Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Маломажейково

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Гродненской области
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 04 Feb 2011, Fri, 1:32    Заголовок сообщения: Маломажейково Ответить с цитатой

Маломажейковская церковь
Храм оборонительного типа, который известен как Маломажейковский («Мурованка»), находится на южной окраине поселка Скрибовцы Щучинского района Гродненской области, в 3 км от деревни Маломажейково. Из-за отсутствия письменных источников и неточного датирования существовавших документов, в которых упоминалось поселение Мажейковщина, исследователи сделали ошибочный вывод о том, что эта укрепленная церковь была заложена в 1407 г. Более того, необычная форма здания, наличие высоких стройных башен дали им основание высказать предположение, что примером при строительстве Сынковичской и Маломажейковской церквей послужили мусульманские минареты.

Анализ исторических документов, сделанный Н. Иодков-ским в 1915 г., показал, что дата 1407 г. была фальсифицирована еще в 1648 г. Детальное изучение памятника, искусствоведческий анализ характерных черт и особенностей его архитектурных форм и деталей позволяют определить наиболее вероятное время возведения «Мурованки». Это первая половина XVI в. Судя по всему, церковь была построена между 1516 и 1542 гг. Она представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение размером около 15 х 13,5 м с высокой двускатной крышей. Толщина стен достигает 2 м. На каждом углу стоят цилиндрические оборонительные башни. В отличие от Сынковичской церкви, где башни являются самостоятельными строениями, присоединенными к основному объему, в Маломажейковском храме они органически связаны с корпусом. Впечатление такое, будто стены храма постепенно перерастают в цилиндрические башни. Это создает эффект компактности и единства плана.

Две западные башни небольшие по размерам (диаметр их около 4,5 м, толщина стен достигает 1,8 м, а первоначальная высота равнялась 14 м). Восточные башни меньше (диаметр 3 м, толщина около 1 м). Когда-то в башнях были винтовые лестницы, которые вели к обоим ярусам бойниц, а также к бойницам боевой галереи фронтона. Каждая бойница имела вид постепенно сужающегося к середине проема, перекрытого округлой аркой. Ранее в северной и южной стенах было по семь бойниц, затем их осталось только шесть (по три с каждой стороны). В щите западного фронтона было два яруса бойниц (в нижнем ярусе — четыре бойницы, в верхнем — три), в щите восточного фронтона также были бойницы для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Этим «Мурованка» отличается от Сынковичской церкви.



Западный фронтон возвышался над крышей и был своеобразным декоративным щитом, разделенным по горизонтали на две части. Внизу находились три ниши сложной конструкции, в каждой из которых было еще две ниши меньшего размера. В верхней части сделана большая ниша с двойной аркой. Несмотря на очевидную простоту, такой декор гармонично расчленяет поверхность щита и придает ему неповторимое изящество. Этому способствуют и вид фронтона с его крутыми скатами. Щит фронтона находится между более низкими угловыми башнями, что значительно усиливает вертикальность западного фасада. Фасад оформлен по принципу постепенного нарастания декоративности. Восточный фронтон также имеет свои отличительные черты. Его вертикальные линии находятся в полном созвучии с неглубокими арками ниш, которые размещены в щите фронтона. Подобно западному фронтону, восточный разделяется на две части горизонтальной полосой. В нижней находятся две пары ниш, в верхней — три ниши, которые позднее были переделаны в обычные окна.

Стены Маломажейковской церкви украшены декоративными элементами. Преимущественно это неглубокие ниши различных форм. Они яркими пятнами выделяются на фоне кирпичной кладки и снижают впечатление массивности здания. Своеобразными элементами архитектуры храма являются спаренные полуциркульные ниши, а также круглое окно в центре западной стены, как в памятниках романской и готической архитектуры. Богато украшены боковые фасады, алтарная апсида и башни. Внизу через все здания проходит лента традиционного поребрика — ряд кирпичей, положенных на угол.

Вход в западной стене раньше был закрыт железными дверями и имел оборонительную решетку, которая опускалась сверху на цепях через специальный проем. В середине «Мурованки» единственная апсида занимает всю ширину храма и воспринимается как органическое продолжение зала. Четыре колонны разделяют помещение на три почти одинаковых по высоте нефа, средний из которых достигает в высоту 12 м.



При возведении Маломажейковской церкви по сравнению с Сынковичской был сделан еще один шаг к готике. Особенно выразительно это проявилось во внутренней конструкции. Здание перекрыто сложными звездчатыми сводами с резко профилированными нервюрами. Система сводов здесь более развита и свидетельствует об усовершенствовании приемов готического строительства, умелом использовании его богатых декоративных возможностей. Несмотря на общее сходство с Сынковичской церковью, Маломажейковская имеет и свои отличия — симметричный и правильный план, более богатое внешнее оформление и более слабую систему бойниц.

В 1656 г. (во время войны 1654—1667 гг. между Речью По-сполитой и Русским царством) «Мурованка» была сильно повреждена. Ее удалось восстановить только через несколько лет. В 1706 г. войска Карла XII по приказу короля подвергли церковь обстрелу. После этих событий Маломажейковская церковь пришла в запустение, ее обновили только в 1822 г. После ремонта 1871 — 1872 гг. вид здания изменился. Западные башни были приподняты, и в одной из них сделали колокольню. В восточных башнях лестниц не стало. В несколько измененном виде фасад «Мурованки» сохранился до наших дней.



Ткачев М.А. Замки Беларуси. Мн.: Беларусь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 04 Feb 2011, Fri, 1:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В нескольких километрах от города Желудок находится поселок Скрибовцы. На его окраине стоит уникальный архитектурный памятник - Маломожейковская церковь (Мурованка). Это один из двух белорусских храмов оборонного типа. Второй из них - в Сынковичах.

На въезде в Мурованку есть площадка для экскурсионных автобусов. От нее к церкви ведет всего одна улочка - Церковная. На окрестных домах висят таблички с дополнительными четырех- и пятизначными номерами. Выглядят они очень загадочно, а на самом деле являются знаками для газовиков, которые развозят по домам баллоны, ориентируясь на эти таблички.

Снаружи церковь кажется гораздо больше, чем внутри. Неудивительно: толщина стен около 2 метров. Храм укреплен четырьмя башнями, каждая из которых имеет несколько уровней обороны. Раньше в стенах были переходы, с помощью которых все башни сообщались между собой. В конце XIX века ходы были замурованы.
В некоторых местах вскрыта оригинальная кирпичая кладка. На одной из стен притвора (церковного «предбанника») выложена дугообразная арка. Кирпичи в ней фигурной формы, а если присмотреться, то можно заметить след маленькой лапки на каждом из них. Существует мнение, что это клеймо мастера-изготовителя.
В башнях кое-где еще сохранились остатки майоликовой плитки, покрытой голубой и зеленой глазурью. Подъем наверх вызывает воспоминания о Мирском замке - лестницы там такие же крутые и узкие. Сверху открывается вид на деревню. За деревьями можно рассмотреть полотно железной дороги. Интересно, многие ли из пассажиров электричек, проезжающих станцию «Скрибовцы», знают, что за деревьями скрыт архитектурный памятник, претендующий на место в Списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО?
Храм выглядит так, как будто способен вынести даже обстрел из пушек. На самом деле нет. В 1706 году войска Карла XII по приказу короля обстреляли церковь. Пушечные ядра надолго оставили похожие на следы укусов выбоины в стенах. После этого храм пустовал около столетия.
Его история вообще не из тех, что могут вызвать зевоту. До сих пор неизвестна даже точная дата постройки храма. Внимательно изучив кирпичную кладку, ученые пришли к выводу, что церковь была возведена между 1516 и 1542 годами. Но есть некоторые факты, говорящие о том, что храм может быть старше на полтора столетия.
Под полом находятся два склепа. Изначально там хранились останки первосвященников, о чем свидетельствуют найденные надгробные камни. На одном из них удалось прочесть надпись: «Христов раб иерей. Год 1469». Следовательно, храм был построен раньше, скорее всего в первой половине XV века. Противники этой теории возражали, что камень вполне могли перенести с кладбища. Как бы то ни было, официальной датой постройки храма считается период между 1516 и 1542 годами, то есть XVI век.
В мозаике под названием «История Маломожейковского храма» не хватает многих кусочков. Документы, касающиеся церкви, были утеряны во время конфессиональных противостояний. Дело в том, что храм был не только православным. Одно время он принадлежал униатам (а в XX веке - даже католикам). Изгнанные православные священники, уходя, забрали с собой большинство документов.
Оставшиеся из них были уничтожены в огне камина Казимира Костровицкого в конце XVIII века. В 1793 году по окрестностям прокатился слух о том, что друг детства пана священник Петр Афанасевич варварски вскрыл гроб основателя Маломожейковского храма Шимко Мацкевича. Там он нашел множество сокровищ и две записки с указанием места, где спрятано еще больше.

Услышав об этом, Костровицкий рассвирепел. Он приказал обыскать дом Петра Афанасевича. Не было найдено ничего, кроме одной золотой пуговицы. Но и она стала достаточной уликой. Горя желанием узнать, где спрятаны сокровища, Костровицкий начал истязать семью священника. Всех пытали с жестокостью, достойной испанской инквизиции. Первой жертвой стала жена, которую задушили прямо на глазах у детей.

Петр Афанасевич отправился в усадьбу своего господина с надеждой вымолить прощение. Костровицкий встретил его ласково, усадил за стол и начал щедро поить и кормить. Он надеялся, что опьяневший священник расскажет, где спрятано золото. Когда надежды не оправдались, пан велел своим слугам посадить Афанасевича на цепь и отвести на скотный двор в стойло к козлу. Он проводил бывшего друг детства словами: «Будешь учить моего козла петь так, как ты поешь в церкви». Не выдержав пыток, священник умер.

Но Костровицкий на этом не остановился. Будучи уверенным, что клад существует, он разбирал крышу, копался в архивах, вел раскопки на территории церкви. Но ничего так и не нашел. Тогда пан Казимир в ярости сжег все архивные документы в своем камине.

В начале 90-х годов XX века церковь вновь открыли для богослужений. В советский период она была закрыта и в разное время использовалась то в качестве склада удобрений, то как зернохранилище. После распада Союза храм отреставрировали и побелили. Голоса прихожан снова наполнили его своды

Ольга Корелина,
http://www.historialis.com/news/3650.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Informatorium -> Памятники Гродненской области Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы