Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» Форум сайта «Глобус Беларуси»
Основной проект — “Глобус Беларуси
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Святы i абрады

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Культура и искусство
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 121
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 11 Dec 2014, Thu, 2:12    Заголовок сообщения: Святы i абрады Ответить с цитатой



Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов.

Громницы (Грамніцы)


М.Андриолли.Громницы (рисование креста). XIX век.

День Громниц — 2 (15) февраля — не совсем обычен, по поверьям, это единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. В этот день в церквях освещали специальные свечи-громницы, которые после службы гасили и приносили в дом.

Возвращаясь домой, хозяин доставал свечу и держал в руках, пока хозяйка её зажигала. Затем хозяин обжигал свечой крестообразно волосы у себя на голове, потом у всего семейства. Считалось, это помогает от головной боли. После шли в хлев, делали то же со скотиной, крестили свечой пуни, гумно и прочее. Сотворив такой обряд, свечу гасили и прятали, чтобы злые силы её не увидели. Считалось, что громничные свечи под притолокой хлева отгоняют ведьм от коров.

Свеча в дальнейшем зажигалась, когда:
— принимали новорожденного;
— при его крещении;
— при рождении телят, ягнят;v — при кончине человека;
— при разлуке с членом семьи;
— при грозе летом;
— при насыпке семенного хлеба весной и при засыпке в засеку первого обмолоченного хлеба;
— при первом выгоне скотины в поле;
— на кутью и Водокрещенье;
— при разговенье на коляды и Пасху;
— при предтрапезной молитве на Дзяды.

С незажжённой свечой начинали и оканчивали разную работу: пахоту, косьбу, жатву и т. д. Кусочки воска громничной свечи давали как лекарство от испуга, лихорадки. Обкуривали этим воском заболевшую скотину. В Громницы, как и на коляды, пели свои песни — первое «гуканье весны».



Масленица (Масленіца)

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей. Скандинавский путешественник Пауль Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа так потому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни они употребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и до беспамятства»[2]. В отличие от восточных русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания.


К. Крыжановский. Прощеный день в крестьянской семье. XIX в.


Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких. Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник ещё и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки). Качаясь, распевали песни:

[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Обряды_и_обычаи_белорусов]Обряды и обычаи белорусов[/url]


Коляды в Горецком повете Могилёвской губернии. 1903 г.

Коляда́ (также Каляда, Коледа, чеш. Štědrý večer, словацк. Kračun, польск. Święto Godowe, в.-луж. Hody) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству[1] и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Коляда]Коляда[/url]


Колядки — святочные народные песни. Широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (у русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства).

[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Колядки]Колядки[/url]


Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки) — двенадцать дней с Рождества (Коляды) до Крещения. Нередко к ним примыкает и Сочельник рождественский: святки — это время «от звезды и до воды», т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды (рус. кубан.). В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, т. е. 7/20.1 (Зимний свадебник) и половину дня 8/21.1, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.
Святки — старинное русское слово, означающее праздник. Множественное число говорит, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные святки, Зелёные святки).

[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Святки]Святки[/url]

Интересная лекция о традициях на Полесье в контексте древней культуры славян.

"Светлана Толстая. Этнолингвистика и славянские древности. 1-я и 2-я часть
https://www.youtube.com/watch?v=RZnll6c0fq8
https://www.youtube.com/watch?v=n6CSJbVUtLQ

Толстая Светлана Михайловна - доктор филологических наук, профессор, лингвист, фольклорист и исследователь традиционной духовной культуры славянских народов.

Славяне более тысячи лет живут в мире христианской культуры. Однако и до принятия христианства у славянских народов, как и у других народов Европы, была своя, языческая культура, которая не была полностью сметена христианской культурой. Остатки дохристианских верований, основанных на мифологии и магии, культе предков, сохранялись в традиционной народной культуре славян на протяжении всего тысячелетнего периода, а некоторые из них продолжают существовать и в наше время. Изучением таких "древностей", отраженных в языке, фольклоре, обычаях, обрядах и верованиях славян, занимается этнолингвистика - научное направление, созданное в 70-е годы прошлого века академиком Н.И. Толстым."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 121
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 15 Mar 2015, Sun, 12:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



GUDA. За горэю крэмянэю.
https://www.youtube.com/watch?v=F0EXkeJHcDY

"У Беларусi распавядалі аб русалках часьцей як аб маладых прыгожых дзяўчатах, аголеных або апранутых у белае адзеньне, якія з'яўляліся вясною і ў часе красаваньня жыта. Русалкі -- ня толькі ахоўніцы збажыны, якімі палохалі дзяцей, каб тыя не хадзілі таптаць жыта, але і ўвасабленьне самога поля, яго жыцьцевай сілы. Калі зжыналі жытняе поле, паміраў і яго дух. Паміраў, каб на новае лета нарадзіцца ізноў.

Незвычайна прыгожае і старажытнае міфалагічнае ўяўленьне легла ў аснову кліпа. Усе ролі выканалі сьпявачкі гурта GUDA.

Рэжысер-пастаноўшчык -- Палiна Пастушэнка.
Аператар -- Дзьмітрый Важнік.
Мантаж -- С. Воўк, А. Юзьвенка, Дзьм. Важнік.

Аранжыроўка народнай песьні "За горэю крэмянэю" -- Сяргей Воўк. Вакал -- GUDA.
Ігар Сацэвіч -- бас-гітара, Аляксандр Сапега -- бубны,
Сяргей Воўк -- клявішныя, праграмаваньне, бэк-вакал, Аляксандр Акульчык -- гітара."


"Ой, бяроза белая" (обрядовая весенняя песня)
https://www.youtube.com/watch?v=D7CNXUh4Ogk

Юр'я! Ўставай рана.
Юр'я! Ўмыйся бела.
Юр'я! Вазьмі ключы.
Юр'я! Выйдзі ў поле.
Юр'я! Адамкні зямлю.
Юр'я! Пусьці расу,
Юр'я! Мядовую.
Юр'я! Пусьці траву,
Юр'я! Шаўковую
https://www.youtube.com/watch?v=F1HFZwlGr2k

"Недзе ў 90-х маладыя людзі ў Беларусі (навукоўцы й студэнты) аб'ядналi свае высiлкi, каб дасьледаваць старажытную гiсторыю й культуру сваёй зямлі. Адным з накiрункаў работы стаў эксперыментальны пошук у галiне архаiчнай сьпеўнай спадчыны.

Выканаўцы гурта практыкуюць голасны сьпеў, якi паходзiць ад гучнага сьпеву на адкрытым паветры. Этнаграфiчныя экспедыцыi, у якiх адбываўся непасрэдны кантакт з жывымi носьбiтамі традыцыi, работа з аўдыё- й вiдэазапiсамi, стасункi з этнамузыколагамi і фалькларыстамi дазволiлi на працягу дзесяцiгодьдзя пераняць асаблiвасьцi старадаўняй сьпеўнай манеры.

Аснову рэпертуару гурта GUDA складаюць абрадавыя песьнi (каляндарна-абрадавыя і сямейна-абрадавыя) - найбольш архаiчны пласт традыцыйнай сьпеўнай культуры, які вывучаецца ўдзельніцамі гурта не з нотных запісаў, але непасрэдна з голасу. Песьнi выконваюцца гуртом акапэльна.

Дыскаграфія:
Архаічныя абрадавыя сьпевы (2002)
Ігры багоў (2005)
Zara (сумесны праект з Drolls (2006)"
http://vk.com/guda_group



2005 - Ігры багоў


Слушать -
http://music.yandex.ru/album/229852/track/2319705

01. Паданьне аб стварэньні зямлі
02. Даўней жылі людзі, ня вералі богу (перадвелікодная паставая)
03. Аповяд пра Цмока
04. А дзе ты, Юр'я, ўрасіўся? (юраўская)
05. Юр'я, уставай рана (юраўская)
06. Песенька мая хароша (пахаваньне стралы)
07. Аповяды пра агонь нябесны і агонь зямны
08. Ішла Купалка сялом (купальская)
09. Ды гарэла Купайло на горэ (купальская)
10. Дзе ты, Купала, купалася (купальская)
11. Сьвяты Яня, дзе дасюль быў? (купальская)
12. Чырвоная рожа (купальская)
13. Аповяд пра ігру Сонца
14. Гуляла соняйка (купальская)
15. Паданьні пра Сонца, Месяц і Зару
16. Ой, месяцу, месяцу, да ўзыйдзі ранюсенька (купальская)
17. Зара мая вячэрняя (жніўная)
18. Блізьнечы міт - паданьне пра браткі
19. А на Купала на Йвана (купальская)
20. Аповяд пра Спарыша
21. Хадзіў Раю па вуліцы (дажынкі)
22. Пярун-Перуне (замова)
23. Заключэньне



2007 - Архаічныя абрадавыя сьпевы (2 выданьне)


Слушать -
http://music.yandex.ru/album/248706/track/2488045

01. Каралю-каралевічу (Веснавая)
02. Клік, Вясна! (Гуканьне вясны)
03. Дзякуй Богу, што вясна прышла (Веснавая)
04. Ой, да за гуменьцам (Валачобная)
05. А дзе ж ты, Юр'я, ўрасіўся (Юраўская)
06. Юр'я, ўставай рана (Юраўская)
07. Мядуніца (Веснавая карагодная)
08. Як на нашай на вуліцы да й на перавулку (Ваджэньне стралы)
09. За горэю крэмянэю (Веснавая)
10. Паганяй волы (Веснавая)
11. Што й па мору (Веснавая карагодная)
12. Ой, бяроза белая (Веснавая)
13. Ой, дай Божэ тэпла літо (Веснавая талочная)
14. А на траваццэ, рано (Купальская)
15. Па бару хаджу (Пятроўская)
16. Да пад мостам рыба з хвостам (Касарская)
17. Пара жнейкі дамоў ісьці (Жніўная)
18. Соняйка да на заходзе (Вясельная)
19. Маладзенькая Галечка (Вясельная)
20. Й у неділечку рано (Вясельная)
21. Наварыў братка піва (Восеньская бяседная)
22. Добры вечар табе, пане-гаспадару (Калядная)
23. Мяцеліца (Калядная)
24. А йшла Коліда па льду (Калядная)
25. Ой, у ляску-ляску на жоўтым пяску (Калядная)
http://music.yandex.ru/artist/457193
Скачать:
ifolder.ru
http://www.perunica.ru/miusik/folk/5896-guda-diskografiya-2-alboma-gry-bago-arhachnyya-abradavyya-spevy-2005-2007.html

"Каляды на Раство.
7 студзеня 2013 года ў філіяле Веткаўскага музея народнай творчасці ў Гомелі адбыўся фэст каляднай песні ў якім узялі ўдзел фальклёрныя калектывы в.Старое сяло, Стаўбун. Калядныя гурты апроч спеваў цешылі прысутных тэатралізаванымі каляднымі сцэнкамі. Асабліва ўпадабалі гледачы абрады ваджэння казы, каня ды мядзведзя пашыраныя менавіта на Гомельшчыне. Традыцыйна каза лічылася сымбалем плоднасці, а ёйная поўсць была лекавай, таму, адным з рытуалаў было патрымаць казу за рогі, каб у надыходзячым годзе не хварэць. Прысутныя на фэсце з задавальненнем выконвалі калядныя рытуалы ды абрады.
Лічылася, што калядоўшчыкі пасланцы бога на зямлі, таму не даць, не адарыць калядоўшчыкаў было грахом. Прыхода калядоўшчыкаў чакалі да яго рыхтавалі грошы ды пачастункі. Хадзілі гурты звычайна з зоркай, якая ў дахрысціянаскія часы сымбалізавала сонца, а ў хрысціянскія віфліемскую зорку, якая запалілася пасля нараджэння Хрыста. Найбольш пашыраным было калядаванне на стары Новы год, але на Гомельшыне (напр. у Лельчыцікм р-не) калядавалі менавіта на Раство.
Пацешылі супрацоўнкі музея прысутных граннем на старадаўнікм беларускім інструменце дудзе.
На свяце пабывала журналістка Ларыса Шчыракова"
https://www.youtube.com/watch?v=qkd6FnggU5E

Святки и прысвятки.
Проект кружка "Добрабыт", руководитель Фролова Ж.Н.
https://www.youtube.com/watch?v=ITaUhS0qVlQ

БЕЛАРУСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ

УЗОРЫ ЛЁСУ
КОЛА ЧАСУ
КАМЕННЫЯ ДЗЕВАЧКI
https://www.youtube.com/playlist?list=PLdjmyKhXSxfdX_dQA-d1T1YA3OutXMdCa
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tam_erm



Зарегистрирован: 07.12.2012
Сообщения: 813
Откуда: Гомель

СообщениеДобавлено: 27 Dec 2015, Sun, 15:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Пахаванне стралы"
«Пахаванне стралы» символизирует прощание с весной и встречу лета, а также надежды селян на хороший урожай. Обычно в обряде принимаю участие только женщины, они водят хороводы, поют, а потом идут в поле к «житу», где закапывают «стрелу». Сам обряд известен только в Посожье.
Фото были деланы в д.Столбун 29.05.2014г.













Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sweet_home



Зарегистрирован: 22.06.2015
Сообщения: 275
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 27 Dec 2015, Sun, 15:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как интересно! Никак, народ стал к язычеству возвращаться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 121
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 29 Dec 2015, Tue, 23:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

sweet_home писал(а):
Как интересно! Никак, народ стал к язычеству возвращаться.


А мы далеко и не уходили от язычества, например -



Цитата:
Валун «Дед» находился в Минске, на берегу Свислочи, на улице Лодочной в районе теперешнего ресторана «Старое русло», что напротив лицея БГУ. Камень стоял сразу за забором дома № 2, по ул. Лодочной. Капище состояло из полусферического камня, креста, увешанного вышивными рушниками и помоста. Часть этого помоста лежала на земле и подходила к валуну. Вторая часть (около двух метров в ширину и метр в длину) нависала над водой реки Свислочь, он стоял на столбах, которые были вбиты в дно Свислочи. Помост служил знахарю-священнику для проведения службы.

До 1888 года на капище рос огромный священный дуб «Волат», горел неугасимый жертвенный огонь, рядом с которым жил его хранитель — «Старец» (знахарь-священник). Дуб «Волат», с сухим верхом и с большим дуплом, был в четыре обхвата (становилось четыре человека и обнимали его с раскрытыми руками), под дубом так же молились. Дуб получался в центре композиции: с одной стороны от дуба стоял валун «Дед», а со второй — жертвенник (алтарь) с огнём.

На самом камне ничего не палили, жертвенный огонь был недалеко от камня. Он горел на камнях и был обложен вокруг камнями. В диаметре он составлял 1 метр. Дно кострища было выложено камнями, а кругом выложен большими валунами, которые создавали круглую ограду. Высота такой ограды была около 30-40 сантиметров. На этом огне сжигали потроха овец, коз, свиней и петухов, которых приносили в жертву.

Раньше был ещё и второй огонь (жертвенник). Он стоял поближе к камню, за тем огнём. «Жертвенник» был выложен из камней размером 20-25 см, диаметр огня — 1,5 аршина, толщина стенки — около 25-30 см. Стенка была сложена из разных валунов на густой глине. Внутри был настил, сложенный из камней размером 20-25 см. Высота «жертвенника» была выше человеческого роста, около 2 аршин (под 1,8 метра). Глубина отверстия «жертвенника» — около 30 см. Высота камня была большая, около аршина, он имел шероховатую поверхность, стоял на расстоянии 3-х метров от берега Свислочи; а жертвенник находился в 10 метрах от камня. Этот ожертвенник скоро развалился — глина размокла и от огня появились трещины. После этого был сделан вышеописанный.

Вся площадка святилища была огорожена плетнями. Плетень был сооружён из еловых веток и окружал всю молельню. В высоту был около 2,5 аршин.

Все три предмета капища: дуб, камень и алтарь, почитались священными. Каждая предмет капища также имел своё название:

Священный дуб назывался Волат (Великан).
Камень — Дед, или Старец.
Жертвенник — Жыжа; или просто — огонь.
Место это, даже во второй половине XIX века, находилось в глуши под Минском (хотя сегодня это место уже недалеко от центра города). Кругом был густой лес: ель, осина, берёза, ольха. Языческая молельня получалась в чаще, средь болота, на плавком берегу Свислочи.




Цитата:
В начале XX века ни дуба, ни огня вокруг камня уже не было. Стоял один камень, капище на Лодочной улице было разрушено в 1905 году. Но службы и моления возле него проводить не перестали.

В конце 20-х годов XX века в молельне при камне хозяйничал сын Севастея, младший Севастей. Помост сложен был из брёвен и свисал над Свислочью. Но жертвенного огня при камне уже больше не раскладывали. Сам камень был увешан полотенцами и тканями. Севастей-младший был репрессирован в 1927 году.

В начале 1980-х годов сам валун был перевезён в Музей валунов, расположенный на окраине Минска, в микрорайоне Уручье, где находится и по сегодняшний день (2013 год). Хотя белорусские учёные из института истории Академии наук выдвинули идею восстановить языческое капище на прежнем месте, поясняя это тем, что камень, который называют «Дед», мог бы привлечь в центр города туристов.


https://ru.wikipedia.org/wiki/ед_(валун)


Так выглядело капище с валуном в середине XX века
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Stas



Зарегистрирован: 28.11.2014
Сообщения: 121
Откуда: РБ

СообщениеДобавлено: 06 Apr 2016, Wed, 12:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Белорусский эротический фольклор: «Дару табе бэз, каб на чужых жонак не лез!»
Ольга ИВАШЕНКО

К 1 апреля «Комсомолка» посмотрела, как белорусы шутили про ЭТО


В Беларуси собираются выдать любопытную книгу - «А кум кумку разуваў. Беларускi эратычны фальклор». Комсомолка прониклась многовековым народным творчеством и по-другому взглянула на «сцiплых» белорусов

Да-да, белорусский эротический фольклор есть, всегда был. И какой! Вот только раньше откровенная тема не была табу. Напротив, и сами люди, и народные поэты, и фольклористы щекотливую тему очень даже любили. Рыгор Бородулин в свое время даже собрал фривольные тексты в сборники «Вушацкі словазбор» и «Здубавецце» Причем последняя многих ввергла в шок.

- 10 лет назад под названием « Белорусский эротический фольклор» вышла научная работа Анатолия Федосика и Татьяны Володиной. В ней были собраны образцы народного фольклора ХІХ - начала ХХ вв., - рассказывает общественный деятель Глеб Лободенко. - Мы решили переиздать эту работу. По сути, в новый сборник вошел материал из той же книги. Теперь он более адаптирован для широкого круга читателей, но с сохранением местного колорита. Все материалы в книге разбили тематически, поработали над оформлением. К примеру, обложка книги тоже будет эротической, но ни в коем случае не вульгарной.

- А вы не боитесь, что читатели воспримут книгу в штыки? Тема-то щекотливая, - интересуюсь.

- Книга еще не издана, но уже имеет успех. Перед тем как запустить эту идею в дело, мы провели опрос. Спросили, хотят ли белорусы ее купить. Из более сотни опрошенных отказались только три. По религиозным соображениям: популяризацию обнаженного тела считают грехом. Но при этом прекрасно относятся к фольклору. Эротическая тематика присутствовала во всех жанрах белорусского фольклора. Это часть нашей культуры. И закрывать на это глаза не стоит.

Создатели нового издания белорусского эротического фольклора уверяют: новая книга –не сборник чернухи и порнухи. Содержимое – живой белорусский фольклор, а в нем и эротика, и народная мудрость, и яркие метафоры, и, конечно, « живая родная мова» .

Мы полистали новую книгу. Оказалось, толк в плотских утехах наши предки знали.



«Расцiце, агурочкi, як мужчынскiя х...чкi».

Обряды c эротическим подтекстом у наших предков были уготованы к каждому празднику. Считалось, что соблюдать их нужно по правилам и точно в срок, иначе потеряют свою магию. Вот несколько примеров.

- Брак в белорусской деревне в XIX - начале XX ст. был не личным делом, а обязательным. Чтобы найти суженых, проводили много любовных игр и обрядов. Было даже что-то вроде нашей «бутылочки» - «подушечки»: «Каго люблю - таго пацалую, падушачку пухавую таму падарую».

- Невинность до брака должны были сохранить не только невеста, но и жених. Как выводили на чистую воду? И жениха, и невесту садили на дежу (бочку, в которой замешивают хлеб). Сесть на нее могли только девственники. Обманешь - урожая не будет долгие годы, а скотина и дети в семье будут умирать. В примету верили, так что проще было признаться.

- Были и обычаи, связанные с рождением детей. Так, например, пуповину отрезали ровно на два пальцы. Отрезать короче - значит, уменьшить мужской «инструмент» и «дзеўкi да яго будуць неахвочыя». Сделать короткую пуповину девочке - «не будзе ахвочая да пяшчоты». При этом пупок мазали медом, чтобы сладкая была. Девочку при родах принимали в мужские штаны, а хлопца - в мамин подол, чтобы был успех у противоположного пола.

- Даже пахота и дождь у наших предков воспринимались как оплодотворение земли: «Ехаў плуг на чорны луг, за iм пара слуг; туды ехаў весел, а адтуль - галаву звесiў». А чтобы повлиять на урожайность, сеять мужчина выходил без портков, но в длинной рубашке. Так, например, в некоторых деревнях до сих пор считается, что огурцы должен сажать мужчина без штанов, приговаривая: «Расцiце, агурочкi, як мужчынскiя х...чкi». А наутро, чтобы лучше росло, надо еще и потрясти хозяйством над грядкой.


Белорусский эротический фольклор был мягким, непошлым, но с множеством ярких образов. Фото: upinfo.ru

Женщины обязательно сажали капусту, брались при этом за голову и говорили: «Будзьце мае качаны такімі крэпкімі, як галава». А потом обхватывали руками попу и выдавали: «І такімі вялікімі, круглымі, як ср...ка!» И это не было чем-то пошлым. Так действительно говорили и думали. А сейчас вот лунные календари составляют.

- Сексуальная жизнь по белорусским традициям строго регламентировалась. К примеру, в канун больших праздников это категорически запрещалось - считалось, что зачатые в это время дети рождаются злодеями или калеками. Запрещалось «это» и перед любым делом, наделенным сакральным смыслом, - посевной, выпечкой хлеба, охотой, первым выгоном скотины...

И «конiка паiлi», и «у ступе таўкачом таўклi»

Прямых наименований в белорусском эротическом фольклоре было минимум. Напротив, он был очень мягким, непошлым, но с множеством ярких образов. Их придумали даже для обозначения мужских и женских половых органов.

К примеру, если говорить о животной символике, то для женщин это ряд мелких пушистых зверьков (бобер, выдра, ласка). «Кум кумку разуваў, пад падолiк заглядаў, ай, ты, кумка, што за звер, я баюся, каб не з'еў!»

Для мужчин это волк, собака, петух, заяц, козел, конь. Ну, вот теперь понятно, откуда «паенне каня» пошло.

Если брать предметы, то женские обязательно будут округлой формы и со щелями (ступа, горшок, хамут, венок), а мужские - продолговатые (нож, шило, огурец, гребень). «Ой, бабка мая, у цябе карытца, у мяне ёсць парсючок, дай яму парыцца!»



Создатели нового издания белорусского эротического фольклора уверяют: новая книга –не сборник чернухи и порнухи. Фото:upinfo.ru

«У нашага татулькі паміж ног - баўтулькі »

Фееричный образец тонкого белорусского эротического фольклора - «стыдныя загадкі» Ответы у них невинные, а вот звучат весьма многозначительно. Такие загадки рассказывали даже детям, принимая их аккуратно во взрослую жизнь. Вот вам парочку.

- Мяне мілы спалюбіў, сярод поля заваліў:

Грэх ня грэх, а мне хочацца. (Сон)

---------

- Дырачка, дырачка, А кругом - валосікі. (Вока)

---------

- Зверху чорна, Унутры красна. Як усунеш, дык прэкрасна. (Галоша)


Поговорка, песня и частушки у наших предков были на любой случай жизни. Фото: vk.com

«Ой, ідзіце, дзеўкі, замуж за Івана Кузьміча. Бо ў Івана Кузьміча здаравенная сьвяча»

Как обычно поздравляем молодоженов? Правильно, сдираем поздравление в интернете или импровизируем. А ведь у наших предков в запасе были фееричные заготовки по этому поводу. Можно брать на вооружение.

Жениху

Дару агурэц, каб добра стаяў канец.

Дару аловак, каб малады маладую пацалаваў у падолак.

Дару табе бэз, каб на чужых жонак не лез.

Дару запалкі, каб малады ставіў добрыя палкі.

Дару ў кут, каб стаяў як прут.

Дару петухом, каб не ляжаў уверх трыбухом.

Невесте

Дару гарбатай, каб мужык не быў рагаты.

Дару гарбуз, каб праз год нарадзіўся карапуз.

Дару медзякамі, каб не гуляла з чужымі мужыкамі.

Дару, маладзенькая, ніткай, каб не трэсла лыткай.

Дару ражку проса, каб не хадзіла боса.

Дару цукерку, каб маладая падняла сукенку.


Белорусский эротический фольклор есть, всегда был. И какой! Фото: rm.tvrmogilev.by

«Мяне мілы тузаў, тузаў. Думаў, што я без рэйтузаў»

Поговорка, песня и частушки у наших предков были на любой случай жизни. Читаешь - и становится понятно: это вам не Советский Союз. Секс у наших пращуров был.

- А старой сто гадоў, а старому дзьвесьце.

Стары лесьвіцу майструіць, каб на бабу ўзлезці.

---------

- Ня хадзі за рэчачку, замочыш авечачку,

Ня хадзі за быструю, замочыш сукрыстую.

---------

- Чаму тады не прышоў, як я жыта жала,

Куды рукі, туды й ногі, дагары ляжала.


Обряды c эротическим подтекстом у наших предков были уготованы к каждому празднику. Фото: production.affinity.by

---------

- Гарманіст у нас адзін, як цвяточак аленькі.

Сам бальшой, баян бальшой, А ў штанішках - маленькі.

---------

- Я, бывала, ўсім давала на гарачай на пячы.

Мяне маменька ругала, што працерла кірпічы.

---------

- А што, што ды ў нас было,

Чатыры чаленцы ды радам было,

А пятае шыла гарэлачку саладзіла.

---------

- А ў дзеда кулямёт, а ў бабы міна.

Заражалі ўсю ноч, білі да Берліна.

---------

- Дзед кажух шые, бабіна душа ные,

А дзед кажух дашыў, сем раз за ноч прасіў.

---------

- Ух - ці, Марусіца, хвартух у цябе калышыцца.

Пасярод хвартуха ці вашыца, ці блыха.

---------

- Ня ўцякай, бабулька, дворна,

У цябе пад пупам чорна.

Ня ўцякай, бабулька, з раду,

Уторкну дудучку ззаду.

Пастаі, бабулька, у кутку,

А я разганюся ды ўткну.

------------

- Адна курка без хваста -

Тая дзевачкам сястра.

Ты, міленькі, не балуй,

Пры народзе не цалуй.

У поцёмачку, адну,

Незаметна нікаму.

http://www.kp.by/daily/26511/3380119/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум сайта «Глобус Беларуси» -> Путешествия -> Культура и искусство Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы