Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

МТЗ - наследник Даймлер-Бенца?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Разное -> Все остальное
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Zmicier



Зарегистрирован: 19.10.2008
Сообщения: 2475
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 22 Sep 2011, Thu, 22:46    Заголовок сообщения: МТЗ - наследник Даймлер-Бенца? Ответить с цитатой

Сегодня на facebook выложили интересный снимок:


С комментарием:
Цитата:
Завод "Даймлер-Бэнц" ў Мінску, 1942 год
Позднее добавили в ответ на мой вопрос:
Цитата:
Во время оккупации в Минске работал завод мерседес, делал и ремонтировал грузровики, на его базе потом создали МТЗ
.

Честно говоря был удивлен. Специально полез искать информацию про историю МТЗ, но всюду, в том числе на официальном сайте, она начинается с 1946 года и нигде нет упоминаний о немецкой материально-технической базе.

Было бы интересно услышать больше информации о немецком заводе, действовавшем в Минске в период войны, а также о его трансформации в современную гордость Беларуси.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zmicier



Зарегистрирован: 19.10.2008
Сообщения: 2475
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 22 Sep 2011, Thu, 23:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

До кучи справка о создании МАЗа (схожая история):

Цитата:
История завода начинается с первых партизанских рот, пришедших 16 июля 1944 года на восстановление немецких мастерских для ремонта танков и автомобильной техники, с постановления Государственного комитета обороны от 9 августа 1944 года об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года на месте немецких мастерских, почти под открытым небом, параллельно строительству самого завода, начинается «отверточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker поставляемых из США по ленд-лизу. После окончания ВОВ, сборка американских машин прекращается и продолжается возведение цехов будущего завода.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%90%D0%97
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лёха



Зарегистрирован: 07.10.2008
Сообщения: 2542
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 23 Sep 2011, Fri, 1:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наколькі я ведаю, МТЗ пачынаў будавацца як авіяцыйны завод у 1940 ці 41 годзе, калі пачалася вайна зэкаў, што будавалі завод расстралялі на будаўніцтве. За нямецкім часам там выпускаліся Юнкерсы 87, у 1944 годзе ў вызваленым Менску выпусцілі партыю ІЛ 2. Неяк так.
Але для немцаў завод быў важным, дзеля ягонай абароны было нават пабудавана некалькі ДАКаў.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Kudesnik



Зарегистрирован: 27.09.2011
Сообщения: 18

СообщениеДобавлено: 05 Oct 2011, Wed, 13:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Обращался по этому вопросу к заведующей кафедрой “Архитектура производственных объектов и архитектурные конструкции” БНТУ Елене Морозовой. Она говорит, что скорее всего, это просто недостоверная информация. Полноценного завода не было. Строительные работы по возведению МАЗа начались вроде в 1944-ом, поэтому, скорее всего, там было какое-то кустарное производство. Если вообще было.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лёха



Зарегистрирован: 07.10.2008
Сообщения: 2542
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 05 Oct 2011, Wed, 13:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kudesnik

Дык МАЗ і МТЗ - гэта розныя заводы. МТЗ пачалі да вайны будаваць, а МАЗ - сапраўды пасля.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Kudesnik



Зарегистрирован: 27.09.2011
Сообщения: 18

СообщениеДобавлено: 05 Oct 2011, Wed, 13:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Извините, я имел ввиду МТЗ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лёха



Зарегистрирован: 07.10.2008
Сообщения: 2542
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 06 Oct 2011, Thu, 0:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Так, МТЗ (як Мінскі трахтарны завод) быў заснаваны пасля вайны, але матэр'яльная база была часткова ад 453-га авіяцыйнага заводу. на месцы якога і будаваўся МТЗ.

Цитата:
Первоначальные страницы летописи МТЗ были скрыты долголетней завесою секретности. Почему, например, восточная часть его территории называлась когда-то аэродромом? (Основные сведения почерпнуты из книг В.Л. Шапиро. Живая связь времен. Мн., 1996; М. В. Леонов, В.Т. Медведев. ПО «МТЗ» – флагман белорусской индустрии. Мн., 2001, а также благодаря журналисту Владимиру Куфтерину.)
Удивляться здесь нечему. Постановлением СНК СССР от 17 октября 1940 года предусматривалось построить авиазавод № 453, рассчитанный на выпуск 3.000 машин в год. Выделялось 365 (!) дней на строительные работы, монтаж оборудования и освоение производственных мощностей. Это потребовало небывалой концентрации сил и средств.
Кто обеспечит необходимое количество землекопов, каменщиков, столяров, плотников и подсобных рабочих? «Это уже наша забота», – сказал П.К. Пономаренко, первый секретарь ЦК КП(б)Б.
Строительство, которым регулярно интересовался лично сам Сталин, было начато в чрезвычайных условиях без утвержденных технического проекта и сметы.
К 1 января 1941 года на стройке уже около четырех тысяч человек. Площадка утопает в грязи, «капризная осень с частыми переменами погоды мучила строителей... ручной труд преобладал... на объекте ключевыми фигурами оказались землекоп и грабарь». Кто мог работать в таких условиях? «Как везде, не обошлось строительство авиазавода без заключенных. В пополнении их рядов советская власть никаких трудностей не испытывала, стоило только дать соответствующие указания органам НКВД». Похоже, что без таких указаний в этой ситуации обойтись было просто невозможно. Одновременно утверждается, что «заключенных использовали мало». Так ли было на самом деле?
Об условиях их содержания не говорится ничего.
«Январь, февраль 1941 года, студень и люты по белорусскому календарю. Они в тот год оправдывали свои неласковые названия... Столбик термометра опускался почти до тридцатиградусной отметки...» Строителей на промплощадке было уже «около 3.000 человек» (куда девались остальные?), которым «ежедневно помогали от 500 до 700 колхозников».
В январе сданы три землянки, куда заселили 210 девушек-рабочих. Где и в каких условиях жили остальные?
В марте продолжительность дневной рабочей смены увеличилась на 10 часов. «Совнарком БССР разрешил использовать колхозников, участвующих в строительстве авиазавода № 453, на сверхурочных работах». Появилось и решение о введении «полувоенной дисциплины». А рядом читаем: «Особенно трудно было с жильем для рабочих... Затянувшаяся зима не выпускала землю из своих студеных объятий».
К 1 апреля на промплощадке – 6.875 человек. «Большая часть строителей пришла из колхозов» (так-таки сама и пришла?).
«Зима устроила строителям суровый экзамен... на выживаемость – это просто очевидно, хотя о смертности не говорится ни слова». 3 апреля ночью температура воздуха была минус 14 °С, тогда же на стройке работает 8.400 человек, в дальнейшем было принято решение о досрочном вводе завода в строй. На 21 июня на стройке – свыше 10,5 тысячи человек».
Но 22 июня пришла война. Что происходило на недостроенном заводе с лета 41-го до лета 44-го? Достоверно известно, что гитлеровцы решили использовать корпуса цехов для ремонта своих транспортных самолетов.
...
22 сентября 1944 года был подписан соответствующий приказ, по которому завод № 453 восстанавливал свою деятельность как авиационный. Предстояло собирать самолеты Як-9.
Здесь уже идет разговор куда более откровенный. «Плохое питание, неудовлетворительные санитарные условия сопровождались их непременными спутниками – болезнями. Документы тех лет бесстрастно регистрируют случаи заболевания брюшным тифом, цингой».
В ноябре 1945 года на базе завода № 453 был организован МТЗ – «огромное, заросшее чертополохом поле, огражденное колючей проволокой».


http://minchanin.esmasoft.com/walks/tractor/article.html

Там унутры мэтанакіравана падкрэсліў кнігі, якія былі крыніцамі гэтай нататкі.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
flowermate



Зарегистрирован: 28.10.2011
Сообщения: 1
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 28 Oct 2011, Fri, 12:43    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

После войны немецкое оборудование было вывезено в Советский Союз и успешно используется до сих пор - например, на знаменитом Камском автозаводе (КАМАЗ).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Zmicier



Зарегистрирован: 19.10.2008
Сообщения: 2475
Откуда: Менск

СообщениеДобавлено: 27 Nov 2011, Sun, 23:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На фейсбуке выложили еще парочку любопытных фото:

Цитата:
Завод Даймлер-Бенц в Минске, 1942



Цитата:
В конторе завода Деймлер-Бенц в Минске, 1942



Группа
Цитата:
Беларусь на старых здымках / Belarus at the old photos
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Разное -> Все остальное Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы