| Предыдущая тема :: Следующая тема   | 
	 
	
	
		| Автор | 
		Сообщение | 
	 
	
		В. Шелёмин
 
 
  Зарегистрирован: 23.10.2008 Сообщения: 401 Откуда: Санкт-Петербург, Россия
  | 
		
			
				 Добавлено: 11 Feb 2022, Fri, 18:38    Заголовок сообщения: Архангельская область, лето 2021 | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				Давненько не ездил я на Север более-менее всерьез, в последние два года больше пяти дней не выходило, и то всё по старым местам (кроме Бесова Носа). Но вот, наконец, великий и ужасный Архавтодор сделал для меня несколько приемлемых дорожек к интересным местам – пора ехать. Маршрут получился такой: Выборг –Сортавала - Пряжа – Медгора – Пудож – Каргополь – Брин-Наволок – Архангельск – Веркола – Кимжа – Лешуконское – Архангельск – Ненокса – Пурнема – Архангельск – Вельск – Вологда – СПб. Менее интересные объекты буду пропускать, т.к. точек посетили много, но не всё впечатлило. Благодаря сухому лету проблем с проходимостью у Логана не возникало. Цены, знамо дело, на лето 2021.
 
 
По делам и переночевать заехали в Архангельск. Оттуда с утра – в Верколу по правому берегу Двины. От Архангельска до Белогорского дорога неплохая, в основном асфальт. Она уходит на Пинегу – Мезень, а в нужную нам сторону начинается дрянь – грейдер с ямами, раздолбанная бетонка с торчащей арматурой… В общем, очень медленно. Понтоны в Паленьге и Ясном довольно корявые, будьте аккуратны. От Карпогор до Верколы – хороший грейдер.
 
В Верколе остановились в гостевом доме «Татьянина изба», 1200 р. с человека за ночь с завтраком и ужином. Хозяйка – знамо дело, Татьяна (+7 (921) 490-41-06) – большая умница, владеет информацией о всей округе: состояние дорог, телефоны лодочников и паромщиков, населенность деревень (дачники или постоянные жители) и т.п.. Изба – она и есть изба, настоящий 19 век, целиком приспособленная для приема максимального количества гостей. При объявленной вместимости 32 человека при нас там жило 39, в основном (по виду и повадкам) – компании студентов-гуманитариев с руководителями. В общем, было весьма суетно.
 
Обилие явно организованных постояльцев объясняется просто: Веркола – родина писателя Федора Абрамова, описанная им в нескольких романах. Есть довольно много поклонников его творчества (и личности) – как среди литературоведов, так и любителей. Мы не относимся к их числу, хотя спектакль «Братья и сестры» в питерском МДТ в своё время произвел впечатление. К сожалению, благодаря этому земляку Веркола во многом превратилась в выставочную деревню с муляжами и инсталляциями. Подлинные пинежские и мезенские деревни мы увидели позже.
 
Короче, мы не стали тратить время на скамейку, с которой Ф.А. любил смотреть на закат, и пень, за которым он любил пить чай, попросили Татьяну связаться с лодочником и проследовали на другой берег Пинеги, в Артемиево-Веркольский монастырь. Лодочник из монастырских, перевозит туда и обратно, но созвониться надо обязательно, он на берегу не дежурит.
 
В монастыре, среди нескольких построек средней интересности, есть изюмина – Ильинская церковь конца 17 века.
 
 
 
  
 
 
 
Большой эклектичный Успенский собор сохранил крыльцо, основной объем
 
 
 
и вычурную апсиду,
 
 
 
прочее уничтожено, в т.ч. балкон по периметру. Жаль, необычное решение.
 
На монастырском берегу Пинеги – пляж, но река нынешним летом очень мелкая, поплавать толком не удалось. В июле, хоть и светло допоздна, но после 18 часов налетает мошка – имейте в виду!
 
Следующим утром выяснили у Татьяны, как правильно добраться в Едому. Оказалось, паром из д. Шотова ходит с раннего утра до полуночи по мере комплектования групп желающих переправиться, без расписания. От парома до Кевролы отличный грейдер, дальше дорога ухудшается, и возле участка с глубокими колеями мы остановились. 700 метров пешком – и нам открылась практически нетронутая новейшими веяниями деревня, весьма, впрочем, населенная. Встретились и отдельно стоящие амбары,
 
  
 
 
 
и целый амбарный городок,
 
 
 
действующий колодец
 
 
 
и недействующий…
 
 
 
Избы абсолютно исконного вида, даже с нерастесанными окнами.
 
 
 
За деревней, на мысу – Никольская церковь конца 17 века с колокольней.
 
 
 
Вот церковь не уберегли – на фото 1986 г. она с пятиглавием, очень напоминает кимженскую, о которой позже. Сейчас, к сожалению, из оперения осталась только бочка с главкой.
 
  
 
 
 
Зато на колокольню можно забраться и поглядеть на Пинегу. Хороша.
 
 
 
На сдачу – заваливающаяся, но симпатичная Георгиевская часовня (1720 г.) в Чешегоре.
 
 
 
Наутро перебазируемся в Кимжу, приезжаем к вечеру (я предупреждал – всё очень медленно. Из района Карпогор дороги на Лешуконское нет, невзирая на указатель – это зимник! Пришлось вновь колупаться по плитам до Белогорского, а там – по неплохому Мезенскому тракту, с помпой открытому в 2008 г.).
 
В Кимже устроились в избе славной Нины Николаевны (тел. +7-81848-59411), 1500 с носа за ночь с вкуснейшими завтраком и ужином до отвала. Старая изба чуть поменьше, чем татьянина, зато в Кимже не уродились советские писатели, и жили мы в этой избе одни с хозяйкой. Это уже настоящий Север (65,6° с.ш. - почти полярный круг), и избы в селе соответствуют.
 
  
 
  
 
  
 
 
 
Таких там много, украшенных конями,
 
 
 
а некоторые ещё и с излишествами.
 
 
 
Есть и амбары,
 
  
 
 
 
и две мельницы, стоящие на своих местах.
 
  
 
  
 
 
 
Интересная примета Мезени и Лешуконья – изобилие обетных, придорожных и кладбищенских крестов, украшенных резьбой. Старейший из сохранившихся, 19 в., как раз в Кимже.
 
 
 
Наконец, самый по праву знаменитый достоприм села – Одигитриевская церковь (1700-1709). Отреставрирована совсем недавно, красавица.
 
  
 
 
 
Два кимженских музея были осмотрены бегло: один – с прялками, вышивками и посудой, второй – как раз с деревянными крестами, но экспозиция невелика, и на местности кресты гораздо интереснее. Зато там обнаружилась расшифровка криптограмм, присутствующих на всех здешних крестах.
 
 
 
В общем, побывав в Едоме и Кимже, в музей Малые Корелы можно не ходить…
 
Ещё продолжу. | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
		В. Шелёмин
 
 
  Зарегистрирован: 23.10.2008 Сообщения: 401 Откуда: Санкт-Петербург, Россия
  | 
		
			
				 Добавлено: 11 Feb 2022, Fri, 18:55    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				Следующий день был посвящен Лешуконью. На подъезде к переправе через Мезень – огромный поклонный крест 19 в., охраняемый государством как памятник культуры.
 
 
 
Вот и сама Мезень – в разы шире Пинеги, но этим летом тоже маловодная.
 
 
 
За понтоном тракт уходит налево, в райцентр Мезень, а нам направо, по старой дороге Мезень – Лешуконское. Дорога очень мягкая, с песчаными барханами, в сухую погоду проблем не было, а после дождя, говорят, можно увязнуть и на УАЗе.
 
В поле у д. Петрова – неожиданный по облику крест:
 
 
 
Сам крест – новодел, а фигура Христа в пеленах старая, начала 20 века.
 
В д. Погорелец обещано было две исторические мельницы, но до нашего приезда дожила лишь одна, от второй осталось основание.
 
 
 
На выселках д. Палуга – Георгиевская часовня 1880 г.
 
 
 
с крестом внутри.
 
 
 
Такое впечатление, что часовню построили вокруг креста.
 
Кладбище в Заозерье – всё, целиком – объект культурного наследия. Причина – всё те же кресты. Их здесь десятки, самые старые – начала 20 в., самые поздние – 1930-х гг..
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
Встречаются и столбики, тоже с вырезанными текстами.
 
 
 
Традиции соблюдались жестко: на всех крестах, виденных нами, Адамова голова выглядит абсолютно одинаково:
 
 
 
Никольская церковь в Заозерье (1890) недавно отреставрирована правильными материалами.
 
  
 
 
 
А на одной из изб сохранилось вот такое:
 
 
 
Мезень у понтона на Лешуконское.
 
  
 
 
 
Широченная пойма у д. Большая Нисогора – можно представить, как это выглядит, когда Мезень течет во всю ширину.
 
 
 
Покровская церковь (1900) в Большой Нисогоре эффектно поставлена над обрывом.
 
 
 
Ночуем в Кимже и возвращаемся в Архангельск. Ещё два фото Пинеги – с набережной одноименного райцентра
 
 
 
и близ турбазы Голубино (не для простых пенсионеров).
 
 
 
 
 
На всякий случай: с общепитом за все эти дни не познакомились ввиду его практического отсутствия, но лучшую выпечку в своей жизни (кроме домашней, конечно) мы покупали в райцентре Пинега вот здесь: 64.698472, 43.394419
 
Из Архангельска утречком следуем в Нёноксу. Всепогодную дорогу для любого авто открыли в августе 2020 г., но просто так с улицы туда не попадают, нужно делать пропуск (например, через Северодвинский городской краеведческий музей (musey29.ru)). Пока достаточно отослать им на эл. почту копию паспорта, номер авто и договориться о дате и времени, когда в Северодвинске на борт подсядет сопровождающий экскурсовод. Цена вопроса – 5000 р. на группу до 10 человек. Устроено это, конечно, не ради сохранения исторического облика, а ради ядреного полигона и исследовательского центра, корпуса которого видны из любого места села. Соответственно, население работает преимущественно там, и никакого облика в целом не сохранилось – поселок как поселок. А вот что уцелело:
 
 
 
 
 
 
 
 
Тройник погоста Нёнокса, один из немногих оставшихся, строился с 1727 по 1834 гг. на месте сгоревшего в 1725 г. ансамбля из трех церквей и колокольни.
 
Зимняя Никольская церковь (1763).
 
 
 
 
 
Летняя Троицкая церковь (1727).
 
 
 
 
 
 
 
 
Ансамбль снаружи полностью отреставрирован, сейчас на реставрации интерьер Троицкой церкви.
 
Небеса на реставрации:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поднялось село в своё время на соледобыче. По берегам невзрачной речки
 
 
 
было выкопано много скважин, откуда соленый раствор поступал самотеком. Объем производства был самым большим в Поморье, недаром к 17 в. на промыслы наложили свою лапу монастыри. Последняя солеварня проработала до 1946 г., сейчас от неё остались бревна и полузасыпанная скважина.
 
 
 
А соляной амбар 19 в., в котором сейчас небольшой музей соли, стоит на берегу пересохшего озера, через которое раньше существовал выход в Белое море.
 
 
 
Отвезли экскурсовода в Северодвинск и перед ночлегом заехали в Ижму. Преображенская церковь (1676) – одна из самых оригинальных с виду деревянных церквей, напоминающая крепостную башню и, к тому же, окруженная рвом.
 
 
 
Есть мнение, что первоначально она была пятишатровой, наподобие собора в Кеми, но в 1717 г. местный иерарх перениконил Никона и повелел заменить шатры куполами. Шатры снесли вместе с приделами и апсидой. Т. о., стены с узенькими окнами-амбразурами были до переделки внутренними.
 
  
 
 
 
Ещё раз ночуем в Архангельске и едем в Пурнему. По пути – урочище Куртяево, где с 1987 г. в лесах стоит церковь Алексия, человека Божия (1721).
 
 
 
Неподалеку – источники с Куртяевской минеральной водой. Она там бьет отовсюду, на мой вкус – тухловатая.
 
 
 
На Онежском тракте в 64.486707, 38.261511 – вполне приличная едальня.
 
Дорогу в Пурнему более-менее устроили в конце прошлого десятилетия. Большей частью это технологическая лесовозка разной степени паршивости, последние 6 км – новый грейдер шириной в один автомобиль. Село живописное, но старых поморских домов в первозданном виде мы не увидели. А шатровая церковь Николая Чудотворца (1618) - очень правильная.
 
  
 
 
 
Увы, состояние предаварийное, но бывает и хуже...
 
На обратном пути в Архангельск заехали, наконец, в Рикасово. Это настолько просто по сравнению с остальными точками, что я уже лет 15 откладываю её на потом. Всё, пора.
 
Сретенская церковь (1808-1827) построена в традиционном стиле, неплоха.
 
 
 
А деревянная Покровская (1683) – из лучших образцов.
 
  
 
  
 
 
 
Последний ночлег в Архангельске (снимали через суточно.ру) – и потихоньку к дому. Для начала доехали до Вельска, зацепив по дороге несколько объектов, из очень приглянувшихся – шатровая убитая Владимирская церковь (1755) в Меландово (10 км от трассы по кривым бетонным плитам):
 
  
 
 
 
Воздвиженская часовня (1750) в Васильевском (от трассы грейдер, в деревне пешком в лес):
 
  
 
 
 
Часовня Прокопия Устьянского (1870) в Поречье, свежереставрированная:
 
  
 
Расписной дом в Юхнево:
 
  
 
 
 
 
 
В Вельске заночевали в гостинице «Кают-Компания» (Революционная улица, 105, приемлемо).
 
С утра, до открытия музея, скатались в Возгрецовскую – деревянная Ильинская церковь (1756)
 
 
 
 
 
и Гридинскую – деревянная же Никольская церковь (1790). 
 
 
 
 
 
По пути, в д. Березник, обнаружили два замечательных объекта 19 в. – пожарную каланчу
 
 
 
 
 
и избу Кубенникова.
 
 
 
 
 
 
 
 
Оба сейчас принадлежат Вельскому краеведческому музею, куда мы и направились. Утварь и современные картинки местных художников не очень заинтересовали, а вот Музей домовых росписей Поважья, на мой взгляд, обязателен к посещению. Размещен он в избе Кичева 19 в.,
 
 
 
 
 
украшенной традиционными львом и единорогом (откуда это?).
 
 
 
 
 
 
 
 
В экспозиции – фрагменты наружных росписей, в особенности круты работы маляров-отходников Петровских. Портрет хозяйки,
 
 
 
 
 
хозяина (типичный балканский крестьянин, загадка),
 
 
 
 
 
всё тот же лев…
 
 
 
 
 
После музея, увы, двинулись к дому. Было ещё несколько точек, но среднего качества. На прощание – вид на Поважье из д. Середняя под Вельском.
 
 
 
 
 
И два объявления на дверях Казанской церкви в Устюжне:
 
 
 
 
 
Такие уместно развесить во всех действующих храмах…
 
От Вологды до Череповца вся дорога в ремонте. Мучение, не езда.
 
Вот, примерно так. | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
		GlobusBelarusi Site Admin
 
  Зарегистрирован: 06.10.2008 Сообщения: 11684 Откуда: Минск
  | 
		
			
				 Добавлено: 11 Feb 2022, Fri, 21:24    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				| Просто чудесно. | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
		КИНДУС
 
  
  Зарегистрирован: 05.04.2009 Сообщения: 1963 Откуда: Минск
  | 
		
			
				 Добавлено: 15 Feb 2022, Tue, 11:07    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				Хорошая поездка. 
 
Вроде и кресты и церкви, а везде языческие символы - львы и единороги, лошади на коньках крыш. Кресты с "крышей" тоже не христианские, в лучшем случае старообрядские. Ну и если убрать луковицы с "церквей", получим католические или лютеранские кирхи, норвежские ставкирки. | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
		В. Шелёмин
 
 
  Зарегистрирован: 23.10.2008 Сообщения: 401 Откуда: Санкт-Петербург, Россия
  | 
		
			
				 Добавлено: 15 Feb 2022, Tue, 16:27    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				 	  | КИНДУС писал(а): | 	 		  | Ну и если убрать луковицы с "церквей", получим католические или лютеранские кирхи, норвежские ставкирки. | 	  
 
Даже если заменить луковицы драконами, ставкирка не получится. Типическая особенность ставкирки - бревна основного объема установлены вертикально. У нас на Севере, насколько мне известно, так не строили. | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
		Zmicier
 
  
  Зарегистрирован: 19.10.2008 Сообщения: 2485 Откуда: Менск
  | 
		
			
				 Добавлено: 19 Feb 2022, Sat, 22:26    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				Какой-то параллельный мир...очень интересно!
 
Когда-то довелось побывать в Архангельске. Жалею, что не было возможности прокатиться за пределами города. Белые ночи впечатлили (впервые видел!). | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
		ВалероС
 
  
  Зарегистрирован: 25.12.2011 Сообщения: 1907 Откуда: ГРОДНО
  | 
		
			
				 Добавлено: 08 Mar 2022, Tue, 8:52    Заголовок сообщения:  | 
				      | 
			 
			
				
  | 
			 
			
				 	  | КИНДУС писал(а): | 	 		  | если убрать луковицы с "церквей", получим | 	  
 
Получим простой сарай, амбар. ))
 
А так видим русское деревянное зодчество. В те времена – обыденные постройки, теперь – историко-культурное наследие.
 
Диво чудное - современному глазу. | 
			 
		  | 
	 
	
		| Вернуться к началу | 
		 | 
	 
	
		  | 
	 
	
	| 
	  
	 |  
	
	 | 
	  
	 |  
	
	
	
	
		 | 
	 
 
  
	 
	    
	   | 
	
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
  | 
   
 
 
 
		 |