все-таки закрыли, передав ее собственность кадетскому корпусу в Полоцке. С того времени стали называть Березу не Картузской, а Казенной. При упразднении монастыря было зафиксировано 11,5 тысячи га земли, более 1000 крепостных крестьян и капитал в 60 тысяч рублей серебром. Остальное, очевидно, растеклось по бездонным карманам тех, кто явно не дремал, видя, как резко изменилось положение картезианцев, едва они оказались под сенью двуглавого российского орла.
Жилые корпуса отдали под казармы. Костел сделали приходским. Монахов разослали по другим монастырям. Сады с лечебными травами в одночасье оказались никому не нужными и с годами одичали; пруды без должной опеки вскоре начали зарастать; каменные здания, прежде ухоженные и блиставшие чистотой, ветшали на глазах. После восстания 1863 года сооружения монастыря и костела стали мало-помалу разбирать, используя кирпич для постройки новых казарм, в которых в конце 30-х годов ХХ века уже польские власти устроили концентрационный лагерь для политзаключенных Западной Белоруссии, печально известный далеко за пределами Березы своими садистскими условиями содержания узников, коих за пять лет существования лагеря было около 10 тысяч человек.
Процесс неумолимого разрушения бывшей огромной обители картезианцев продолжается до сих пор. От монастыря до наших дней уцелели лишь брама, башня-звонница и корпус госпиталя.
(источник Анатолий ВАРАВВА по материалам газеты "Путешественник")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Брестской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы