Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Путешествие Екатерины Второй по Беларуси
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 15 Nov 2013, Fri, 22:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если кто устал в этом путешествии - не волнуйтесь, дело к обеду, отдохнём :)
А пока ещё один интересный населённый пункт, точнее бывший населённый...
Тешловичи не показаны на карте второй половины 19 века и числились в то время как Погост, т.е кладбище с церковью. Почему - более подробно изложил здесь: http://умилинщина.рф/teshlovichi_teslovichi_derevnya.html , кому не лень, посмотрите. Дороги из Любич в сторону Тешлович сейчас нет, т.е она фрагментами сохранилась, но проехать не удастся, если только на серьёзном внедорожнике, велосипеде или пешком. Во времена Екатерины здесь по обе стороны тракта был крупнейший лесной массив, ещё в начале 20 -го века оставалось более 2000 десятин. Соответственно и в основе Тешловичи (Тесловичи, Тешеловичи ) видимо корень Тесать (обработка леса), либо это укреплённое поселение, обнесённое частоколом (Тёсом). Упоминается впервые в 1508-м году, но видимо существовало издревле, этому способствовал и рельеф, и развитая дорожная сеть. В 1780м году принадлежали Иоа́химу Игна́тию Лито́вору Хрепто́вичу, подканцлеру Великого Княжества Литовского, т.е здесь Екатерина оказалась на землях крупного государственного деятеля соседней страны. Проживало на тот момент в Тешеловичах 50 человек, сохранился их поименной список, можно видеть, кто был свидетелем проезда Екатерины. На карте 1780 года это был крупнейший населённый пункт в окрестностях, с церковью.
Дорога из Любич ныряла вниз, справа открывались огромнейшие сады фольварка Задолье, слева нависала так называемая Тешловская гора (сейчас срыта на карьерный песок) и стеной проходила озовая гряда, на которой Тешловичи и расположены. Потом затяжной подъём и слева открывалась церковь с древним кладбищем, судя по сохранившимся до сих пор камням видели они многое задолго до Екатерины...
Добраться до этого Погоста ещё можно на автомобиле через Новое Село, низина у тракта сильно заболочена из-за мелиорации, когда-то перекрыли речушку, вытекавшую из этих мест, получилось озеро, но то, что выше - заболотилось, а деревушка Заречье рядом стала уникальной: Заречье пока есть, а речки уже нет... Но это уже свершения советской эпохи.






Собственно вот можно глянуть, кто проживал в Тешеловичах в 1781м году, с большой долей вероятности они все были свидетелями проезда императрицы, а тракт в этих местах на века стал Екатерининским:

Изображение на одном из камней Погоста мне напомнило старый шляхетский герб, геральдический знак в нём означает "крест в подкове, осенённой крестом". Но, возможно, просто похоже...



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 16 Nov 2013, Sat, 11:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пока не нахожу информации по принадлежности церкви в Тешловичах, скорее всего она была в 18 веке униатской, но почему то указана на польских картах, среди католических. Впрочем кроме бутовых камней фундамента от неё ничего не осталось. Поедем дальше...
Однако далеко не уедем, ближе к Куриловщине Екатеринский тракт просто распахан местным СПК. Поэтому часть исторического пути безвозвратно утеряна, подъехать к бывшей станции можно только со стороны Кривого Села. Во времена Екатерины таких препятствий не было, на станции Куриловщина был организован обед с Витебским дворянством. Не знаю, что там подавали, о чём говорили и было ли на нём что-либо по сценарию известного ролика:
http://www.youtube.com/watch?v=bbeOVvv1kM4
Но факт остаётся фактом, спустя 16 лет, при очередном административном переделе Полоцкое и Могилёвское наместничество были ликвидированы, образована Белорусская Губерния с центром в Витебске. Так что нынешние областные власти по идее должны до сих пор маленькой деревеньке Куриловщина как земля местному колхозу, но видимо об этом не догадываются... Само здание станции, верой и правдой служившей веками, в этом году было разобрано на дрова. Конный путь здесь сохранялся до революции, даже когда проложили железную дорогу и Рижский тракт потерял значение, оставался почтовый тракт Витебск-Лепель через Куриловщину, здесь был один из первых телеграфов. Во времена Екатерины это была и узловая станция почтового пути Москва-Смоленск-Витебск-Лепель-Минск-Варшава.



В Куриловшине дорога на Витебск (Москву) шла дальше на восток, а на юг был поворот на Сенно, Могилёв. Шёл этот путь не через Кривое Село, как сейчас, а через Куляки (Ковляки) и снова выходил к побережью Двины.
Видимо стоит добавить, что и Куриловщина в 1780-м принадлежала Хрептовичу, впоследствии он канцлер ВКЛ, но уже его сын будет делать карьеру в Петербурге, в 1808-м станет стреляться из-за невесты на дуэли, вынужден будет оставить свет, приехать в подаренное отцом местечко Бешенковичи и окажется собственником этих земель. Невеста последует за ним, на берегу Двины появится имение Каролино по её имени (недалеко от этих мест). Впрочем это уже другая история...

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 16 Nov 2013, Sat, 18:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Путь по побережью Двины пролегал через Улазовичи, сохранившиеся и сейчас. Улазы, кстати, это места добычи мёда, прообраз ульев, собственно это видно и из "налогов" деревушки в 1640-м году. Во времена Екатерины здесь уже была церковь, а первые упоминания об Улазовичах датированы 1593-м годом.



Дальше дорога шла к переправе в Будилово. Населённый пункт с таким названием сохранился на южном (левом) берегу Двины, а вот на правом - нет. Возможно это связано с событиями 1812 года, когда его именовали Будилова Пристань. Здесь действовала переправа и планировалось движение 1-й Западной армиии из Полоцка через Сенно к Орше, на соединение с Багратионом, даже были подвезены понтоны. Однако высланные вперёд отряды наткнулись на передовые Наполеоновские разъезды:
" Стычки в местечке Бабиновичи и при гор. Сенно 23.07.1812 Автор: Поликарпов Николай Петрович. 1-я Западная армия.
Кавалерийские «партии» (разъезды), посланные 11 июля из главных сил 1-й Западной армии, доходили до местечка Бабиновичи, напали в нем на отряд голландской гвардии, вытеснили его из местечка и взяли в плен офицера, трубача и 25 рядовых.
Разъезд, посланный 11 июля из тех же сил через местечко Будилово (Будилова пристань тож) по дороге к гор. Сенно, доходил до самого города, опрокинул в нем французский форпост и взял рядового в плен." Барклай-де-Толли решил не рисковать, опасаясь флангового удара основных сил армии Наполеона, и войска прошли дальше на Витебск почтовым трактом, через Полтево и Старое Село. Препятствовать же переправе французов оставили небольшое подразделение: " Стычка между местечком Будиловым (Будиловой пристанью тож) и местечком Островно и перестрелка при местечке Будилове, 1-я Западная армия. Отряд генерал-майора графа Орлова-Денисова – лейб-гвардии Казачий полк, гвардейская Черноморская сотня, батальон 21-го егерского полка (майора Степанова), два орудия конной № 4 роты полковника Мерлина. Расположенный с отдельным отрядом у местечка Будиловой пристани, генерал-майор граф Орлов-Денисов послал «вплавь через реку Двину прямо на Островно партию» в составе гвардейской Черноморской сотни для открытия сообщения с 4-м пехотным корпусом генерала графа Остермана-Толстого. Сотня, почти в виду неприятеля, переплыла реку Двину, направилась по назначению, но затем была встречена на половине дороги «довольно в больших силах неприятелем» и, несмотря на численный перевес неприятеля, завязала с ним дело, захватила «язык» и, к удивлению всех, считавших уже сотню погибшей, возвратилась благополучно обратно. Черноморцы донесли, что в местечке Бешенковичи находится французский кавалерийский корпус генерала Монбрена, начавший уже переправляться через реку Двину." Кроме того имевшиеся в распоряжении отряда орудия обстреливали колонны французских войск на противоположном берегу, дорога на Островно проходила по побережью. Так продолжалось до подхода французской артиллерии, открывшей ответный огонь. По видимому в ходе перестрелки Будилова Пристань и была сожжена, по крайней мере на картах 19 века здесь только постоялый двор. Переправа была чуть выше устья Черногостянки по течению Двины, сейчас на правом берегу Двины до этих мест разрослась деревня Духровичи.

На картине: Орлов-Денисов, граф, Василий Васильевич 1780-1843гг. Генерал-адъютант, генерал от кавалерии. "12 и 13.07.1812 — не допускал неприятеля переправиться через р. Двину при Будиловской переправе; 14.07— прикрывал отступление к г. Витебску отряда под командою майора Клички, убитого неприятелем, который, переправясь через Двину, сильно теснил наш отряд; 15.07 — во время сражения близ г. Витебска, командуя кавалерией на правом нашем фланге, выдержал более 2 часов сильную канонаду картечью и ядрами обоих флангов неприятельской пехоты, потом с Л.-гв. Казачьим полком и Черноморскою сотнею атаковал 2 полка неприятельской кавалерии, прикрывавшей батареи, и, вогнав их в глубокий ров, находившийся в тылу их, совершенно истребил, за что награжден золотою саблею, с алмазами". Родился, кстати, в год путешествия Екатерины.
То, что здесь была стычка и были потери, косвенно подтверждает и картина Фабера "Между Бешенковичами и Островно", на картине немецкие артиллеристы из Великой Армии. День назад они с успехом сожгли Задвинскую слободу Бешенкович, а под Будилово видимо попали в переделку. Других боёв в этом районе не было (впрочем немцев могла подкосить и банальная дизентирия, есть и такое мнение).



В Будиловой пристани Екатерина попрощалась с представителями Полоцкого наместничества и "вступила в шлюпку". До границы с Великим княжеством Литовским здесь были считанные метры, но переправа прошла без приключений, за Двиной было Могилёвское наместничество.


Последний раз редактировалось: Jurii (09 Dec 2013, Mon, 23:03), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 16 Nov 2013, Sat, 21:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пару слов собственно о Будилово. Населённых пунктов с таким названием в Беларуси много, скажем деревня Будилово недавно вошла в состав Минска. Есть довольно известные носители этой фамилии, в частности Иосиф Будило, мозырский хорунжий, командовал гарнизоном Кремля в Смутное Время, собственно победу над этим гарнизоном и отмечают в России 4-го ноября. Само слово созвучно прусскому "бодрствовать", в белорусском "будзiць". Что касается Будилово на Двине, то по характеру местности, находясь у устья реки с крутыми берегами, впадающей в Двину, на пересечении важных дорог, этот населённый пункт идеально подходил в качестве пограничного. Собственно таким он и был в 1780-м, здесь размещался русский форпост. А сама деревня была обозначена как Погост (т.е как кладбище с церковью) и видимо на тот момента не была населена. Поскольку дорога на Сенно здесь проходила у самой границу, буквально в метрах, императрицу с переправы проводили в построенный в соседних Гнездиловичах Дворец, там и состоялся приём Могилёвским Наместничеством, возглавлял его тогда Пассек Пётр Богданович, генерал-поручик.


Поскольку Будилово находится на самом высоком месте в окрестностях, то здесь Екатерине открывался восхитительный вид на Двину.
Таким его увидел, например, Альбрехт в 1812-м на картине : "Группа русских военнопленных под Бешенковичами 13 (25) июля 1812 г. Из Русского альбома. Санкт-Петербург, Эрмитаж", пару слов об обстоятельствах написания, как я их понимаю. Столкнувшийся с упорной обороной со стороны русских войск под Островно Мюрат срочно запросил помощи пехоты, имея в распоряжении только конницу и артиллерию он не смог продвинуться вперёд. Из Бешенкович отправили дивизию из корпуса Богарне, видимо впереди её и ехали штабисты корпуса, при котором художником был Альбрехт. На полпути, около Будилово, они видимо поджидали отставшую дивизию, когда мимо прошёл конвой 8-го Польского Уланского полка, конвоируя захваченных в плен русских драгун. Точку с которой написана картина я пока не нашёл, но других мест, где дорога подходила к Двине, попросту нет. Заросли сейчас берега, на фото Двину можно только угадать, надо видимо забираться на это дерево для открытия перспективы :)




Место старой переправы в Будилово легко найти по этому памятнику, в 44-м здесь было замкнуто кольцо окружения немецкой Витебской группировки:





Ну а веком раньше в окрестностях этого памятника был костёл, западнее, на речке Черногостянке - водяная мельница.



О костёле мне не удалось найти никакой информации, что очень странно, он показан и в 1790-м, и в 1870-м годах на картах, а упоминаний нет. Единственное, что удалось найти, это то, что Будилово было в эпицентре событий 1863-го года, видимо после этого часть населения выселили, а костёл закрыли:



Имел ли отношение к этому населённому пункту командир повстанческого отряда - не выяснил:
" Из Орши в направлении Бобиновичи – Лиозно выступил отряд Игната Будзиловича, но 26 апреля (8 мая) отряд был разбит армейским подразделением под Погостичами (в нынешнем Лиозненском районе). Будзиловича схватили на поле боя и по приговору военно-полевого суда 28 августа (9 сентября) 1863 года расстреляли в Орше."
Что касается мельницы, то она была достаточно крупной:



Последний раз редактировалось: Jurii (09 Dec 2013, Mon, 22:38), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
КИНДУС



Зарегистрирован: 05.04.2009
Сообщения: 1782
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 17 Nov 2013, Sun, 18:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, это труд!
Его бы ещё современными фото подкрепить.
Проехать, так сказать, по местам былой славы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 18 Nov 2013, Mon, 15:57    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

КИНДУС писал(а):
Да, это труд!
Его бы ещё современными фото подкрепить.
Проехать, так сказать, по местам былой славы.

Кто ж мешает!? :) Вот только проехать получится далеко не везде, многие места придётся для начала найти, потом уже фотографировать... Причём делать это надо быстро: плотины в Полоцке и Бешенковичах изменят уровни воды и характер береговой линии Двины, кое-что из описанных мест будет потеряно безвозвратно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
КИНДУС



Зарегистрирован: 05.04.2009
Сообщения: 1782
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 18 Nov 2013, Mon, 20:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот бы соорганизоваться, маршрут наметить, карты распечатать и вперёд - в научно-познавательную экспедицию!
Где не проехать, пройти можно, не джунгли Амазонки, чай.
Хотя я на своих в общем-то обычных машинах проезжал везде. Не по прямой, так в объезд.
А то смотришь по ТВ всякие автоэкспедиции, аж зависть берёт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 18 Nov 2013, Mon, 21:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

КИНДУС писал(а):
Вот бы соорганизоваться, маршрут наметить, карты распечатать и вперёд - в научно-познавательную экспедицию!
Где не проехать, пройти можно, не джунгли Амазонки, чай.
Хотя я на своих в общем-то обычных машинах проезжал везде. Не по прямой, так в объезд.
А то смотришь по ТВ всякие автоэкспедиции, аж зависть берёт.


Идея хорошая, но как минимум три переправы: Оболь, Двина, Черногостянка. Велогруппа с надувной лодкой и микрик для подвоза, плюс подготовленный внедорожник - и всё решаемо. Но это дело будущего, вернёмся в прошлое.

Ещё немного о Будилово и поедем дальше. К современному агрогородку у трассы М3 это имеет минимальное отношение, речь идёт о его части - сохранившейся деревушке в несколько дворов по правому берегу Черногостянки, со стороны Витебска поворот направо перед мостом через реку.
Бывший стратегический перекрёсток дорог Минск- Лепель-Витебск и Полоцк- Сенно-Могилёв сейчас конечно не впечатляет, но людей за обладание им полегло немало. Соответственно и деревне доставалось в каждой войне.
Екатерина проезжала здесь 22 мая 1780 года, а 26(14) июля 1812 здесь по пути из Бешенкович проезжал Наполеон, к сражению под Куковячино (второй день боёв под Витебском). Там он впервые в компании 1812 года непосредственно руководил боем, вот что вспоминал Коленкур: "Его величество часть ночи оставался на лошади, подгоняя и ускоряя движение воинских частей и ободряя войска, которые были полны воинственного пыла. Неаполитанский король уверял, что все маневры неприятеля указывают на подготовку к сражению. Император и вся армия слишком сильно желали этого сражения и поэтому тешили себя надеждой, что великий результат близок..."
"Кое-кто на западе" утверждает, что картина Альбрехта "На Двине" написана в Бешенковичах, 24 июля, но там никакого боя при Наполеоне не было, позировал он тогда художнику под известным Дубом, это да, но фрагмент боя, я полагаю, взят 26-го, Двина по левую руку (с севера) и характер местности указывают на Куковячино, река тогда была на правом фланге русской дивизии. Впрочем разбежка в пару дней тут особого значения не имеет, таким был Император когда проезжал Будилово:




Дважды в Будилово мог бывать Александр Первый, во время смотра гвардии в 1821-м по пути в Бешенковичи, и в 1825-м, по пути в Сенно. А самым трагическим в истории Будилово было начало июля 1941 года, деревня на три дня была отбита у немцев, здесь разворачивался Лепельский контроудар - крупнейшее танковое сражение Второй Мировой, около 2 000 танков от Будилово до Сенно, советские войска поставленных задач тогда не выполнили и история войны об этом хранила молчание. Только в районе Будилово и окрестностях было потеряно около 126 танков, впрочем досталось и немцам. Все дороги вокруг были в разбитой технике, десятки танков до сих пор в местных болотах. Сейчас об этом пишут, в Сенно поставили памятник, но возможно будут интересны воспоминания, а не их трактовки: http://www.vitnews.by/data/arhivy/2011/68/V-rab-68-6.pdf http://vk2012p.narod.ru/index/0-82







Последний раз редактировалось: Jurii (19 Nov 2013, Tue, 21:26), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 18 Nov 2013, Mon, 22:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Однако пора вернуться непосредственно к теме. Чтобы понять, что могла видеть Екатерина спускаясь по пути в деревню Подаки (Пованы), приведу выдержку из книги 1907-го года о Сенненском уезде:



Тут не добавить, не убавить, действительно и с высоты Будилово открывалась панорама до горизонта, сейчас она перерезана дорогой М3. Справа была граница ВКЛ, касался уже этой темы: шла она не по реке Черногостянке (Черногостнице), а только через её устье и дальше вдоль дороги на Бешенковичи, потом уходила на юг. Мостик через речку в 1780м году был в Подаки (Пованы), а слева было озеро Черногостица. Сейчас нет ни того, ни другого, а для прохождения этого пути придётся искать способ перебраться на другой берег реки. Впрочем можно проехать по новому мосту и свернуть по знаку Забелье, в Черногостье почтовый тракт сохранился. Дальше слева открывается вид на цепочку протяжённых озёр.






Приведу картинку А.Горбуновой "Лето". Это Черногостянка (Черногостница), много повидавшая на своём веку речка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 19 Nov 2013, Tue, 17:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дальше путь Екатерины был на юг, к станции Павловичи. Довольно живописное озёрное место, сохранилось как Большие Павловичи, в 20-х годах 20-го века ещё с церковью, сейчас судя по всему просто несколько домиков. Здесь дорога делала резкий поворот направо, после замены лошадей путь до Сенно видимо прошёл быстро.



Еще немного южнее у дороги была корчма, это уже свидетельство её древности, в ВКЛ дороги содержались местной шляхтой "от корчмы до корчмы", этот своеобразный земельный налог был платой за работу корчмы. Судя по всему у мостика была запруда и водяная мельница, за ними Погост - церковь и кладбище. Это сейчас места южнее Латыгова.







Что можно сказать о Сенно Екатерининских времён. Можно сказать одно - Сенно было перспективным уездным городом Российской Империи, из всех населённых мест Полоцкого и Могилёвского наместничества планы городов (т.е сейчас бы сказали перспективные генпланы) в 1778 году имели Витебск, Полоцк, Могилёв, Городок и Сенно. В 1781 году, уже после приезда Екатерины, город получил свой герб: “в зеленом поле две золотые косы в знак изобилия сеном, от которого сей город и названье свое получил”. Где останавливалась Екатерина в Сенно - неясно, как непонятно, куда ушли выделенные ей деньги на строительство 100 домов, по крайней мере на начало 19 века были такие данные: "3 сярэдзіны XVIII ст. Сянно належала буйным магнатам Агінскім і заставалася прыватнаўласніцкім горадам. Перапіс 1803 г. прыводзіць даныя, што ў гэты час у Сянне быў каменны францысканскі кляштар, пры ім вучылішча, каменны рымска-каталіцкі касцёл, пабудаваны яшчэ у 1609 г. Я. Курчам. У ім знаходзіліся мошчы святога Фартуната, перанесеныя з Рыма ў 1772 г. па хадайніцтву Агінскіх. Гэта адзіныя мураваныя пабудовы ў Сянне. Была тут і праваслаўная драўляная царква ў імя прарока Іллі. Жыхароў у Сянне было 860 чалавек мужчынскага полу (яўрэяў – 480), каля 600 дамоў, усе драўляныя і старыя."
Дворец Сапегов, построенный в 1573-м году, был к тому времени разрушен шведами в Северной войне: “Замак Сянно, заснаваны Дзмітраком Сапегам, уяўляе з сябе комплекс, падобны класічнаму ўзору ў трактатах XVI – XVII стст. “палацца- інфортэцца”, дзе палацавыя збудаванні самі па сабе былі пазбаўлены абарончых функцый, але абводзіліся сістэмай фартыфікацыйных збудаванняў. Сенненскі панскі дом з двума флігелямі займаў сіметрычнае становішча на квадратнай плошчы 80х80 м, абведзены па перыметру глыбокім ровам, запоўненым вадой. Двума мастамі ўздоўж папярэчнай асі замак з аднаго боку быў звязаны з выраўненым берагам возера, з другога – з жывапісным берагам става, штучна створанага на рэчцы, што ўпадае ў возера. Планіровачная сувязь замка з пасадам трымалася з дапамогай вуліцы-маста, якая ішла ад вугла Замкавай плошчы да рынку”.

" У 1609 г. для канвентуальных францысканцаў Яўстафіем Курчам у Сянно быў фундаваны касцел. Ен насіў імя Францызска Азсізскага, заснавальніка ордэна. У 1772 г. пры актыўным удзеле новых уладароў горада, прадстаўнікоў княжацкага роду Залуцкіх-Агінскіх, Тадэвуша і Ядвігі драўляны будынак касцела быў заменены на цагляны і асвечаны ў гонар Святой Троіцы. У гэтым жа годзе па іх хадайніцтву з Рыма сюды былі перанесены мошчы Святога Фартуната. Дазвол на гэта быў атрыманы ад папы Рымскага Кліменція XIV. У 1809 г. з заходняга боку касцела быў вымураваны новы жылы будынак манастыра. Кляштар у той час з’яўляўся асяродкам культуры, меў багатую бібліятэку, пры ім была адкрыта першая ў Сянно школа."
Этот костёл был при Екатерине, впоследствии стал католическим, пережил войну и был взорван в сентябре 1962 года. Тон тогда задавали областные власти, взорвавшие в Витебске Благовещенскую церковь, мешала виду из нового здания театра... Сенненские старались не отставать.







Где именно останавливалась Екатерина в Сенно - есть такая информация:



Т.е в 1780-м что-то из строений замка сохранялось, впоследствии из-за прокладки дороги замковую гору срыли.
С развитием у Сенно не сложилось. Второй раздел Речи Посполитой отодвинул город с границы в провинцию, в 1812-м три недели стояли два французских корпуса, подчистую разграбив Сенно и окрестности (единственным положительным моментом их пребывания был, пожалуй, раненый французский солдат, оставшийся в деревушке у Сенно, принявший потом российское подданство. Соседей называл "Ма Шер" - "Мой Друг", так к нему и пристало, дети уже были Машеровы, праправнук Пётр стал очень известным). В 1860-м произошёл пожар, уничтоживший почти все деревянные строения города, железная дорога прошла мимо, промышленности не появилось, очередные разрушения произошли в 1941-м. В общем город понемногу угас, превратился в тихий перефирийный райцентр.


Последний раз редактировалось: Jurii (09 Dec 2013, Mon, 23:17), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 19 Nov 2013, Tue, 21:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Собственно говоря, обещаную часть Екатерининского пути я описал. На проезд от Полоцка до Сенно, а это около 150-ти вёрст, у Императрицы ушло 12 часов с завтраком, обедом, переправой и сменами лошадей. Не думаю, что этот путь доподлинно можно преодолеть сегодня за такое время, но куда-то можно доехать, где-то пройти, было бы желание. Карты приложил, кое-что рассказал, так что возможно кто-то доберётся, выложит фото и координаты, поделится впечатлениями. Было бы любопытно.

Что касается дальнейшего пути до Шклондона (именно так называл этот город один мой приятель из этого славного города), Могилёва и обратно, то возможно кто-то более знакомый с Могилёвской губернией возьмётся продолжить тему. Известно следующее, проезжая в 1780 году по белорусским землям на встречу с австрийским императором Иосифом II в Могилеве, Екатерина уподобила новые дороги садам. Со дня въезда (24 мая) она пробыла в Могилеве до 30-го мая. Встреча была устроена великолепная. В трех верстах от города была воздвигнута триумфальная арка, где встретил её генерал -губернатор Полоцкого и Могилёвского наместничеств граф Чернышев с чинами губернии и дворянством с их предводителями. Однако на второй день пребывания императрицы в Могилёве губернатор повздорил со всемогущим Потёмкиным, и милость государыни отвернулась от него. На предложение светлейшего передать местному епископу награду правительства, гордый и самолюбивый граф вспылил: «У вас есть на то адъютанты, а я уж стар для рассылок!» Впрочем это не помешало ему стать через два года губернатором Москвы.

Надо ещё обратить внимание, что "Императрица Екатерина II посещала Могилевскую губернию два раза: в мае - июне 1780 года, проехав из Витебской губернии через Сенно, Шклов в Могилев и отсюда вновь через Шклов, Горки, Ляды в Смоленскую губернию, и вторично - в январе 1787 года, проездом в Крым, через Мстиславль, Кричев, Чериков, Пропойск, Чечерск, Гомель.
О пребывании Екатерины II в Пропойске можно было узнать из надписи на медной доске, сделанной вскоре после проезда императрицы. Доска эта первоначально была прикреплена к липе, на которой императрица вырезала дату своего пребывания, а впоследствии хранилась в доме А. Голицына. В советское время до Великой Отечественной войны она находилась в Государственном историческом музее в Минске. В годы войны вместе с другими «трофеями» была вывезена в Германию. После окончания войны доска вновь возвратилась в Минск и сейчас хранится в фондах Национального музея Беларуси. Текст надписи гласил: «Императрица Екатерина II во время достопамятного путешествия в Тавриду, изволила посетить обер Камергера Князя Голицина, в М-Пропойске. Князь Голицин в ожидании Высокой путешественницы, выстроил на самом берегу Сожа, против устья Прони, замок, обнесенный полисадом, где 20-го января 1787 года, угощал Государыню обеденным столом. При этом случае находились... (далее следует список из 30 придворных камергеров, фрейлин и министров, присутствовавших на обеде ).
Весь проезд состоял из 14 больших карет и 126 малых крытых саней. При отъезде императрица изволила сказать: «Если б теперь была весна, я посадила б здесь молодое дерево на память Хозяину. Но при 8 градусном морозе, Я вырежу на этой липе только день Моего пребывания». В народе память о великой императрице жива до сего дня. Ее именем называют большинство старинных дорог и посадок вдоль них, а также некоторые урочища, озера, отдельные деревья и др."
Т.е по хорошему придётся делать тему: "Путешествия Екатерины Второй по Беларуси". :)
В общем если есть желание - продолжите описание пути, я пока возьму тайм-аут, кое-что подкорректирую и дополню. Давайте отзывы, замечания, предложения и исправления.
С Уважением, Юрий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 22 Nov 2013, Fri, 17:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, желающие продолжить так и рванули с места в карьер... :)
Вот в этой теме https://fgb.by/viewtopic.php?t=3347 нашёл подробное описание границ ВКЛ и Российской Империи на момент проезда Екатерины:
"Новая граница была проведена по рекам. То есть её преодоление затруднялось естественными преградами. Однако между Двиной и Друтью оставался промежуток порядка 80 км. И если по берегам ограничились планами установки каменных пограничных столбов с гербом, то на сухопутном участке велено было сразу же поставить деревянные столбы рыть ров вдоль границы и делать просеки в лесах.
В акте разграничения, подписанного "Польским Королём и Речью Посполитой" 1 августа 1775 г ров упоминается, как уже существующее сооружение:
"… При устье упомянутой реки Черногостья, по течению этой речки на левом берегу, где обоих сторон полномочными Комиссарами утверждён пункт на основании трактата, составляющий границу Полоцкого с Витебским воеводством, от которого пункта прямая линия от Зюйда к Весту 72 градуса 20 минут, длиною та линия 4 версты и 305 сажень, считая каждую версту в 500 сажень, по счислению Российскому; от сего пункта в левую сторону составляя угол 123 градуса протягается линия 3 версты 423 сажени. В окончании оной линии, поворотя несколько вправо, составляя угол 160 градусов 15 минут, проведена линия длиною 6 верст 55 сажень, а от оной вправо же, делая угол 171 градус 10 минут, продолжена линия на 16 верст 180 саженей до речки Газеницы; от сего пункта угол 139 градусов 30 минут проведена линия длиною одна верста 68 сажень, примыкая до берега озера Стержена, яко до пункта, упомянутого в трактате.
По всей дистанции проведённых линий поставлены с Российской стороны с Россйским гербом граничные столбы, и оставлен интервал по всем линиям между Россйских и Польских столбов на 30 локтей ширины для сделания рва, когда оный с россйской стороны проводиться будет."
Т.е имея подробную карту 1790 года и это детальное описание вполне можно найти остатки рва, некогда разделявшего страны, начиная от Будилово:


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 22 Nov 2013, Fri, 17:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Надо видимо добавить, что начало границы проходило через нынешний агрогородок Будилово по южной части Старой дороги на Бешенковичи. Остальное смотреть по тексту соглашения о границе, за отправную точку можно взять развалины старой мельницы у устья Черногостянки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 24 Dec 2013, Tue, 17:43    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если кто-либо доедет с Екатериной до Шклова, то вот неплохой графический материал:
http://wouk.livejournal.com/20882.html

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 31 Jan 2014, Fri, 9:33    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Видимо на Глобус заглядывают :) Появилась статья в Шумилинской районке по путешествию Екатерины,
http://www.shumilino.by/?p=15164#comment-21375. К сожалению станцию Куриловщина так мне и не удалось отстоять в свое время, просто отмахнулись от этой темы на месте пару лет назад и разобрали на дрова. Такая вот история с пути проезда Екатерины...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы