Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Почтовые станции. От Витебска до Могилева. Приглашаю в путешествие в прошлое
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аха



Зарегистрирован: 15.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: МИНСК

СообщениеДобавлено: 21 Feb 2011, Mon, 0:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

классная тема, очень понравилась!
вызвала сразу много вопросов, один из которых не могу прогуглить-- какая разница между почтовой станцией и заставным домом?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 21 Feb 2011, Mon, 10:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я полагал, что заставный дом - это своего рода КПП, где производился контроль за передвижением по дороге, а так же осуществлялся сбор денег за проезд определенной дистанции (например, шоссейный сбор).
Но ваш вопрос заставил меня задуматься, а так ли я прав.... поэтому тоже решил погуглить...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей Я.



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1434
Откуда: Гродно

СообщениеДобавлено: 21 Feb 2011, Mon, 11:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отличная тема, и хорошо что еще осталось на что посмотреть. :)

Последний раз редактировалось: Андрей Я. (21 Feb 2011, Mon, 14:27), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 21 Feb 2011, Mon, 13:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, Андрей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
маша п.



Зарегистрирован: 07.10.2008
Сообщения: 1723
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 21 Feb 2011, Mon, 20:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

да очень необычно! :P
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 22 Feb 2011, Tue, 9:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

маша п. писал(а):
да очень необычно! Razz

спасибо Embarassed
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей Я.



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1434
Откуда: Гродно

СообщениеДобавлено: 24 Feb 2011, Thu, 11:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересно, существуют ли такие станции, которые работают до сих пор по их первому назначению?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 24 Feb 2011, Thu, 13:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

То есть, работают ли они как почтовые отделения?
Хм... все может быть... хотя те, что я встречал (они на фото все) не используются под почтовые службы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 24 Feb 2011, Thu, 13:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне вот сейчас вспомнился что-то Лепельский узел связи. Он был построен в 1902 году и существует как почта и поныне.

normal_488008ushachi_i_lepel_128.jpg
214.17 KB,   просмотрено: 17404 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vitalis



Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщения: 675

СообщениеДобавлено: 24 Feb 2011, Thu, 22:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кастусь, я думаю нечто подобное есть во всех относительно больших городах...
только не всегда, а очень часто, почтовые станции едва ли не в чистом поле строились.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей Я.



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1434
Откуда: Гродно

СообщениеДобавлено: 25 Feb 2011, Fri, 0:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну мне кажется в любом случае это здание очень симпатичное, правда с современным покрытием крыши, но все-равно спасибо тем кто сохранил его и задействовал далее. Значит будет жить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 27 Feb 2011, Sun, 13:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот еще немного информации по почтовым станциям.
Первоначально белорусские почтовые станции были деревянными, и зачастую размещались в обычных деревенских хатах, приспособленных под эти нужды.
Но поскольку западное направление (в смысле дорожном), для России тогда было достаточно важным, а наши земли были, так сказать, приращенными и являлись транзитной зоной по пути в Европу, то в этом направлении Россия стала больше строить именно каменных почтовых станций (домов). Видимо, создавался благополучный имидж для иностранцев. Таким образом, начиная с двадцатых годов девятнадцатого века в Беларуси стали появляться каменные почтовые станции. В 30-х годах было уже порядка 70 почтовых станций. И треть из них были каменными.

Архитектура тех станций, как уже говорилось выше, была типовой. Или образцовой, как тогда говорили. Те каменные почтовые дома строили по четырем типовым проектам, которые разрабатывались в Санкт-Петербурге соответственно в 1820, 1823, 1843 и в 1846 годах.


arhiv_31.JPG
63.05 KB,   просмотрено: 17289 раз(а)

00118_01.jpg
117.85 KB,   просмотрено: 17289 раз(а)

0_1329b_3621ca3a_XL.jpeg
113.22 KB,   просмотрено: 17289 раз(а)

0_1e345_59277b0a_XL.jpeg
115.09 KB,   просмотрено: 17289 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 27 Feb 2011, Sun, 13:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сама почтовая станция – это было не просто единичное строение. Это был целый комплекс, включавший в себя как центральное здание, так и флигель (где жили ямщики) и хозяйственные постройки (конюшни, сараи для телег и карет, для хранения фуража, сена и т.д.).

В центральном здании почтовой станции размещались комнаты (как принято говорить сейчас – офис) для записи подорожных, комната станционного смотрителя (который мог там жить) и комнаты для проезжающих (ну, что-то вроде гостиницы). Было и общее помещение, где к услугам проезжающих был самовар с бубликами и иными легкими закусками. Кстати, в некоторых почтовых домах, что были рангом повыше, можно было рассчитывать и на более обстоятельное горячее питание.

Как вы уже заметили на фотографиях, основное здание почтовой станции выходило фасадом на дорогу. Присутствовали так же и символы государственности: двуглавый орел над входом, а иногда также будка часового и шлагбаум.

Естественно, любая благоустроенная дорога в те времена была неполной без таких почтовых станций. Ведь, надо же было где-то менять и кормить лошадей, отдыхать ямщикам и путникам. Но не стоит так же и забывать о том, что другой функцией почтовых станций был контроль. Почтовый смотритель проверял документы (подорожные и другие). Само собой разумеется, власти Российской империи хотели знать, кто, куда и зачем (по личным делам или по казенной надобности) ехал. Кстати, оплата так же зависела и от того, по личным или по служебным делам держал свой путь проезжающий. В те времена постоянно публиковались так называемые «Почтовые дорожники», в которых целый раздел был посвящен и белорусским губерниям. В дорожнике можно было найти информацию по всем местным почтовым станциям, дистанция между ними, количество лошадей на той или иной станции, а так же цены за прогон.


repphoto_5377_9612.jpg
53.75 KB,   просмотрено: 17288 раз(а)

ps0026.preview.jpg
38.55 KB,   просмотрено: 17288 раз(а)

Post_office.jpg
31.84 KB,   просмотрено: 17288 раз(а)

avenec_1.jpg
29.45 KB,   просмотрено: 17288 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кастусь



Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 121
Откуда: Полоцк

СообщениеДобавлено: 27 Feb 2011, Sun, 13:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Где-то в начале 1830-х годах начали появляться так называемые «шоссированные» дороги». Основное время строительства данного типа дорог – это сороковые-пятидесятые годы позапрошлого века. Шоссированные дороги – это улучшенный тип дорог с новым покрытием. Это уже более передовое инженерное сооружение, создававшееся по чертежам, включавшее в себя и определенную инфраструктуру, с определенными элементами озеленения и благоустройства.

После того, как была построена первая шоссированная дорога из Петербурга в Москву (ну а как же!), следующей на очереди была дорога Москва-Варшава (геополитика, понимашь!). Так же стоит отметить и южное направление, а именно дорогу из Петербурга в Киев. Из второстепенных шоссированных дорог стоит упомянуть дороги «Витебск-Смоленск» и «Пружаны-Бельск» (она проходила через Беловежскую пущу и была ориентирована на расположенную там царскую резиденцию).

Как раз этому периоду и соответствуют те почтовые дома, которые мы сейчас видим у нас. Думаю, вы уже заметили на их фасадах псевдоготические элементы. Вполне вероятно, это должно было подчеркнуть именно западное направление дороги. Ну, а планировка, как уже упоминалось выше, была одинаковой. Кирпичные стены доходили до метра в толщину. Интересна была и система отопления. Внутри стен были проложены специальные каналы, благодаря чему все комнаты отапливались одной печью. А крышу уже стали покрывать листами железа.


(ниже примеры подорожных, одна из них принадлежала А.С.Пушкину, другая является последней подорожной Лермонтова)


t-028.jpg
120.19 KB,   просмотрено: 17287 раз(а)

big68.jpg
19.32 KB,   просмотрено: 17287 раз(а)

big67.jpg
18.53 KB,   просмотрено: 17287 раз(а)

600106.jpg
16.27 KB,   просмотрено: 17287 раз(а)

150044.jpg
18.94 KB,   просмотрено: 17287 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей Щелкунов



Зарегистрирован: 30.12.2008
Сообщения: 1486
Откуда: Витебск

СообщениеДобавлено: 27 Feb 2011, Sun, 15:35    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересно.

Судя по фото с автостанцией, там почтовая станция отчасти сохранила своё первоначальное предназначение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы