Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Забытый тракт Москва-Рига

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Надо бы добавить на “Глобус”...
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 31 Jan 2014, Fri, 22:03    Заголовок сообщения: Забытый тракт Москва-Рига Ответить с цитатой

Даже не знаю, в какую тему лучше разместить, пока на рассмотрение.
Речь пойдёт об участке почтового тракта Москва-Смоленск-Орша-Витебск-Полоцк-Динабург-Рига на территории нынешней Витебской области, сначала общая информация, потом немного остановлюсь на сохранившихся фрагментах и некоторых интересных местах и событиях.














Это описание из Военно-статистического обозрения Витебской губернии 1852г. На тот момент почтовый тракт был в списке как Губернская (Большая) почтовая дорога №27 Москва-Рига протяженностью 1069 вёрст. Впрочем были и другие наименования.









Последний раз редактировалось: Jurii (01 Feb 2014, Sat, 23:03), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 01 Feb 2014, Sat, 20:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нужно сказать, что досконально проследить всю дорожную сеть с её изменениями по годам - объёмная задача, поэтому ограничусь концом 18-го - началом 20-го века и только фрагментами. Установление постоянной почтовой связи Москва-Рига через Оршу, Полоцк относят примерно к 1635-му году, понятно, что сами дороги значительно старше. При присоединении к России в 1772-м году Могилёва, Витебска, Полоцка почтовое сообщение стало регулярным, были устроены почтовые станции (на расстоянии 25 +/- 5 вёрст), в 19-м веке местами были проложены шоссе (дороги классом выше почтовых). Перевозки включали не только корреспонденцию, но и пассажиров, конный экипаж Москва-Рига следовал по расписанию. Труднопреодолимым препятствием были реки, поэтому дороги проходили вдоль них, к возможным местам мостов/переправ, часто делаю большие крюки. Первые более-менее достоверные сведения о местах прохождения дорог можно получить из карт ПГМ 1790-го года.
Дорога от Смоленска через Красной, Козяны и от Бабинович до Витебска использовалась армией Наполеона во время, пожалуй, самого его блестящего маневра 1812-го года: форсировав Днепр в районе Росасны и выйдя на почтовый тракт войска французов выбили дивизию Неверовского из Красного и навязали в общем-то бессмысленное сражение в Смоленске, армия Барклая-де-Толли, находящаяся ближе к Рудне, могла быть отрезана от дороги на Москву и не принять боя не могла.


Как выглядели Дубровно и Орша в конце 18-го века можно судить по картам 1790-го года:




Дорога в начале 19-го века проходила следующим образом:



Между Оршей и Бабиновичами была почтовая станция Арехи (Орехи). Бабиновичи в кампанию 1812-го года стали местом боевых столкновений передовых отрядов французов (из Могилева) и русских (из Витебска). Наличие французских войск на пути на Оршу стало одной из причин отступления на Смоленск другой дорогой.
В середине - второй половине 19 века произошли значительные изменения дорожной сети. в первую очередь было проложено Киевское шоссе (или Белорусский тракт) из Петербурга через Витебск, Могилёв. Прошёл он западнее почтовой дороги, Бабиновичи остались в стороне и почтовая дорога стала только местной, а впоследствии и вовсе угасла.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 01 Feb 2014, Sat, 21:12    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пару картин Фабера из этих мест: окрестности Любавичи (In der gegend von Lionwawitschi), переправа через Днепр в районе Росасны (или Герасименки, судя по церкви справа) и бой у Красной. Как писал сам Фабер его артиллеристы быстро бы рассеяли дивизию Неверовского (в дыму), но впавший в раж Мюрат (в треуголке с перьями) организовал 35 кавалерийских атак, всё время закрывая сектор обстрела. В итоге отразив все атаки конницы дивизия со сравнительно небольшими потерями дошла почти до Смоленска, под защиту русского корпуса Раевского. Это происходило на почтовом тракте, росшие по обочинам деревья создавали дополнительные преграды коннице Мюрата. Впрочем русская кавалерия погибла почти вся, были оставлены и орудия. Пехота, отстреливаясь, дошла. Наполеон был крайне раздосадован этим эпизодом, сорвавшим хорошо начавшуюся компанию.







Последний раз редактировалось: Jurii (02 Feb 2014, Sun, 15:53), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 02 Feb 2014, Sun, 11:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорога в районе Красной хорошо видна на картине Гесса: "Сражение под Красным. Подвиг генерала Неверовского."
... " Как только французская конница шла в атаку, дивизия останавливалась и по знаку Неверовского раздавались залпы. Все пространство вокруг колонны покрывалось трупами и ранеными. Французы охватили дивизию с тыла и с двух сторон, но остановить и разгромить её не могли. «Хорошо, ребята!» - говорил Неверовский. Солдаты отвечали: «Рады стараться! Ура!». Обороне способствовала широкая почтовая дорога, обрытая по сторонам рвами и обсаженная деревьями. Французы не могли организовать атаку большим фронтом. Кроме того, у французских кавалеристов не было сильной артиллерии, чтобы огнём расстроить ряды дивизии (конная артиллерия была оставлена в тылу). Кавалерия Мюрата смогла отсечь и разгромить только небольшую часть дивизии Неверовского, когда солдаты вышли на открытое пространство перед селением. "



Что касается 25-й Вюртембергской дивизии, в которой служил Фабер, то стояла она пару недель около Лиозно, немцы там обустроили себе жилища из соломы и соревновались в их украшательстве. Судя по картинке на дверях тут постарался сам Фабер :)


Впрочем из похода в Россию домой вернулось не более 100 человек из 16-ти тысячного корпуса, обратный путь по дороге из Смоленска до Орши был совсем другим. Место переправы дивизии всё-таки у Герасименки - Хоминь (Хомино), в (Росасне (Россасне) был не один, а два моста, всего через Ляды прошло около 180000 солдат и офицеров Великой Армии), на месте церкви на картине сейчас деревня есть, но что там сохранилось (вроде паром был на месте переправы) надо смотреть по месту:






Если кто доберётся до этих краёв, можно поискать точку, с которой написана картина Фабера. Между Михеевкой и Орловичами по левому берегу Днепра показано кладбище, а рядом русло ручья, впадающего в Днепр. Это место бывшего Погоста Хомино, соответственно устье ручья - примерная точка съёмки, интересно как сейчас это выглядит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 02 Feb 2014, Sun, 18:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пару картин обратного пути Великой Армии, Фабер, "Между Корытней и Красным"





К эпизоду вернусь, пока о дороге: деревья по обочинам служили указателем пути ночью и зимой, когда всё вокруг заметало снегом. В Беларуси ещё сохранилось старое название таких путей - Гостинцы, от древнего Гости - купцы, соответственно это торговые дороги, Погосты - места торговли, ярмарок. Со временем значения слов поменялось. Прижилось Большак (Большая почтовая дорога) и Шаша (Шоссе).
Теперь к эпизоду: Фон Левенштейн в книге «Записки современников 1812 г.» так описывает эти события:
«На следующее утро 15 ноября мы увидели между Смоленском и Красным неприятельскую армию. Наполеон со своей гвардией уже прошёл вперёд, за ним двигался арьергард, обоз и, так называемые, отсталые. Генерал Юрковский приказал напасть на обоз, мы взяли много пленных, четыре орудия и большое количество повозок. Во время этой стоянки к нашему отряду был причислен князь Кудашев. Как раз в это время показался большой отряд (вюртембергский), при нём было три больших орудия, и он сопровождал, по-видимому, обоз с довольно ценным содержимым. Кудашев уговорил Юрковского напасть на обоз. Вскоре первый эскадрон Сумского полка уже отбил у них орудия. Уже начало смеркаться. Пушки и повозки повезли к одиноко стоявшей избе».
Это событие произошло у деревни Ржавка 15 ноября, где-то после 16 часов. В этом месте рядом шли Старая и Новая Смоленские дороги. Интересно, что немцы потеряли последние орудия в атаке Сумского полка, в начале компании этот полк пострадал от этих орудий в Бешенковичах, при защите Задвинской Слободы. Такой вот круг Истории.
Добавлю ещё "Бивак в Красном", видны некоторые отличия с биваком под Лиозно: придорожный сервис на территории нынешней Беларуси и России 200 лет назад был разным :) Но по сути две зарисовки написаны с разницей примерно 100 дней, а разница принципиальная:



Последний раз редактировалось: Jurii (03 Feb 2014, Mon, 8:57), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
GlobusBelarusi
Site Admin


Зарегистрирован: 06.10.2008
Сообщения: 11147
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 03 Feb 2014, Mon, 0:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jurii писал(а):
Даже не знаю, в какую тему лучше разместить, пока на рассмотрение.

Неплохой объект, немного, правда, не вписывается в существующий формат "Глобуса". Надо подумать, как бы подобные объекты "вписать".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 03 Feb 2014, Mon, 9:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

GlobusBelarusi писал(а):
Jurii писал(а):
Даже не знаю, в какую тему лучше разместить, пока на рассмотрение.

Неплохой объект, немного, правда, не вписывается в существующий формат "Глобуса". Надо подумать, как бы подобные объекты "вписать".

Ну да, есть ряд "протяжённых" объектов, скажем только в Витебской области: Тракт Москва-Рига, старый Петербургский тракт, водная Березинская система, узкоколейка через Браслав. Видимо некие бывшие пути сообщения просятся на Глобус, посмотрите по мере наполнения тем. Можно будет дать координаты ключевых пунктов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jurii



Зарегистрирован: 22.01.2013
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: 03 Feb 2014, Mon, 16:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нужно сказать, что дорожный путь Корытня - Красный (в России) и Ляды-Дубровно-Орша (в Беларуси) более-менее сохранился и видимо можно найти (при желании) участки более чем двухвековой давности. Дорога М1 проходит севернее Днепра и к старому пути не имеет отношения.
http://orda.of.by/.map/?54.612969,31.537189&m=e/11
http://orda.of.by/.map/?54.579554,30.783939&m=e/11
Около Орши и далее всё гораздо более запутано. Надо будет выделить три пути на Витебск: древнеоршанскую дорогу, старооршанскую дорогу и новооршанскую. В начале 19-го века дорога шла через Бабиновичи, это самый старый путь. Потом, в середине 19-го века, проложили шоссе из Петербурга в Киев через Витебск, это старооршанская. Она в определённой степени сохранилась. Ну и новооршанская - Е95, минуя Витебск и только касаясь Орши.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
slbast



Зарегистрирован: 23.11.2015
Сообщения: 4
Откуда: леса Беларуси

СообщениеДобавлено: 23 Nov 2015, Mon, 0:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Французские переправы в районе Рассасно и Дубровно были. К сожалению Рассасно очень сильно загадило железом во время ВОВ - в том районе находилась линия обороны "Пантера".
В лесу возле Дубровно попадались французские ядра, а в Днепре возле этого леса старожилы рассказывали, при устройсте купальни в пионерском лагере, были найдены французские пушки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Наполнение “Глобуса Беларуси” -> Надо бы добавить на “Глобус”... Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы