Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Путешествие Екатерины Второй по Беларуси
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 10 Nov 2013, Sun, 11:50    Заголовок сообщения: Путешествие Екатерины Второй по Беларуси Ответить с цитатой

Неплохой отчёт сохранился о путешествии Императрицы по присоединённым после первого раздела Речи Посполитой территориям в 1780м году, впоследствии дополню фотографиями мест и картографическим материалом, если будет интерес к теме, пока остановлюсь на участке Полоцк-Сенно.













Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 10 Nov 2013, Sun, 16:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Полный текст можно посмотреть здесь http://ru.m.wikipedia.org/wiki/айл:Дневная_записка_путешествия_Императрицы_Екатерины_II_в_Могилев.djvu
9 мая императрица отправилась из Царского Села. Путь лежал через города Ямбург, Нарву, Гдов, Псков, Опочку, Полоцк, Шклов. Сопровождали ее Величество Потемкин, Чернышев, Нарышкин, Брюс, Строганов, Ланской, Безбородко, Долгоруков и другие.
Уже 18 мая государыня вступила в пределы Полоцкого «наместничества». На границе этого наместничества она была встречена белорусским генерал-губернатором графом Захаром Григорьевичем Чернышевым, предводителем дворянства Корфом и другими лицами…
На станции Долосцы был назначен ночлег. Здесь ожидали прибытия её Величества правитель Полоцкого наместничества, уездный предводитель дворянства Дриссенского уезда и земский исправник с заседателями. Все эти лица были представлены императрице генерал-губернатором и «жалованы к руке».
Очень интересны впечатления Екатерины II от увиденного ею пейзажа, а также жизненных «картин».
В письме из Долосц 18 мая к великому князю Павлу Петровичу и великой княгине Марии Федоровне, императрица Екатерина писала:
«Вчера приехала я из Острова в Опочку, а оттуда выехала сего утра и на 18-й версте въехала в Белоруссию, с самого Острова тянутся все холмы да холмики, между которыми множество озер, что очень красиво, здесь население самое разнородное, сплошь да рядом обитают православные, католики, униаты, евреи, русские, поляки, чухонцы, немцы, курляндцы, словом не увидишь двух крестьян одинаково одетых и говорящих правильно на одном наречии, смешение племен и наречий напоминает Вавилонское столпотворение...”




На станции Клястицы (Дриссенского уезда) 19 мая её Величество была встречена уездным представителем дворянства Дриссенского уезда, дворянами, а также бургомистром и городским головою Дриссы.
“Обеденный стол” был на станции у Сивошина перевоза. На этой станции, как находившейся уже в Полоцком уезде, государыню ожидали дворяне этого уезда со своим предводителем, уездный судья и земский исправник с заседателями и конная штатная команда.
Вот как описывается въезд императрицы в г. Полоцк, который был особенно торжественным:
“...Впереди губернский почтмейстер, а за ним 12 почтальонов, потом губернская конная команда, губернский предводитель с дворянством верхами. Императрица ехала в открытой вызолоченной карете, милостиво и приветливо кланяясь стоявшему народу, у самой кареты ехал генерал-губернатор Чернышев, а позади кареты следовал эскадрон лейб-кирасирского полка”.

Дорога из Себежа в Полоцк не претерпела существенных изменений, так что все указанные пункты можно найти без труда и проделать эту часть путешествия можно и сегодня. Единственное, Сивошин Перевоз - это сейчас новый мост через Дриссу, а вот так сейчас выглядят остатки старого сивошинского моста:




Со следующим отрезком пути, от Полоцка, посложнее.


Последний раз редактировалось: Jurii (29 Jan 2014, Wed, 22:58), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владислав Ф.



Зарегистрирован: 07.01.2012
Сообщения: 2242
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 10 Nov 2013, Sun, 20:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, очень интересно. Особенно, если Вы еще дополните обещанными фотографиями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 10 Nov 2013, Sun, 20:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрый Фей писал(а):
Спасибо, очень интересно. Особенно, если Вы еще дополните обещанными фотографиями.

С фото посложнее, больше будет карт, описаний и судьбы населенных пунктов. Но дойду я только до Сенно, кого интересует дальнейший путь - присоединяйтесь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 11 Nov 2013, Mon, 21:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ещё немного остановлюсь на подъезде к Полоцку. На карте 1790 г указано селение Ропно с церковью, справа и слева по озеру. Сейчас это Коллективная, озеро справа по ходу движения сохранилось, церковь упоминалась ещё в контексте Богоявленского монастыря: "Полоцкий Богоявленский монастырь, основан в 1582 г., состоял из деревянной церкви и здания братской школы. Тут в 1656 г. принял постриг и на протяжении восьми лет нес монашеское послушание Симеон Полоцкий, просветитель, общественный и церковный деятель. В нач. 17 в. монастырские здания потерпели от пожара. В 1761–79 гг. построена каменная Богоявленская церковь. Стены ее украшали фресковые росписи, которые фрагментарно сохранились до нашего времени. В соборе находилась чудотворная Иверская икона Матери Божией. Ежегодно 9 (22) мая проходил крестный ход с этой иконой в Свято-Николаевскую церковь д. Ропна. После пожара икона была перенесена в полоцкий Софийский собор. "
Судя по всему церковь с некоторыми изменениями тоже сохранилась, её и озеро могла видеть Екатерина, пару фото есть здесь http://globustut.by/kollektivn/index.htm#church




Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 12 Nov 2013, Tue, 11:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что касается трёхдневного нахождения Екатерины в Полоцке, то это видимо отдельная тема, Полоцк как Париж, "стоит мессы..." Отмечу только некоторые детали: Софийский Собор к тому времени уже был восстановлен (построен заново) при Флориане Гребницком, сам он был похоронен у алтаря собора. О разрушении собора при Петре Первом Екатерина не знать не могла. Напротив собора был остров на Двине, назывался Екимания, относился к русской стороне. Сам город был невелик по нынешним меркам, по крайней мере картографа 1790 года не смутило разместить рядом "кирпичный сарай" как значимый объект в окрестностях.
По некоторым косвенным данным самой Екатерине из всего путешествия понравился Смоленск, о Полоцке я упоминаний не нашёл. Но видимо тогдашняя столица униатства не очень пришлась по душе императрице, по крайней мере при дальнейших административных переделах в качестве губернского центра фигурировал уже Витебск.





Последний раз редактировалось: Jurii (19 Nov 2013, Tue, 21:34), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Al' Morunov



Зарегистрирован: 20.04.2010
Сообщения: 216
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 12 Nov 2013, Tue, 13:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересно! :) жду продолжения!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 12 Nov 2013, Tue, 20:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Видимо надо пару слов добавить о последующем за Полоцком пути Екатерины. Дело в том, что в Могилёв можно было бы отправиться и через Витебск дорогой через Сиротино, но выбран был древнейший путь по берегу Двины, являвшейся тогда государственной границей. Хочу обратить внимание на обилие квадратиков "форпост" на карте побережья 1790 года, это посты пограничной стражи. Можно только представить тот грандиозный шухер, который производила по обоим берегам реки кавалькада в сотни вооруженных всадников и десятков карет (перемена лошадей на станциях была в 450 лошадей). Видимо был в этом и смысл демонстрации Имперской мощи перед переживающим период полураспада Великим Княжеством Литовским, на переговорах в Могилёве с императором Австрии возможно уже затрагивались вопросы второго раздела... Но разбираться в этом дело историков, немного остановлюсь на самой дороге.
Путь из Полоцка в Витебск по побережью Двины был видимо древнейшим и существовал уже во времена княжеств. Однако из-за наличия дуги реки в районе Бешенкович часть пути была спрямлена и шла вне берега, существовал единственный перешейк между озёрами Сосно и Будовесть, там он и пролегал. Письменные упоминания о населённых пунктах вдоль него относятся к началу 16 века, но сами они гораздо старше. Примерно к 1635му году относится упоминание о существовании регулярной почтовой связи Москва-Рига через Витебск, Полоцк, использовался этот участок и в Северной войне Петром Первым. Как это выглядело в те времена - сложно сказать, но дороги в Речи Посполитой и ВКЛ были ещё те: "Спрабуючы высветліць, як выглядала падарожжа вачыма іншаземца, мы павінны звярнуцца да ўспамінаў англічаніна У. Кокса [W. Coxe]. Хоць аўтар склаў свой тэкст у другой палове XVIII ст., але пасля эканамічнага спаду на пачатку стагоддзя стан дарог на Літве, напэўна, не вельмі змяніўся ў параўнанні з XVII ст.: „Дарогі ў гэтай краіне вельмі занядбаныя, мала розняцца ад звычайных сцежак, якія віюцца праз густы лес без ніякага знаку, што ім даў напрамак чалавек. Часта яны такія вузкія, што экіпаж ледзьве можа праехаць. На дарогах поўна карэння і пнёў, а шмат дзе яны настолькі пясчаныя, што восем конікаў ледзьве маглі нас выцягнуць… Масты праз рэчкі так хістка збудаваныя і такія старыя, што здавалася, быццам яны вось–вось заваляцца пад цяжарам экіпажу, і мы лічылі вялікай удачай, калі шчасліва пераязджалі цераз іх“. С присоединением к Росиии после 1772 года здесь было установлено регулярное почтовое движение (оно включало и перевозку пассажиров), после второго раздела Речи Посполитой это был участок Главной Почтовой Дороги Российской Империи Москва-Рига через Смоленск, Витебск, Полоцк ( конные экипажи следовали по ней по расписанию), её значение сохранялось до 1866 года, когда с открытием железной дороги Витебск-Рига оно резко упало, часть почтовых станций была закрыта, а сам путь сохранился фрагментами. Название участка между Витебском и Полоцком различное, чаще всего Рижский тракт, в документах 1812года - Главная Полоцко-Витебская дорога, но местное название единственное - Екатерининский тракт. Вот в поисках корней этого названия я и пришёл к этой теме, считая поначалу всю эту историю небылицей, но всё оказалось "больше чем факт - так оно и было на самом деле"... :)

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 13 Nov 2013, Wed, 14:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Немного малоизвестных страниц из жизни Екатерины. Немка из небогатого рода, она прибыла в Россию в 14 лет, почти сразу заболела воспалением лёгких, едва не умерла, её вспоминания: «Полагаю, что любоваться во мне было нечем, - откровенно и простодушно записала Екатерина. - Я похудела, как скелет, выросла, но лицо и черты мои удлинились, волосы у меня выпали, и я была бледна смертельно». Это описание соответствует облику великой княгини Екатерины Алексеевны на портрете, исполненном Г.Х.Гроотом с натуры, 1744г.



На страницах «Записок» Екатерины неоднократно встречаются упоминания о придворной охоте времен Елизаветы Петровны. В 1746 году, когда Елизавета Петровна предприняла путешествие в Ревель, «императрица по дороге отправилась на охоту, во время которой ее лошадь стала на дыбы, и она рисковала опасно упасть, но все обошлось одним страхом. Великий князь сопровождал ее на эту охоту и часто ездил туда с графом Разумовским, тогда обер-егермейстером и фаворитом императрицы. Что до меня касается, то мне не делали чести допускать меня на эти охоты, хотя знали, что я страшно люблю верховую езду. Я сидела и скучала дома одна... чувствовала приступы ипохондрии, которая часто заставляла меня плакать. Я была очень худа в то время и после тяжелой болезни, которую я перенесла в Москве».
Уже через год всё изменилось, молодая Екатерина не менее императрицы Елизаветы Петровны занялась охотой. Лето и осень 1747 года «малый двор» проводил в Ораниенбауме. Петр Федорович проводил время отдельно от юной супруги. «Как только он там очутился, - вспоминала Екатерина, - все стало военным; он с кавалерами весь день проводил в карауле или в других военных упражнениях. Я покорилась своей участи: весь день с ружьем на плечах я охотилась». «Вот образ жизни, который я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились - он, я, легавая собака и рыбак, который нас вез - в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумского канала, который на две версты уходит в море»...
Так что , выражаясь нынешним доступным языком "оторва была ещё та..." (что впрочем характерно и для некоторых современных Екатерин в 17-ти летнем возрасте), выезды на охоту Екатерина Вторая проводила до конца жизни, вот картина Серова "На соколиной охоте", конные путешествия её не тяготили.



Последний раз редактировалось: Jurii (13 Nov 2013, Wed, 18:58), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 13 Nov 2013, Wed, 18:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Немного о границе и её устройстве на 1780-й год, процитирую: " Радикальное изменение границ между ВКЛ и наследницей Московского царства – Российской империей произошло почти через девяносто лет после заключения договора о Вечном мире. Причиной этому стали две конвенции о разделе Речи Посполитой, а следовательно и ВКЛ, заключенные в Санкт-Петербурге 4 (15) января 1772 г. между Россией и Пруссией и 25 июля (5 августа) 1772 г. между Россией и Австрией.
Согласно этих конвенций восточная часть территории нынешней Беларуси, расположенная между Двиной, Днепром и Друтью (воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславльское), а также Литовская Лифляндия (воеводство Инфлянтское) были включены в состав Российской империи.
Новая граница ВКЛ и Речи Посполитой с Российской империей должна была пройти по реке Двине – границе между Витебским и Полоцким воеводствами до стыка границ Полоцкого, Витебского и Минского воеводств, от него до истока реки Друть, по ней до впадения ее в Днепр и далее по Днепру.
На начальном и конечном пунктах новой границы оба государства должны были установить каждый на своем берегу рек каменные пограничные столбы с государственными гербами, несколько из которых сохранились по берегам р. Друть в Толочинском и Круглянском районах. На сухопутной же границе сразу же были поставлены деревянные столбы с российским гербом. В будущем решено было всюду по этой границе поставить каменные столбы с гербами обоих государств. По самой пограничной линии было решено вырыть ров в тридцать локтей ширины и насыпать вал, а в лесах, кроме того, устроить просеку; на речных островах решено было также поставить столбы с гербом того государства, которому остров предоставлен.
В окончательном виде граница, начинаясь от устья впадающей в р. Западная Двина с правой стороны р. Авиксты (Литва), шла по Западной Двине до устья впадающей в нее с левой стороны речки Черногостица у д. Будилово. Далее граница шла сначала по течению этой речки, а затем прямой линией через р. Гезеница и озеро Стержень.
От озера граница практически прямой линией шла сначала по впадающей в озеро р. Свеча, а далее – в виде вала к верховьям р. Друть у д. Большие Козки (ныне – Толочинского района), через деревни Большие Липовичи, Волосово, образуя угол у д. Стуканы в сторону Речи Посполитой. Далее граница шла по р..Друть до впадения ее в р. Днепр у г. Рогачев, затем – по р. Днепр до впадения в нее р. Сож.
Насыпанный в 1772 г. на границе вал сохранился фрагментами на территории Чашницкого и Толочинского районов Витебской области до настоящего времени. Вот как описывал его в 1907 г. белорусский историк, уроженец Сенненского уезда Могилевской губернии К.Т. Аникевич: «идет от р. З. Двины к Друти на протяжении около ста верст. От озера Стержень вал направляется на юг чрез Ульяновичскую, Замочскую, Высокогородецкую и З[аречно].-Толочинскую волости, около селений Рыбаковщины, Нового Села, Вядца, Липович Больших и Малых, Устья, Барсуков, Бобовки, Корсунова, Волошинцев, Стуканов, Б. Козки и у д. Безделич[и] упирается в Друть. Вышина его снаружи 2-3 арш[ина] и рва 8 арш[ин], ширина 4 арш[ина]. Составлял границу 1772 года». "
Тут есть небольшая неточность, граница не проходила через реку Черногостицу, только через её устье. Поскольку Екатерина проезжала через этот участок, позже остановлюсь на нём подробнее.



Последний раз редактировалось: Jurii (15 Nov 2013, Fri, 23:09), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 13 Nov 2013, Wed, 20:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

22 мая 1780 года Екатерина выехала из Полоцка. Генерал-губернатором Полоцкого наместничества тогда был Ребиндер Иван Михайлович, в городе на тот момент было 360 деревянных домов, 437 мещан-христиан, 478 евреев и незначительное число дворян и чиновников. В общем негусто для столицы огромного наместничества.
Путь пролегал на восток по побережью Двины и первым крупным пунктом была Струнь ( Струня, Струнье) - имение униатских архиепископов Полоцкой Епархии. Было ещё и село с таким названием выше по течению реки Струнки, оно показано на карте 1821 года, но Екатерина проезжала именно через имение, которое и сейчас сохранилось как Струнье. Доподлинно не выяснил как тогда выглядела церковь в Струни, в 1808 году она перестроена, судя по карте располагалась метрах в 200 перед мостиком через реку (со стороны Полоцка). В архиепископском имении (резиденции) в 1762м году умер Флориан Гребницкий, позже похороненный в Софийском соборе. "Полоцкий архиепископ Ясон Смогоржевский (1714 – 1788) в 1774 году подготовил проект создания в Струни униатской епархиальной семинарии. Для встречи с императрицей Екатериной II он построил в Струни церковь, окруженную каменной стеной с зубцами, с воротами, обрамленными двумя башнями, и двенадцатью встроенными в ограду круглыми зданиями – часовнями. Такой пример центрического расположения храма относительно окружающих его со всех сторон часовен, встроенных в ограду, является образцом храма-кальвария, единственный пример использования при строительстве храмового комплекса на территории Беларуси."











Населённый пункт сохранился (если не вошёл в Полоцк), при желании видимо можно найти следы церкви, вид на Двину видимо не сильно поменялся за пару веков.



Дальше путь лежал в Сосницу (не указана в описании), здесь без смены лошадей мостик (или переправа) через речку Сосницу, видимо было время посмотреть местную униатскую церковь и попрощаться с частью сопровождавших из Полоцка. Сосница как маленькая деревенька перед Горянами вроде сохранилась, церковь была через дорожку от нынешнего кладбища, слева по ходу из Полоцка.



Последний раз редактировалось: Jurii (29 Jan 2014, Wed, 17:28), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 14 Nov 2013, Thu, 12:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дальнейший участок Екатерининского тракта (так со всей определённостью можно называть тогдашний участок пути от Полоцка до Куриловщины) претерпел существенные изменения. К сожалению никак не удаётся мне найти ПГМ Полоцкого уезда 1790 года с этим районом, приходится опираться на косвенные данные. Желающим пройти этот путь сегодня придётся пройти его в буквальном смысле, дорожной сети и многих населённых не сохранилось, только фрагменты.
В нынешних Горянах дорога резко поворачивала вправо и шла вдоль Двины, к деревне с говорящим названием Устье, к устью Оболи. Это была существенная водная преграда, там был паром, но возможно к проезду Екатерины навели мост, так как в описании о переправе ни слова.



Дорога видимо шла тогда по самому берегу Двины, через Устье, Шматово, Немерзь (Неморозь) к станции Островляны.



Существует деревня Островляны на другом (левом) берегу Двины, а посещённая Екатериной станция исчезла, была она северо-западнее нынешней Шаши, за ручьём. Дворец, выстроенный тогда для завтрака и приёма Екатерины, видимо существовал в 1812 году, именно здесь была пару дней ставка Барклай-де-Толли при отступлении 1-й Западной армии из Полоцка в Витебск, сохранились следующие воспоминания: "За городом (Полоцком), пройдя версты три, мы остановились на биваки в боевом порядке: пехота в две линии, артиллерия на флангах и между полками. С нашей колонной следовала квартира Главнокомандующего (Барклай-де-Толли).
В следующий день (7 июля) мы расположились биваками за сел. Островлянами над Двиною. Земная природа являлась тогда во всей полноте своих прелестей. Заходящее солнце золотило пригорки и деревья; светлые воды Двины, отражая в себе лазурь небесную, спокойно протекали между возвышенными берегами и свежестью прохлады привлекали к струям своим; деревья с густою, яркою зеленью от тяжести листьев нагибались ветвями к воде и, казалось, пили живительную влагу; носившееся в воздухе благоухание цветов приятно услаждало обоняние. Отдалившись от лагеря уединенно для прогулки, я зашел на берег, развалился на зелени и над водою в тишине любовался природою. Сентиментальность моя растрогалась; я устремил взоры на отдаленный берег и погрузился в романтическую мечтательность. Видя птичек, которые, гоняясь одни за другими, прятались в кустарник, говорил я сам себе: «Природа дышит любовью и рассыпает свои дары для наслаждения человеку, а он к чему стремиться? к истреблению себе подобных, к разрушению общественного благосостояния…» Неизвестная грусть давила мое сердце, мой дух отделился от враждебного мира людей и носился в прелестной области фантазий; воображение рисовало мне очаровательный сад; я слышал звук арфы и нежный голос певицы; вдали на берегу видел разных Нимф, играющих цветами… и веселый хохот их разносился эхом… Но что это? – Увы! это артельщики с гремящими котлами, шедшие черпать воду для своей кашицы! – Простите, милые призраки фантазии; я вспомнил о своей печальной существенности, вздохнул – и пошел на биваки."
Написано, кстати, не салонным поэтом, а поручиком артиллерии Радожицким, боевым офицером, который через 5 дней будет ранен в бою под Островно.
При желании какие-то следы тех времён найти можно, вот трёхверстовка с координатами:

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 14 Nov 2013, Thu, 14:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

От деревни Шаши до нынешнего Кордона путь пролегал вне побережья. Каких-либо достопримечательностей на этом участке не припоминаю, да и вопрос, существовала ли деревня с названием Кордон до 1812 года. Сейчас уже подзабыто, что кордонами называли не только пограничные населённые пункты, но и крестьянские отряды самообороны, создаваемые местной администрацией в 1812м году для защиты от мародёров. Был ли такой отряд в нынешнем Кордоне - неизвестно, как неясно и то, что было здесь в проезд Екатерины, но городище существовало на этом месте ещё в Х веке. Грунтовка на месте Екатерининского тракта на этом участке показана, но о состоянии нет данных.



Дальше от Кордона до Дубовиков путь лежал мимо фольварков Николаево, тогда их было два, по обе стороны тракта. Впоследствии лежащий ближе к Двине был продан Реутами, получил название Текленвиль, уже в 19-20 веке владельцем был фон Фальтин, построивший здесь крупнейший кожевенный завод. Но это позже, а во времена Екатерины был здесь перекресток с трактом, дорога вела из Оболи на паромную переправу в Уллу, к площади у костёла. Костёл был знаменит тем, что воздвигнут, как пишут поляки "W 1669 r. na terenie miasteczka, lub jak chcą inne źródła na placu po zrujnowanym w wojnach zamku, rozpoczęto budowa drewnianego kościoła p.w. św. Łukasza. Fundatorami miał by być Eustachy Łukomlski" - на фундаментах замка Ивана Грозного, построенного после захвата Полоцка, взятого со второй попытки и разрушенного Стефаном Баторием. Костёл был виден издалека, перестроенный есть и сейчас на его месте, возможно Екатерине эту историю рассказали. Основал костёл Евстахий Лукомский, в 1780 году был он в Доминиканском ордене.




План замка в Улле и вид костёла в начале 20 века:




P.S. Есть по ходу вопрос к администрации сайта, раз уж рядом едем, возможно стоит добавить на Глобус Николаево Шумилинского района в связи с памятником расстрелянным в 1941м заключённым: http://умилинщина.рф/nikolaevo_derevnya_.html


Последний раз редактировалось: Jurii (15 Nov 2013, Fri, 18:40), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 14 Nov 2013, Thu, 14:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорога от Кордона до Дубовиков сохранилась на старом месте. А вот название станции, где произошла перемена лошадей (450шт!), изменилось. С перемещением почтовых станций на железную дорогу видимо освободились прилегающие земли и появилась Слобода Старая Почта. Со временем название сократилось до Слобода. Деревня Дубовики как была, так и осталась немного севернее тракта.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 15 Nov 2013, Fri, 20:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дальнейший путь лежал через Мишковичи (одно время волостной центр) и фольварк Климово. Если кому не лень, оказавшись в Мишковичах можно поискать остатки водяной мельницы, показанной ниже по течению речки Сечна (Сешня), отметил крестиком на верстовке и Генштабе. В Климово в 1812м был очередной (после Островлян) бивак русской армии в 1812м и штаб-квартира Барклай-де-Толли. Дальше дорога шла на нынешние Любичи (тогда видимо существовал только одноимённый фольварк и то в стороне). Основной деревней была Старина, от неё с тракта шла дорога в сторону Бешенкович, на ней рядом был фольварк Миролюбово, известный винокуренным заводиком Пестова. Не знаю, варили ли там что при Екатерине, но традиции самогоноварения в регионе должно быть вековые.
От Старины осталось только название местности - Урочище Старино, дорожка в Любичи из Климово показана, но о состоянии не берусь судить.



Любичи как населённый пункт любопытны двумя моментами: они расположены на интереснейшем ледниковом рельефе и построены в конце 19 века на возникшем оживлённом перекрёстке тракта с новой торговой дорогой от железнодорожной станции Сиротино (Шумилино) к крупнейшей торговой ярмарке в Бешенковичах. Строились они сразу как волостной центр, т.е здесь при 17-ти дворах были волостное правление, медпункт, часовня, синагога и, как без неё в приличном месте, винная лавка. Название волости при этом сохранилось старое, по бывшему центру - Михаловщинская ( нынче д.Барановские немного севернее Любич). Т.е это такой образцовый административный агрогородок, понятно что во времена Екатерины ничего такого не было, а вот рельеф не изменился. Дорога от Климово шла по так называемой озовой гряде - руслу внутриледниковой или подледниковой реки. При таянии ледника подобные реки собирают по своему руслу наносы (песок, камни) и по мере протаивания до подошвы образуются протяжённые насыпи довольно правильной формы, издалека напоминающие железнодорожные. В ряде стран озы относят к геоморфологическим памятникам, запрещая всякую хоздеятельность, а использовать их как дороги научились издревле. Особенно хорошо эта гряда видна если отъехать немного южнее Любич, в сторону Бешенкович и посмотреть на северо-запад. Ну а если проехать чуть севернее, к Горки, то можно увидеть Большой Камень (крупнейший в Беларуси), тоже ледниковый подарок.
Тракт в этих местах просто не мог проходить иначе, видами с этой гряды могла любоваться Екатерина.



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Путешествия по Беларуси -> Фотоотчеты о путешествиях Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы