Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
аха
Зарегистрирован: 15.11.2010 Сообщения: 497 Откуда: МИНСК
|
Добавлено: 21 Feb 2011, Mon, 0:50 Заголовок сообщения: |
|
|
классная тема, очень понравилась!
вызвала сразу много вопросов, один из которых не могу прогуглить-- какая разница между почтовой станцией и заставным домом?
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 21 Feb 2011, Mon, 10:06 Заголовок сообщения: |
|
|
Я полагал, что заставный дом - это своего рода КПП, где производился контроль за передвижением по дороге, а так же осуществлялся сбор денег за проезд определенной дистанции (например, шоссейный сбор).
Но ваш вопрос заставил меня задуматься, а так ли я прав.... поэтому тоже решил погуглить...
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Андрей Я.
Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1434 Откуда: Гродно
|
Добавлено: 21 Feb 2011, Mon, 11:09 Заголовок сообщения: |
|
|
Отличная тема, и хорошо что еще осталось на что посмотреть. :)
Последний раз редактировалось: Андрей Я. (21 Feb 2011, Mon, 14:27), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 21 Feb 2011, Mon, 13:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо, Андрей.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
маша п.
Зарегистрирован: 07.10.2008 Сообщения: 1723 Откуда: Гомель
|
Добавлено: 21 Feb 2011, Mon, 20:25 Заголовок сообщения: |
|
|
да очень необычно! :P
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 22 Feb 2011, Tue, 9:31 Заголовок сообщения: |
|
|
маша п. писал(а): | да очень необычно! Razz |
спасибо
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Андрей Я.
Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1434 Откуда: Гродно
|
Добавлено: 24 Feb 2011, Thu, 11:16 Заголовок сообщения: |
|
|
Интересно, существуют ли такие станции, которые работают до сих пор по их первому назначению?
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 24 Feb 2011, Thu, 13:39 Заголовок сообщения: |
|
|
То есть, работают ли они как почтовые отделения?
Хм... все может быть... хотя те, что я встречал (они на фото все) не используются под почтовые службы.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 24 Feb 2011, Thu, 13:56 Заголовок сообщения: |
|
|
Мне вот сейчас вспомнился что-то Лепельский узел связи. Он был построен в 1902 году и существует как почта и поныне.
214.17 KB,
просмотрено: 17404 раз(а)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
vitalis
Зарегистрирован: 22.05.2009 Сообщения: 675
|
Добавлено: 24 Feb 2011, Thu, 22:01 Заголовок сообщения: |
|
|
Кастусь, я думаю нечто подобное есть во всех относительно больших городах...
только не всегда, а очень часто, почтовые станции едва ли не в чистом поле строились.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Андрей Я.
Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1434 Откуда: Гродно
|
Добавлено: 25 Feb 2011, Fri, 0:37 Заголовок сообщения: |
|
|
Ну мне кажется в любом случае это здание очень симпатичное, правда с современным покрытием крыши, но все-равно спасибо тем кто сохранил его и задействовал далее. Значит будет жить.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 27 Feb 2011, Sun, 13:10 Заголовок сообщения: |
|
|
Вот еще немного информации по почтовым станциям.
Первоначально белорусские почтовые станции были деревянными, и зачастую размещались в обычных деревенских хатах, приспособленных под эти нужды.
Но поскольку западное направление (в смысле дорожном), для России тогда было достаточно важным, а наши земли были, так сказать, приращенными и являлись транзитной зоной по пути в Европу, то в этом направлении Россия стала больше строить именно каменных почтовых станций (домов). Видимо, создавался благополучный имидж для иностранцев. Таким образом, начиная с двадцатых годов девятнадцатого века в Беларуси стали появляться каменные почтовые станции. В 30-х годах было уже порядка 70 почтовых станций. И треть из них были каменными.
Архитектура тех станций, как уже говорилось выше, была типовой. Или образцовой, как тогда говорили. Те каменные почтовые дома строили по четырем типовым проектам, которые разрабатывались в Санкт-Петербурге соответственно в 1820, 1823, 1843 и в 1846 годах.
63.05 KB,
просмотрено: 17289 раз(а)
117.85 KB,
просмотрено: 17289 раз(а)
113.22 KB,
просмотрено: 17289 раз(а)
115.09 KB,
просмотрено: 17289 раз(а)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 27 Feb 2011, Sun, 13:13 Заголовок сообщения: |
|
|
Сама почтовая станция – это было не просто единичное строение. Это был целый комплекс, включавший в себя как центральное здание, так и флигель (где жили ямщики) и хозяйственные постройки (конюшни, сараи для телег и карет, для хранения фуража, сена и т.д.).
В центральном здании почтовой станции размещались комнаты (как принято говорить сейчас – офис) для записи подорожных, комната станционного смотрителя (который мог там жить) и комнаты для проезжающих (ну, что-то вроде гостиницы). Было и общее помещение, где к услугам проезжающих был самовар с бубликами и иными легкими закусками. Кстати, в некоторых почтовых домах, что были рангом повыше, можно было рассчитывать и на более обстоятельное горячее питание.
Как вы уже заметили на фотографиях, основное здание почтовой станции выходило фасадом на дорогу. Присутствовали так же и символы государственности: двуглавый орел над входом, а иногда также будка часового и шлагбаум.
Естественно, любая благоустроенная дорога в те времена была неполной без таких почтовых станций. Ведь, надо же было где-то менять и кормить лошадей, отдыхать ямщикам и путникам. Но не стоит так же и забывать о том, что другой функцией почтовых станций был контроль. Почтовый смотритель проверял документы (подорожные и другие). Само собой разумеется, власти Российской империи хотели знать, кто, куда и зачем (по личным делам или по казенной надобности) ехал. Кстати, оплата так же зависела и от того, по личным или по служебным делам держал свой путь проезжающий. В те времена постоянно публиковались так называемые «Почтовые дорожники», в которых целый раздел был посвящен и белорусским губерниям. В дорожнике можно было найти информацию по всем местным почтовым станциям, дистанция между ними, количество лошадей на той или иной станции, а так же цены за прогон.
53.75 KB,
просмотрено: 17288 раз(а)
38.55 KB,
просмотрено: 17288 раз(а)
31.84 KB,
просмотрено: 17288 раз(а)
29.45 KB,
просмотрено: 17288 раз(а)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кастусь
Зарегистрирован: 09.02.2011 Сообщения: 121 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 27 Feb 2011, Sun, 13:17 Заголовок сообщения: |
|
|
Где-то в начале 1830-х годах начали появляться так называемые «шоссированные» дороги». Основное время строительства данного типа дорог – это сороковые-пятидесятые годы позапрошлого века. Шоссированные дороги – это улучшенный тип дорог с новым покрытием. Это уже более передовое инженерное сооружение, создававшееся по чертежам, включавшее в себя и определенную инфраструктуру, с определенными элементами озеленения и благоустройства.
После того, как была построена первая шоссированная дорога из Петербурга в Москву (ну а как же!), следующей на очереди была дорога Москва-Варшава (геополитика, понимашь!). Так же стоит отметить и южное направление, а именно дорогу из Петербурга в Киев. Из второстепенных шоссированных дорог стоит упомянуть дороги «Витебск-Смоленск» и «Пружаны-Бельск» (она проходила через Беловежскую пущу и была ориентирована на расположенную там царскую резиденцию).
Как раз этому периоду и соответствуют те почтовые дома, которые мы сейчас видим у нас. Думаю, вы уже заметили на их фасадах псевдоготические элементы. Вполне вероятно, это должно было подчеркнуть именно западное направление дороги. Ну, а планировка, как уже упоминалось выше, была одинаковой. Кирпичные стены доходили до метра в толщину. Интересна была и система отопления. Внутри стен были проложены специальные каналы, благодаря чему все комнаты отапливались одной печью. А крышу уже стали покрывать листами железа.
(ниже примеры подорожных, одна из них принадлежала А.С.Пушкину, другая является последней подорожной Лермонтова)
120.19 KB,
просмотрено: 17287 раз(а)
19.32 KB,
просмотрено: 17287 раз(а)
18.53 KB,
просмотрено: 17287 раз(а)
16.27 KB,
просмотрено: 17287 раз(а)
18.94 KB,
просмотрено: 17287 раз(а)
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Андрей Щелкунов
Зарегистрирован: 30.12.2008 Сообщения: 1486 Откуда: Витебск
|
Добавлено: 27 Feb 2011, Sun, 15:35 Заголовок сообщения: |
|
|
Очень интересно.
Судя по фото с автостанцией, там почтовая станция отчасти сохранила своё первоначальное предназначение.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|